Сделай Сам Свою Работу на 5

Миссия и цели организации





 

Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.

Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями, как «политика», «философия», «миссия». В ней обычно определяется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху.

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.



Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании.

 

Анализ внешней среды

 

Анализ внешней среды служит инструментом, с помощью которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. (рис. 14).

 

 

Рис. 14. Схема анализа внешней среды организации

 

В данном случае угрозы и возможности могут проявляться в семи областях внешнего окружения, соответственно им группируются и факторы, которые подвергаются анализу. Исследование этих групп факторов для электроэнергетической отрасли позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации.

При анализе экономических факторов рассматривают темпы инфляции (дефляции), налоговую ставку, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в энергетической отрасли, платежеспособность предприятия (потребителей), ценовую и налоговую политику в топливно-энергетическом комплексе, инвестиционную политику в отрасли и во всей экономике страны.



При анализе политических факторов следят за соглашениями по тарифам и торговле между странами, таможенной политикой, нормативными актами местных органов власти и центрального правительства, уровнем правового регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.

Рыночные факторы включают в себя многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Здесь необходимо исследовать изменение демографических условий, уровень доходов населения, уровень конкуренции в отрасли и др. В электроэнергетике следует определить основные факторы, влияющие на формирование оптового рынка электроэнергии и хозяйствующих структур, работающих на этом рынке, иерархию федерального и зональных рынков и способы их взаимоотношений с другими организациями.

Технологические факторы внешней среды должны быть постоянно в центре внимания руководства организации, чтобы не утратить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ технологических факторов внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства, в конструкционных материалах, в применении нового оборудования и вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении; в технологии сбора, обработки и передачи информации; в средствах связи.



Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяют четыре диагностические зоны: анализ целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли, изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Социальные факторы внешней среды включают в себя изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. В нашей стране целый ряд факторов социальной среды приобрел особое значение. К ним относятся обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли управляющих в производстве, изменение общественных ценностей.

Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Руководство фирм должно следить за ситуацией, которая складывается в этом обширном сегменте. Нужно отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей. Для электроэнергетики особое значение приобретает развитие сотрудничества с международными организациями и другими странами в соответствии с принятыми документами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.