Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление муниципальной собственностью





 

1. Содержание понятия "муниципальная собственность"

Термин «муниципальная собственность» употребляется в законодательстве в двух различных смыслах:

– юридическом – как обозначение вещного права (права лица на определенную вещь), включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью. Согласно Конституции РФ, местное самоуправление в РФ обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).

– экономическом – как обозначение совокупности экономических (производственных) отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной деятельности. Этот смысл заключен, в частности, в ст. 8 Конституции РФ: "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".

Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом – так называемая триада собственности. Указание в законе на владение, пользование, распоряжение вещью собственником не может пониматься в смысле исчерпания этими возможностями всего права собственности, равно как и в смысле указания на расщепление права собственности на три или иное количество правомочий. Право собственности является единым, цельным правом. Закон говорит именно о праве собственности, а не об отдельных правомочиях собственника. Вместе с тем публичный собственник может наделить отдельные органы, действующие от его имени, различными полномочиями, составляющими объем прав и обязанностей данного публичного собственника.



Правомочие владения – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над имуществом. При этом отнюдь не требуется, чтобы собственник находился с ним в непосредственном соприкосновении. Законное (титульное) владение имеет своей основой волю собственника. При законном владении имуществом у владельца должно быть правовое основание владения – юридический титул. Это особенно актуально для муниципальных образований в условиях перераспределения собственности и при совершении муниципальным образованием сделок с имуществом.



Законное владение имеет в своей основе то или иное частное право – собственника, арендатора, хранителя, учреждения и т.п. Этим правом определяются границы владения, его условия. Например, арендатор пользуется вещью, а хранитель – нет. Законное владение защищается по тому праву, которое имеется у владельца, – по праву арендатора, оперативного управления учреждения и т.д. Право собственности обладает таким свойством, как эластичность. Это означает, что, как только отпадают любые ограничения права, установленные собственником в пользу других лиц (например, ограничения по изъятию имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия), получивших право на ту же вещь, право собственности тут же восстанавливается в полном объеме без всяких дополнительных юридических актов.

Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления. Собственник сам определяет, в чем состоит польза той или иной его вещи, и любое его обращение с вещью, которое не противоречит закону, рассматривается как использование. По общему правилу, именно собственник получает от своего имущества плоды, продукцию, доходы и т.п. Так как собственником муниципального имущества является муниципальное образование (а не органы местного самоуправления!), то сказанное вполне справедливо и по отношению к муниципальному имуществу. Именно муниципальное образование (население и территория) получает в том или ином виде всю выгоду от употребления (использования) муниципальной собственности.



Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи (продавать, сдавать в залог, аренду, дарить и т.п.). Как правило, собственник самостоятелен в принятии решения о распоряжении вещью. Распоряжение – это прежде всего совершение с вещью различных сделок, изменяющих юридическое отношение к вещи собственника и дающих права на вещь иным лицам, в том числе отчуждение вещи, т.е. передача права собственности иному лицу. Распоряжением является и уничтожение вещи, а также иные действия, влекущие утрату вещью идентичности (например, переработка).

Процедуры принятия решения в отношении распоряжения имуществом, находящимся в публичной собственности, как правило, определяются заранее и регулируются нормативными правовыми актами. Это надо рассматривать не как ограничение правомочий собственника (муниципального образования), а как ограничение для органов и лиц, осуществляющих от имени собственника его правомочия. Наоборот, введение строгих процедур по распоряжению собственностью, является гарантией населению, что муниципальная собственность будет служить стратегическим целям муниципального образования.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам; передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом (передавать на иных, помимо собственности, вещных правах); отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственность является объектом гражданских прав, а право собственности – базовым в гражданских правоотношениях, в связи с чем все отношения по поводу собственности регулируются Гражданским Кодексом РФ и в соответствии с ГК РФ федеральными законами. Согласно ст. 215 ГК РФ, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса муниципального образования, но и его целевое назначение.

Содержание ст. 215 ГК РФ позволяет выделить в муниципальной собственности две части:

1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294 и 296 ГК;

2) средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

С точки зрения классификации муниципальной собственности по видам объектов можно выделить имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и др., другое движимое и недвижимое имущество.

Согласно ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Состав муниципальной собственности свидетельствует о том, что она связана с несколькими группами общественных отношений:

– с отношениями муниципальной собственности;

– финансовыми отношениями;

– отношениями, которые возникают по поводу имущества, находящегося в государственной собственности и переданного в управление органам местного самоуправления;

– отношениями по поводу иной собственности.

Муниципальная собственность по своей природе обладает двумя важнейшими особенностями.

1. Муниципальная собственность имеет социальную направленность. В исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые особенно важны для жизнеобеспечения определенного населенного пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно отнести, например, городские парки и памятники культуры. Таким образом, во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности (спортивные, образовательные и др.) социально ориентированы.

2. Муниципальная собственность выполняет функции экономической основы местного самоуправления. Например, муниципальные предприятия в соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации являются коммерческими предприятиями. Имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую деятельность этих органов.

Таким образом, по характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь также в собственности в первую очередь находятся объекты жизнеобеспечения и объекты производственного и социально-экономического назначения (предприятия и учреждения).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.