Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема 2-3. Экономический кругооборот с участием государства





Основным источником государственных доходов являются налоги, собираемые с домашних хозяйств и фирм. Часть этих налогов возвращается семьям и фирмам назад в форме разнообразных пособий, субсидий и т.д. Разницу составляют т.н. чистые налоги, потоки которых зафиксированы на схеме.

Собрав чистые налоги, государство закупает на соответствующих рынках необходимые для осуществления его деятельности товары и ресурсы (см. потоки на схеме). Например, государство нанимает милиционера и покупает для него патрульную машину.

С помощью закупленных товаров и ресурсов государство оказывает услуги, как домашним хозяйствам, так и фирмам. Примерами таких услуг являются национальная оборона, правопорядок, фундаментальная наука, разработка стандартов в разных областях и т.д. Потоки этих услуг также показаны на схеме.

Зачастую государственные расходы оказываются больше доходов, т.е. образуется дефицит государственного бюджета. Коль скоро налоги и прочие поступления уже утверждены, покрыть дефицит можно только за счет займов. При этом существуют два источника заимствований: кредиты Центрального банка и займы на финансовых рынках, аккумулирующих сбережения домашних хозяйств данной страны и заграницы.



Займы в Центральном банке означают дополнительную денежную эмиссию и ведут, тем самым, к инфляции. При заимствованиях на финансовых рынках дополнительной эмиссии может и не происходить, когда сбережения домашних хозяйств данной страны направляются на покупку государственных облигаций (см. схему 2-3) и до их погашения деньги временно меняют хозяина. Поэтому данный источник дефицитного финансирования называется безинфляционным.

Тем не менее, такой способ покрытия бюджетного дефицита имеет другое весьма негативное последствие – эффект вытеснения. Суть его в том, что государство, пытаясь привлечь к себе финансовые средства для покрытия дефицита, повышает процентную ставку по займам. В результате многие фирмы оказываются не в состоянии занимать по новым ставкам, т.е. остаются без инвестиций и не могут приобретать новое оборудование. Государственные расходы вытесняют, таким образом, частные инвестиции.



Образно эту картину можно представить так. Реки сбережений домашних хозяйств текут на поля фирменных инвестиций. Неожиданно на их пути возникают плотина и отводной канал, куда вода в основном и уходит, и на инвестиционные поля попадают жалкие капли. В долгосрочной перспективе это тормозит экономический рост. Исправить положение с инвестициями может только привлечение финансового капитала из-за границы.

В. Российские проблемы

Эффект вытеснения вполне проявился в российской экономике. В первые годы после реформы 1992 г. правительство в основном занимало в Центральном банке и тем самым решало свои бюджетные проблемы за счет печатного станка. Однако логика борьбы с инфляцией заставила правительство перейти к покрытию дефицита путем займов на финансовых рынках. С 1995 г. оно отказалось от прямого использования кредитов Центробанка. Вместо этого на рынок были выпущены разнообразные государственные обязательства, такие как Государственные краткосрочные облигации (ГКО), Облигации федерального займа (ОФЗ), Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и т.д.

В то же время проблема бюджетного дефицита не только не стала менее острой, но, напротив, существенно возросла. Для покрытия дефицита пришлось резко увеличить размещение облигаций, причем значительная часть выручки от новых выпусков уходила на погашение долгов по прежним сериям. В результате большая часть сбережений населения и фирм через банки оказалась вложена в государственные ценные бумаги, что привело к катастрофической нехватке заемных средств для предприятий, у которых не было денег для приобретения нового капитала. Инвестиции в результате падали, что вело к падению производства.



Одновременно государственный долг увеличивался очень быстрыми темпами, и к первой половине 1998 г. проблема его погашения достигла критической остроты. Ситуация значительно усугубилась оттоком иностранных капиталов с российских финансовых рынков. Несмотря на экстренные меры правительства С. Кириенко, справиться с бюджетным дефицитом и решить проблему погашения государственного долга не удалось. Это и привело в августе 1998 г. к отказу правительства платить по своим обязательствам.

Начавшийся затем экономический рост в сочетании с высокими мировыми ценами на нефть привел к тому, что государственный бюджет в 2000-08 гг. был сведен с профицитом (превышением доходов над расходами). В результате правительство перестало нуждаться в новых займах для покрытия дефицита и оттягивало на себя значительно меньше средств с финансовых рынков. Это способствовало начавшемуся росту инвестиций после долгих лет их падения. Рост инвестиций, в свою очередь, стимулировал дальнейший рост общественного производства.

Начавшийся в 2007 г. мировой финансовый кризис породил новые проблемы. Дело в том, что в 2000-е годы российские фирмы и банки привлекали в страну значительные денежные капиталы из-за границы. Иными словами, инвестиции в нашей экономике в большой степени финансировались сбережениями всего остального мира. Однако, в условиях кризиса и сопутствовавшей ему нехватке денежных средств в иностранных банках приток заграничных капиталов сменился их оттоком. Одновременно домашние хозяйства нашей страны также начали выводить свои средства из российских банков. Возник острейший банковский кризис, чреватый крахом банковской системы. Столкнувшись с недостатком денег, банки сократили кредитование предприятий, перестали покупать их акции. Это сразу же поставило под угрозу инвестиционные программы российских фирм. Инвестиции вновь начали падать. Одновременно кризис привел к сокращению зарубежного спроса на наши товары. В результате рост производства с конца 2008 г. сменился его снижением.

В таких условиях российское правительство приняло в октябре 2008г. экстренную программу поддержки банковской системы и финансовых рынков. Суть ее в том, чтобы направить на финансовые рынки сбережения государства, накопленные за годы бюджетного профицита, заменив ими уходящие из страны иностранные капиталы. В соответствии с этой программой коммерческие банки получили дополнительные кредиты со стороны Минфина и Центрального банка, государство стало размещать свои средства на счетах в коммерческих банках, правительство выделило деньги на выкуп ценных бумаг на фондовом рынке. Правительство также оказало непосредственную поддержку реальному сектору – адресную помощь получил ряд промышленных предприятий, в т.ч. АвтоВаз.

Общий объем средств,выделенных государством на поддержку экономики, превысил в 2008-09 гг. 3,5 трлн. руб., т.е. примерно 9% годового ВВП.

Совместные грамотные действия финансовых и денежных властей позволили преодолеть самую острую фазу кризиса, удержать российскую экономику на плаву. По мере окончания кризиса иностранные капиталы начали возвращаться в нашу страну, сбережения домашних хозяйств опять потекли в банки. Все это способствовало новому росту банковского кредитования реального сектора, соответственно и повышению инвестиций. С 2010 г. российская экономика вновь растет.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Объясните, что произойдет с кривой производственных возможностей в данной стране, если:

а) в этом году сложились очень благоприятные погодные условия;

б) только что закончилась война;

в) экономика переживает кризис.

2. Перед Вами таблица производственных возможностей выпуска гражданской и военной продукции:

Вид продукта Производственные альтернативы

А Б В Г Д

Автомобили (млн.) 0 2 4 6 8

Танки (тыс.) 30 27 21 12 0

А. Изобразите эти данные графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается закон возрастающих альтернативных затрат? Если экономика находится в точке В, то каковы будут альтернативные затраты производства дополнительного миллиона автомобилей или дополнительной тысячи танков?

Б. Обозначьте точку Е внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку Ж вне кривой. Что показывает она? При каких условиях возможно достичь выпуска, соответствующего данной точке? При каких условиях точка Е может начать соответствовать полному использованию всех ресурсов?

В. Предположим, технология производства в танкостроении усовершенствовалась, а в автомобилестроении – осталась прежней и наоборот. Начертите новые кривые производственных возможностей, соответствующие этим случаям. Начертите кривую производственных возможностей, соответствующую ситуации, когда совершенствование технологий охватывает обе отрасли.

3. Дана таблица производственных возможностей:

Благо А 29 27 22 16 ? 0

Благо Б 0 3 6 9 12 15

Заполните пустую клетку. Обоснуйте ответ.

4. В экономике три участка земли, на которых можно выращивать картофель или кукурузу или и то и другое.

На первом участке при наиболее полном использовании всех имеющихся ресурсов можно максимально вырастить 100 т. кукурузы или 100 т. картофеля (возможны и все промежуточные варианты, кривая производственных возможностей данного участка при этом линейна).

Аналогично со второго участка можно максимально получить 80 т. кукурузы или 160 т. картофеля. Наконец, третий участок может нам максимально дать 50 т. кукурузы или 200 т. картофеля (кривые производственных возможностей этих двух участков также линейны).

Постройте общую кривую производственных возможностей.

5. Вороне где-то бог послал кусочек сыра. Его полезность ворона оценивает в 100 руб. Поблизости случилась лиса, оценивающая полезность сыра в 200 руб. Является ли такое распределение сыра эффективным по Парето? Произойдет ли Парето-улучшение ситуации, если лиса отберет сыр у вороны? Как можно достичь эффективного распределения?

6. Используйте модель экономического кругооборота для того, чтобы оценить последствия следующих событий:

А. Из-за ненадежности банков домашние хозяйства в России предпочитают переводить свободные деньги в доллары и евро;

Б. Чтобы спасти сбережения от инфляции люди вкладывают деньги в товары длительного пользования;

В. Государство увеличило субсидирование промышленности;

Г. Государство сократило оборонные расходы;

Д. Иностранные банки перестают кредитовать российскую экономику, а население нашей страны закрывает свои банковские счета.

7. В странах А и Б производятся два товара X и Y с использованием двух факторов производства – труда и капитала.

В стране А для производства обоих товаров труд и капитал используются только вместе. При этом каждая единица труда может произвести 3 товара X или 2 товара Y (либо любую линейную их комбинацию). Каждая единица капитала может произвести 2 товара X или 3 товара Y (либо любую линейную их комбинацию). Всего страна А располагает 100 единицами труда и 100 единицами капитала.

В стране Б для производства обоих товаров необходим только труд или только капитал. При этом каждая единица труда может произвести 1,5 товара X или 1 товар Y (либо любую линейную их комбинацию). Каждая единица капитала может произвести 1 товар X или 2 товара Y (либо любую линейную их комбинацию). Всего страна Б располагает 500 единицами труда и 150 единицами капитала.

Постройте кривые производственных возможностей экономик А и Б.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.