Сделай Сам Свою Работу на 5

Модели корпоративного управления, их характеристика.





Существует 2 основные модели корпоративного управления:

  1. Англо-американская;
  2. Германская.

Англо-американская модель характеризуется:

- наличием подавляющего числа акционерных обществ как формы организации крупных компаний;

- сильным влиянием фондового рынка на корпоративные отношения, т.е. структура акционерного капитала рассредоточенная, много мелких акционеров;

- совет директоров выполняет надзорные функции через независимых директоров и исполнительные функции – через исполнительных директоров одновременно, т.е. через единый штат корпоративного управления.

Германская модель характеризуется:

- незначительным количеством ОАО;

- сильным влиянием банковского финансирования вместо акционерного;

- контролем за эффективностью работы менеджмента со стороны совета директоров, а не рынка корпоративного контроля. Акционерный капитал сильно концентрирован, т.е. делится между несколькими крупными акционерами;

- управление корпорацией двухуровневое с чётким разделением надзорных функций через наблюдательный совет и функций исполнения – через правление корпорации.

В РФ тяготеют к германской модели, но:



1. Только у 10% компаний уровень корпоративного управления оценён как «относительно хороший».

2. Многие компании не знают о кодексе корпоративного поведения.

3. Многие советы директоров в АО превышают свои полномочия, в их составе очень много независимых членов совета директоров. Лишь в 14% компаний количество независимых директоров соответствует кодексу корпоративного поведения.

4. Вознаграждение членов совета директоров на очень низком уровне, мало коллегиальных исполнительных органов.

5. Многие компании не выполняют обязательств по выплате дивидендов, т.е. либо не выплачивают вовсе, либо с опозданием.

6. Структура собственников компании остаётся хорошо охраняемым секретом.

 

ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ ВИДЫ КОРПОРАЦИЙ
По широте географического охвата Транснациональные – это корпорации, осуществляющие основную часть своих операций за пределами страны, в которой они зарегистрированы (чаще всего в нескольких странах, где корп.имеет сеть отделений, филиалов, представительств) Межгосударственные – корпорации, получившие право осуществления деятельности на территории другой страны путем заключения соглашения между гос.органами страны её регистрации и другой страны. В случае создания международной ФПГ на основании межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной или международной ФПГ. Национальная – осуществляет деятельность в масштабах всей страны, в которой она зарегистрирована Отраслевая – в рамках одной отрасли нац.экономики (как правило, узко диверсифицированная компания) Региональная корпорация, в состав которой входят компании, зарегистрированные на территории 1 региона (объединения, ФПГ) П-ие – это корпорации, представляющие собой самостоятельный обособленный имущественный хозяйственный комплекс, не являющийся объединением нескольких юридических лиц
По целям создания Коммерческие корпорации – создаются для извлечения прибыли в ходе своей деятельности Некоммерческие – не рассчитывают на получение прибыли, это правительственные, городские, муниципальные, политические объединения, благотворительные, религиозные, посвятительные и т.п. институты

По типу объединения капиталов:



ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ КОМПАНИИ СУЩНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМПАНИИ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОСНОВЕ
1.холдинг Группа компаний, где управляющая компания владеет контрольным пакетом акций других компаний и выполняет по отношению к ним контрольные функции Образуется группа компаний, основанных на участии в капитале, появляется возможность контролировать зависимые и дочерние компании
2.концерн Это объединение на долгосрочной основе компаний, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности, где в качестве материнской выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольного пакета акций дочерних предприятий. от холдинга отличается доминантной собственной оперативной деятельностью Свойственными концерну являются централизация оперативного управления, жёсткие связи и ориентация на длительный срок функционирования, что соответствует целям объединения, предусматривает долгосрочный характер взаимодействия
3.финансово-промышл. группа, ФПГ Совокупность юр.лиц, действующих как основные и дочерние общества, объединившие свои активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции. Характерная особенность ФПГ – наличие в составе группы функционально разных капиталов Объединения финансового и промышленного капиталов предполагается при реализации крупных инвестиционных проектов, широкие возможности формирования системы участия в ФПГ делают данную форму подходящей для управления проектом
4. конгломерат Объединение по производству технологически не связанной продукции. Своего рода замкнутый рынок капитала, в рамках которого идёт концентрация денежных средств от диверсифицированных видов деятельности Широкая децентрализация управления, ответственность за принятие решений и обеспечение прибыльности возлагается на сами филиалы. высшее управление не занимается текущим планированием и сосредотачивается лишь на принятии стратегических решений. как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых и других функциональных связей.
5.трест Объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство деятельностью осуществляется из единого центра, общая прибыль треста делится в соответствии с долевым участием отдельных предприятий Это самая жёсткая из всех рассматриваемых форм, т.к. в рамках треста объединённые компании теряют юридическую, хозяйственную, производственную самостоятельность. При этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятия, а не какая-либо сторона, как в картели или синдикате. Все объединённые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство всем производственным комплексом.
ДОГВОРНЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1. консорциум Временный союз независимых компаний, целью которого являются разные виды их скоординированной деятельности. Организация консорциума оформляется соглашением. Данная форма удобна для совместной борьбы за получение заказов, проектов, их совместное исполнение. Преимущество -срочность объединения. Недостаток – компании не интегрируются, а лишь объединяют ресурсы, => меньше возможностей для взаимного контроля и не возникает системы участия. компании полностью сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением цели консорциума. компании могут входить в состав нескольких консорциумов, т.к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов
2.синдикат Объединение однородных промышленных предприятий, созданных в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору Участники сохраняют юридическую, производственную самостоятельность, но ограничиваются в коммерческой. централизованно производится сбыт продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган может реализовываться не вся, а только часть продукции участников синдиката. закупка сырья для участников синдиката осуществляется так же через сбытовую контору
3.строительный альянс Соглашение о кооперации 2х или более независимых компаний для достижения определённых коммерческих целей. Получение синергии объединение взаимодополняющих стратегических ресурсов компании 1 из типов альянса. цель – реализация инвестиционных проектов. недостаток – не создаётся система участия, => снижение возможности взаимного контроля и координирования участников альянса. Альянс не является самостоятельным юр.лицом
4.картель Объединение компаний одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности Форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли. сохраняются права собственности участников картели на свои предприятия, обеспечивается хозяйственная, экономическая, юридическая самостоятельность. Как правило, объединение компаний одной отрасли, ведётся совместная деятельность по реализации продукции, которая может распределиться и на её производство
5.пул Временное объединение компаний, отличающееся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд и распределяется между ними согласно установленным пропорциям Организационная форма интеграции. является одной из форм монополистических объединений компаний и разновидностью картели. объединение компаний в пулы имеет часто временный характер, устанавливаются общие правила разделения расходов и прибыли
6.объединение предпринимателей (ассоциация, союз) Добровольное объединение юр. и физ.лиц для достижения общехозяйственной, научной, культурной и какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели Самая мягкая форма интеграции, создающаяся в целях кооперации деятельности рекомендационного характера, возможна централизация определённых функций. (в основном, информационного характера). члены ассоциации не отвечают по обязательствам других членов. ассоциация не даёт возможности получения коммерческой выгоды.

 



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.