Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРА ПСИХИКИ. ЛИЧНОСТЬ.





 

Цель: Важнейшая задача психологической науки — раскрытие психологических закономерностей формирования человека как личности. Необходимо определить место и роль психологии в подготовке врача-специалиста. Сформировать представление о структуре психики, структуре самосознания и содержании бессознательного, а также уметь выявлять проявления бессознательного в поведении и психических процессах человека. Дать представление о понятиях индивид, индивидуальность, личность.

 

План:

1. Предмет психологии: краткая характеристика исторических изменений. Задачи и методы психологии.

2. Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания.

3. Самосознание и его структура. Понятие бессознательного.

4. Индивид – индивидуальность – личность.

5. Структура личности в теории З.Фрейда. Понятие о защитных механизмах личности. Структура личности в отечественных теориях (К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн).

 

Текст:

1. Предмет психологии: краткая характеристика исторических изменений. Задачи и методы психологии

Еще в древности были попытки выяснить: из чего же состоит душа?



Демокрит - душа состоит из атомов огня, из влаги, со временем становится все суше и суше, но человек может увлажнять ее - алкоголем (потеря человеческих качеств). Эрих Фромм: «Все история психологии есть не что иное, как борьба идеализма и материализма.

 

Переломный момент - 17 век - психология - наука о сознании. Р.Декарт:

«Сознание - специфическая способность души познавать самое себя».

Другого способа познания по Декарту нет.

Душа делится Декартом на 2 субстанции:

1)Телесная душу

2)Мыслящая душу

 

Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно отчетливо – это ощущения, восприятия, мысли, чувства - все то, что составляет внутренний мир человека. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: «psyсhe» - душа, и «logia» – знание, понимание и означает учение о душе. Зародилась психология в рамках философии (IV-V вв. до н.э.). В соответствии с принципом анимизма (одухотворения всего сущего) душа рассматривалась как идеальная нематериальная сущность, свойственная всему живому. Представление о душе, как о двойнике тела, особой инстанции были свойственны исследователям с IV-V в. до н.э. – XVII в. н.э. Категория души использовалась как основной объяснительный принцип. Душой объяснялись чувства, мысли, желания, все состояния, в которых пребывал человек. Тело рассматривалось как противопоставление понятию души. Оно рассматривалось как темница для души, средство очищения души.



В научном употреблении термин “психология” появился впервые в XVII веке.

Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII–XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

До начала XX в. психология просуществовала как наука о сознании. В 1879 г. она выделилась как особая наука.

В 20-м столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название “психология” отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания.

Дальнейшее развитие психологических знаний в современном мире характеризуется несколькими тенденциями. Одна из них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических концепциях.



Вторая тенденция состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике – всюду, где возникают проблемы, связанные с человеком.

Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного ей сулит усиливающийся альянс с кибернетикой и вычислительной техникой.

По определению С.Л. Рубинштейна, «психология изучает все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни в качестве переживания» (восприятия, чувства и т.п.).

 

Важнейшая задача психологической науки — раскрытие психологических закономерностей формирования человека как личности.

 

Метод - способ познания предмета науки!

Метод психологии - интроспекция (не совершенен - тормозит развитие науки).

19 век - переломный, В.Вундт в 1879 году открыл в Лейпциге первую экспериментальную лабораторию (на стыке психологии и физиологии). Появление лаборатории привело к возникновению следующих следствий:

> Психология - самостоятельная наука,

> Возникновение метода объективного научного познания - эксперимента.

Эксперимент является научным методом, т.к.:

> Базируется на модели изучаемой реальности.

Модель - явление, находящееся в отношении подобия с другим явлением.

> Обеспечивает проверку моделей - точность моделей.

 

Наука (Хедчер) - способ познания реального мира, включающая в себя как ощущаемую органами чувств человеческую реальность, так и не ощущаемую.

Кун в развитии науки выделяет 4 этапа:

1) препарадигмальный

2) господство парадигмы

3) кризис парадигмы

4) смена парадигмы

Критерий зрелости науки - наличие парадигмы.

Парадигма - (греч.-образец) - общепризнанный эталон научного исследования, включающий в себя законы, теорию, метод, правила и стандарты научной деятельности.

Объект - фрагмент объективной реальности, которая может изучаться с различных позиций, различными методами и средствами.

Предмет - специфический для данной науки угол зрения на объект. Они взаимосвязаны и соответствуют методу науки.

Объект (психологии) - психическая реальность – специфическая реальность, форма которой воспроизводится экстрапсихической реальностью.

Предмет (психологии) - субъект, наделенный способностью к познанию.

Психология стала самостоятельной объективной наукой в 1879 году, когда В. Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию, хотя психологические знания накапливались в виде теорий и объяснительных моделей еще со времен античности. Наука – это способ познания реального мира, включающего в себя как ощущаемую органами чувств человека реальность, так и реальность невидимую, способ познания, основанный на проверенной модели этой реальности. Психология превратилась в самостоятельную науку, выделившись из философии только тогда, когда появилась возможность экспериментальным путем проверять создаваемые модели изучаемой реальности. Каждая наука имеет свой объект и предмет. Объект науки - это реальность, изучаемая данной наукой, объектом современной психологии является психическая реальность, или психика. Предмет - это угол зрения на объект, специфичный для данной науки, непосредственно связанный с методами науки. Предметом современной психологии является субъект, наделенный способностью психического отражения (А.В. Брушлинский). Метод – это способ познания предмета науки. В современной психологии используются следующие методы: эксперимент, наблюдение, опросные методы, тесты.

Каждая наука имеет свой категориальный аппарат. Категория (фил.) – наиболее общее предельное, невыводимое из других и несводимое к другим понятие; (психол.) – наиболее широкое для психологии понятие, отражающее наиболее существенный феномен (К.К. Платонов). Основные психологические категории: психическое отражение, психический образ, деятельность, общение, личность.

Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности, обнаруживает и описывает общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки. Эта область психологии дает знания, одинаково необходимые всем специалистам, которых интересует поведение людей.

Наиболее многочисленные фундаментальные исследования в общей психологии касаются главным образом таких явлений, как научение и его законы, действие мотивационных факторов, развитие таких когнитивных процессов, как память, мышление.

Для некоторых исследований в психологии необходимо применение особых методов или методологии. Так, психофизиология изучает физиологические и биохимические изменения, которые происходят в нервной системе при различных психологических состояниях (эмоциональных переживаниях, функционировании памяти, сновидениях и т. п.). В психофизиологии речь идет о самых различных физиологических сдвигах: активности потовых желез, электроактивности мышц (электромиограмма), мозга (электроэнцефалограмма) итак далее.

В отличие от физиологической психологии, предметом исследования в психофизиологии являются психологические проблемы внутреннего мира человека. Поведение для психофизиолога является независимой переменной, тогда как зависимыми оказываются физиологические процессы. Главной задачей современной психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Другие специальные отрасли психологии также диктуются потребностями практики. Каждая из отраслей разрабатывает свои теоретические проблемы, но все они прежде всего прикладные отрасли психологии.

· Психогенетика изучает наследственные механизмы психики и поведения.

· Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, процесс формирования этих различий и причины.

· Возрастная психология (психология развития) изучает особенности психики человека на различных этапах его жизненного пути. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (геронтология—наука о старости).

· Этнопсихология (от греч. ethnos — племя, народ) — изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, этнические стереотипы, национальное самосознание и т.д.

· Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения людей, выявляет психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива.

· Педагогическая психология изучает психику учащихся в процессе учебно-воспитательной работы, устанавливает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками.

· Инженерная психология изучает деятельность человека-оператора в автоматизированных системах управления. Она решает проблему распределения и согласования функций между машиной и человеком. Существует и много других прикладных отраслей психологии, но мы более подробно рассмотрим проблемы медицинской (клинической) психологии.

В современной отечественной медицине и психологии термины "клиническая" и "медицинская" психология чаще всего используются и понимаются как синонимы, хотя в некоторых странах мира, да и в нашей стране, существует между специалистами разграничение этих понятий.

· Клиническая (медицинская) психология — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Из этого следует, что клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании — она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь.

Следует отметить, что и сама клиническая психология может рассматриваться как самостоятельный раздел медицины, своеобразная "пропедевтика ко всем клиническим дисциплинам", так как у всех больных вне зависимости от характера заболевания обнаруживаются общие тенденции реакций психики и личности на свое заболевание. Однако следует помнить, что клиническая психология разрабатывается не только в связи с конкретными задачами, которые ставятся различными клиническими (греч. klinike — уход за лежачим больным, лечение на больничной койке), но и другими медицинскими дисциплинами (социальная медицина, гигиена и организация здравоохранения, медицинская экология, эпидемиология и другие). Таким путем в клинической (медицинской) психологии идет становление новых ее аспектов — медико-психологические проблемы семьи, учебного или производственного коллектива, этнических и других социальных групп.

Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.

При изучении психики больного главное место в клинической психологии занимает исследование психологическими методами психических проявлений различных заболеваний и механизмов их возникновения. Важное значение при этом уделяется изучению роли в возникновении и течении болезней психогенно-травмирующих и иных психологических факторов, а также исследование особенностей личностной реакции человека на свое заболевание. При изучении процессов взаимодействия и общения медицинских работников с больными особо подчеркивается, что пациент для врача не только объект диагностики и терапии, но и субъект со своим сложным внутренним психологическим миром, индивидуально реагирующий на болезнь и условия микросоциальной среды. Положительные терапевтические эффекты могут возникать и вне сферы применения специальных психотерапевтических методов, поэтому особенности формирования отношений больного в своей микросоциальной среде и с врачом являются существенными элементами лечения практически любого заболевания.

Отдельного рассмотрения и изучения в клинической психологии требует применение в медицине различных методов психологического воздействия на больного с конкретными лечебными или оздоровительно-профилактическими целями. Здесь особо выделяются специальным образом регулируемые врачом его взаимоотношения с больным. Эти отношения могут становиться специфическим лечебным фактором и уже выступают как особые психотерапевтические средства для повышения эффективности лечебных мероприятий.

Общая клиническая (медицинская) психология разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и измененной болезнью психики), проблемы психологии врача (медицинского работника) и психологии лечебного процесса. Кроме того, в общей клинической психологии разрабатывается учение о взаимоотношениях психического и соматического в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения), медицинские аспекты учения об индивидуальности и этапах постнатального онтогенеза ее, а также рассматриваются психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии.

Частная клиническая (медицинская) психология раскрывает ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенности врачебной этики при общении с ними. Например, отдельному рассмотрению могут быть подвергнуты психологические особенности больных, страдающих различными соматическими или нервно-психическими заболеваниями, психологические особенности больных на этапах подготовки, проведения хирургических операций и в послеоперационный период.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.