Сделай Сам Свою Работу на 5

Контрольный орган муниципального образования





Принципиальная возможность создания муниципальными образованиями собственных контрольных органов вытекает из смысла Конституции РФ.

БК РФ в п. 2 ст. 265 подтверждает право представительных органов местного самоуправления на создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов. Согласно ст. 153 БК РФ представительные органы местного самоуправления форми­руют и определяют правовой статус органов, осуществляющих кон­троль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы. Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает, что в структуру ор­ганов местного самоуправления в соответствии с уставом муници­пального образования может входить и контрольный орган. Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного поряд­ка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленно­го порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.



Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муници­пального образования в соответствии с уставом муниципального об­разования».

При разработке проекта положения или иного нормативного пра­вового акта о контрольном органе муниципального образования необ­ходимо определить прежде всего задачи и функции создаваемого органа и его полномочия. Важнейший вопрос при создании контроль­ного органа — наличие и подбор квалифицированных и честных кан­дидатов на должности руководителей и сотрудников данного органа. Необходимо, чтобы кандидаты на данные должности имели высшее образование и опыт профессиональной работы в области муници­пального или государственного управления, контроля, экономики, финансов, пользовались заслуженным авторитетом у депутатов пред­ставительного органа и общества.

В зависимости от специфики муниципального образования могут создаваться конкретные направления контроля. Чаще всего в структу­ре контрольных органов представлены следующие направления: а) контроль за доходами местного бюджета (иногда его разделяют на контроль за налоговыми доходами, контроль за неналоговыми дохода­ми, включая контроль за доходами от управления и распоряжения му­ниципальной собственностью); б) контроль за расходами бюджета (расходы в социальной сфере, промышленности, строительстве, сель­ском хозяйстве, сфере межбюджетных отношений и др.); в) контроль за бюджетным процессом.



Практика функционирования контрольных органов в муници­пальных образованиях еще только складывается. Они имеются не во всех муниципальных образованиях. В качестве примера рассмотрим опыт г. Екатеринбурга.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 12 ноября 2002 г. (с послед, изм.) утверждено положение о Счетной палате городской Думы.

Счетная палата Екатеринбургской городской Думы является постоянно действующим органом муниципального финансового кон­троля, входит в структуру городской Думы и подотчетна ей. Она создается на основании решения городской Думы в целях обеспечения контроля за исполнением бюджета города и использованием муници­пальной собственности в соответствии с решениями городской Думы. В своей деятельности руководствуется законодательством РФ, Сверд­ловской области, уставом г. Екатеринбурга, правовыми актами город­ской Думы. Счетная палата, хотя и не является юридическим лицом, но обладает функциональной и организационной самостоятельностью в пределах собственных целей и задач. Ее деятельность не может быть приостановлена в связи с прекращением полномочий городской Думы.



Задачи Счетной палаты:

анализ обоснованности доходных и расходных статей проекта бюд­жета города;

организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей бюджета города (в том числе целевых бюджетных фондов) по объемам, структуре и целевому назначению;

внешняя проверка отчетов об исполнении бюджета города;

контроль за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств и использования муниципальной собствен­ности;

финансовая экспертиза проектов решений городской Думы, преду-} сматривающих расходы за счет средств бюджета города (в том числе целевых бюджетных фондов) или влияющих на формирование и ис­полнение бюджета города; анализ выявленных отклонений от уста­новленных показателей бюджета (в том числе целевых бюджетных фондов) и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за поступлением в бюджет города средств, полученных от управления и распоряжения муниципальной собственностью (в том I числе от приватизации, продажи, отчуждения в других формах, пере­дачи в постоянное и временное пользование, аренду, доверительное управление), от управления объектами муниципальной собствен­ности;

контроль за состоянием и обслуживанием муниципального долга, законностью, рациональностью и эффективностью использования му­ниципальных заимствований, проверка финансового состояния полу-чателей муниципальных гарантий и лиц, в обеспечение обязательств которых выступает поручителем муниципальное образование «город Екатеринбург»;

контроль за своевременностью движения средств бюджета в кре­дитных организациях и органах казначейства в пределах, установлен­ных законодательством;

представление в городскую Думу заключений о ходе исполнения бюджета города и результатах контрольных мероприятий.

Деятельность Счетной палаты осуществляется в соответствии с ее регламентом.

Счетная палата состоит из председателя палаты, его заместителя и специалистов (в том числе аудиторов). В структуре Счетной палаты может быть образована коллегия Счетной палаты. Структура и штат­ное расписание Счетной палаты утверждаются постановлением го­родской Думы по представлению председателя палаты.

Председатель Счетной палаты избирается городской Думой на срок четыре года и утверждается постановлением городской Думы. Председателем может быть назначен гражданин РФ, имеющий выс­шее образование и опыт руководящей работы (альтернативно) в орга­нах государственной власти, местного самоуправления, государствен­ного контроля, экономики или финансов не менее трех лет.

Председатель Счетной палаты: осуществляет руководство деятель­ностью палаты; издает организационно-распорядительные документы по вопросам деятельности палаты; выдает задание специалистам; ут­верждает заключения по результатам контрольных мероприятий; представляет на заседание городской Думы для утверждения годовой план работы палаты; представляет палату на заседаниях городской Думы, депутатских комиссий и рабочих групп при рассмотрении ин­формации о ходе исполнения бюджета города и результатах проверок и контрольных мероприятий, а также по другим вопросам, касающим­ся задач палаты; представляет на заседание городской Думы отчеты о работе палаты.

Заместитель председателя Счетной палаты назначается на долж­ность постановлением городской Думы на срок четыре года по резуль­татам конкурса, проводимого в порядке, установленном городской Думой. Заместителем председателя палаты может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее экономическое или юридическое образование и опыт профессиональной деятельности (альтернативно) в органах государственной власти, местного самоуправления, государ­ственного контроля, экономики или финансов не менее трех лет. За­меститель председателя палаты выполняет функциональные и долж­ностные обязанности в соответствии с регламентом палаты и должно­стной инструкцией, исполняет в отсутствие председателя палаты его функции.

Специалисты Счетной палаты назначаются на должность поста­новлением городской Думы на срок четыре года по результатам кон­курса, проводимого в порядке, установленном городской Думой. Спе­циалистами палаты могут быть назначены граждане РФ, имеющие

высшее экономическое или юридическое образование и опыт профессиональной деятельности (альтернативно) в органах государственной власти, местного самоуправления, государственного контроля, эконо­мики или финансов не менее трех лет. Специалисты палаты по распо­ряжению председателя палаты выполняют работу по определенным . направлениям деятельности палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей бюджета, объединенных единством назначения; организуют и непосредственно осуществляют проверки и контрольные мероприятия, проводи­мые палатой; составляют и подписывают заключения, акты и иные документы по результатам экспертиз и контрольных мероприятий палаты; по поручению председателя палаты принимают участие в рассмотрении вопросов, касающихся функций Счетной палаты на заседа­ниях городской Думы, депутатских комиссий и рабочих групп; выполняют иные служебные обязанности.

Коллегия Счетной палаты разрабатывает и утверждает методики проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий, методики подготовки отчетов и информационных сообщений, направляемых городской Думе и Главе города; рассматривает годовой и квартальные отчеты палаты, годовой и квартальные планы работы па­латы, вопросы проведения внеплановых контрольных мероприятий, привлечения к работе палаты специалистов на договорной основе, иные вопросы, предусмотренные регламентом палаты, решениями го­родской Думы. Руководит работой коллегии председатель Счетной палаты. Состав коллегии утверждается городской Думой. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание коллегии правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа членов коллегии.

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую и информационную функ­ции, обеспечивает систему контроля за исполнением бюджета города (в том числе целевых бюджетных фондов) и использованием муници­пальной собственности, что предусматривает: организацию и проведение контроля за исполнением бюджета города в отчетном году; прове­дение комплексных и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета, целевых бюджетных фондов, отдельным объектам муниципальной собственности; экспертизу проектов бюджета, отче­тов об исполнении бюджета, правовых актов, целевых программ и иных документов, затрагивающих вопросы бюджета города; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесе­ние в городскую Думу предложений по их устранению, а также по со­вершенствованию бюджетного процесса в целом; подготовку и представление в городскую Думу отчетных, аналитических и информаци­онных документов по вопросам полномочий Счетной палаты; подготовку и представление заключений и ответов на запросы орга­нов государственной власти и местного самоуправления.

Счетная палата строит свою работу на основе годовых и кварталь­ных планов и программ, которые формируются исходя из необходи­мости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнени­ем бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты. Планы включают все контрольные мероприятия и другие ви­ды работ палаты с указанием сроков их проведения, ответственных специалистов палаты, необходимого количества других специалистов, в том числе привлекаемых на договорной и иной основе. Обязатель­ному включению в планы и программы работ палаты подлежат пору­чения городской Думы. Обязательному рассмотрению при формиро­вании планов и программ подлежат запросы председателя городской Думы, его заместителя, депутатов городской Думы, депутатских ко­миссий, органов государственной власти и местного самоуправления. Годовой план работы палаты представляется на рассмотрение город­ской Думы председателем палаты и утверждается постановлением го­родской Думы. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений городской Думы и постановлений кол­легии палаты.

Счетная палата по установленной форме представляет городской Думе заключения о ходе исполнения бюджета, годовой и квартальные отчеты по итогам проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий и других видов работ. Отчет по итогам проведения вне­плановых контрольных мероприятий представляется городской Думе по окончании указанных мероприятий в недельный срок. В случае проведения внеплановых контрольных мероприятий отчет должен быть представлен и рассмотрен на заседании городской Думы.

Контрольные полномочия палаты распространяются в соответ­ствии с законодательством на: органы местного самоуправления, му­ниципальные предприятия и учреждения города; коммерческие и некоммерческие организации и их объединения вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности, а также обще­ственные объединения, если они получают, перечисляют, используют средства бюджета г. Екатеринбурга (в том числе целевых бюджетных фондов), пользуются объектами муниципальной собственности или управляют ими, а также имеют предоставленные в соответствии с пра­вовыми актами органов местного самоуправления налоговые и иные льготы и преимущества в пределах использования этих средств или льгот, использования или управления объектами муниципальной соб­ственности.

Счетная палата для осуществления контрольных полномочий по запросу председателя (коллегии) Счетной палаты вправе: получать от исполнительных органов местного самоуправления и их структурных подразделений, от органа, исполняющего бюджет, всю относящуюся к вопросам своей компетенции документацию и информацию, учет ко­торой ведется в соответствии с законодательством; получать в трех­дневный срок от исполнительных органов местного самоуправления и их структурных подразделений, от органа, исполняющего бюджет го­рода, всю необходимую информацию и документацию, используемую указанными органами при составлении оперативных, ежекварталь­ных, полугодовых и годовых отчетов об исполнении бюджета города, а также при составлении проекта бюджета города и проектов решений о внесении изменений в бюджет города; получать информацию и от­чет от получателей бюджетного кредита о его использовании; полу­чать информацию и отчет от получателей муниципальных гарантий, а также от лиц, в обеспечение обязательств которых муниципальное образование «город Екатеринбург» выступает поручителем по догово­рам поручительства, об использовании средств, полученных в резуль­тате предоставления муниципальных гарантий и заключения договоров поручительства; получать от предприятий, учреждений, организаций г. Екатеринбурга независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности всю необходимую документацию и информацию, относящуюся к вопросам своей компетенции.

Счетная палата в процессе исполнения бюджета города в отчетном году контролирует полноту и своевременность денежных поступле­ний, фактического расходования бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями бюджета города, выявляет отклоне­ния и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их уст­ранению. Палата ежеквартально по установленной форме представля­ет городской Думе заключения о ходе исполнения бюджета, в которых приводятся данные о поступивших доходах и произведенных расхо­дах в сравнении с утвержденными бюджетом на текущий год показателями за истекший период, квартал.

По итогам проведения контрольного мероприятия специалист па­латы составляет и подписывает отчет (акт), за достоверность которого он несет персональную ответственность. Отчет (акт) подписывается всеми специалистами и другими сотрудниками, участвующими в про­верке. О результатах контрольных мероприятий палата информирует городскую Думу, доводит их в форме представлений, предписаний, справок до сведения руководителей соответствующих органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций. В ходе проведения контрольных мероприятий должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в хозяйственную и оперативную дея­тельность проверяемых объектов, обязаны не разглашать полученную информацию.

Специалисты Счетной палаты проводят экспертизу и дают заклю­чения по проекту бюджета города, правильности и обоснованности его доходных и расходных статей; проектам правовых актов по бюд­жетно-финансовым и экономическим вопросам; проектам целевых программ, на финансирование которых используются средства бюд­жета города; оперативным, ежеквартальным, полугодовому и годово­му отчетам администрации города об исполнении бюджета; выявлен­ным нарушениям и отклонениям в бюджетном процессе; проблемам совершенствования бюджетного процесса; иным вопросам, относя­щимся к области полномочий Счетной палаты.

По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку заключений или письменных ответов на ос­новании поручений городской Думы, оформленных соответствующи­ми постановлениями. Заключения по поручению городской Думы, заключения и ответы на запросы депутатов городской Думы, депутат­ских комиссий и рабочих групп осуществляются в обязательном по­рядке.

Финансовое и материальное обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется за счет средств бюджета города в пределах ут­вержденной сметы городской Думы. Организационное, программное и техническое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществ­ляется аппаратом городской Думы. Счетная палата обеспечивается Думой транспортом и необходимыми помещениями, оборудованными средствами связи, оргтехникой и мебелью для нормальной деятель­ности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.