Сделай Сам Свою Работу на 5

Система национальных счетов





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный технический университет

им. Р.Е. Алексеева

Арзамасский политехнический институт (филиал)

Кафедра «Экономика и управление в машиностроении»

 

Социально-экономическая статистика

 

Методические указания

для выполнения самостоятельной работы по курсу

«Статистика»

Арзамас 2008


УДК 330.322.0

Печатается по решению кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Арзамасского политехнического института (филиала) НГТУ на основании заказа Центра образовательных услуг и технологий Арзамасского политехнического института (филиала) НГТУ

 

Социально-экономическая статистика: Метод. указания для выполнения самостоятельной работы по курсу «Статистика»/ НГТУ; Сост.: О.В. Глебова. Арзамас, 2008. – 50 с.

 

Рассматривается предмет, метод и задачи социально-экономической статистики в современных условиях, система стандартных классификаций и регистров, используемая в РФ. Представлены методологические и теоретические основы СНС. На примерах рассмотрены процедуры расчета макроэкономических показателей СНС, формирования счетов, определения валового внутреннего продукта, анализа взаимосвязей между отраслями с помощью межотраслевого баланса.



Методические указания для студентов, обучающихся в рамках подготовки бакалавров по направлению 080500.62 «Менеджмент», а также по специальностям 080507.65 «Менеджмент организации» и 080502.65 «Экономика и управление на предприятии машиностроения», соответствует требованием ГОС ВПО, предъявляемым к дисциплине федерального компонента «Статистика».

Рис. 5. Табл. 23. Библиогр.: 11 назв.

 

Научный редактор: профессор М.Ф. Балакин, зав. кафедрой «Экономика и управление в машиностроении» Арзамасского политехнического института (филиала) НГТУ

 

УДК 330.322.0

 

Социально-экономическая статистика: Метод. указания для выполнения самостоятельной работы по курсу «Статистика»/ О.В. Глебова.

Компьютерный набор и верстка О.В. Глебовой

 

Лицензия ИД №05442 от 20.07.2001 г. Подп. к печ. __.__.__. Формат 60´84 1/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,0. Тираж 200 экз. Заказ ___.



Издатель: ОО «Ассоциация ученых» г. Арзамаса Нижегородской области,

607220, г. Арзамас Нижегородской области, ул. Калинина, 19.

Участок офсетной печати:

607220, г. Арзамас Нижегородской области, ул. Севастопольская, 15.

 

Ó Глебова О.В., 2008
Ó ОО «Ассоциация ученых» г. Арзамаса Нижегородской области, 2008
Ó Арзамасский политехнический институт (филиал) Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, 2008

Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики

 

Социально-экономическая статистика – это:

отрасль знаний – наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной;

отрасль практической деятельности – сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;

совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни или их совокупность;

отрасль статистики, использующая методы математической статистики для изучения социально-экономических процессов и явлений.

В настоящее время социально-экономическая статистика (или статистика) – это общественная наука, которая изучает закономерности формирования и изменения количественных отношений общественных явлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественным содержанием.



Объектом изучения социально-экономической статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. Это связывает социально-экономическую статистику и все другие науки, изучающие общество и протекающие в нем процессы, закономерности его развития, с политической экономией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, социологией и др. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит свой специфический аспект изучения – какие-либо характерные существенные свойства, стороны, отношения явлений общественной жизни, определенные сферы деятельности людей и т. п.

Социально-экономическая статистика является в настоящее время сложной, широко разветвленной отраслью знаний. Она представляет собой систему научных дисциплин, обладающих определенной спецификой и известной самостоятельностью. К основным разделам (отраслям) социально-экономической статистики как науки относятся:

общая теория статистики;

экономическая статистика и ее отраслевые статистики;

социальная статистика и ее отраслевые статистики.

Явления и процессы, изучаемые социально-экономической статистикой, находятся в состоянии непрерывного движения, количественного и качественного изменения. Меняются их размеры, структура, свойства, сущность и формы проявления, а также закономерности развития. Соответственно с учетом конкретных особенностей изучаемых объектов, места и времени должны меняться и статистические приемы и методы исследования.

Реформирование общеметодологических основ статистики при переходе к рыночной экономике проявилось в изменении не только состава и экономического содержания показателей, но и методов их расчета.

Методологической основойсоциально-экономической статистики являются диалектический и исторический материализм и политэкономия.

Особенности статистической методологии:

– точное измерение и описание массовых данных;

– измерение и анализ дифференциации явлений;

– применение сводных (обобщающих) показателей для характеристики явлений и закономерностей их развития.

На каждом этапе развития перед социально-экономической статистикой встают специфические задачи, обусловленные характером самого этапа. В условиях рыночной экономики социально-экономическая статистика призвана решать новые важнейшие задачи:

– повышение ее качества и оперативности,

– совершенствование отчетности,

– углубление социально-экономического анализа.

Практическое решение этих задач призвана осуществлять система органов государственной статистики. Конкретные задачи определены:

– Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая от 30.11.94 № 51-ФЗ);

– Федеральным законом № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»;

– Федеральным законом №24-ФЗ от 20 февраля 1995 «Об информации, информатизации и защите информации»;

– Федеральным законом № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 «О техническом регулировании»;

– Федеральным законом № 129-ФЗ от 08 августа 2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

– Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

– Постановлениями Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики» и от 30 июля 2004 г. № 399 «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики».


Организация получения статистической информации. Система стандартных классификаций и регистров

На современном этапе

 

2.1. Организация получения статистической информации

 

Главной функцией органов государственной статистики является количественное и качественное описание важнейших социально-экономических процессов, происходящих в стране. Это достигается с помощью системы статистических показателей, рассчитываемых на основе информации, собираемой посредством проведения статистических обследований. Адекватность описания происходящих процессов во многом зависит от используемых методов сбора и обработки первичных данных.

В России в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики, принятыми Статистической комиссией ООН в 1994 г., были предприняты специальные меры, гарантирующие конфиденциальность собираемой статистической информации.

Переход к принципу получения статистической информации от предприятий предполагает, прежде всего, ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО). В регистре по каждому хозяйствующему субъекту имеются сведения о его юридическом и фактическом нахождении, отраслевой принадлежности, основных экономических характеристиках (объеме продукции, стоимости основных средств, численности работающих и др.). В 2005 году утверждено Положение о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов (приказ Федеральной службой государственной статистики от 05.08.2005 №122).

На базе ЕГРПО создаются и ведутся субрегистры малых предприятий, строительных организаций, организаций розничной и оптовой торговли и др. Субрегистры являются источником формирования генеральной совокупности объектов наблюдения, представляющей собой перечень действующих юридических лиц, их представительств и филиалов. Создание генеральной совокупности позволяет обеспечить методологическую основу для перехода к интегрированному принципу сбора информации и проведению статистического анализа по сопоставимому кругу объектов.

В субрегистры постоянно вносятся изменения: исключаются ликвидированные единицы, уточняются данные о реорганизуемых предприятиях, отмечаются все происшедшие в них изменения, добавляются вновь созданные предприятия. Ведение субрегистров позволит обеспечить полноту и достоверность совокупности объектов статистического наблюдения. ЕГРПО и субрегистры используются для формирования выборочных совокупностей в выборочных наблюдениях, в то же время сами регистры служат источником статистических данных.

Изменение функций многих федеральных органов исполнительной власти и отказ от административных методов управления хозяйствующими субъектами привели к необходимости обеспечения сбора и обработки статистической информации по ряду секторов экономики (транспорту, связи, жилищно-коммунальному хозяйству, торговле, отдельным отраслям социальной сферы) через органы государственной статистики, а не по линии соответствующих министерств и ведомств, как это было ранее. Появилась явная тенденция к централизации формирования статистической отчетности в системе статистики и к освобождению от этих функций других ведомств.

 

2.2. Унифицированные формы статистического наблюдения

 

В целях актуализации и совершенствования системы показателей, характеризующих социально-экономические и демографические процессы в обществе, с учетом требований построения системы национальных счетов, а также потребностей федеральных органов государственной власти и других пользователей Федеральная служба государственной статистики (ранее – Госкомстат России) регулярно пересматривает действующие формы федерального государственного статистического наблюдения, централизованные в органах государственной статистики.

Основными принципами формирования статистической информационной базы при утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения являются унификация и упрощение форм и состава их показателей, устранение фактов дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет.

Унифицированные формы статистического наблюдения включают в себя:

формы № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия»,

№ П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»,

№ П-2 «Сведения об инвестициях»,

№ П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»,

№ П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

Формы № П-1, № П-3, № П-4 являются месячными и содержат сведения за отчетный, предыдущий и соответствующий месяцы прошлого года, что позволяет получить характеристику динамики приведенных показателей. Форма № П-2 является квартальной, форма № 1-предприятие – годовой.

Субъекты малого предпринимательства заполняют форму № ПМ.

В отношении крупных и средних предприятий проводится сплошное обследование, в отношении малых – выборочное ежеквартальное наблюдение.

В целях обеспечения унификации форм статистической отчетности и процесса их автоматизированной обработки пересмотр действующих форм федерального государственного статистического наблюдения осуществлялся на основе действующей базы электронных версий форм с учетом формирования системы статистических показателей с применением электронного каталога статистических показателей (КСП) и отраслевого (ведомственного) стандарта на формуляр-образец.

Информационная совместимость статистических ресурсов обеспечена путем внедрения в статистический инструментарий во исполнение постановления Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 1212 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, удовлетворяющих требованиям гармонизации (соответствия) с международными классификациями и стандартами.

Разработка общеэкономических и структурных показателей проводится по унифицированным формам статистического наблюдения, показателей отраслевой статистики – по специализированным формам отчетности.

Важным условием организации наблюдения на основе унифицированных форм является разработка и утверждение форм первичной учетной документации, адаптированных к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета, а также их электронных версий. Альбом унифицированных форм первичного учета включает в себя формы по учету труда и его оплате, основных средств и нематериальных активов, материалов, работ в капитальном строительстве и др.

 

2.3. Система стандартных классификаций и регистров

 

Единый государственный регистр предприятий и организаций – государственная информационная система, состоящая из организационно упорядоченной совокупности документов и информационных технологий, обеспечивающих учет и идентификацию хозяйствующих субъектов, проходящих государственную регистрацию на территории Российской Федерации.

База данных Генеральной совокупности (БД ГС) – информационная система, созданная на основе ЕГРПО, банка данных «Бухгалтерская отчетность организаций» и данных статистического наблюдения, построенная на основе единых методологических, программно-технологических и технических решений по всем уровням органов государственной статистики.

Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения(ГС) – перечень юридических лиц, их филиалов, представительств, других объектов статистического наблюдения, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, характеризующийся установленным набором индивидуальных признаков, необходимых для организации конкретных статистических наблюдений.

Положением о Базе данных «Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения» на основе Единого государственного регистра предприятий и организаций определяется статус, структура, состав и источники информации БД ГС, устанавливаются принципиальные подходы к ее формированию и ведению, порядок хранения информации, функции подразделений и организаций, осуществляющих ведение БД ГС, регламентируется предоставление данных из Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения.

Федеральная служба государственной статистики осуществляет следующие функции:

– общее методологическое руководство и координацию работ по формированию, ведению и использованию БД ГС;

– ведение копии БД ГС федерального уровня для формирования списочных основ выборки отраслевых и межотраслевых обследований предприятий и организаций, оптимизации объема выборки в целом по России и в разрезе регионов в целях экономии средств, уточнения весов выборочных единиц наблюдения при получении сводной информации;

– координацию использования информационных ресурсов пользователями отраслевых разделов БД ГС;

– формирование и ведение БД ГС в полном объеме и хранение информации предыдущих периодов;

– взаимодействие с территориальными органами государственной статистики по формированию и ведению ГС;

– хранение в установленном порядке на технических носителях информации, полученной от территориальных органов государственной статистики для актуализации БД ГС;

– информационно-справочное обслуживание пользователей;

– обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа.

Владельцами территориальных разделов БД ГС являются территориальные органы государственной статистики, которые осуществляют:

– формирование, ведение и хранение территориальных разделов БД ГС;

– сбор и представление в установленном порядке информации на технических носителях в Федеральную службу государственной статистики для формирования и ведения БД ГС на федеральном уровне;

– информационно-справочное обслуживание пользователей;

– защиту информации от несанкционированного доступа;

– организацию формирования и ведения районных (городских) разделов ГС (по решению территориальных органов государственной статистики при наличии необходимых ресурсов).

Пользователями отраслевых разделов БД ГС являются:

– на федеральном уровне – подразделения Федеральной службы государственной статистики;

– на региональном уровне – подразделения территориальных органов государственной статистики.

 

2.4. Принципы ведения Генеральной совокупности объектов

статистического наблюдения

 

База данных генеральной совокупности ведется на федеральном и региональном уровнях: на федеральном уровне – в полном объеме, на региональном – по объектам статистического учета, расположенным и действующим на данной территории. По решению территориальных органов государственной статистики и при наличии необходимых ресурсов ведение БД ГС по объектам статистического учета, расположенным в соответствующих районах (городах), может осуществляться на районном (городском) уровне.

В состав Генеральной совокупности включены юридические лица:

коммерческие организации, которые согласно законодательству Российской Федерации должны представлять статистическую и бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики;

субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему учета и отчетности (по данным налоговой службы);

предприятия и учреждения бюджетной сферы;

общественные, религиозные и другие некоммерческие организации;

представительства, филиалы, являющиеся объектами статистического наблюдения.

Генеральная совокупность используется для формирования перечней объектов для конкретных статистических наблюдений в порядке, утвержденном приказом Госкомстата России от 10 октября 1997 г. № 170. Кроме того, ГС, зафиксированная по состоянию на начало года, а также текущее состояние ГС на 1-е число II, III и IV кварталов отчетного года служат основой для актуализации перечней объектов наблюдений, проводящихся с квартальной и месячной периодичностью. В свою очередь в случае внесения оперативных изменений в перечни на основе данных статистических наблюдений служба ведения ГС принимает решение о том, являются ли они основанием для внесения соответствующих изменений в текущее состояние ГС.

Пользователям ГС предоставляется доступ к отраслевым разделам БД, закрепленным за соответствующим подразделением, в режимах просмотра, формирования перечней объектов наблюдения по конкретным статистическим задачам и информационно-справочного обслуживания, для чего устанавливаются соответствующие пароли. По вопросам получения данных на основании регламентных и нерегламентных запросов и доступа к информационным фондам ГС в полном объеме пользователь взаимодействует с администратором БД ГС. Для внесения изменений в отраслевой раздел ГС пользователь предоставляет администратору БД ГС обоснование изменений в установленном порядке.

Структура ГС на федеральном и региональном уровнях идентична. ГС в Базе данных представлена в двух состояниях:

– на начало отчетного года с включением экономических показателей;

– на последнюю дату актуализации информационного фонда, экономические показатели не включаются (далее – «текущее состояние»).

Информационный фонд ГС содержит следующие типы данных:

идентификационные (код ОКПО, краткое наименование предприятия);

классификационные (коды ОКАТО, ОКОГУ, ОКВЭД, ОКДП, ОКФС, ОКОПФ);

справочные (идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), тип предприятия, признак субъекта малого предпринимательства, перешедшего на упрощенную систему учета и отчетности, признак приватизированного предприятия, данные о наличии лицензии на право занятия определенными видами деятельности), адрес (фактический), дата регистрации, дата регистрации последнего изменения);

экономические показатели (среднесписочная численность, выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг));

технологические (дата и тип актуализации, код региона, где организация зарегистрирована (для организаций, осуществляющих деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации), признак источника заполнения кода ОКВЭД, дополнительные признаки, включая служебные).

База данных Генеральной совокупности объектовстатистического наблюдения, функционирующая с использованием банковской технологии, содержит следующие информационные блоки:

блок нормативно-справочной информации, построенный на основе общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОК ТЭИ), взаимодействующий с Автоматизированным банком классификаторов (АБК). Перечень ОК ТЭИ, используемых в БД ГС, приведен в табл. 1;

блок выходных таблиц, содержащий каталоги таблиц для предоставления пользователям на основании регламентных запросов сводные информационно-справочные данные и их динамику;

блок регистрации изменений, представляющий собой информацию о содержании и дате изменений текущего состояния записи по каждому объекту ГС.

Таблица 1

Перечень классификаторов,
применяемых для идентификации объектов в БД ГС

Полное наименование классификатора Аббревиатура
Общероссийский классификатор предприятий и организаций ОКПО
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОКОГУ
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОКАТО
Общероссийский классификатор форм собственности ОКФС
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОКОПФ

Программно-технологический комплекс БД ГС обеспечивает:

– формирование и актуализацию информационного фонда БД ГС;

– формирование перечней объектов по установленным критериям для проведения статистических обследований;

– представление перечней объектов на магнитном носителе или по каналам связи;

– формирование выходных таблиц на основании регламентных запросов;

– формирование перечней объектов или справочных таблиц по установленным критериям для предоставления пользователям;

– сохранность и целостность информационного фонда БД ГС;

– защиту информации от несанкционированного доступа.


Система национальных счетов

 

Международная статистическая практика знает две системы макроэкономических расчетов:

баланс народного хозяйства (БНХ);

систему национальных счетов (СНС).

Каждая система макрорасчетов соответствовала определенной эпохе экономического развития, отвечала определенным целям и содержала свой набор показателей.

Баланс народного хозяйства – система, соответствующая условиям нерыночного хозяйствования, имела целью деление все экономики на две сферы – сферу материального производства и непроизводственную сферу. Поскольку в условиях нерыночной (планово-административной) экономики примат отдавался материальной сфере производства, то и основные макроэкономические показатели данной системы расчетов объединяли в себе продукты деятельности именно этой сферы экономики. Ключевыми показателями БНХ являются совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход (НД).

БНХ – система макроэкономических расчетов, присущая странам социалистической ориентации, а также российской статистике периода СССР (1920-1990 г.г.).

Система национальных счетов – система макроэкономических расчетов, присущая странам с рыночными условиями хозяйствования. В основу СНС, в отличие от БНХ, положен тезис о созидательности любого труда, будь то деятельность по созданию материальных благ или деятельность, связанная с оказанием услуг.

В рамках СНС осуществляется деление всех хозяйствующих субъектов на коммерческие и некоммерческие предприятия (организации). Принципиальное отличие между коммерческими и некоммерческими предприятиями состоит в источнике финансирования затрат. Коммерческие предприятия финансируются из создаваемой ими прибыли от производства товаров и оказания рыночных услуг. Некоммерческие предприятия, занятые оказанием нерыночных услуг, покрывают свои расходы полностью или в значительной степени за счет средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, либо за счет добровольных взносов и пожертвований членов своей организации.

Ключевыми показателями СНС являются показатели валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).

Последняя версия СНС ООН была принята в1993 году в целях гармонизации и дальнейшего совершенствования методологии СНС.

Общая система счетов СНС согласно последней версии включает следующие классы счетов:

– стандартный набор счетов для всех секторов экономики;

– счета для отраслей экономики (счета производства и образования доходов);

– счета для отдельных видов экономических операций (например, счета операций с другими странами, счет товаров и услуг);

– счета для экономики в целом.

 

3.1. Теоретические и методологические основы СНС

 

Внедрение СНС в России было начато в 1992 году на основании Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. Обобщение и унификация основ и методов построения СНС осуществляются Госкомстатом РФ в соответствии с рекомендациями таких международных организаций, как ООН, МВФ, Мировой банк, Евростат, Статкомитет СНГ.

СНС есть своего рода классификатор экономики страны, и может быть представлена как:

совокупность счетов, описывающих различные аспекты процесса воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства – стадии производства продукта, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, стадии использования доходов – соответствует специальный счет или группа счетов, которые содержат обобщающие показатели, взаимоувязанные между собой (см. табл.5);

совокупность хозяйствующих единиц, сгруппированных по отраслям экономики;

совокупность секторов экономики, объединяющих в себе институциональные единицы, в зависимости от вида деятельности и способа финансирования затрат; где институциональная единица – есть хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами;

совокупность экономических операций, то есть операций, представляющих собой взаимодействие двух и более институциональных единиц, осуществляемое по взаимному соглашению. Экономические операции делятся:

▪ на операции с товарами и услугами (по производству и использованию товаров и услуг),

▪ операции с доходами (по распределению и перераспределению доходов),

▪ операции с финансовыми инструментами (по приобретению финансовых активов и принятию финансовых обязательств).

СНС как совокупность счетов представлена в табл. 5. Счет представляет собой таблицу, включающую две совокупности показателей: ресурсы и их использование. Левая и правая части каждого счета уравниваются при помощи сальдовой (балансирующей) статьи (см. табл. 2).

Таблица 2

Схема счета

Использование Ресурсы
Показатели (статьи) использования   Сальдовая статья = Итого ресурсов – Известные статьи использования Показатели (статьи) ресурсов
Итого использовано Итого ресурсов

 

Балансирующая статья каждого счета представляет собой самостоятельный обобщающий показатель, характеризующий соответствующую стадию процесса воспроизводства, а также служит для увязки счетов в единую систему. Сальдовая статья каждого предыдущего счета есть основная ресурсная статья последующего счета.

Таблица 3

Схема СНС

Использование Ресурсы
Счет 1
Показатели (статьи) использования   Сальдовая статья 1 Показатели (статьи) ресурсов
Итого использовано Итого ресурсов счета 1
Счет 2
Показатели (статьи) использования   Сальдовая статья 2 Сальдовая статья 1 Другие показатели (статьи) ресурсов
Итого использовано Итого ресурсов счета 2
Счет 3
Показатели (статьи) использования   Сальдовая статья 3 Сальдовая статья 2 Другие показатели (статьи) ресурсов
Итого использовано Итого ресурсов счета 3

 

Национальные счета являются счетами потоков, то есть отражают сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления и накопления. Система национальных счетов России в настоящее время включает следующие основные счета:

– счет товаров и услуг;

– счет производства;

– счет образования первичных доходов;

– счет распределения первичных доходов;

– счет вторичного распределения доходов;

– счет использования доходов;

– счет операций с капиталом.

Счет товаров и услуг является своеобразной сводной таблицей.

Таблица 4

Счет товаров и услуг

Использование Ресурсы
3. Промежуточное потребление 4. Расходы на конечное потребление 5. Валовое накопление 6. Экспорт товаров и услуг 7. Статистическое расхождение 1. Выпуск продуктов и услуг в рыночных ценах* 2. Импорт товаров и услуг    
Итого использовано 3¸7 Итого ресурсов счета товаров и услуг = 1+2

 

* Выпуск продуктов и услуг в рыночных ценах = Выпуск продуктов и услуг в основных ценах + Налоги на продукты и импорт Субсидии на продукты и импорт

Левая и правая части счета товаров и услуг формируются самостоятельно на основе своих потоков статистической информации, вследствие чего суммарные итоги могут различаться между собой. Для достижения баланса по счету эта разница оформляется в виде показателя «статистическое расхождение». Статистическое расхождение характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Удовлетворительным качеством расчетов считается статистическое расхождение, не превышающее 4-5 % ВВП.

Согласно рекомендациям международных статистических организаций, полный набор национальных счетов должен составляться не только для экономики в целом, но и для отдельных ее секторов. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение.

 

 

Таблица 5

Основные счета внутренней экономики и взаимосвязь между показателями СНС

использование ресурсы
Счет производства
3. Промежуточное потребление 1. Выпуск (валовой выпуск)
4. Валовой внутренний продукт (1 + 2 – 3) 2. Чистые налоги (налоги за вычетом субсидий) на продукты и импорт
Счет образования доходов
2. Оплата труда 1. Валовой внутренний продукт
3. Чистые другие налоги (другие налоги за вычетом других субсидий) на производство  
4. Чистые налоги (налоги за вычетом субсидий) на продукты и импорт  
5. Валовая прибыль/ валовой смешанный доход (1 – 2 – 3 – 4)  
Счет распределения доходов
5. Доходы от собственности, переданные «остальному миру» 1. Валовая прибыль/валовой смешанный доход
  2. Оплата труда (единиц-резидентов)
  3. Чистые налоги (налоги за вычетом субсидий) на производство и импорт
6. Национальный доход (валовой национальный доход) (1 + 2 + 3 + 4 – 5) 4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
Счет вторичного распределения доходов
3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру» 1. Национальный доход (валовой национальный доход)
4. Национальный располагаемый доход (валовой национальный располагаемый доход) (1 + 2 – 3) 2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
Счет использования доходов
2. Конечное потребление 1. Национальный располагаемый доход (валовой национальный располагаемый доход)
3. Национальное сбережение (валовое национальное сбережение) (1 – 2)  
Счет операций с капиталом
3. Валовое накопление 1. Национальное сбережение (валовое национальное сбережение)
4. Чистое приобретение непроизведенных нефинансовых активов 2. Сальдо капитальных трансфертов, полученных от «остального мира» (капитальные трансферты, полученные от «остального мира», за вычетом капитальных трансфертов, переданных «остальному миру»)
5. Чистое кредитование/чистое заимствование (1 + 2 – 3 – 4)  
Финансовый счет
  1. Принятие финансовых обязательств
3. Приобретение финансовых активов 2. Чистое кредитование/чистое заимствование

Для изучения процессов экономического воспроизводства выделяются шесть секторов, пять из которых – для описания этих процессов внутри страны, и один – для описания внешнеэкономических связей.

В составе внутренней экономики страны выделяются пять секторов:

1. Нефинансовые предприятия;

2. Финансовые учреждения;

3. Государственные учреждения;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.