Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.





Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач:

- на вербальной основе;

- на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя.

В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить.

Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане. Например, воспитатель говорит детям: «Сегодня открылся книжный магазин. Я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребёнок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, необходимые для воспитания культуры речевого общения.



В зависимости от возраста детей одну и ту же ситуацию можно раскрыть в нужном образовательном контексте. Например, осенью ребёнок приходит в группу в тёплом свитере и сообщает, что мама велела его не снимать, чтобы не заболеть. Если ему 3—4 года, то стоит поговорить о том, как мама о нём заботится, рассмотреть свитер, назвать его части, цвет, потрогать материал, какой он пушистый, тёплый, выяснить, что тело под свитером тёплое, а ладошки холоднее. Это обогатит сенсорный и речевой опыт ребёнка.

Ребёнку пятого года жизни можно предложить сравнить свою одежду с тем, как одеты другие дети группы. Желательно привлечь к разговору ещё трёх-четырёх свободных детей и обсудить, почему все стали одеваться теплее, что надевали летом, чем различается одежда для тёплого и холодного времени года, из каких материалов изготавливается одежда для осени и зимы. Такое общение способствует закреплению представлений детей об одежде, её назначении и материалах, совершенствует умения детей сравнивать и анализировать.



Детей старшего дошкольного возрастана этом примере целесообразно вызвать на обсуждение проблемы о том, как заботиться о себе в холодное время года, чтобы не заболеть. Подобный разговор систематизирует представления детей о способах поддержания здоровья, будет способствовать развитию объяснительной речи. По мере расширения познавательных интересов детей обогащается и содержание разговоров с ними.

Речевые ситуации

Цель: выявить умения ребёнка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба, вежливое обращение к собеседнику во время разговора).

Описание методики:

I ситуация: «Ты пришёл в детский сад, встретил воспитателя. Как ты её будешь приветствовать?»

II ситуация: «Ты хочешь взять свою любимую игрушку. Она лежит высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?»

III ситуация: Воспитатель рассказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы ещё маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».



- Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»

ΙΥ ситуация: «У девочки развязался бант. Она подходит к воспитателю, вежливо обращается за помощью, благодарит за оказанную помощь».

4. Составьте вариант разговора воспитателя с детьми (тема по выбору).

Разговор воспитателя с детьми трёх лет во время одевания на прогулку.

Тема «Головные уборы»

Воспитатель Дети
- На дворе осень. Надо шапки надеть хорошенько. - Максим, у твоей шапки такой красивый помпон! Кто тебе связал такую отличную шапку?   - Шапку связала бабушка из шерстяных ниток. Прекрасная шапка вышла! Да, Максим?     - А тебе, Надя, кто такую ярко-синюю шапку связал? Какие ленты красивые! (Воспитатель обращается с подобными же вопросами ко всем детям, кому он помогает надеть шапки: у каждой отмечает цвет, какую-либо деталь (помпон, шишку, узор, ленты и т. д.)). - Максим, натяни шапку на уши! Шапка должна защищать уши от ветра. Натянул? Тепло тебе? (Тот же вопрос в различной форме воспитатель задаёт и другим детям).     Максим. - Бабушка. Она... нитки... и...     Максим (пытаясь сказать правильно, но, ещё не выговаривая все слова). - Прекрасная шапка. Бабуля связала из ниток шерстяных.   Надя. - Мама купила... в магазине. (Дети отвечают, что-то добавляют от себя). Максим. - Натянул. Тепло.

Разговор воспитателя с детьми трёх лет на прогулке.

Воспитатель Дети
(На прогулке воспитатель выбирает момент, чтобы снова фиксировать внимание детей на шапке). - Вы чувствуете, как свежо на дворе? - Какое время года сейчас? Осень? - Летом было теплее? - Помните, как сильно пригревало солнце летом, когда мы к речке ходили? - Дети летом панамки носят? - Сейчас в панамках не пойдёшь! Холодно! Сейчас вязаные шапки нужно надевать, не то застудишь уши. Недолго и заболеть!   - Да. - Да, осень. - Да, теплее. - Помним.   - Носят.

 

Разговор воспитателя с детьми пяти лет.

Тема «Посещение кухни детского сада»

Воспитатель Дети
- Дети! Кто помнит загадку про овощи?   - У тебя хорошая память, Ниночка. -Толя, ты помнишь отгадку?   - Хорошо! - Боря, пожалуйста, сходи на кухню и узнай у повара, Ирины Семёновны, будет ли она сегодня к обеду что-нибудь из морковки готовить. - Дети, как Боря должен спросить Ирину Семёновну?     - Сначала надо извиниться перед Ириной Семёновной, что мы её беспокоим, а уж потом и вопрос задать. - Спроси теперь ты, Люда. (Вызывается ребёнок с наиболее развитой речью.) - Так, хорошо. - Валя (ребёнок, которому хуже других даются вопросы), повтори.     (Повар, конечно, должен быть заранее предупреждён о таком визите. Его ответ: «Я сегодня готовлю вам на второе морковные котлеты»). Нина. - Сидит красная девица в тёмной темнице, а зелёная коса на улице.   Толя. - Помню, это морковка.   Саша. - Ирина Семёновна, у нас будет к обеду что-нибудь из моркови? Вася. - Ирина Семёновна, вы готовите сегодня что-нибудь из моркови? Сеня. - Ирина Семеновна, скажите, пожалуйста, вы морковку готовите? Вова. - Ирина Семёновна, пожалуйста, приготовьте сегодня морковь! Люда. - Ирина Семёновна, извините, пожалуйста, вы готовите сегодня к обеду что-нибудь из моркови?   Валя. - Ирина Семёновна, извините, пожалуйста, вы готовите сегодня к обеду что-нибудь из моркови?

Разговор воспитателя с детьми шести лет.

Тема «Посадка рассады помидоров на грядки»

Воспитатель Дети
(На каждом горшочке написано имя ребёнка — хозяина горшочка) - Дети, вы все принесли свои горшочки с рассадой? - Как же мы будем узнавать, где чьё растение, когда закопаем горшочки в почву?     - Вот два предложения: Нина советует не закапывать горшочки целиком, оставив на виду надпись, а Петя предлагает сделать длинные палочки, написать на них имена их хозяев заново и воткнуть в горшочки или рядом с горшочком, чтобы не повредить корни рассады. - Обсудим оба предложения. - Какое из них лучше? Как ты считаешь, Вика? - А что станет с нашими надписями, когда мы, высадив горшочки в грядку, польём её, Вова? - Правильно, Вова.     - Так говорить, хваля самого себя, нескромно. Пусть другие скажут.     - Почему?   - На высоких колышках...     - …и можно будет поливать растения, не боясь, что надписи сотрутся. - Скажи, Толя, всю эту фразу целиком.     - ... не боясь... - Отлично. Теперь пусть Вова и Вика пойдут к плотнику Семёну Владимировичу и спросят, нет ли у него таких длинных колышков. Нам нужно 25 штук. Кстати, эти колышки пригодятся нашим растениям, когда они подрастут. Но это вы увидите летом. - Как вы объясните Семёну Владимировичу, для чего нам нужны колышки? (Воспитатель выбирает самый короткий и ясный ответ и рекомендует детям именно так объяснить плотнику свою просьбу). (К разговору о растениях, их росте, колышках и т.п. воспитатель возвращается, добавляя попутно новые слова, в течение весны, лета и осени неоднократно, когда дети наблюдают за ростом своих растений). - Все.   Нина. - Можно не до края закопать горшочки, чтобы имя было видно. Петя. - Можно палочки длинные воткнуть в горшочки и на палочках написать наши имена.   Вика. - Давайте не закапывать до конца. Вова. - Надписи залепятся грязью, и их не будет видно.   Петя. - Я лучше, чем Нина, придумал!     Толя. - Петя хорошо придумал. Толя. - Потому, что высокие палочки...   - ...На высоких колышках будут хорошо видны надписи...     - На высоких колышках будут хорошо видны надписи, и можно будет поливать помидоры... растения... - …не боясь, что надпись сотрётся.     (Каждый ребёнок предлагает свой вариант разговора с плотником).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.