Общее понятие эластичности
Для определения «скорости изменения» спроса и предложения товаров на рынке экономистами введено понятие «эластичность».
Концепция эластичности впервые была введена в экономическую науку Альфредом Маршаллом (1842–1924).
Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
Способность потребления и спроса изменяться в определенных рамках под влиянием экономических факторов носит название эластичности потребления и спроса. Эластичность спроса и предложения необходима для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов.
Без этого сейчас не функционирует ни одна рыночная (смешанная) экономическая система.
Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.
Под эластичностью предложения следует понимать относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.
Эластичность спроса по ценепоказывает относительное изменение величины спроса под влиянием изменения цены на один процент
Эластичность спроса по цене всегда < 0, что является результатом обратной зависимости между спросом и ценой. Поэтому при определении эластичности пренебрегают знаком «-».
Перекрестная эластичность – эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое
E > 0 – взаимозаменяемые блага (субституты), повышение цены на благо Y ведет к повышению спроса на благо Х;
E < 0 – взаимодополняемые блага (комплименты), повышение цены на благо Y ведет к сокращению спроса на благо Х.
Е = 0 - независимые блага, повышение или понижение цены на благо Y не оказывает влияния на спрос на благо Х.
Эластичность спроса по доходу показывает относительное изменение величины спроса под влиянием изменения дохода на один процент
EI < 0 – менее качественные блага
EI > 0 – благо нормальное
0 < EI < 1 – благо первой необходимости
EI > 1 – товары класса люкс, предметы роскоши
Эластичность предложения по цене - показывает относительное изменение предложения под влиянием изменения цены на один процент
Эластичность предложения по цене всегда > 0, что является результатом прямой зависимости между предложением и ценой.
9. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Условие равновесия потребителя.
Цель потребителей в экономике состоит в потреблении благ. Блага обладают полезностью, т.е. способностью удовлетворять потребности людей. Рациональный потребитель стремится максимизировать полезность.
Выделяют два подходак пониманию теории полезности:
Кардинализмили количественный подход
Представители:
§ У.С. Джевонс,
§ К. Менгер,
§ Л. Вальрас
Ординализмили порядковый подход
Представители:
§ Ф. Эджуорт,
§ В. Парето,
§ И. Фишер
Парадокс ценности
(парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита)
В центре внимания маржиналистов была проблема меновой ценности благ — пропорции их обмена
Эту проблему маржиналисты решали с помощью теории предельной полезности, объяснявшей ценность благ полезностью их дополнительной (предельной) единицы и, таким образом, сочетавшей при объяснении ценности
· фактор полезности
· фактор редкости
Принцип убывающей предельной полезностиназывается первым законом Госсена:
С ростом потребления какого-либо одного блага при фиксированном объеме потребления всех остальных благ общая полезность возрастает убывающими темпами, а предельная полезность при этом убывает.
В своей книге, опубликованной в 1854 г., Госсен математически обосновал основные принципы теории предельной полезности.
Он сформулировал два закона, которые во многом предвосхитили теоретические и математические построения Л. Вальраса, У. Дже-вонса и др.
Второй закон Госсена
Рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара.
Оптимум потребителя достигается, когда средства распределены таким образом, что для всех купленных товаров имеет место равенство:
где MUx, MUy, MUz – предельные полезности
благ x, y, z;
Px, Py, Pz – цены благ x, y, z;
λ - предельная полезность денег
Ординализмили порядковый подход (Ф. Эджуорт , В. Парето, И. Фишер)
Отдавая должное кардиналистской теории потребительского поведения, приходится однако признать ее ограниченность. Попытки найти количественный измеритель полезности блага не увенчались успехом и стали препятствием для дальнейшего анализа потребительского поведения.
Порядковая (ординалистская) теория полезности позволила обойти эти трудности. Ординалисты отказались от поиска универсального измерителя полезности и предложили иной подход (В. Парето, Дж. Хикс и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|