Европейская хартия местного самоуправления.
Понятия и принципы местного самоуправления.
Местное самоуправление можно рассмотреть в 3-х аспектах:
1. основы конституционного строя (1 глава конституции РФ)
2. деятельность органов местного самоуправления и населения по осуществлению власти
3. деятельность органов местного самоуправления и населения по решению вопросов местного значения.
Местное самоуправление (ФЗ № 131) – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающее в пределах, установленных конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ,- законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно, или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традициях.
Глава 8 конституции РФ.
Европейская хартия местного самоуправления принята советом Европы в апреле 1985г, а в России – 1.09.98г.
Местное самоуправление (по хартии) – право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.
У местного самоуправления имеется особый субъект и особый объект осуществления.
Субъект:
- население
- органы местного самоуправления
- должностные лица местного самоуправления
- иногда государство
- особый субъект – иностранные граждане (если они постоянно, или преимущественно проживают на территории муниципального образования; если между РФ и государством гражданства этого лица заключен международный договор).
Объект:
- вопросы местного самоуправления
- иногда государственные полномочия
Вопросы местного значения решаются для населения, поэтому население одновременно является и субъектом и объектом местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления:
1. законность
2. осуществляется на всей территории РФ, т.е. население не на референдуме, не иным способом не в праве отказаться от местного самоуправления, поскольку местное самоуправление является основой конституционного строя (постановление конституционного суда от ноября 2000г «по курскому делу»).
3. местного самоуправления (в какой0либо мере народом) признается и гарантируется государством.
Оно существует независимо от его закрепления в законодательстве.
Государство не создает местное самоуправление, не учреждает его, а соглашается с его существованием и самостоятельностью. Кроме того, государство должно обеспечивать правовые, организационные, материальные, финансовые и иные условия для осуществления местного самоуправления (эти условия и есть гарантии).
4. самостоятельность местного самоуправления – главный принцип (ст.12 конституции РФ)
- местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в пределах своих полномочий.
ФЗ № 131 содержит перечень вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и органы гос. власти не в праве вмешиваться в решение вопросов местного самоуправления.
- органы местного самоуправления не входят в систему органов гос. власти.
Самостоятельность нельзя отождествлять с независимостью органов местного самоуправления.
5. ответственность местного самоуправления
- ответственность перед населением (возможность отзыва выборных лиц местного самоуправления населением)
- ответственность перед государством (возможность досрочного прекращения органов и должностных лиц местного самоуправления органами гос. власти субъекта РФ)
- ответственность перед физическими и юр. лицами (гражданско-правовая ответственность)
6. осуществление местного самоуправления исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Предмет муниципального права и его особенности.
Предметом являются муниципально-правовые отношения, или отношения, связанные с муниципальным самоуправлением.
Муниципально-правовые отношения:
1. организационные – понятие местного самоуправления, принципы местного самоуправления, правовые основы, полномочия органов гос. власти в сфере местного самоуправления.
2. территориальные – понятие муниципального образования, его виды и статус, администратовно-территориальное и муниципально-территориальное устройство.
3.функциональные основы местного самоуправления – статус органов местного самоуправления, их структура и виды, полномочия и компетенция.
4. участие населения в местном самоуправлении – выборы, референдумы, опросы, публичные слушания, обращения, собрания, территориальное общественное самоуправление.
5. ответственность местного самоуправления
6. гарантии местного самоуправления
7. экономическая основа местного самоуправления (муниципальная собственность, местные налоги и сборы, местный бюджет, муниципальный заказ).
Особенности указанных выше отношений:
- все они осуществляются на особом территориальном уровне (муниципальном)
- обязательным субъектом является население
- комплексный характер этих отношения - некоторые нормы муниципального права. Регулирующие экономические, финансовые, земельные и иные отношения одновременно являются нормами гражданского, финансового, земельного и иных отраслей права.
Методы муниципального права:
Существует 2 основных метода:
1. Императивный
В основе императивного метода лежит властное предписание и этому методу характерны обязывание и запрет.
Императивный метод в основном применяется в публичных отраслях.
2. Диспозитивный
В основе диспозитивного метода лежит договор (выбор варианта поведении, но в рамках закона).
Диспозитивный метод применяется при дозволении и используется в частно-правовых отраслях (участие органов местного самоуправления в гражданском обороте).
3. метод саморегулирования – связан с самостоятельностью местного самоуправления, связан с тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органом гос. власти.
4. гарантии – государство обеспечивает определенные условия, гарантии для осуществления местного самоуправления. В муниципальном праве нет основного метода, а все методы применяются в совокупности – синтез методов.
Правовая основа местного самоуправления.
1. Конституция РФ (ст. 12, ст.8, ст.9, ст.32, глава 8)
2. Федеральное законодательство как источник.
Федеральные законы, регулирующие местное самоуправление можно разделить на:
- ФЗ комплексно регулирующие основные стороны местного самоуправления (ФЗ №131, ФЗ «о государственной регистрации уставов муниципальных образований»)
- законы, регулирующие отдельные стороны местного самоуправления (ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «о муниципальной службе в РФ»)
- отраслевые законы, они прямо не посвящены регулированию местного самоуправления, но содержат полномочия органов местного самоуправления в той или иной сфере (разные кодексы).
3. Европейская хартия местного самоуправления.
4.Муниципальные правовые акты.
Европейская хартия местного самоуправления.
Была принята 15.10.85г, в России с 1.09.1998г.
Структура: преамбула, 3 части и 18 статей.
Преамбула закрепляет наиболее общие принципы местного самоуправления: органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя; полномочия местного самоуправления должны быть реальными и обеспечивать эффективное управление.
Части 1 и 2 хартии регламентируют непосредственно статус местного самоуправления: изменение границ территории допускается с учетом мнения населения; административный контроль за местными органами власти может осуществляться только в исключительных случаях; финансовые ресурсы должны быть соразмерны полномочиям органов местного самоуправления.
Часть 3 хартии содержит процессуальные нормы: государства, которые вступают в хартию должны в своем национальном законодательстве учесть, по меньшей мере, 20 пунктов из содержательной части хартии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|