|
Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач:
- на вербальной основе;
- на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя.
В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить.
Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане. Например, воспитатель говорит детям: «Сегодня открылся книжный магазин. Я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребёнок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, необходимые для воспитания культуры речевого общения.
В зависимости от возраста детей одну и ту же ситуацию можно раскрыть в нужном образовательном контексте. Например, осенью ребёнок приходит в группу в тёплом свитере и сообщает, что мама велела его не снимать, чтобы не заболеть. Если ему 3—4 года, то стоит поговорить о том, как мама о нём заботится, рассмотреть свитер, назвать его части, цвет, потрогать материал, какой он пушистый, тёплый, выяснить, что тело под свитером тёплое, а ладошки холоднее. Это обогатит сенсорный и речевой опыт ребёнка.
Ребёнку пятого года жизни можно предложить сравнить свою одежду с тем, как одеты другие дети группы. Желательно привлечь к разговору ещё трёх-четырёх свободных детей и обсудить, почему все стали одеваться теплее, что надевали летом, чем различается одежда для тёплого и холодного времени года, из каких материалов изготавливается одежда для осени и зимы. Такое общение способствует закреплению представлений детей об одежде, её назначении и материалах, совершенствует умения детей сравнивать и анализировать.
Детей старшего дошкольного возрастана этом примере целесообразно вызвать на обсуждение проблемы о том, как заботиться о себе в холодное время года, чтобы не заболеть. Подобный разговор систематизирует представления детей о способах поддержания здоровья, будет способствовать развитию объяснительной речи. По мере расширения познавательных интересов детей обогащается и содержание разговоров с ними.
Речевые ситуации
Цель: выявить умения ребёнка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба, вежливое обращение к собеседнику во время разговора).
Описание методики:
I ситуация: «Ты пришёл в детский сад, встретил воспитателя. Как ты её будешь приветствовать?»
II ситуация: «Ты хочешь взять свою любимую игрушку. Она лежит высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?»
III ситуация: Воспитатель рассказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы ещё маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».
- Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»
ΙΥ ситуация: «У девочки развязался бант. Она подходит к воспитателю, вежливо обращается за помощью, благодарит за оказанную помощь».
4. Составьте вариант разговора воспитателя с детьми (тема по выбору).
Разговор воспитателя с детьми трёх лет во время одевания на прогулку.
Тема «Головные уборы»
Воспитатель
| Дети
| - На дворе осень. Надо шапки надеть хорошенько.
- Максим, у твоей шапки такой красивый помпон! Кто тебе связал такую отличную шапку?
- Шапку связала бабушка из шерстяных ниток. Прекрасная шапка вышла! Да, Максим?
- А тебе, Надя, кто такую ярко-синюю шапку связал? Какие ленты красивые!
(Воспитатель обращается с подобными же вопросами ко всем детям, кому он помогает надеть шапки: у каждой отмечает цвет, какую-либо деталь (помпон, шишку, узор, ленты и т. д.)).
- Максим, натяни шапку на уши! Шапка должна защищать уши от ветра. Натянул? Тепло тебе?
(Тот же вопрос в различной форме воспитатель задаёт и другим детям).
|
Максим.
- Бабушка. Она... нитки... и...
Максим (пытаясь сказать правильно, но, ещё не выговаривая все слова).
- Прекрасная шапка. Бабуля связала из ниток шерстяных.
Надя.
- Мама купила... в магазине.
(Дети отвечают, что-то добавляют от себя).
Максим.
- Натянул. Тепло.
| Разговор воспитателя с детьми трёх лет на прогулке.
Воспитатель
| Дети
| (На прогулке воспитатель выбирает момент, чтобы снова фиксировать внимание детей на шапке).
- Вы чувствуете, как свежо на дворе?
- Какое время года сейчас? Осень?
- Летом было теплее?
- Помните, как сильно пригревало солнце летом, когда мы к речке ходили?
- Дети летом панамки носят?
- Сейчас в панамках не пойдёшь! Холодно! Сейчас вязаные шапки нужно надевать, не то застудишь уши. Недолго и заболеть!
|
- Да.
- Да, осень.
- Да, теплее.
- Помним.
- Носят.
|
Разговор воспитателя с детьми пяти лет.
Тема «Посещение кухни детского сада»
Воспитатель
| Дети
| - Дети! Кто помнит загадку про овощи?
- У тебя хорошая память, Ниночка.
-Толя, ты помнишь отгадку?
- Хорошо!
- Боря, пожалуйста, сходи на кухню и узнай у повара, Ирины Семёновны, будет ли она сегодня к обеду что-нибудь из морковки готовить.
- Дети, как Боря должен спросить Ирину Семёновну?
- Сначала надо извиниться перед Ириной Семёновной, что мы её беспокоим, а уж потом и вопрос задать.
- Спроси теперь ты, Люда.
(Вызывается ребёнок с наиболее развитой речью.)
- Так, хорошо.
- Валя (ребёнок, которому хуже других даются вопросы), повтори.
(Повар, конечно, должен быть заранее предупреждён о таком визите.
Его ответ: «Я сегодня готовлю вам на второе морковные котлеты»).
| Нина.
- Сидит красная девица в тёмной темнице, а зелёная коса на улице.
Толя.
- Помню, это морковка.
Саша.
- Ирина Семёновна, у нас будет к обеду что-нибудь из моркови?
Вася.
- Ирина Семёновна, вы готовите сегодня что-нибудь из моркови?
Сеня.
- Ирина Семеновна, скажите, пожалуйста, вы морковку готовите? Вова.
- Ирина Семёновна, пожалуйста, приготовьте сегодня морковь!
Люда.
- Ирина Семёновна, извините, пожалуйста, вы готовите сегодня к обеду что-нибудь из моркови?
Валя.
- Ирина Семёновна, извините, пожалуйста, вы готовите сегодня к обеду что-нибудь из моркови?
| Разговор воспитателя с детьми шести лет.
Тема «Посадка рассады помидоров на грядки»
Воспитатель
| Дети
| (На каждом горшочке написано имя ребёнка — хозяина горшочка)
- Дети, вы все принесли свои горшочки с рассадой?
- Как же мы будем узнавать, где чьё растение, когда закопаем горшочки в почву?
- Вот два предложения: Нина советует не закапывать горшочки целиком, оставив на виду надпись, а Петя предлагает сделать длинные палочки, написать на них имена их хозяев заново и воткнуть в горшочки или рядом с горшочком, чтобы не повредить корни рассады.
- Обсудим оба предложения.
- Какое из них лучше? Как ты считаешь, Вика?
- А что станет с нашими надписями, когда мы, высадив горшочки в грядку, польём её, Вова?
- Правильно, Вова.
- Так говорить, хваля самого себя, нескромно. Пусть другие скажут.
- Почему?
- На высоких колышках...
- …и можно будет поливать растения, не боясь, что надписи сотрутся.
- Скажи, Толя, всю эту фразу целиком.
- ... не боясь...
- Отлично. Теперь пусть Вова и Вика пойдут к плотнику Семёну Владимировичу и спросят, нет ли у него таких длинных колышков. Нам нужно 25 штук. Кстати, эти колышки пригодятся нашим растениям, когда они подрастут. Но это вы увидите летом.
- Как вы объясните Семёну Владимировичу, для чего нам нужны колышки?
(Воспитатель выбирает самый короткий и ясный ответ и рекомендует детям именно так объяснить плотнику свою просьбу).
(К разговору о растениях, их росте, колышках и т.п. воспитатель возвращается, добавляя попутно новые слова, в течение весны, лета и осени неоднократно, когда дети наблюдают за ростом своих растений).
|
- Все.
Нина.
- Можно не до края закопать горшочки, чтобы имя было видно.
Петя.
- Можно палочки длинные воткнуть в горшочки и на палочках написать наши имена.
Вика.
- Давайте не закапывать до конца.
Вова.
- Надписи залепятся грязью, и их не будет видно.
Петя.
- Я лучше, чем Нина, придумал!
Толя.
- Петя хорошо придумал.
Толя.
- Потому, что высокие палочки...
- ...На высоких колышках будут хорошо видны надписи...
- На высоких колышках будут хорошо видны надписи, и можно будет поливать помидоры... растения...
- …не боясь, что надпись сотрётся.
(Каждый ребёнок предлагает свой вариант разговора с плотником).
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|