Сделай Сам Свою Работу на 5

Самосознание и его структура. Понятие бессознательного.





Самосознание –сознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Самосознание – это не осознание собственного сознания, а осознание себя как субъекта, отличного от других субъектов, как субъекта собственной активности (С.Л. Рубинштейн). Самосознание - сложный психический процесс, включающий в себя:

· Познание человеком самого себя. Самопознание как процесс развернуто во времени, начинается с единичных ситуативных образов, которые в дальнейшем интегрируются, формируется понятие собственного "я" как субъекта, отличного от других субъектов. Основной механизм самопознания – сравнение себя с другими людьми. С.Л. Рубинштейн писал: "Человеческое "я" не может быть раскрыто только как объект непосредственного сознания, через отношение только к самому себе обособленно от отношения к другим людям. Каждое конкретное "я" выступает как объект других конкретных "я". Человек постоянно изменяется, поэтому самопознание относительно. Разворачиваясь как процесс, самопознание представляет собой непрерывное уточнение знаний о себе.

И.И. Чеснокова выделяет в самопознании 2 уровня:



o самовосприятие, самонаблюдение - накопление знаний человека о себе самом. Эти знания конкретны, связаны с конкретной ситуацией общения, деятельности;

o соотнесение знаний о себе уже не со знаниями других людей, а с самим собой, соотнесение "я" прошлого и "я" настоящего, "я" настоящего и "я" будущего. Человек соотносит свое поведение не с конкретными результатами, которых он достиг, а с мотивацией, при этом возникает обобщённый образ собственного "я", который постоянно уточняется и совершенствуется; на этом уровне возникают возможности самоанализа;

· Эмоционально-ценностное отношение к себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе – специфическое эмоциональное переживание, в котором отражается отношение личности к себе (простые эмоции, оценочные суждения). Знание и переживание проявляют себя в самопознании. Отношение личности к себе отражается в категории самооценки, которая может быть завышенной, заниженной, адекватной (критерий - знание о себе). Истинность самооценки устанавливается на основе реальных проявлений личности, ее деятельности и поведения;



· Саморегулирование - такая форма регуляции поведения, которая включает в себя результаты самопознания и самооценку. Для социально зрелой личности характерна развитая способность адаптироваться к самым различным ситуациям и способам общения. Такое саморегулирование возможно на уровне устойчивых знаний о себе и адекватной самооценки. В этом случае человек способен соотносить свое поведение с ожиданиями других людей, а также социальными ожиданиями в целом. И.И. Чеснокова выделяет два уровня саморегулирования:

o управление течением поведенческих актов от формирования мотива до достижения целей, отчет в том, почему человек так действует;

o самоконтроль – постоянный отчет человека о проявлениях своей индивидуальности, способах поведения и деятельности. Предоставляет человеку возможность владеть собой, т.е. возможность действовать достойно в любых ситуациях.

Бессознательное –характеристика психических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Используя понятие бессознательного, З. Фрейд предложил следующую структуру психики:

Сознание. Включает в себя все процессы, происходящие с человеком в данный момент, которые могут быть осознаны им: различного рода ощущения, воспринимаемые образы, акты внимания, мысли и т.д.

Предсознание. Заключает в своем содержании ранее осознанные факты и явления, знания и умения человека. В связи с неактуальностью их на текущий момент они вытеснены из сознания, однако легко могут быть возвращены назад.



Бессознательное. Основным содержанием являются инстинкты и влечения субъекта, а также информация, вытесненная из сознания как травмирующая или социально неприемлемая. Между бессознательным и предсознанием существует жесткая цензура, поэтому человек не может обращаться к данной информации. Бессознательное может прорываться в сновидениях, оговорках, описках и т.д.

Точки зрения на понятие бессознательного (по Ф.В. Бассину):

· психические процессы непосредственно "даны", непосредственно "известны" их субъекту, т.е. они осознаваемы. Работа же мозга, лежащая в их основе, «непосредственно субъекту не "дана", ему не представлена, непосредственно субъект ничего о ней не знает, т.е. она "неосознаваема"». Таким образом, психическое – это то, что осознается, физиологические же процессы, на основе которых совершается психическая деятельность, неосознаваемы и, следовательно, бессознательное как "психическое" - это абсурд;

· игнорировать неосознаваемую психическую деятельность недопустимо. Ее следует рассматривать лишь как своеобразный психологический автоматизм, вовсе не требующий для своего протекания включения сознания. Бессознательное – это только вспомогательное средство для полноценной работы памяти, восприятия, воли, всех других высших психических функций;

· любая наша поведенческая реакция на любой воздействующий на нас стимул определяется той "психологической установкой", которая нами в данный момент владеет и имеет свойство не осознаваться человеком;

· бессознательное - это такая активность нашего мозга, которая поддается лишь особой форме постижения, и в этом смысле не походит ни на один другой объект научного познания.

Все неосознаваемые процессы можно разделить на три класса:

(по Ю.Б. Гиппенрейтер):

· неосознаваемые механизмы сознательных действий:

o неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания:

а) первичные автоматизмы - никогда не осознаются. Другое название - автоматические действия. В их группу входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано (в течение первого года жизни). Например, сосательные движения, мигание, ходьба;

б) вторичные автоматизмы – прошли через осознание и перестали осознаваться – навыки. Пример: путём продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство. И, в конце концов выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка»;

o явление неосознаваемой установки. Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) – грузинский психолог, создавший теорию установки. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или к реагированию определенным образом. Различают:

а) моторную установку – это преднастройка позы руки по отношению к исследуемому предмету (например, человек, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму);

б) перцептивную установку (например, если вы сидите в тёмной комнате со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинают слышаться шаги и шорохи);

в) интеллектуальную (умственную) установку (например, когда вам даётся какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических формулах и символах, то создаётся установка решать его с помощью именно тригонометрических формул, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям).

Бессознательное понимается как совокупность досознательных образований (установок), которые подготавливают наше сознание к поведению и определенным действиям. Установка рассматривается как состояние, которое "не будучи сознательным, представляет собой своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания" (Д.Н. Узнадзе). Асмолов А.Г. предложил классификацию установок, выделив следующие:

- смысловые установки, связаны с мотивами и смыслами деятельности;

- целевые установки, готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной целью;

- операциональные (фиксированные) установки, актуализируются под влиянием предшествующего опыта субъекта;

o неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения, топические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающий действия и состояния человека;

· неосознаваемые побудители сознательных действий. Бессознательное, описываемое в терминах теории психоанализа З. Фрейда. Фрейд открыл сферу динамического бессознательного и описал формы его проявления. По мнению Фрейда, в психике человека существуют три сферы:

- сознание, содержание которого полностью определяется нашим вниманием;

- предсознательное (бессознательное в данный момент) – совокупность впечатлений, которые могут быть осознанными, но в данный момент не осознаются, скрытые знания;

- бессознательное (о содержании его человек не догадывается вообще, иногда люди даже отрицают возможность его существования) - такие впечатления, побуждения, которые не совместимы с моральными принципами личности, – это влечения, соответствующие инстинктам (инстинкт жизни включает сексуальное влечение, инстинкт смерти – влечения деструкции агрессии). Бессознательное детерминирует все сознательные явления;

· "надсознательные" процессы – процессы творчества, потеря и приобретение веры, которые происходят для человека неосознанно, но им предшествует длительная и напряженная работа сознания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.