Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм установления равновесия





Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.



Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Свои доходы, по мнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук»., капитал -- один из факторов производства, а прибыль -- форма дохода с капитала. Они ввели в научный оборот категорию «чистый продукт», в качестве которого рассматривали стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции за вычетом всех затрат. В этой связи источником богатства было названо превышение производства сельскохозяйственного продукта над его потреблением. Они полагали, что экономическая политика должна осуществляться в соответствии с принципом «разрешайте делать, что хочется, и идти, куда хочется». Эта школа сформулировала требование - полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.



Классическая политическая экономия

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведёт к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки экономики Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.



Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

 

2. Основные этапы развития экономической теории: маржинализм, неоклассика, кейнсианство.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

Карл Менгер

Фридрих Визер

Леон Вальрас

Эйген-Бем-Баверк

Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал

Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

 

3. Свободные и экономические блага. Ресурсы (факторы производства). Ограниченность. Необходимость выбора. Альтернативная стоимость.

Благо — все, что способно удовлетворять потребности людей, приносить им пользу, доставлять им удовольствие.

Все блага можно разделить на:

  • Свободные (даровые, неограниченные) Свободные блага — блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения всех потребностей в них по нулевой цене (то есть бесплатно). Примерами таких благ являются солнечный свет, воздух, ветер и др. При определенных условиях свободные блага могут стать экономическими. Например, чистый воздух может стать экономическим благом в мегаполисе.
  • Экономические (ограниченные ) блага — блага, которые имеются в ограниченном количестве и которых недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих. Это блага, которые всвязи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. К ним относятся практически все существующие блага.

Альтернативная стоимость блага —а) стоимость наилучшей альтернативы, от которой

приходится отказаться экономическому агенту, чтобы получить данное благо; б) ценность самой предпочтительной альтернативы из числа тех, что были отвергнуты в процессе выбора наилучшего решения.

Факторы производства — это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.

Выделяют четыре основных фактора производства:

Труд (Труд — это человеческие ресурсы, физические и умственные способности людей, используемые для производства товаров и услуг. Доходом этого фактора является заработная плата.)

Земля (Земля — это все природные ресурсы, используемые в производстве экономических благ (земля, минеральные, водные, лесные и др. ресурсы).

Доходом этого фактора — рента.)

Капитал(физический, денежный)(процент)

Предпринимательские способности(— этоособый вид человеческих ресурсов, необходимый дляэффективного объединения трех остальных факторовдля организации производства экономических благ.Принципиальной характеристикой этого фактораявляется способность рисковать. В случае успехапредприниматель получает прибыль, в противномслучае — несет убытки.)В последнее время в качестве отдельного факторапроизводства, роль которого постоянно возрастает,выделяют информацию. Известно такоевысказывание: «кто владеет информацией, тотвладеет миром»

Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходиться решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. При этом люди ведут себя рационально. Рациональность поведения предполагает, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т.е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желаемого результата при наименьших затратах, т.е. минимизирует затраты для достижения данного результата.

С проблемой экономического выбора связана проблема альтернативной ценности благ. Альтернативная ценность блага для общества означает, каким количеством одного блага оно готово пожертвовать ради увеличения производства другого блага на одну единицу. Альтернативная ценность оценивается как упущенная выгода в наилучшем из отвергнутых вариантов.

 

4. Производственные возможности общества. Граница производственных возможностей общества. Факторы, определяющие наклон и форму кривой производственных возможностей.

Производственные возможности общества - это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Возрастающие потребности общества ориентируют на постоянное увеличение результата. Но, поскольку ресурсы ограничены, то ограничены и производственные возможности. Увеличение объемов производства одного продукта может быть достигнуто лишь при частичном или полном отказе от производства другого. Ограниченность ресурсов определяет их альтернативное использование. Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, следует принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Граница производственных возможностей - позволяет проиллюстрировать решение основных задач выбора: что, как и для кого производить, а также ввести ряд фундаментальных экономических понятий.

Граница производственных возможностей показывает максимально возможный объем производства товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой (границе) производственных возможностей характеризует определенную комбинацию двух товаров: предметов потребления и средств производства. Всякое увеличение объема производства одного товара потребует переключения части ресурсов с производства другого товара, т.е. влечет за собой сокращение его производства. Кривая производственных возможностей имеет выпуклую вправо вверх форму. Такая форма кривой отражает: получение каждой дополнительной единицы одного товара требует отказа от дополнительного и все возрастающего количества другого товара.

5. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Взаимосвязанные (заменяющие и дополняющие) товары и услуги

 

Спрос (demand)– это количество товаров и услуг, которые потребитель согласен приобрести по той или иной цене.

Функция спроса:

Qd = f (P),

где QD – объем спроса (quantity);

P – цена единицы блага (price).

 

Зависимость спроса от цены может быть представлена как линейная функция:

QD = a - bP,

где QD – объём спроса;

Р – цена.

Величина спроса(Q1 или Q2) – это количество товаров и услуг, которое покупатель согласен приобрести по данной цене(Р1 или Р2).

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, который отражает обратную зависимость величины спроса от цены.

Закон спросаутверждает, что с ростом цены (Р)объем спроса (Qd)уменьшается; чем выше цена, тем меньше спрос и наоборот.

 

Индивидуальный спрос— спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше). Рыночный спрос— совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.

 

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ- товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый. Например, дополняющим товаром к автомобилю служит моторное масло, а к моторному маслу - пластиковая тара для него. При изменении спроса на один из таких товаров спрос на другой меняется аналогичным образом.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ- товары, способные в определенной степени заменять друг друга благодаря тому, что выполняют аналогичные функции, удовлетворяют те же потребности. Например, мясо как продукт питания можно заменить рыбой или грибами, фрукты - ягодами, одни виды одежды - другими. При повышении цены на один из таких товаров растет спрос на другой, заменяющий его товар.

 

6. Предложение. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение.

Зависимость предложения от цены может быть представлена как линейная функция:

QS = -a + bP,

где QS – объём предложения;

Р – цена.

Величина предложения(Q1 или Q2) – это количество товаров и услуг, которое производитель согласен продать по данной цене(Р1 или Р2).

Кривая предложения имеет положительный наклон, который отражает прямую зависимость величины предложения от цены.

Закон предложенияутверждает, что с ростом цены Робъем предложения QSувеличивается; чем выше цена, тем больше предложение и наоборот.

Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение— предложение отдельного производителя. Рыночное предложение— совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

7. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие, равновесная цена. Механизм установления рыночного равновесия. Преимущества рыночного ценообразования.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Механизм установления равновесия

Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия, когда под воздействием изменения факторов спроса или предложения рынок выходит из этого состояния. Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара.

Избыток (излишек) товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. В выигрыше остается тот, кто предлагает более выгодные условия реализации товара. Таким образом рынок стремится вернуться в состояние равновесия.

Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает к нему внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. В результате система возвращается в состояние равновесия.

Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков.

Уравновешивающая роль цены проявляется как через спрос, так и через предложение.

· Предположим, что равновесие, установившееся на нашем рынке, было нарушено – под воздействием каких-либо факторов (например, рост доходов) произошло увеличение спроса, в результате его кривая сместилась из D1 в D2 а предложение осталось неизменным.

Если цена данного товара не изменилась сразу же после смещения кривой спроса, то вслед за ростом спроса возникнет ситуация, когда по прежней цене Р1 количество товара, которое каждый из покупателей теперь может приобрести (QD) превышает тот объем, который могут предложить при данной цене производители данного товара (QS). Величина спроса теперь будет превышать величину предложения данного товара, что означает возникновение дефицита товара в размере Df = QD – Qs на данном рынке.

Дефицит товаров, как мы уже знаем, приводит к конкуренции между покупателями за возможность приобретения данного товара, что приводит к росту рыночных цен. В соответствии с законом предложения реакцией продавцов на повышение цены будет увеличение объема предлагаемого товара. На графике это будет выражено передвижением точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой предложения до ее пересечения с новой кривой спроса D2 где и будет достигнуто новое равновесие данного рынка Е2 сравновесным количеством товаров Q2 и равновесной ценой Р2.

Рассмотрим ситуацию, когда равновесное состояние будет нарушено со стороны предложения.

· Предположим, что под воздействием каких-то факторов произошло увеличение предложения, в результате его кривая сместилась вправо из положения S1 в S2 а спрос остался неизменным

При условии сохранения рыночной цены на прежнем уровне (Р1) рост предложения приведет к избытку товара в размере Sp = Qs– QD. В результате возникает конкуренция продавцов, приводящая к снижению рыночной цены (с Р1 до Р2) и росту объема продаваемого товара. На графике это будет отражено перемещением точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой спроса до ее пересечения с новой кривой предложения, что приведет к установлению нового равновесия Е2 с параметрамиQ2иР2.

 

В учебной литературе сформулированы четыре правила взаимодействия спроса и предложения.

1. Увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров.

2. Уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров.

3. Увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров.

4. Сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

Возвращению цены к рыночному равновесному уровню в основном могут препятствовать следующие обстоятельства:

1. административное регулирование цен;

2. монополизм производителя или потребителя, позволяющий удерживать монопольную цену, которая может быть как искусственно завышенной, так и заниженной.

 

8. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.