Сделай Сам Свою Работу на 5

Депутат представительного органа, член выборного органа местного самоуправления.





Депутат — это лицо, избранное в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченное представлять в Е нем интересы избирателей, населения муниципального образования. Член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Статус члена выборного органа местного самоуправления имеет глава муниципального образования, избираемый непосредственно гражданами, входящий в состав представительного органа местного самоуправления и являющийся его председателем. Данный статус — лишь одна из его служебных ролей. Глава муниципального образования не только работает в составе представительного органа, руководя им, но и является высшим должностным лицом своего муниципально| го образования в целом. В то же время, думается, глава муниципаль­ного образования, избираемый представительным органом из своего состава, может сохранять свой изначальный статус депутата. Если представительный орган муниципального района формируется путем непрямых выборов, то лица, избираемые в него, входящие в него по должности, также не могут рассматриваться в качестве его депутатов должны наделяться статусом членов своего представительного орга­на. Этот статус, как и статус члена выборного органа местного само­управления — одна из служебных ролей указанных лиц.



Законодатель говорит о членах выборного, а не представительного органа. Это означает, что в муниципальных образованиях могут фор­мироваться путем выборов не только представительные, но и другие коллегиальные органы местного самоуправления. На таких условиях может, например, формироваться контрольный орган. Представляет­ся, что Европейская хартия местного самоуправления допускает даже образование коллегиальных исполнительно-распорядительных орга­нов местного самоуправления, вроде имевших место в советский пе­риод российской истории исполкомов местных советов. Однако на практике распространен лишь вариант обладания особым выборным статусом (не депутатским) в составе представительных органов мест­ного самоуправления. Поэтому ниже речь будет идти о членах только представительных органов местного самоуправления, чей статус ана­логичен статусу депутатов этих представительных органов.



Правовой статус муниципального депутата, члена выборного орга­на местного самоуправления определяется нормами федерального, ре­гионального законодательства, уставами муниципальных образова­ний, иными муниципальными правовыми актами.

Существует точка зрения, согласно которой депутат представляет интересы только избирателей своего округа, если выборы проводи­лись по мажоритарной системе. Думается, что это неверное понима­ние депутатского назначения. Возникает закономерный вопрос, а как быть с тем населением избирательного округа, которое в силу разных причин (досрочное прекращение полномочий депутата, несостояв­шиеся выборы и др.) не имеет своего депутата в представительном ор­гане местного самоуправления. Поэтому депутат, участвуя в работе представительного органа, его структурных подразделений, участвуя в принятии решений, должен руководствоваться интересами населе­ния всего муниципального образования, несмотря на то, что часть из­бирателей не принимала участия в его избрании или голосовала про­тив него. Это же справедливо для членов выборных органов местного самоуправления.

Депутат, член выборного органа — это не только представитель в своем органе власти населения, проживающего на территории соот­ветствующего муниципального образования. Одновременно он явля­ется представителем своего органа власти как перед избирателями, населением муниципального образования, так и перед другими орга­нами власти, организациями.



Депутату, члену выборного органа обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществля­ют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На посто­янной основе могут работать не более 10% депутатов от установлен­ной численности представительного органа муниципального образо­вания, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек — один депутат. Представ­ляется, что данное положение не бесспорно. Вряд ли это будет стиму­лировать приход в представительные органы профессионально подго­товленных людей. На общественных началах сложно добиться хороших результатов в управлении местным хозяйством. Дееспособная муни­ципальная власть требует и соответствующих затрат. Члены выборно­го органа местного самоуправления могут осуществлять свои полно­мочия как на постоянной, так и на непостоянной основе в соответст­вии с уставами муниципальных образований.

В юридической литературе остается спорным вопрос о том, являет­ся ли депутат должностным лицом. Можно с определенной долей ос­торожности сказать, что является, даже если работает на не освобож­денной основе. Это вытекает из его правовой природы. Депутат изби­рается на всеобщих выборах при тайном голосовании для выполнения определенных должностных полномочий. При этом полномочия де­путата весьма обширны. Каждый депутат принимает участие в реше­нии вопросов местного значения непосредственно и несет как совме­стную, так и индивидуальную ответственность за принятые решения или осуществляемые действия. Управленческая деятельность депута­та предполагает, что ее осуществляют компетентные должностные ли­ца. Депутаты принимают управленческие решения и осуществляют контроль за их выполнением. Таким образом понятию «депутат» при­сущи во многом те же признаки, что определяют понятие «должност­ного лица». Однако депутат — должностное лицо особого рода. Он об­ладает распорядительно-властными полномочиями только в составе депутатской коллегии в целом. Иные его полномочия не носят распо­рядительного характера. Таково же должностное положение членов выборных органов. Однако если они, к примеру, одновременно явля­ются главами муниципальных образований, то в последнем статусе обладают всеми признаками должностных лиц, в том числе и правом осуществления распорядительно-властной деятельности.

Депутаты, члены выборного органа, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагоги­ческой, научной и другой творческой деятельности. Впрочем, для членов выборного органа — глав муниципальных образований, депутатов представительных органов поселений, работающих в них на постоян­ной основе, названный запрет связывается уже с этими их обязанно­стями.

Депутаты, члены выборных органов осуществляют свою деятель­ность в различных формах и через различные органы. Свою деятель­ность при решении задач местного значения и осуществлении других функций они строят на основе принципов законности, ответственности перед избирателями, населением.

Срок полномочий депутата. Депутат избирается на срок полномо­чий своего представительного органа местного самоуправления. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления, формируемого непосредственно избирателями, как указывалось вы­ше, определяется уставом муниципального образования в соответст­вии с федеральным законом и не может быть менее двух и более пя­ти лет.

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекра­щаются с момента начала работы представительного органа нового со­зыва. Днем избрания депутата является день голосования, в результа­те которого гражданин избран депутатом представительного органа местного самоуправления. По понятным причинам факт избрания де­путата становится известен позднее дня избрания — муниципальной избирательной комиссии необходимо время для подведения итогов выборов. Моментом начала работы представительного органа нового созыва является день первой правомочной сессии (заседания) пред­ставительного органа местного самоуправления нового созыва.

Поскольку часто в ходе очередных или досрочных выборов право­мочный состав сформировать не удается, то продолжает действовать представительный орган прежнего созыва. Следовательно, продолжа­ют сохранять свои полномочия депутаты прежнего созыва, даже если они не избраны в представительный орган нового созыва. Они сохра­няют свои депутатские полномочия до избрания представительного органа нового созыва в правомочном составе. Данное обстоятельство юридически может быть установлено только на первой сессии (пер­вом заседании) представительного органа нового созыва. До установ­ления указанного обстоятельства, видимо, и должны сохранять свои полномочия депутаты прежнего созыва. Вновь избранные депутаты до этого момента должны вести прием избирателей, налаживать работу в округах, готовить проекты решений и т.д.

Установленный срок полномочий депутата не может быть изменен в течение текущего срока полномочий, если иное не предусмотрено федеральным законом, а также за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Вопрос о начале и истечении срока полномочий депутатов имеет сугубо практический характер, а потому требует дополнительного освещения. На первый взгляд кажется странным, что полномочия де­путата начинаются в день его избрания, когда могут быть известны только предварительные итоги выборов. Надо иметь в виду, что соот­ветствующая избирательная комиссия в этот момент окончательно не установила результатов голосования, не опубликовала итоги выборов в печати, не осуществила регистрацию депутата. Все эти действия, предусмотренные законом, еще только предстоит выполнить. И, тем не менее, полномочия депутатов начинаются в день их избрания. Ду­мается, что в этом есть логика, так как депутатский мандат приобрета­ется в результате выборов и, следовательно, начало полномочий свя­зывается с волеизъявлением избирателей.

Полномочия члена представительного органа — главы муници­пального образования, избираемого непосредственно гражданами, на­чинаются, по общему правилу, со дня его избрания главой муници­пального образования и заканчиваются с момента прекращения его полномочий как главы муниципального образования. Срок полномо­чий самого представительного органа на срок полномочий названного лица влиять не должен. Полномочия члена (не депутата) представи­тельного органа муниципального района должны, видимо, начинаться с момента признания его полномочий в представительном органе рай­она и заканчиваться в момент признания полномочий заменяющего его лица. Однако возможно и иное решение этого вопроса. Полномо­чия депутата представительного органа поселения, избранного в со­став представительного органа муниципального района, могут начи­наться со дня такого избрания, т.е. со дня принятия соответствующего решения представительным органом поселения. Полномочия главы поселения как члена представительного органа муниципального рай­она могут начинаться со дня его избрания главой поселения. Тогда у того и другого полномочия члена представительного органа муници­пального района должны прекращаться с момента избрания на их ме­сто нового депутата представительного органа поселения, главы му­ниципального образования поселения.

Досрочное прекращение полномочий депутата. Полномочия де­путата прекращаются досрочно в случае: его смерти; отставки по соб­ственному желанию; признания судом недееспособным или ограни­ченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения российского гражданства, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы мест­ного самоуправления; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; в иных случаях, установленных законом.

Что касается отставки по собственному желанию, то в этом случае подается письменное заявление депутата о сложении своих полномо­чий. Различные обстоятельства могут побудить депутата пойти на та­кой шаг. Длительная болезнь, продолжительная командировка, ли­шающие депутата возможности полноценно выполнять свои обязан­ности, могут заставить его обратиться в представительный орган с личной просьбой о сложении с себя полномочий. В заявлении должны быть исчерпывающим образом изложены обстоятельства, препятст­вующие выполнению полномочий, и недвусмысленно выражена просьба о сложении депутатских обязанностей.

Уставы муниципальных образований предусматривают различный порядок лишения депутата депутатского мандата или прекращения его полномочий. В одних субъектах РФ депутат может быть лишен мандата путем проведения отзыва, в других правом принятия реше­ния о лишении депутата по различным мотивам наделены представи­тельные органы местного самоуправления. Решение представительно­го органа считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/з депутатов от общего состава представительного органа. Закон от 6 ок­тября 2003 г. не предусматривает такого порядка.

Аналогичны основания досрочного прекращения полномочий членов выборных органов местного самоуправления. Однако если срок полномочий члена представительного органа — главы муници­пального образования не связан со сроком полномочий самого представительного органа, то такое основание досрочного прекра­щения депутатских полномочий, как досрочное прекращение полно­мочий представительного органа в целом на него не распространя­ется.

Формы деятельности и полномочия депутата. Формами деятель­ности депутата являются: а) участие в сессиях (заседаниях) предста­вительного органа местного самоуправления; б) участие в формирова­нии и работе комитетов, комиссий представительного органа местного самоуправления; в) выполнение поручений представительного органа местного самоуправления; г) внесение в представительный орган в по­рядке нормотворческой инициативы проектов нормативных право­вых актов представительного органа, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов представительного органа; д) участие в депутатских слушаниях; е) обращение с депутатским запросом; ж) участие в осуществлении контроля за соблюдением устава муниципального образования, нормативных правовых актов представительного органа; з) участие в расследованиях, проводимых представительным органом; и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц; к) участие в работе депутатских объединений; л) работа с избирателями.

Анализируемая деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также уставом муниципального об­разования, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Из вышеперечисленных форм деятельности депутата можно выделить два направления его работы: 1) в представительном органе местного самоуправления и его структурных подразделениях; 2) с избирателями и населением муниципального образования.

Вначале рассмотрим первое направление. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым представительным органом, а также комитетом, комиссией, членом которых I он является. Кроме этого, депутат имеет право:

избирать и быть избранным в комитеты, комиссии и на соответствующие должности в представительном органе местного самоуправления;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых представительным органом местного самоуправления органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых представительным органом местного самоуправления;

предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом местного самоуправления;

вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на сессии (заседании) представительного органа местного самоуправления;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на сессии (заседа­нии) представительного органа местного самоуправления;

вносить предложения о заслушивании на сессии (заседании) пред­ставительного органа местного самоуправления внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправ­ления, подотчетного или подконтрольного в соответствии с уставом муниципального образования представительному органу местного самоуправления;

ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных представительным органом местного самоуправления органов или из­бранным, назначенным или утвержденным им должностным лицам в случаях, установленных уставом муниципального образования;

вносить в представительный орган местного самоуправления пред­ложения о необходимости проведения проверки исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от организа­ционно-правовых форм, расположенных на территории муниципаль­ного образования, устава муниципального образования и норматив­ных правовых актов представительного органа местного самоуправ­ления;

участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председа­тельствующему на сессии (заседания) представительного органа ме­стного самоуправления, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

оглашать на сессиях (заседаниях) представительного органа мест­ного самоуправления обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

обращаться с депутатским запросом;

на включение в протокол сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления переданного председательствующе­му текста выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений;

осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образо­вания, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Депутат принимает участие в работе комитетов, комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может при­нимать участие в работе комитетов, комиссий представительного ор­гана местного самоуправления, членом которых он не является, участ­вовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением комитета, комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого представительным орга­ном местного самоуправления, депутат имеет право внести свое пред­ложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению представитель­ным органом местного самоуправления, и по ним проводится голосо­вание.

Депутат по решению представительного органа местного само-: управления может быть выведен из состава комитета, комиссии за s систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном регламентом представительного органа местного самоуправления, ины­ми нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Многие уставы муниципальных образований предусматривают, что депутат обязан участвовать в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления и в работе его комитетов, комиссий.

При невозможности присутствовать на сессии (заседании) пред­ставительного органа местного самоуправления, на заседании его комитета, комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно руководителя представительного органа местного самоуправления, комитета, комиссии. По решению представительного органа местного самоуправления фамилии депутатов, отсутствующих на сессии (заседании), с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой инфор­мации.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления, заседаний его комитетов, комиссий, вопросах, выно­симых на их рассмотрение, а также получает все необходимые мате­риалы по данным вопросам. Порядок участия депутата в работе пред­ставительного органа местного самоуправления, работе его комитетов, комиссий устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления.

Депутат обладает очень важным правом — нормотворческой ини­циативой, осуществляемой в форме внесения в представительный ор­ган: проектов нормативных правовых актов; проектов актов о внесе­нии изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления; поправок к проектам нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению представитель­ным органом местного самоуправления. Порядок осуществления де­путатом нормотворческой инициативы определяется регламентом представительного органа местного самоуправления.

Работа депутата с избирателями и населением муниципального об­разования (второе направление) во многом зависит от его профессио­нальной и гражданской культуры. Не секрет, что у людей всегда имеется масса вопросов к своим избранникам. Поэтому остро стоит во­прос об обратной связи депутатов со своими избирателями. Сегодня в уставах многих муниципальных образований закреплено, что депу­тат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа, ответст­вен перед ними и им подотчетен.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий: принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей; рассматривает поступившие от избирателей пред­ложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-право­вых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением; участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организаци­онно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избира­телей; ведет прием граждан; изучает общественное мнение, при не­обходимости вносит предложения в соответствующие органы госу­дарственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления; проводит собрания избирателей-округа, встречи с трудовыми коллективами и населением; участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собра­ниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, служ­бы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населе­нием.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется уставами муниципаль­ных образований или представительным органом местного само­управления. Депутат должен информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации, использует другие формы информации населения.

Депутат обязан:

соблюдать правила служебной этики, установленные представи­тельным органом местного самоуправления. Ответственность за нару­шение правил служебной этики устанавливается регламентом пред­ставительного органа местного самоуправления в пределах его компе­тенции;

отчитываться перед избирателями в срок, установленный уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, как правило, не реже двух раз в год. Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями округа. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необ­ходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является, данные в пределах их I компетенции. О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно представительный орган местного самоуправления, комитет, комиссию. В случае необходимости вносит в представительный орган местного самоуправления, комитет, комиссию предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законов.

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением устава муниципального образования, нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления путем участия в I проверках, подготовки предложений по результатам проверок. Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Должностные лица органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости — для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.

По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории муниципального образования депутат пользуется правом без­ отлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. При обращении депутата в органы местного
самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных мате­риалов — в срок не позднее 30 дней со дня получения обращения) предоставляют ему необходимую информацию и документы с уче­том требований законодательства РФ о государственной и коммер­ческой тайне.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, финан­сируемых полностью или частично из средств местного бюджета. При этом материалы, представляемые депутатом, подлежат обязательному опубликованию в этих средствах массовой информации в срок, согла­сованный с депутатом. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается. В то же время депутат не­сет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-пра­вовых форм, находящиеся на территории муниципального образо­вания, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. В то же время вмеша­тельство депутата в хозяйственную деятельность организаций неза­висимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допуска­ется.

Депутат, группа депутатов по вопросам депутатской деятельности вправе обращаться с запросом к руководителям органов местного са­моуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, находящихся на территории муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправле­ния и должностных лиц местного самоуправления.

Депутатский запрос вносится на сессии (заседании) представи­тельного органа местного самоуправления в письменной форме, огла­шается, и по нему принимается соответствующее решение. Должност­ное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на сессии (заседании) или в письменной фор­ме не позднее, чем через 15 дней со дня его получения или в иной уста­новленный представительным органом местного самоуправления срок. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обра­щен запрос, на сессии (заседании) представительного органа местного самоуправления или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном регламентом представительного органа мест­ного самоуправления.

Депутаты могут, если это предусмотрено уставом муниципального образования, иметь помощников, работающих по трудовому договору (контракту), гражданско-правовому договору или на общественных началах. Число помощников депутатов, работающих по трудовому договору (контракту), гражданско-правовому договору или на общественных началах, устанавливается представительным органом местно­го самоуправления. Трудовой договор (контракт) заключается на основании заявления кандидата на должность помощника депутата и представления депутата представительного органа местного самоуправления на срок, указанный в представлении, но не превышающий срока полномочий депутата. Прием на работу помощника депутата оформляется распоряжением руководителя представительного органа местного самоуправления. На помощников депутатов; работающих по трудовому договору (контракту), распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными федеральными законами.

При досрочном прекращении полномочий депутата полномочия помощника прекращаются досрочно с момента прекращения полномочий депутата по решению руководителя представительного органа местного самоуправления. Порядок оплаты труда помощников депу­тата, работающих по трудовому договору (контракту), гражданско-правовому договору, устанавливается представительным органом ме­стного самоуправления. Расходы на оплату труда помощников депу­тата возмещаются за счет средств местного бюджета. Порядок осуще­ствления деятельности помощниками депутата устанавливается представительным органом местного самоуправления.

Формы деятельности и полномочия члена выборного органа. Полномочия членов представительных (выборных) органов местного самоуправления аналогичны полномочиям депутатов. Естественно, они имеют и свои особенности. Так, член представительного органа муниципального образования, являющийся главой данного муниципального образования, в силу закона наделен статусом председателя представительного органа и соответствующим кругом полномочий. С населением, организациями, иными органами власти он взаимодействует в первую очередь как глава муниципального образования, осу­ществляя полномочия главы.

Гарантии деятельности депутата, члена выборного органа. Депу­таты имеют соответствующие гарантии для осуществления своих полномочий. Уставы муниципальных образований содержат перечень та­ких гарантий, объем которых зависит от возможностей местного бюджета, политических и экономических ситуаций в стране. Думается, что будет справедливым, если работающий на постоянной основе депутат после освобождения от занимаемой должности будет продол­жать в течение полугода получать, если он не устроился на новое ме­сто работы, установленную ему среднемесячную заработную плату с учетом индексации за счет средств местного бюджета. Если по новому месту работы заработная плата будет ниже получаемой депутатом, то в течение года ему может производиться соответствующая доплата за счет средств местного бюджета. Такие социальные гарантии крайне важны. Они позволяют вовлечь в представительные органы наиболее подготовленных людей, обладающих высокими профессиональными и гражданскими качествами.

Депутат, работающий на постоянной основе, может быть освобож­ден от этой работы только по решению представительного органа с со­блюдением всех условий, предусмотренных уставами муниципальных образований, регламентом представительного органа, а также других решений, регламентирующих данный вопрос.

Депутат представительного органа, не работающий на постоянной основе, не может быть освобожден от должности или переведен на нижеоплачиваемую должность по месту своей работы в муниципальных предприятиях и учреждениях без согласия представительного органа местного самоуправления.

Всем депутатам гарантируется возмещение затрат, которые они по­несли при исполнении депутатских обязанностей за счет местного бюджета. Депутаты в большинстве субъектов РФ пользуются правом бесплатного проезда на территории муниципального образования на всех видах наземного пассажирского транспорта за исключением так­си. Представительный орган местного самоуправления вправе при­нять решение о страховании жизни и здоровья депутата за счет средств местного бюджета.

К гарантиям депутатской деятельности относится также депутат­ский иммунитет — неприкосновенность депутатов. Гарантии прав де­путатов при привлечении их к уголовной или административной от­ветственности, задержании, аресте; обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-ро­зыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жи­лого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными за­конами.

Депутаты не могут быть привлечены к уголовной или администра­тивной ответственности (индемнитет) за высказанное мнение, пози­цию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные наруше-: ния, ответственность за которые предусмотрена федеральным за­коном.

Таким образом, можно сделать вывод, что депутатская неприкосно­венность (иммунитет, индемнитет) позволяет депутату представи­тельного органа местного самоуправления беспрепятственно осущест­влять свои полномочия, без боязни возможных преследований за те гили иные законные действия, волеизъявление при голосовании.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.