Расчет потребности в автомобильном топливе
Цель проведения практического занятия
1.1Изучить состав материальных затрат АТП, связанных непосредственно с процессом перевозок.
1.2 Изучить методику расчета и основные показатели плана материально-технического снабжения АТП.
1.3 Приобрести навыки самостоятельного расчета программы материально-технического снабжения АТП для конкретного случая.
Теоретические положения
Процесс материально-технического снабжения, являясь необходимым условием производства, оказывает на него существенное влияние. Одним из важнейших условий эффективного использования подвижного состава автомобильного транспорта и повышения его технической готовности является своевременное обеспечение АТП топливом, запасными частями, шинами, гаражным и ремонтным оборудованием. Исходными данными для разработки плана материально-технического снабжения являются намеченные объемы перевозок грузов и пассажиров, другие показатели эксплуатации подвижного состава, объемы работ по ТО и ремонту состава, капитальному строительству, нормативная база данного АТП, учитывающая задания по снижению норм расхода материальных ресурсов, а также данные технических паспортов автомобилей, в которых указаны номенклатура запасных частей, размер шин, сорта топлива и смазочных материалов, вместимость топливных баков и т. д.
Потребность в материальных ресурсах устанавливают в основном методом прямых планово-экономических расчетов, т. е. путем умножения норм расхода материалов на соответствующие объемные показатели как в натуральном, так и в стоимостном выражении. [4]
При планировании материально-технического снабжения определяют потребность в подвижном составе, автомобильном топливе, смазочных и обтирочных материалах, запасных частях и материалах, металле (прокате черного и цветного металлов и трубах), строительных материалах, оборудовании, вспомогательных материалах (химикатах, спецодежде, мебели и т. д.), котельно-печном топливе и энергоресурсах, прочих ресурсах. При этом перечисленные первые пять видов материальных ресурсов используются непосредственно на осуществление перевозочного процесса, а остальные — на прочие нужды.
Расчет потребности в автомобильном топливе
Общая потребность автотранспортного предприятия в топливе
T = , л. (1)
где - расход топлива на эксплуатацию автомобилей (на пробег и транспортную работу) в зависимости от типа подвижного состава;
- надбавка к расходу топлива на работу в зимнее время;
- надбавка к расходу топлива на внутригаражные нужды.
Расход топлива на эксплуатацию автомобилей (на пробег и транспортную работу) в зависимости от типа подвижного состава определяется следующим образом:
1) для грузовых автомобилей, выполняющих транспортную работу, учитываемую в ткм:
а) для бортовых одиночных:
, л. (2)
где - базовая норма расхода топлива на 100 км пробега автомобиля (устанавливается в зависимости от модификации автомобиля), л [4];
- норма расхода топлива на 100 ткм транспортной работы автомобиля. В зависимости от вида используемого топлива устанавливается в следующих размерах: для бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) — до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) — до 2 м3; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива [4];
общий пробег автомобиля, км;
- объем транспортной работы (грузооборот), ткм;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах, % [4].
б) для грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива (л/l00 км) на пробег автопоезда увеличивается из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — да 2,64 л; природного газа до 2 м3; при газодизельном питании двигателя ориентировочно — до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива [4]:
,л. (3)
где - собственная масса прицепа или полуприцепа, т [2].
2) для автомобилей-самосвалов:
а) для одиночных автомобилей-самосвалов:
, л. (4)
где - норма расхода топлива на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки, л [4]:
- до 0,25 л жидкого топлива (до0,66 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м3 природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
- до 0,2 м3 природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1,0 л.
- количество ездок с грузом за смену.
б) для автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма как для седельного тягача) норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности [4]:
бензина — до 2 л;
дизельного топлива — до 1,3 л;
сжиженного газа — до 2,64 л;
природного газа — до 2 м3;
,л. (5)
где - грузоподъемность самосвального полуприцепа [2].
3) для легковых автомобилей-такси, автобусов, грузовых такси, а также для грузовых автомобилей, работа которых не учитывается в ткм (с почасовой оплатой):
, л. (6)
4) Если на шасси автомобиля устанавливаются специализированные кузова, то норма расхода топлива на 100 км пробега увеличивается (или уменьшается) на 2,0 л по автомобилям с бензиновым двигателем и на 1,3 л с дизельным двигателем на каждую, тонну превышения (или снижения) собственной массы специализированного автомобиля по сравнению с базовыми автомобилями [4].
Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:
а) автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
б) автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабеле-укладчики, бетоносмесители и т.п.).
Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:
, л. (7)
где: — индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км [4];
— пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
— норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.) [4];
— время работы оборудования, час. или количество выполненных операций;
D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях) [4].
Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:
, л. (8)
где: — индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км [4];
— пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
- норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км [4];
— пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км.
Надбавка к расходу топлива на работу в зимнее время определяется исходя из величины расхода топлива на пробег и транспортную работу (ездки) и климатических особенностей данного района [3]:
, л. (9)
где - процент дополнительного расхода топлива в зимнее время, %. [4; (Приложение 2)];
- количество зимних месяцев в году, мес. [4; Приложение 2].
На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1,0 процента от общего количества потребляемого топлива данным предприятием (с учетом относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых работах) [3]:
, л. (10)
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20%.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 метров — до 5% (нижнегорье);
от 801 до 2000 метров — до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 метров — до 15% (высокогорье);
и свыше 3000 метров — до 20% (высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (т.е. на 100 км пути не менее 500 поворотов) — до 10%.
Работа автотранспорта в городах с населением свыше 3,0 миллионов человек — до 25%; в городах с населением от 1,0 до 3,0 миллионов человек — до 20%; в городах с населением от 250 тысяч до 1,0 миллиона человек — до 15%; в городах с населением от 100-до 250 тысяч человек — до 10%; в городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тысяч человек — до 5%.
Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) — до 10%.
Перевозка нестандартных крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и. при сопровождении, и других подобных случаях с пониженными скоростями движения автомобилей до 20 — 30 км/час — до 15%, при пониженных скоростях до 10 км/час — до 35%.
При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии — до 10%, при перегоне автомобилей в спаренном — до 15%, в строенном состоянии — до 20%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, — до 5%, более 8 лет — до 10%.
При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятий — до 10%.
При работе специальных автомобилей (киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом — до 20%.
При работе в карьерах, движении по полю, при вывозке леса и т.п. на участках горизонтальных дорог IV и V категории вне основной дороги общего пользования: для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой в зависимости от полной массы автомобиля — до 40%.
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий — до 35%, для дорог IV и V категорий — до 50%.
При учебной езде — до 20%.
При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля — до 7%.При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» на стоянке (независимо от времени года) нормативный расход топлива устанавливается из расчета один час простоя с работающим двигателем соответствует 10 км пробега.
При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, банки и т.п.), при простоях со специальным грузом, не допускающим охлаждения салона (кузова) автомобиля, — до 10%.
В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов (при отсутствии независимых отопителей), а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т.п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 10 км пробега автомобиля.
Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), норма расхода топлива может определяться на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля — увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми двигателями, до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями, до 2,64 1/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе, до 2,0 м3/100 км по автомобилям, работающим на сжатом природном газе, при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива;
Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I, II и III категорий — до 15%.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Стоимость топлива по каждой марке автомобилей определяется на основании рассчитанного расхода топлива по каждому виду и оптовых цен на автомобильное топливо или цен на топливо по данным действующих АЗС на момент выполнения работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|