ДУХОВНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА КАРАТЭ-ДО
ВСТУПЛЕНИЕ
Дорогой друг!
Ты избрал каратэ, этот прекраснейший вид единоборств, который должен стать для тебя делом всей жизни, твоей внутренней потребностью.
Задача каратэ - физическое и духовное совершенство человека, через тяжелые, осмысленные тренировки найти гармонию в себе и, следовательно, гармонию с окружающим миром.
Каратист - обязательно физически и духовно совершенный человек, культурный, добрый, вежливый.
Великий Гитин Фунакоси говорил: "Каратэ ни сэнтэ на си - каратэ не является орудием агрессии".
Ты пришел в клуб "О-КАН", клуб, имеющий богатые, славные традиции ("О-КАН" - "Высшая школа", образован 20 марта 1987 г.)
В настоящее время клуб "О-КАН" входит в международную федерацию WKF (World Karate Federation) – самая многочисленная федерация, развивает каратэ как спорт, плодотворно сотрудничает с Международным Олимпийским Комитетом. В состав WKF входит 185 национальных федераций, более 10 миллионов спортсменов и более 100 милионнов практикующих каратэ. Возглавляет федерацию – президент Антонио Эспинос.
SKIF - Shotokan Karate-Do International Federation – техническая федерация, в которую входит клуб “О-КАН», в которой все ученики и инструкторы клуба проходят аттестацию. SKIF – одна из самых больших стилевых федераций, имеющая представительства более чем в 130 странах и несколько миллионов занимающихся.
В клубе "О-КАН" культивируются традиционное каратэ-до, базирующееся на двух классических стилях: сето-кан, годзю-рю, а также прикладная техника айки-дзюцу.
Клуб "О-КАН" исповедует истинное каратэ, отвечающее духовным и этическим канонам Востока. Быть членом клуба "О-КАН" почетно и ответственно.
Тебе предстоит прочить и умножать традиции родного клуба. Для этого ты должен трудиться, неукоснительно и с уважением подчиняться старшим, совершенствовать свое тело и душу. Тебе предстоит пройти трудный и интересный путь "До" - путь, ведущий к вершинам мастерства.
Я тебе желаю успехов на этом пути!
"Дойта симаситэ!" - "Добро пожаловать!"
Сэнсэй клуба "О-КАН" В.Н.Чабанов
V дан
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Искусство единоборств имеет древние корни. Феодальные и родовые (от отца к сыну) отношения сохранили традиции и философию Востока неизменными в течении 5-ти тысячелетий. Отдельные приемы единоборств известны были примерно 4,5 тыс. лет назад. В эпоху Конфуция и Лао-цзы (VI до н.э.) популярны бокс, стрельба из лука и конный спорт. В трактате "О сущем" "Желтый император" Хуанди (III в. до н.э.) подчеркнул единство воинского искусства и медицины.
II в. до н.э. - врач Хуа-то разработал гимнастику "У цин-си" (игра 5 зверей), на основе которой строились все воинские стили.
В I в. до н.э. Квой-йе создал 1-й стиль ушу - "Прием длинной кисти" - это была первая школа единоборств.
Начало современных школ восточных единоборств связано с именем Великого монаха, одного из основателей Чань (Дзен) - буддизма, - Бодхидхармы. По преданию, в 520 г. н.э., проделав путь более 4000 тыс.км из Индии в Китай, он пришел в монастырь "Шаолинь", где провел 9 лет, передавая монахам искусство "Пранаямы" - искусство дыхания, основные гимнастические упражнения йоги т.н. "18 рук архатов". Слыл Бодхидхарма также искусным бойцом. Известно, что Александр Македонский знакомился с приемами единоборств тех стран, которые он завоевывал. Эту синтезированную технику он принес с собой в Индию, которую завоевал последней. Все это унаследовал Бодхидхарма, что сделало его хорошим бойцом. Известно, что по дороге в Шаолинь он совершил 6 подвигов: убил змею, тигра, буйвола и т.д.
По преданию, много времени Бодхидхарма проводил у Белой стены Священной пещеры в позе медитации, совершенствуя гармонию духа и тела. Существует легенда, что на стене отпечаталась, от долгого сидения, тень Бодхидхармы.
ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО
Как было сказано выше, возникновение школ восточных единоборств, как мы это понимаем сейчас, связывают с Шаолинем и именем Бодхидхармы (китайцы называли его Дамо). В Японию это искусство проникло из Китая.
Воинские искусства Японии имеют не менее древнюю историю чем в Китае. Известны такие виды, как кумиучи, когу-соку, тегики, тендари, коси мавари, явара, субаку, ниндзюцу и др.
Как это ни странно, родиной каратэ-до (переводится - "путь пустой руки") является не Япония, а остров Окинава (архипелаг Рюкю). Остров был независимым, но подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск и, в результате, вынужден был платить дань своим грозным соседям. Вначале влияние Китая было сильнее, тем более, что на Окинаве жила целая колония переселенцев - китайцев, которые и познакомили жителей острова со своими боевыми искусствами. Некоторые окинавцы ездили на стажировку в китайские монастыри, в т.ч. и Шаолинь. Вернувшись, они положили начало развитию на Окинаве Шаолинь-су цюань-фа (Шаолинский кулак), а позднее и других стилей. Такая тяга окинавцев к боевым искусствам объясняется тем, что на острове постоянно шли столкновения между правителями отдельных районов, а простому люду носить оружие запрещалось под страхом смерти. Первый такой закон ввел в 15-м веке князь Се Хайси, который подчинил себе остров, а позднее и архипелаг Рюкю. Вместе с Се Хайси на Окинаву пришел буддизм - религия проповедующая миролюбие. Вследствие этого обороноспособность резко упала, и в 1609 г. архипелаг без труда захвачен войсками японского князя Симадзу из клана Сатсума. Окинавская армия была распущена, все оружие конфисковано, в результате "Катана кари" - "охоты за мечами", объявленной японцами. Простой народ не хотел мириться с владычеством Японии. Назревало восстание, и мастера рукопашного боя срочно стали обучать граждан своему умению. К тому времени искусство борьбы на Окинаве было хорошо развито и носило название "Окинава тэ" - "Окинавская рука".
В XVI в. сложились 3 направления:
1. "Сюри тэ" - в основе положена школа Шаолиня.
2. "Наха тэ" - южно-китайские стили.
3. "Томари тэ" - комбинация первых двух.
Мастеров "Окинава тэ" было немного, а задача стояла трудная: за короткий срок подготовить максимальное количество бойцов. Поэтому из китайской техники были отобраны самые эффективные приемы, которые и стали базовой техникой "Окинава тэ", а о философии, самопознании речь не шла - не до того было. Тренировки проводились в основном ночью в горах и лесах, от чего "Окинава тэ" называли еще "Школой в зарослях". Некоторые мастера владели такой техникой, что одним ударом ноги или руки убивали одетого в рыцарские доспехи самурая. Самураи в свою очередь владели искусством джиу-джитсу, которое было действенным в бою с обычным воином, но уступало ударной технике "Окинава тэ". Грозным оружием в руках окинавцев были обыкновенные сельскохозяйственные орудия: "кама" - серпы, "нунчаку" - ими вели обмолот риса, "саи" - ими взрыхляли почву, "6о" - шесты, "джо" - посохи. С разгромом восстаний (на это у японцев ушло целых 100 лет) "Окинава тэ" не исчезло, а продолжало развиваться и совершенствоваться. В конце XIX в. Окинава официально признана провинцией Японии. И в 1885 г на острове по предложению Сэнсэя Итосу вводят "Окинава тэ" в школьную программу как универсальное средство физического и духовного воспитания.
В то время один из известнейших мастеров был школьный учитель Гитин Фунакоси (родился в 1869 г. в г. Сюри). По его инициативе группа мастеров ездила по Окинаве с показательными выступлениями, вследствие чего возникло много школ.
В 1917 г. Фунакоси был приглашен в Бутоку - Всеяпонский центр боевых искусств в г. Киото. В 1921 г. во время посещения г. Сюри наследником престола Хирохито, в школе Фунакоси состоялись показательные выступления, которые получили высокую оценку монарха.
В 1921 г. в Токио состоялся Всеяпонский фестиваль боевых искусств, на который был приглашен и Г. Фунакоси. На фестивале присутствовали члены императорской семьи, военные и спортивные специалисты, в т.ч. создатель дзюдо профессор Дзигоро Кано, который предложил Фунакоси устроить выступления в центре дзюдо "Кодокан". Фунакоси получил предложение написать несколько работ по истории и методике своего искусства. Фунакоси основал многочисленные секции при университетах, компаниях и торговых центрах. Ему помогали многие мастера, переселившиеся в Японию из Окинавы.
Так началось победное шествие по Японской империи "Окинава тэ" (японцы называли его "Тодэ"). В 1930 г. термин "Окинава тэ" заменен термином "Каратэ-дзюцу" ("искусство китайской руки"). В 1936 г. на Окинаве встретились представители нескольких стилей каратэ-дзюцу. Этот термин по предложению Фунакоси был заменен на термин "Каратэ-до" - "Пусть пустой руки".
Фунакоси подчеркнул, что каратэ-до это не просто техника, а именно искусство, направленное, как и другие дзэнские искусства, на всестороннее совершенствование человека.
В том же 1936 г. Фунакоси открыл свой центр под названием Сётокан (Сёто - литературный псевдоним Фунакоси), по названию созданного им стиля Сетокан. К этому времени сложились на базе "Окинава та" 4 основных стиля каратэ-до, признанных классическими:
I Стиль - Сетокан создан Гитином Фунакоси (1869 - 1957 гг.), доработан его сыном Иоситакой Фунакоси. Отличается низкими стойками, мощными ударами рук.
II Стиль - Сито-рю создан в середине 30-х годов другом Фунакоси - Кенва Мабуни (1893-1957 гг.). Сито - по начальным иероглифам имен учителей Мабуни - Итосу и Хигаонна. Стиль отличается жестокостью, мощью, резкостью и концентрацией движений.
III Стиль - Годзю-рю ("сила и мягкость") создан учеником Хигаонна - Тедзюном Мияги (1888-1953 гг.). Основные особенности: сила, жесткость, тяжелые проломные удары, чередующиеся с мягкими плавными движениями.
IV Стиль - Вадо-рю ("путь мира"). Создал Хиронори Оцука (1892-1982 гг.), один из первых учеников Фунакоси. Отличается ловкостью, обманными финтами, уходами. В отличие от первых трех, является чисто японским стилем, влияние окинавской и китайской техники почти незаметно: ряд приемов заимствованы из джиу-джитсу.
Сегодняшнее каратэ насчитывает несколько десятков стилей и направлений, но только одному из них удалось подняться до уровня четырех названных и стать классическим, это стиль "Кёкусинкаи" ("союз искателей абсолютной истины"), созданный Масутасой Оямой (1923 - 1994 гг.). Родился в Корее. В конце 1938 г. семья Оямы переезжает в Токио, где Масутасу становится учеником Фунакоси. В школе Сетокан Ояма получил II дан. Во время службы в армии изучает стиль Годзю-рю. В 1947 г. стал победителем первого в Японии турнира по каратэ-до. В 1948 г. Ояма ушел в затерянный в горах буддийский монастырь. Изучал древние трактаты, усиленно тренировался. Вернувшись в "большой мир" Ояма занялся пропагандой своего стиля. Провел 51 бой с быками, отрубая рога ударом ребра ладони, трех из них убил насмерть. Мировым сообществом стиля кёкусинкай ему присвоен почетный Х дан.
Остановимся подробнее на 2-х стилях, входящих в программу клуба "О-КАН", годзю-рю и сетокан.
I. Сетокан. Название происходить от литературного псевдонима создателя этого стиля Г. Фунакоси - Сёето ( считается, что мастер боевых искусств кроме единоборств должен заниматься поэзией, музыкой и т.д.). После смерти о-сэнсея в 1957г. стиль Сетокан возглавил его лучший ученик М. Накаяма, в последствии обладатель 10 дана. После смерти Масатоси Накаямы стиль Сетокан в мировом масштабе возглавили Хироказу Каназава (10 дан) и Танака (8 дан) и их ближайшие ученики Касуя (8 дан) и Мураками - (7 дан).
II. Годзю. Стиль, созданный Т. Мияги, впоследствии разделился на два направления:
1. Окинава Годзю-рю, возглавляет К. Хигаонна (9 дан). Ведущие мастера стиля - Марио Хигаонна (9 дан), Терра-учи (8 дан) и др.
2. Годзю-рю-кай. Осэнсэй - Гоген Ямагучи (10 дан). Ведущие мастера стиля: Ямагучи-сын-8 дан, Агава - 7 дан и Сакумото - 6 дан. Стиль отличается уникальной, т. н. "монастырской техникой ".
СТРУКТУРА КЛУБА "О-КАН".
РИТУАЛЫ.
ДУХОВНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА КАРАТЭ-ДО
1. Клуб "0-КАН" возглавляет сэнсэй (учитель).Сэнсэйосуществляет контроль за учебно-тренировочным процессом, ставит стратегические задачи перед учениками. Осуществляет связь клуба с федерациеями, а также проводит плановые аттестации.
2. Первым помощником сэнсэя являетсяосэнпай - самый старший. В его обязанности входит проведение тренировок в отсутствие сэнсэя, контроль работы сэнпаев, по рекомендации сэнпаев представлять сэнсэю списки учеников, готовых к аттестации, следить за сохранностью спортинвентаря и тренажеров, представлять клуб "0-КАН" в отсутствие сэнсэя.
3. Администратор клуба (канчё) ведет учет посещаемости тренировок, сбор оплаты за тренировки, оформление и учет документации, оформление протоколов аттестаций, ведет журнал записи приказов и распоряжений по клубу.
4. Сэнпай - (старший) занимается непосредственно с учениками порученной ему группы. Строго следит за внешним видом своих учеников, соблюдением ими всех ритуалов и субординации, выполнением своими учениками всех распоряжений по клубу, своевременной оплатой за тренировки.
5. Сэнпай-хо - первый помощник сэнпая, заменяет его в случае отсутствия.
6. Окохай - "лидер среди младших учеников", занимается с учениками постановкой техники по заданию и под контролем сэнпая.
Как было сказано выше, в 1936 году по предложению Г. Фунакоси, термин "дзюцу" /"искусство"/ заменен на "до" /"путь"/, потому что в понимании лучших мастеров прошлого и современности каратэ не просто искусство поединка, а путь нравственного, духовного и физического совершенствования человека. На Востоке говорят: "Если человек совершенствует тело, но не совершенствует душу - к старости он приходит разбитым". Поведение каратиста строго регламентировано, и должно быть подчинено правилам и канонам, принятым в каратэ-до.
1. Входя в тренировочный зал "додзё", каратист должен принять стойку "мусуби-дачи", сделать "рэй" (поклон, приветствие и произнести "ос" (символ готовности и уважения к учителю, другим ученикам и к "додзе" - "место, где ищут путь"). Каждый ученик должен приходить на тренировку заблаговременно, переодеваться в кимоно и готовиться к занятиям. (Это может быть медитация, аутотренинг, повторения кихон либо ката). Не допускается шумное поведение, баловство, силовая подготовка. По команде старшего "хати ич" быстро, но без суеты занять место в строю согласно аттестации (самые старшие справа, младшие - слева). В течение всей тренировки каждый ученик беспрекословно подчинен сэнпаю и все делает только с его разрешения. Обратиться к осэнпаю ученик может только с разрешения сэнпая, к сэнсэю - только с разрешения осэнпая.
2. Если у каратиста возникает вопрос по ходу тренировки, он должен подойти к старшему и обратиться к нему со словами: "Сэнпай онэгай симасу" - "Сэнпай, научите (объясните) мне, пожалуйста".
3. При встрече с сэнсэем, сэнпаем, либо друг с другом, каратисты должны делать "рэй" с восклицанием "ос". При этом принимается стойка "мусуби-дачи". Помните, чем выше ранг того, кого вы приветствуете, тем ниже поклон.
4. Каратист может гордиться тем, что он занимается каратэ; тем, что он является членом клуба "О-КАН", своим учителем и лучшими учениками школы, но никогда не хвастать этим и не подчеркивать свою исключительность.
Помните: самоутверждение за счет других ищет только слабый, сильному этого не требуется, он и так не сомневается в своей силе.
5. Каратист должен быть принципиальным в вопросе выбора друзей. Не ввязываться ни в какие сомнительные "разборки", но может и должен вмешаться там, где нарушена справедливость, где обижают слабого.
6. Одной из главных черт каратиста является преданность своему клубу и учителю. Ученик, предавший своего учителя, не имеет права называть себя каратистом!
7. Ученик должен с одинаковым рвением и упорством осваивать все разделы каратэ-до, изучать всю программу, принятую в клубе. Только в этом случае гарантировано совершенствование класса каратиста, становление его как личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|