Сделай Сам Свою Работу на 5

ДУХОВНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА КАРАТЭ-ДО





ВСТУПЛЕНИЕ

 

Дорогой друг!

Ты избрал каратэ, этот прекраснейший вид единоборств, который должен стать для тебя делом всей жизни, твоей внутренней потребностью.

Задача каратэ - физическое и духовное совершенство человека, через тяжелые, осмысленные тренировки найти гармонию в себе и, следовательно, гармонию с окружающим миром.

Каратист - обязательно физически и духовно совершенный человек, культурный, добрый, вежливый.

Великий Гитин Фунакоси говорил: "Каратэ ни сэнтэ на си - каратэ не является орудием агрессии".

Ты пришел в клуб "О-КАН", клуб, имеющий богатые, славные традиции ("О-КАН" - "Высшая школа", образован 20 марта 1987 г.)

В настоящее время клуб "О-КАН" входит в международную федерацию WKF (World Karate Federation) – самая многочисленная федерация, развивает каратэ как спорт, плодотворно сотрудничает с Международным Олимпийским Комитетом. В состав WKF входит 185 национальных федераций, более 10 миллионов спортсменов и более 100 милионнов практикующих каратэ. Возглавляет федерацию – президент Антонио Эспинос.

SKIF - Shotokan Karate-Do International Federation – техническая федерация, в которую входит клуб “О-КАН», в которой все ученики и инструкторы клуба проходят аттестацию. SKIF – одна из самых больших стилевых федераций, имеющая представительства более чем в 130 странах и несколько миллионов занимающихся.



В клубе "О-КАН" культивируются традиционное каратэ-до, базирующееся на двух классических стилях: сето-кан, годзю-рю, а также прикладная техника айки-дзюцу.

Клуб "О-КАН" исповедует истинное каратэ, отвечающее духовным и этическим канонам Востока. Быть членом клуба "О-КАН" почетно и ответственно.

Тебе предстоит прочить и умножать традиции родного клуба. Для этого ты должен трудиться, неукоснительно и с уважением подчиняться старшим, совершенствовать свое тело и душу. Тебе предстоит пройти трудный и интересный путь "До" - путь, ведущий к вершинам мастерства.

Я тебе желаю успехов на этом пути!

"Дойта симаситэ!" - "Добро пожаловать!"

 

 

Сэнсэй клуба "О-КАН" В.Н.Чабанов

V дан

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Искусство единоборств имеет древние корни. Феодаль­ные и родовые (от отца к сыну) отношения сохранили тради­ции и философию Востока неизменными в течении 5-ти тыся­челетий. Отдельные приемы единоборств известны были при­мерно 4,5 тыс. лет назад. В эпоху Конфуция и Лао-цзы (VI до н.э.) популярны бокс, стрельба из лука и конный спорт. В трактате "О сущем" "Желтый император" Хуанди (III в. до н.э.) подчеркнул единство воинского искусства и медицины.



II в. до н.э. - врач Хуа-то разработал гимнастику "У цин-си" (игра 5 зверей), на основе которой строились все во­инские стили.

В I в. до н.э. Квой-йе создал 1-й стиль ушу - "Прием длинной кисти" - это была первая школа единоборств.

Начало современных школ восточных единоборств связа­но с именем Великого монаха, одного из основателей Чань (Дзен) - буддизма, - Бодхидхармы. По преданию, в 520 г. н.э., проделав путь более 4000 тыс.км из Индии в Китай, он пришел в монастырь "Шаолинь", где провел 9 лет, передавая монахам искусство "Пранаямы" - искусство дыхания, основные гимнастические упражнения йоги т.н. "18 рук архатов". Слыл Бодхидхарма также искусным бойцом. Известно, что Александр Македонский знакомился с приемами единоборств тех стран, которые он завоевывал. Эту синтезированную тех­нику он принес с собой в Индию, которую завоевал послед­ней. Все это унаследовал Бодхидхарма, что сделало его хоро­шим бойцом. Известно, что по дороге в Шаолинь он совер­шил 6 подвигов: убил змею, тигра, буйвола и т.д.

По преданию, много времени Бодхидхарма проводил у Белой стены Священной пещеры в позе медитации, совершен­ствуя гармонию духа и тела. Существует легенда, что на стене отпечаталась, от долгого сидения, тень Бодхидхармы.



 

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО

Как было сказано выше, возникновение школ восточных единоборств, как мы это понимаем сейчас, связывают с Шаолинем и именем Бодхидхармы (китайцы называли его Дамо). В Японию это искусство проникло из Китая.

Воинские искусства Японии имеют не менее древнюю ис­торию чем в Китае. Известны такие виды, как кумиучи, когу-соку, тегики, тендари, коси мавари, явара, субаку, ниндзюцу и др.

Как это ни странно, родиной каратэ-до (переводится - "путь пустой руки") является не Япония, а остров Окинава (архипелаг Рюкю). Остров был независимым, но подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регу­лярных войск и, в результате, вынужден был платить дань своим грозным соседям. Вначале влияние Китая было сильнее, тем более, что на Окинаве жила целая колония переселенцев - китайцев, которые и познакомили жителей острова со своими боевыми искусствами. Некоторые окинавцы ездили на стажи­ровку в китайские монастыри, в т.ч. и Шаолинь. Вернувшись, они положили начало развитию на Окинаве Шаолинь-су цюань-фа (Шаолинский кулак), а позднее и других стилей. Та­кая тяга окинавцев к боевым искусствам объясняется тем, что на острове постоянно шли столкновения между правителями отдельных районов, а простому люду носить оружие запреща­лось под страхом смерти. Первый такой закон ввел в 15-м ве­ке князь Се Хайси, который подчинил себе остров, а позднее и архипелаг Рюкю. Вместе с Се Хайси на Окинаву пришел буддизм - религия проповедующая миролюбие. Вследствие этого обороноспособность резко упала, и в 1609 г. архипелаг без труда захвачен войсками японского князя Симадзу из клана Сатсума. Окинавская армия была распущена, все оружие конфисковано, в результате "Катана кари" - "охоты за мечами", объявленной японцами. Простой народ не хотел ми­риться с владычеством Японии. Назревало восстание, и масте­ра рукопашного боя срочно стали обучать граждан своему умению. К тому времени искусство борьбы на Окинаве было хорошо развито и носило название "Окинава тэ" - "Окинавская рука".

В XVI в. сложились 3 направления:

1. "Сюри тэ" - в основе положена школа Шаолиня.

2. "Наха тэ" - южно-китайские стили.

3. "Томари тэ" - комбинация первых двух.

Мастеров "Окинава тэ" было немного, а задача стояла трудная: за короткий срок подготовить максимальное количе­ство бойцов. Поэтому из китайской техники были отобраны самые эффективные приемы, которые и стали базовой техни­кой "Окинава тэ", а о философии, самопознании речь не шла - не до того было. Тренировки проводились в основном ночью в горах и лесах, от чего "Окинава тэ" называли еще "Школой в зарослях". Некоторые мастера владели такой техникой, что одним ударом ноги или руки убивали одетого в рыцарские до­спехи самурая. Самураи в свою очередь владели искусством джиу-джитсу, которое было действенным в бою с обычным воином, но уступало ударной технике "Окинава тэ". Грозным оружием в руках окинавцев были обыкновенные сельскохозяйственные орудия: "кама" - серпы, "нунчаку" - ими вели обмолот риса, "саи" - ими взрыхляли почву, "6о" - шесты, "джо" - посохи. С разгромом восстаний (на это у японцев ушло целых 100 лет) "Окинава тэ" не исчезло, а продолжало развиваться и совершенствоваться. В конце XIX в. Окинава официально признана провинцией Японии. И в 1885 г на острове по предложению Сэнсэя Итосу вводят "Окинава тэ" в школьную программу как универсальное средство физического и духовного воспита­ния.

В то время один из известнейших мастеров был школь­ный учитель Гитин Фунакоси (родился в 1869 г. в г. Сюри). По его инициативе группа мастеров ездила по Окинаве с по­казательными выступлениями, вследствие чего возникло много школ.

В 1917 г. Фунакоси был приглашен в Бутоку - Всеяпонский центр боевых искусств в г. Киото. В 1921 г. во время посещения г. Сюри наследником престола Хирохито, в школе Фунакоси состоялись показательные выступления, которые по­лучили высокую оценку монарха.

В 1921 г. в Токио состоялся Всеяпонский фестиваль бое­вых искусств, на который был приглашен и Г. Фунакоси. На фестивале присутствовали члены императорской семьи, воен­ные и спортивные специалисты, в т.ч. создатель дзюдо про­фессор Дзигоро Кано, который предложил Фунакоси устроить выступления в центре дзюдо "Кодокан". Фунакоси получил предложение написать несколько работ по истории и методике своего искусства. Фунакоси основал многочисленные секции при университетах, компаниях и торговых центрах. Ему помо­гали многие мастера, переселившиеся в Японию из Окинавы.

Так началось победное шествие по Японской империи "Окинава тэ" (японцы называли его "Тодэ"). В 1930 г. термин "Окинава тэ" заменен термином "Каратэ-дзюцу" ("искусство китайской руки"). В 1936 г. на Окинаве встрети­лись представители нескольких стилей каратэ-дзюцу. Этот термин по предложению Фунакоси был заменен на термин "Каратэ-до" - "Пусть пустой руки".

Фунакоси подчеркнул, что каратэ-до это не просто тех­ника, а именно искусство, направленное, как и другие дзэнские искусства, на всестороннее совершенствование человека.

В том же 1936 г. Фунакоси открыл свой центр под на­званием Сётокан (Сёто - литературный псевдоним Фунакоси), по названию созданного им стиля Сетокан. К этому времени сложились на базе "Окинава та" 4 основных стиля каратэ-до, признанных классическими:

I Стиль - Сетокан создан Гитином Фунакоси (1869 - 1957 гг.), доработан его сыном Иоситакой Фунакоси. Отлича­ется низкими стойками, мощными ударами рук.

II Стиль - Сито-рю создан в середине 30-х годов другом Фунакоси - Кенва Мабуни (1893-1957 гг.). Сито - по на­чальным иероглифам имен учителей Мабуни - Итосу и Хигаонна. Стиль отличается жестокостью, мощью, резкостью и концентрацией движений.

III Стиль - Годзю-рю ("сила и мягкость") создан учени­ком Хигаонна - Тедзюном Мияги (1888-1953 гг.). Основные особенности: сила, жесткость, тяжелые проломные удары, че­редующиеся с мягкими плавными движениями.

IV Стиль - Вадо-рю ("путь мира"). Создал Хиронори Оцука (1892-1982 гг.), один из первых учеников Фунакоси. Отличается ловкостью, обманными финтами, уходами. В отли­чие от первых трех, является чисто японским стилем, влияние окинавской и китайской техники почти незаметно: ряд приемов заимствованы из джиу-джитсу.

Сегодняшнее каратэ насчитывает несколько десятков сти­лей и направлений, но только одному из них удалось подняться до уровня четырех названных и стать классическим, это стиль "Кёкусинкаи" ("союз искателей абсолютной истины"), созданный Масутасой Оямой (1923 - 1994 гг.). Родился в Ко­рее. В конце 1938 г. семья Оямы переезжает в Токио, где Масутасу становится учеником Фунакоси. В школе Сетокан Ояма получил II дан. Во время службы в армии изучает стиль Годзю-рю. В 1947 г. стал победителем первого в Японии тур­нира по каратэ-до. В 1948 г. Ояма ушел в затерянный в го­рах буддийский монастырь. Изучал древние трактаты, усилен­но тренировался. Вернувшись в "большой мир" Ояма занялся пропагандой своего стиля. Провел 51 бой с быками, отрубая рога ударом ребра ладони, трех из них убил насмерть. Мировым сообществом стиля кёкусинкай ему присвоен почетный Х дан.

Остановимся подробнее на 2-х стилях, входящих в программу клуба "О-КАН", годзю-рю и сетокан.

I. Сетокан. Название происходить от литературного псевдонима создателя этого стиля Г. Фунакоси - Сёето ( считается, что мастер боевых искусств кроме единоборств должен заниматься поэзией, музыкой и т.д.). После смерти о-сэнсея в 1957г. стиль Сетокан возглавил его лучший ученик М. Накаяма, в последствии обладатель 10 дана. После смерти Масатоси Накаямы стиль Сетокан в мировом масштабе возглавили Хироказу Каназава (10 дан) и Танака (8 дан) и их ближайшие ученики Касуя (8 дан) и Мураками - (7 дан).

II. Годзю. Стиль, созданный Т. Мияги, впоследствии разделился на два направления:

1. Окинава Годзю-рю, возглавляет К. Хигаонна (9 дан). Ведущие мастера стиля - Марио Хигаонна (9 дан), Терра-учи (8 дан) и др.

2. Годзю-рю-кай. Осэнсэй - Гоген Ямагучи (10 дан). Ведущие мастера стиля: Ямагучи-сын-8 дан, Агава - 7 дан и Сакумото - 6 дан. Стиль отличается уникальной, т. н. "монастырской техникой ".

 

 

СТРУКТУРА КЛУБА "О-КАН".

РИТУАЛЫ.

ДУХОВНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА КАРАТЭ-ДО

1. Клуб "0-КАН" возглавляет сэнсэй (учитель).Сэнсэйосуществляет контроль за учебно-тренировочным процессом, ставит стратегические задачи перед учениками. Осуществляет связь клуба с федерациеями, а также проводит пла­новые аттестации.

2. Первым помощником сэнсэя являетсяосэнпай - самый старший. В его обязанности входит проведение тренировок в отсутствие сэнсэя, контроль работы сэнпаев, по рекомендации сэнпаев представлять сэнсэю списки учеников, готовых к атте­стации, следить за сохранностью спортинвентаря и тренажеров, представлять клуб "0-КАН" в отсутствие сэнсэя.

3. Администратор клуба (канчё) ведет учет посещаемости тренировок, сбор оплаты за тренировки, оформление и учет документации, оформление протоколов аттестаций, ведет жур­нал записи приказов и распоряжений по клубу.

4. Сэнпай - (старший) занимается непосредственно с учениками порученной ему группы. Строго следит за внешним видом своих учеников, соблюдением ими всех ритуалов и суб­ординации, выполнением своими учениками всех распоряжений по клубу, своевременной оплатой за тренировки.

5. Сэнпай-хо - первый помощник сэнпая, заменяет его в случае отсутствия.

6. Окохай - "лидер среди младших учеников", занимает­ся с учениками постановкой техники по заданию и под контро­лем сэнпая.

Как было сказано выше, в 1936 году по предложению Г. Фунакоси, термин "дзюцу" /"искусство"/ заменен на "до" /"путь"/, потому что в понимании лучших мастеров прошлого и современности каратэ не просто искусство поединка, а путь нравственного, духовного и физического совершенствования человека. На Востоке говорят: "Если человек совершенствует тело, но не совершенствует душу - к старости он приходит разбитым". Поведение каратиста строго регламентировано, и должно быть подчинено правилам и канонам, принятым в ка­ратэ-до.

1. Входя в тренировочный зал "додзё", каратист должен принять стойку "мусуби-дачи", сделать "рэй" (поклон, приветствие и произнести "ос" (символ готовности и уважения к учителю, другим ученикам и к "додзе" - "место, где ищут путь"). Каждый ученик должен приходить на тренировку за­благовременно, переодеваться в кимоно и готовиться к заняти­ям. (Это может быть медитация, аутотренинг, повторения кихон либо ката). Не допускается шумное поведение, баловство, силовая подготовка. По команде старшего "хати ич" быстро, но без суеты занять место в строю согласно аттестации (самые старшие справа, младшие - слева). В течение всей тренировки каждый ученик беспрекословно подчинен сэнпаю и все делает только с его разрешения. Обратиться к осэнпаю ученик может только с разрешения сэнпая, к сэнсэю - только с разрешения осэнпая.

2. Если у каратиста возникает вопрос по ходу трениров­ки, он должен подойти к старшему и обратиться к нему со словами: "Сэнпай онэгай симасу" - "Сэнпай, научите (объясните) мне, пожалуйста".

3. При встрече с сэнсэем, сэнпаем, либо друг с другом, каратисты должны делать "рэй" с восклицанием "ос". При этом принимается стойка "мусуби-дачи". Помните, чем выше ранг того, кого вы приветствуете, тем ниже поклон.

4. Каратист может гордиться тем, что он занимается ка­ратэ; тем, что он является членом клуба "О-КАН", своим учителем и лучшими учениками школы, но никогда не хвастать этим и не подчеркивать свою исключительность.

Помните: самоутверждение за счет других ищет только слабый, сильному этого не требуется, он и так не сомневается в своей силе.

5. Каратист должен быть принципиальным в вопросе вы­бора друзей. Не ввязываться ни в какие сомнительные "разборки", но может и должен вмешаться там, где нарушена справедливость, где обижают слабого.

6. Одной из главных черт каратиста является предан­ность своему клубу и учителю. Ученик, предавший своего учи­теля, не имеет права называть себя каратистом!

7. Ученик должен с одинаковым рвением и упорством осваивать все разделы каратэ-до, изучать всю программу, при­нятую в клубе. Только в этом случае гарантировано совершен­ствование класса каратиста, становление его как личности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.