Характеристика предприятия.
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (на примере кафе «Крем»).
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности в кафе “Крем”
Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:
- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный” анализ);
- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ).
Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:
Таблица 2.1. Финансовые результаты деятельности кафе "Крем"
Показатель
| 9 мес. 2010 г., тыс. руб.
| 9 мес.2009 г., тыс. руб.
| 2010г. к 2009 г., %
| Выручка от реализации (без НДС)
|
|
| 110,78
| Полная себестоимость продукции
|
|
| 112,91
| Прибыль от реализации ТП
|
|
| 88,23
| Сальдо доходов и расходов от операционных и внереа-лизационных операций
| -329905
|
| 55 раз
| Балансовая прибыль
|
|
| 64,29
| Налог на прибыль
|
|
| 71,60
| Чистая прибыль
|
|
| 60,61
| Нераспределенная прибыль
|
|
| 19,93
|
Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года за 9 месяцев 2010 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).
Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.
Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2010 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2009 году — 99,57%. При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности. Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли. К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.
Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.
Таблица 2.2. Данные для расчетов факторов, вляиющих на прибыль.
Показатель
| По базису (9 мес. 2009 г.)
| По базису на фактически реа-лизованную про-дукцию
| Фактически по отчету (9 мес. 2010 г.)
| Динамика
|
| усл. об.
| тыс.руб.
| усл. об.
| тыс. руб.
| усл. об.
| тыс.руб.
| %
| Реализация ТП
| N0
|
| N10
|
| N1
|
| 110,2
| Полная себестоимость
| S0
|
| S10
|
| S1
|
| 112,9
| Прибыль от реализации ТП
| P0
|
| P10
|
| P1
|
| 88,2
| Объем производства, т
| Q0
|
| —
| —
| Q1
|
| 84,4
|
Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:
а) Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП в кафе Крем, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию. Данное влияние рассчитывается следующим образом:
DP1=N10-N1
DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.
Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции. Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.
б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).
DP2=P0*K1-P0
где, K1 — коэффициент роста объема продукции: K1=S10/S0
DP2=1393799 -1393799=-217587 тыс. руб.
Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило -217587 тыс. руб.
в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.
DP3=P0*(K2-K1)
гдеK2=N10 / N0 .
DP3=1393799*( - )=5,84 тыс. руб.
Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.
г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:
DP4=S10-S0.
DP4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.
Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат в кафе Крем.
Таблица 2.3. Структура себестоимости в кафе "Крем"
Показатель
| 9 мес. 2009 г., тыс. руб.
| 9 мес. 2010 г., тыс. руб.
| Динамика, %
| Мат. затраты
|
|
| 106,81
| Затраты на оплату труда
|
|
| 114,42
| Прочие прямые затраты
|
|
| 126,73
| Накладные расходы
|
|
| 130,28
| Итого
|
|
| 112,91
| Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.
д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.
DP5=S0*K2-S10.
DP5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.).
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DP6.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:
DPа=P1-P0.
где P1 и P0— прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; DPа — общее изменение прибыли от реализации товарной продукции .
DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).
или:
DPб=
где DPi — изменение прибыли за счетi-го фактора.
DPб= =4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).
Небольшое отклонение между DPаи DPб объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:
Таблица 2.4. Факторы, воздействующие на прибыль.
Фактор
| Абсолютная величина тыс. руб.
| Удельный вес, %
| DP1
| 4252671,000
| 49,05000
| DP2
| 217587,000
| 2,51000
| DP3
| 5,854
| 0,00006
| DP4
| 4199209,000
| 48,44000
| DP5
| 60,000
| 0,00670
| DP6
| 1,200
| 0,00001
| Абсолютная сумма отклонений
| 8669534,050
| 100,00000
|
Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.
Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции в кафе Крем возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры. Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.
Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых в кафе Крем регулируется Правительством РМ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.
Анализ рентабельности в кафе Крем будет строится исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности предприятия.
а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.
Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. Тогда в соответствие с методикой из 1.2:
K0= ;
K1= .
Изменение рентабельности (DK) равно 6,89-8,65=1,76%.
Влияние фактора изменения цены на продукцию:
DKN= .
Влияние фактора изменения себестоимости:
DKS=
DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76%
Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%. Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.
б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.
В основе модели лежит соотношение:
R= ;
где: R —рентабельность предприятия;
P — прибыль от реализации продукции;
K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных средств и основных фондов).
С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:
R= ;
где: F — основные производственные фонды предприятия;
E— оборотные средства предприятия;
— рентабельность продукции;
— фондоемкость продукции;
— оборачиваемость продукции.
Факторный анализ будет строится в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Расчеты по факторному анализу
рентабельности кафе Крем
Показатель
| Условные
обозначения
| 2009 г.
| 2010 г.
|
|
|
|
| Выручка от реализации, тыс. руб.
| N
|
|
| Основные производственные фонды, тыс. руб.
| F
|
|
| Оборотные средства, тыс. руб.
| E
|
|
| Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
| C
|
|
| Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.
| P
|
|
| Рентабельность предприятия
|
| 0,1305
| 0,1083
|
|
|
|
| Расчеты для трехфакторной модели:
|
|
|
| 1. Прибыльность продукции
| P/N
| 0,0865
| 0,0689
| 2. Фондоемкость продукции
| F/N
| 0,4776
| 0,4200
| 3. Оборачиваемость оборотных средств
| E/N
| 0,1854
| 0,2158
|
Таблица 2.6. Расчет отклонений
Показатель
| Условные
обозначения
| Отклонения
|
|
|
|
|
|
| абсолют.
гр.4-гр.3
| относит.
гр.5/гр.3 *100%
| Выручка от реализации, тыс. руб.
|
|
| 10,78%
| ОПФ, тыс. руб.
|
| -197686
| -2,57%
| Оборотные средства, тыс. руб.
|
|
| 28,96%
| Себестоимость, тыс. руб.
|
|
| 12,91%
| Прибыль от реализации ТП
|
|
| -11,77%
| Рентабельность капитала
|
| -0,0222
| -17,01%
| Прибыльность продукции
|
| -0,0176
| -20,35%
| Фондоемкость
|
| -0,0576
| -12,06%
| Оборачиваемость
|
| 0,0304
| 16,40%
|
Показатели, сведенные в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия.
Из таблицы 2.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (DR) составил -0,0222 или -2,22%. Рассмотрим какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.
1. Влияние фактора рентабельности продукции
а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных:
.
б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
2. Влияние фактора изменения фондоемкости:
а)
б)
3. Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:
а)
б) выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:
Итак, суммарное влияние факторов:
Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:
n общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано прежде всего значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);
n некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|