Сделай Сам Свою Работу на 5

Разговор воспитателя как основной метод развития диалогической речи в повседневном общении.





Развитие навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста

Разговор воспитателя как основной метод развития диалогической речи в повседневном общении.

Особыми возможностями обладает разговор воспитателя с детьми.

Разговор— это универсальная и наиболее распространённая форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. При этом различают разговор как относительно свободное, менее регламентированное, общение и беседу как целенаправленное, содержательное и логически выстроенное общение.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребёнка.

Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чём-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.



Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых.

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.



Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни.

В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребёнка в детском саду. Воспитатели младших групп должны знать приёмы, которые помогут в решении стоящих перед ними задач. Важно с самого начала расположить к себе ребёнка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики («Дай мне» «У меня тоже есть». «А кто это?» и т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся, би-ба-бо), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребёнок этого возраста может сразу поддержать («Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки?» и др.).

В старшем возрасте можно предложить вспомнить свою ёлку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.

Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество помощника воспитателя, имена некоторых воспитанников). Если в первые дни пребывания в детском саду ребёнок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и помощник воспитателя. Она побуждает детей обращенные к ней просьбы выражать словами, фразами.



В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребёнком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они своё любимое кушанье и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчёркивает, что никогда не говорят с пищей во рту.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический приём. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными.

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка.

Для индивидуальных разговоров больше подходят утренние и вечерние часы.

Иногда разговоры возникают по инициативе ребёнка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Начинать разговор можно только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет неуместен. Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют. Говорить надо так, чтобы у ребёнка осталось удовлетворение от того, что его выслушали. Необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.

Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путём обращения к ним («И Коля ходил?»), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. При этом детям воспитатель даёт образец словесной просьбы, иногда предлагает ребёнку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приёмы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения с взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребёнка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребёнка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить её недостатки, определить, в чём следует поупражнять ребёнка, узнать его интересы, стремления, настроение.

Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.

2. На основе анализа Программы (по выбору) показать виды, тематику и содержание разговоров с детьми в разных возрастных группах.

Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/[Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; научный руководитель Е.В. Соловьёва]. - М.: Просвещение, 2010.

№ п/п Содержание программы
Первая младшая группа (2-3 года)
1. Коммуникация Развивать речь детей: - развивать диалогическую речь как способ коммуникации. *Создавать условия, при которых ребёнок может добиваться своей цели путём речевого обращения к взрослому или сверстнику; всегда внимательно выслушивать детей; деятельно реагировать на все их просьбы, предложения, вопросы; использовать в работе задания типа «покажи», «принеси», «сделай то-то». *Использовать хороводные, дидактические подвижные игры с текстами. Вводить в жизнь группы простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба). *Следить за тем, чтобы речь взрослых, обращённая к детям, была содержательна, эмоциональна, соответствовала возрастным возможностям восприятия детей с точки зрения лексики, чёткости артикуляции, выразительности.
2. Вторая младшая группа (3-4 года) Развивать речь детей: способствовать формированию предпосылок связной речи детей: - диалогическая форма речи. *Продолжать развивать диалогическую речь как средство коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы). *Создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми. *Закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство).
3. Средняя группа (4-5 лет) Развивать речь детей: способствовать формированию предпосылок связной речи детей: - диалогическая форма речи. *Формировать умение отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении, в ролевых диалогах). *Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы. *Закреплять навыки речевого этикета.
4. Старшая и подготовительная к школе группы (5-7 лет) Развивать и совершенствовать связную речь: - диалогическая форма речи. *Вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками (активная коммуникативная позиция). *Приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). *Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада). *Работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ). *Отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог с взрослыми и другими детьми. *Отрабатывать диалог в театрально-игровой деятельности, в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и пр.).

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей, но в тоже время разговоры должны быть близки и доступны детям и опираться на имеющийся у них опыт и знания.

Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей, такие разговоры ведутся непринуждённо и живо.

С возрастом меняется инициатор начала разговоров.

В младшей группе разговоры всегда начинает воспитатель, он же чаще всего является и самым активным участником общения.

В средней и старшей группах педагог создаёт условия для перехода инициативы к детям, а именно: поддерживает стремление детей-почемучек задавать вопросы, обращает внимание других дошкольников на то, что вопрос одного такого ребёнка стал началом обсуждения интересной темы, помог всем узнать много нового, предлагает подумать над вопросом сверстника, придумать, о чём ещё любопытно было бы узнать.

Увеличивается и время вербального общения в ходе разговоров с детьми разного возраста. Примерная продолжительность разговора с детьми 3-4 лет – 5-7 минут, 4-5 лет – 7-10 минут, 5-6 лет – 10-15 минут, а с детьми 6-7 лет – 15-20 минут.

В процессе разговоров реализуются задачи и содержание всех образовательных областей.

Важной задачей воспитателя является планирование системы разговоров в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса (календарём праздников) и принципом интеграции содержания дошкольного образования. Так, например, при подготовке к Всемирному Дню приветствий, в зависимости от возраста, можно запланировать следующие темы для разговоров:

с детьми 3—4 лет: «Кто из детей как здоровается, когда приходит в детский сад», «Как здороваться с взрослыми и детьми», «Когда мы говорим «Привет!».

с детьми 4—5 лет: «Когда и зачем мы говорим «Привет!», «Кто и как передаёт привет», «Самое хорошее приветствие», «Самые лучшие пожелания».

с детьми 5 — 7 лет: «Как раньше люди приветствовали друг друга», «Одинаково ли люди приветствуют друг друга в разных странах», «Главные правила приветствия», «Пожелания на все случаи жизни», «Как мы будем отмечать День приветствий в группе», «Что мы сделаем ко Дню приветствий для детского сада», «Самый приветливый человек».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.