Сделай Сам Свою Работу на 5

Корпоративные финансы как экономическая категория





Экономическая природа корпорации: ее сущность и признаки

Сущность и признаки корпорации. Цели объединения в корпоративные структуры. Пути формирования корпорации. Преимущества и недостатки корпоративного объединения. Отличи-тельные особенности корпорации.

Экономическая сущность корпорации, ее отличительные особенности.

 

Основные идентификационные признаки, позволяющие раскрыть сущность понятия корпорации:

 

1) Корпорация как юридическое лицо;

 

2) Корпорация как синоним акционерного общества;

 

3) Корпорация как искусственное образование;

 

4) Корпорация существует на основе договорной теории или теории контрактов.

 

5) Корпорация существует на основе широкого подхода к целям деловой организации.

 

Корпорация – это (1) объединение юридических лиц хозяйствующих субъектов в организацию, представляющую собой структурированную группу членов-участников, (2) вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения (3) по поводу формирования и использования акционерной собственности для (4) достижения желаемого результата, как синергетического эффекта интеграционного взаимодействия.



 

Цели объёдинения в корпоративные структуры:

 

Повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса;

Перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности;

Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на него.

Проведение технического перевооружения на инновационной основе.

Вхождение в интернациональный бизнес и на международные рынки.

Получение определённых преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка.

Получение разнообразной маркетинговой, консалтинговой и другой помощи.

 

Пути создания корпораций, преимущества и недостатки объединения.

 

Пути создания:

 

По инициативе государства;

 

- Преобразование государственных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации;

 

- Создание новых АО или государственных корпораций со 100% государственной собственностью.



 

Создание корпорации заново «с нуля».

 

Преимущества объединения:

 

Концентрация средств, недосягаемая для индивидуальных владельцев, которая позволяет расширить возможности производства продукции и долю на рынке.

Снижение удельных затрат на единицу продукции или экономия на затратах как результат масштаба производства.

Распределение рисков и ответственности между участниками, что снижает возможные потери каждого.

 

Недостатки объединения: потеря финансовой, а иногда и производственной самостоятельности и независимости при объединении компании.

 

Отличительные особенности корпорации:

 

1. Независимое существование корпорации от собственников означает, что корпорация как самостоятельное юридическое лицо владеет имуществом и распоряжается результатами своей деятельности. Акционеры или участники корпорации являются собственниками акций, но не имущества. Акционеры и корпорация взаимосвязаны, так как акция даёт право получения доходов, участие в управлении и на часть имущества корпорации при её ликвидации. Акция отражает обязательственные права. Акционер не отвечает по долгам а.о. Ответственность акционера ограничена и его потери не могут быть больше, чем он вложил в покупку акций.

 

2. Особый характер перехода собственности проявляется через продажу акций. Акция может переходить от одного к другому владельцу, но само а.о. не прекращает своего существования, происходит лишь переход доли или пая в стоимостном выражении, а не в натуральном. Так как акция отражает стоимость капитала а.о. приходящегося на 1 акцию. Особенность передачи собственности в РФ зависят от типа а.о. в ОАО – нет ограничений на передачу акции внешним инверсорам. В ЗАО существует особый порядок. Акции предлагаются акционерам ЗАО, во вторую очередь самому ЗАО, в третью внешним инвесторам. При этом отказ ЗАО выкупить собственные акции оформляется выпиской о собрании акционеров.



 

3. Отделение собственности от управления. В корпорациях, особенно в крупных собственники не в состоянии осуществлять оперативное управление. Поэтому они передают права на управление наёмным менеджерам, которые представляют их интересы как внутри общества, так и во внешних учреждениях. Поскольку менеджеры не всегда используют свои полномочия в интересах акционеров, со стороны общества необходим контроль за их деятельностью. Контроль осуществляется с помощью 3-ёх звеньев:

- Общее собрание акционеров;

- Совет директоров;

- Исполнительный орган.

Корпоративные финансы как экономическая категория

Корпоративные финансы как экономическая категория. Субъекты корпоративных финан-совых отношений, характеристика их экономических интересов. Внутрифирменные и внефир-менные участники корпоративных финансовых отношений. Объекты корпоративных финансо-вых отношений. Содержание отношений: финансирование и инвестирование. Двойственная природа корпорации, обусловленная ее присутствием на товарном и финансовом рынках.

Корпоративные финансы как экономическая категория.

 

Корпоративные финансы в зарубежной практике – система объективных закономерностей и правил, определяющих взаимоотношения между всеми участниками финансовых рынков, в основе которых лежит рыночная стоимость акций.

 

Корпоративные финансы с точки зрения кафедры ЦБКФИ – совокупность экономических отношений между различными группами участников по поводу формирования и использования собственности, опосредованной движением стоимости ценных бумаг.

 

Участники или субъекты отношений в корпорациях:

 

- Внутрифирменные – работники, акционеры, менеджеры, топ-менеджеры.

 

- Внефирменные участники корпорации – кредиторы, поставщики и покупатели, государственные органы, финансовые институты, дочерние и зависимые общества.

 

Все они вступают в определенные корпоративные отношения как внутри корпорации, так и вне её. Область корп. Отношений шире, чем финансовых, так как в сферу корп. отношений входят такие заинтересованные лица, которые непосредственно не являются участниками корпорации:

 

1. Население той территории, где функционирует корпорация. Здесь корп. Реализует свои товары и услуги. Население их покупает и в праве ожидать от корпорации участия в местных проблем.

 

2. Общество в целом, корпорации оказывает влияние на общество в международном и национальном масштабе и поэтому общество в целом ждёт участия корпорации в решении проблем национального и международного масштабов.

 

Внутрифирменные отношения:

- корпорации – акционеры;

- корпорации – менеджеры;

- корпорации – сотрудники;

- менеджеры – работники;

- акционеры – менеджеры;

- акционеры – работники.

Акционеры обеспечивают само существование корпорации, являются поставщиками акционерного капитала, среди них могут быть:

- Юридические и физические лица;

- Внутренние и внешние акционеры;

- Резиденты и нерезиденты;

- Крупные и мелкие акционеры;

- Частные акционеры и само государство.

У всех этих групп может быть разное отношение к развитию корпорации, но все они акционеры одной и той же корпорации и цель их – приращение вложений, а так же повышение ликвидности акций.

Наёмные работники – предоставляют корпорации свою способность к труду, принадлежащие им навыки и умения и поэтому заинтересованные в удовлетворении своих и своей семьи потребностей: Справедливая и своевременная оплата труда; возможность получения материального вознаграждения за качество труда; обеспечении социального пакета; финансовая безопасность труда.

 

Менеджеры, топ-менеджеры. Как правило, испытывают потребность в самовыражении и увеличение своего социального статуса. Поскольку в корпорации сконцентрированы значительные материальные и финансовые ресурсы, которые высший менеджмент контролирует, увеличение подконтрольных финансовых активов ведёт к увеличению подконтрольных финансовых активов, а это ведёт к увеличению их заработной платы, статуса, власти.

 

Внефирменные участники корпорации – кредиторы, поставщики и покупатели, государственные органы, финансовые институты, дочерние и зависимые общества.

 

Кредиторы. К ним относятся юридические и физические лица, которые предоставляют корпорации денежные средства на условиях платности, срочности, возвратности. Могут быть банки, выдавшие кредит или владельцы облигаций, если корпорации разместила облигационный займ. Их финансовый интерес – полный и своевременный возврат суммы долга, получение дохода в виде процентов.

 

Поставщики и покупатели. С ними у корпорации возникают отношение делового сотрудничества по поводу поставок сырья, материалов, оказание транспортных услуг, реализация собственных продуктов. При этом, если сотрудничество постоянное, то поставщики и покупатели становятся нефинансовыми инвесторами. Их денежные ресурсы могут находится в пользовании корпорации без прямых инвестиций, а через отсрочку платежей, предоплату, использование вексельных, бартерных, взаимозачётных схем. И т.д. Интерес – стабильность партнёрских отношений и присутствие на определённой доле товарного рынка.

 

Государственные органы и органы муниципальной власти. Как в национальном масштабе, так и на территориях прямо заинтересованы в успешной работе корпораций, так как это связано с решениями проблем занятости населения, повышения налоговой базы, возможностью участия государства в наиболее перспективных отраслях через владение пакетов акций. Мотивация государства – соблюдение законодательства, своевременная и полная уплата налогов, эффективное управление государственной собственностью.

 

Финансовые институты. К ним относятся страховые компании, акционерные инвестиционные фонды, государственные, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг. У корпорации с ними возникают разнообразные системы отношений, связанных с обслуживанием финансовой стороны её деятельности:

 

- Страхование производства и ответственности сотрудников, их социального и пенсионного обеспечения;

 

- Возможность размещения свободных денежных средств в формы коллективного инвестирования;

 

- Выхода корпорации на фондовой рынок и поддержание эффективного присутствия на нём.

 

Финансовый интерес взаимный.

 

Дочерние (50%+1 до 70%) и зависимые структуры (>20%). Интерес у головной компании – повышение степени концентрирования финансовых потоков и ограничение финансовой самостоятельности дочерних и зависимых подразделений. У последних цель прямопротивоположная.

 

Внефирменные отношения - отношения делового сотрудничества с поставщиками, покупателями, дочерними, зависимыми обществами. Отношения с внешней средой корпорации:

- Кредиторами;

- Финансовыми институтами;

- Государственной властью.

Объект отношений в корпорации – фонды денежных средств и финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения обязательств корпорации по осуществлению затрат на расширенное воспроизводство и реализацию социальной, экономической и финансовых целей корпорации.

Содержание отношений – формирование и использование финансовых ресурсов, опосредованных движением собственности.

Двойственное содержание корпоративных финансовых отношений.

Корпорация одновременно присутствует на двух рынках: финансовом и товарном. Корпорация производит конкретные товары и услуги и занимает определённую ниши на товарном рынке, чем выше качество товаров и услуг, их конкурентоспособность, тем больше доходов получит корпорация, и тем выше будет стоимость её активов. С другой стороны корпорация поставляет собственный товар и для финансового рынка, выпуская эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги, размещает их на рынке и присутствует на нём, поддерживая инвестиционные качества ценных бумаг. Таким образом, двойственная природа самой корпорации приводит к двойственному содержанию корпоративных финансовых отношений.

Взаимосвязь корпорации на товарном и финансовых рынках состоит в следующем:

 

1) Чем сильнее позиции корпорации на товарном рынке, тем более обеспечены её ЦБ и более привлекательны для инвесторов.

2) Если ЦБ корпорации интересны инвесторам, то тем более вероятны возможности у корпорации – размещение новых эмиссий, что позволяет корпорации мобилизовать финансовые ресурсы для своего развития и в конечном счёте усилить свои позиции на товарном рынке.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.