Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ





Практическое занятие 1. Психолингвистика как научная дисциплина (2 часа).

Следует обратить внимание на следующие вопросы: какие определения психолингвистики как науки вы знаете. Как определяется предмет и объект современной психолингвистики. В чем состоят специфические особенности области научного знания психолингвистики. Что послужило причиной возникновения психолингвистики. Осветите основные этапы возникновения и развития психолингвистики в ХХ столетии. Каковы основные постулаты психолингвистической теории по концепции Московской психолингвистической школы.

 

Практическое занятие 2. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований (4 часа).

Следует обратить внимание на следующие вопросы: в чем сущность психолингвистики как психологической науки. Какие области психологии и филологии наиболее тесно связаны с психолингвистикой. В чем проявляется общность и различие между психолингвистикой и лингвистикой. Почему фоносемантика и психосемантика рассматриваются как области психолингвистики. Какие характеристики психологии речи позволяют говорить о ней как о составляющей психолингвистики и общей психологии. Назовите экспериментальные методы исследования, которые используются в психолингвистике. Укажите методы психологического исследования, используемые в психолингвистическом эксперименте. Дайте характеристику метода лингвистического эксперимента. Раскройте функциональные возможности методики ассоциативного эксперимента. Назовите психологические принципы, на которые опирается методика семантического дифференциала. Укажите назначение специфических методов психолингвистического исследования в прикладной психолингвистике.



 

Практическое занятие 3. Языковое сознание / Языковая личность (2 часа) (2 часов).

Следует обратить внимание следующим аспектам: научные теории Дж.Миллера и лингвиста Н.Хомского, труды Л.В.Щербы (его основополагающая статья «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании, Расширение фактографической базы исследования, тесно связаное с изучением языковой личности. Ю.Н. Караулым.



 

Практическое занятие 4. Основы теории речевой деятельности (2 часа)

Следует обратить внимание на следующие вопросы: как можно определить речевую деятельность как одного из видов деятельности человека. Какие основные фазы речевой деятельности вы знаете Каковы психологические механизмы, обеспечивающие осуществление речевой деятельности. Как определяются понятия «речевое действие» и «речевая операция». Какие виды речевых операций и основные речевые действия реализуют речевую деятельность. Раскройте понятия речевых и языковых навыков и умений, дайте их полные характеристики. Каким образом основные функции речи реализуются в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека. Какие основные компоненты психологического содержания речевой деятельности вы знаете. Какие существуют виды и формы речи. Чем отличается внутренняя речь от других видов речевой деятельности. Как внутренняя речь влияет на познавательную деятельность человека и процессы речевой коммуникации.

 

Практическое занятие 5. Язык и мышление (2 часа)

Следует обратить внимание на следующие вопросы: Назовите основные единицы языка и перечислите их наиболее важные признаки. Охарактеризуйте единицы языка с точки зрения их основных функций в процессе речевой коммуникации. Определите, какие закономерности внутреннего строения языка отображают понятия «парадигматическая» и «синтагматическая» системы языка. Дайте общую характеристику слова как основного и универсального знака языка. Укажите основные компоненты значения слова; как они связаны с основными функциями слова как знака языка. Раскройте понятие «семантического поля» значения слова; как образуется данное понятие в ходе «речевого онтогенеза». Дайте определение понятий «материальный» и « идеальный» носитель значения слова. Охарактеризуйте соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух основных составляющих его семантики. Раскройте определение «понятия» как психолингвистической категории. Дайте определение текста как универсального знака языка и основного средства осуществления речевой коммуникации. Укажите основные характеристики семантической структуры текста.



 

Практическое занятие 6. Человек и знак (2 часа)

Следует обратить внимание на следующие аспекты: Понятие знака при изучении внутреннего мира человека, его психического и личностного развития. Знаковый тип кодирования и обусловленное им отношение к себе и к миру.

 

Практическое занятие 7. Психолингвистические модели порождения и восприятия речи (2 часа)

Следует обратить внимание на следующие вопросы: дайте общее определение процесса порождения речи; охарактеризуйте основные психолингвистические модели речепорождения, разработанные в зарубежной психолингвистике. Опишите модель порождения речевого высказывания, разработанную А.А.Леонтьевым. Определите основные этапы процесса речепорождения, составляющие их действия и операции. Дайте краткую сопоставительную характеристику моделей порождения речевого высказывания. Проанализируйте модель порождения речевого высказывания, предложенную И.А.Зимней и Т.В.Ахутиной, определите принципиальные инновационные моменты. Перечислите основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи. Назовите основные компоненты смыслового восприятия речи, раскройте их содержание. Раскройте основные положения психолингвистической тории восприятия текста. Дайте общую характеристику процесса восприятия речи, выделите уровни восприятия и составляющие их операции.

Практическое занятие 8. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе (2 часа)

Следует обратить внимание на следующие вопросы: определите предмет исследования психолингвистики развития. Назовите основные положения «теории врожденных знаний». Укажите и дайте краткую характеристику основных периодов речевого развития в онтогенезе. Раскройте понятие «критического» периода в овладении языком, принятого в психолингвистике. Перечислите основные закономерности формирования лексического строя речи в онтогенезе. Охарактеризуйте этапы овладения ребенком правильным звукопроизношением. Укажите основные этапы формирования грамматического строя речи в онтогенезе. Покажите ценность периода словотворчества в ходе онтогенеза речевой деятельности. Раскройте основные позиции Ж.Пиаже в трактовке языкового сознания и языковой компетенции. Раскройте основные положения Московской психолингвистической школы о формировании языкового сознания. Покажите роль окружающей речевой среды и педагогического воздействия в процессе формирования речи ребенка. Раскройте основные положения теории Н.Хомского о «врожденных знаниях» в развитии речи ребенка.

 

Методические указания к разделу «Самостоятельная работа»

Самостоятельная работа по теоретической части курса ориентирована на решение двух задач.

Первая – это расширение знаний студента по истории психолингвистики. В ходе самостоятельной подготовки студент должен не только узнать об основных этапах развития отечественной и зарубежной психолингвистики, познакомиться с наиболее значимыми классическими работами по психолингвистике в первоисточниках, но и получить представление о принципиальных отличиях психолингвистики первой, второй и третей волны.

Вторая задача лежит в сфере междисциплинарного взаимодействия. Ознакомившись с рекомендуемой литературой, студент должен получить представление, как использовать основные методы психолингвистических исследований.

Контроль за ходом самостоятельной работы осуществляется в процессе проведения практических занятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ

Основные этапы развития психолингвистики изучаются студентами на основе осмысления специальных литературных источников. В процессе изучения первоисточников следует обратить внимание на методологию, материал и методы психолингвистики. В философской и психологической литературе студентам предоставляется возможность ознакомиться с психолингвистикой и философскими аспектами языкознания и психологии. Проблемы взаимодействия языка и мышления, взгляды на язык, речь, речевую деятельность отражены в работах В.фон Гумбольдта, Ф де Соссюра, Л.В.Щербы. Важным вопросом, который необходимо основательно знать, это вопрос о структуре речевой деятельности. Обратите внимание, что единицы и элементы речевой деятельности, речевые действия и операции подробно описаны в трудах А.А.Леонтьева и учебном пособии по психолингвистике. В трудах отечественных психолингвистов последних лет В.А.Пищальниковой, А.А.Залевской, В.П.Глухова раскрыты современные принципы анализа высших психических функций рассматривается содержание речевой функциональной системы. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется особо изучить и раскрыть содержание положения о речи в системе психических процессов и остановиться на теории динамической локализации высших психических функций и речи. На основе знаний, полученных из специальной литературы необходимо узнать о системе языка и ее структурных особенностях. Особого внимания требуют изучение психолингвистической характеристики текста как универсального знака языка и средства коммуникации. Студентам необходимо знать, что общая психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания разработана отечественной психолингвистической школой, в частности Московской и Тверской. Студенты должны обратить внимание на изучение довербального этапа и его роли в развитии речевой способности в онтогенезе. Необходимо знать особенности овладения дошкольниками звуковым строем родного языка, представленным в трудах А.Н. Гвоздёва, Н.И. Жинкина. Основополагающее значение для студентов имеют знание и понимание закономерностей освоения детьми грамматического строя речи. При подготовке к занятиям необходимо также изучить данные психолингвистических исследований обо особенностях лексического развития дошкольников.

Методические указания к самостоятельным и контрольным работам

Контрольные задания и упражнения построены на базе лекционного материала и предназначены для самостоятельной работы студента по усвоению основных положений курса, установлению логических связей между отдельными частями лекционного материала и закреплению полученных знаний.

На всех этапах предлагаемого курса студенты овладевают системой взаимосвязанных методов психолингвистической деятельности, как аналитических, так и синтетических. Подготовка к экспериментальным исследованиям в психолингвистике является составной частью подготовки будущего специалиста. При подготовке к занятиям на основе изучения литературы рекомендуется изучить теоретическую концепцию психолингвистического эксперимента и выбрать наиболее оптимальный метод и дать его обоснование. Ассоциативный эксперимент, метод семантического дифференциала, метод дополнения языкового знака, метод прямого толкования, автоматический анализ текста – виды экспериментальных исследований в психолингвистике.

Успешное выполнение зачетного практического задания обеспечивается при условии поэтапного освоения практических навыков в ходе практических занятий.

 

ТРЕБОВАНИЯ (КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) К УРОВНЯМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основные критерии оценки практического зачетного задания:

Отчет оформляется в рабочей тетради. Разделы отчета должны раскрывать их содержание согласно следующей структуре.

Цели и задачи работы. Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»).

Описание методики. Раздел содержит описание каждой методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения; инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов, таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей); список использованной литературы.

План проведения отражает последовательность и особенности применения вышеописанных методик.

Результатыисследования оформляются в виде таблиц. Порядок следования соответствует плану проведения. Обязательно указание даты, времени, описания испытуемого, места проведения, особенностей конкретных условий проведения. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы.

Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с описанием методик и полученными результатами. Обратить внимание на согласованность с целями и задачами работы. Обстоятельность и корректность анализа положительно влияет на итоговый балл.

Выводы по работе отражают степень достижения целей и выполнения задач работы согласно анализу и интерпретации результатов.

Список использованной литературы оформляется следующим образом:

1. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб., 2002. – С. 136–228.

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

В течение семестра выполняются следующие контрольные практические задания:

- выступления с творческими докладами (темы выбирают сами студенты); при этом анализируется и оценивается: 1) степень подготовленности, продуманности темы, 2) актуальность, новизна, оригинальность темы, 3) логика развития темы (композиция, структура), 4) качество речи (стиль), 7) умение отвечать на вопросы и аргументировать свою точку зрения.

- конспектирование основных научных работ по тематике;

- использование психолингвистических методов на практике с представлением результатов на обсуждение.

Контрольные задания для текущей, промежуточной и итоговой аттестации

Итоговый контроль: по окончании курса учебным планом предусмотрено проведение зачета. Для получения зачета студент должен ответить на теоретический вопрос (вопросы прилагаются), а также предоставить результаты проведенного практического эксперимента.

Текущий контроль в течение семестра осуществляется на практических занятиях, кроме того, выполняются следующие контрольные практические задания:

° тестирование;

° конспектирование;

° выступления с творческими докладами (темы выбирают сами студенты);

° применение методов психолингвистики на практике.

Дополнительная форма текущего контроля — индивидуальные собеседования консультативного характера, проводимые по инициативе студента, испытывающего затруднения в усвоении курса, или преподавателя, не вполне удовлетворенного участием студента в учебном процессе. Материал для индивидуальной консультативной работы определяется содержанием сформулированных студентом в ходе лекций учебных вопросов.

Тема Психолингвистика как научная дисциплина

Задания:

1. Найдите определения термина «Психолингвистика» в психологическом и лингвистическом словарях, запишите определения в « словарики терминов».

2. Подготовьте конспект работы А.А.Леонтьева «Основы психолингвистики. Часть 1, «Теоретические и методологические вопросы», из хрестоматии «Психолингвистика в очерках и извлечениях». – М., 2003., стр.407-419.

3. Изучите самостоятельно и подготовьте рефераты и выступления по следующим вопросам темы №1:

- Психолингвистика как особая область науки и общественной практики.

- Основные положения психолингвистической теории.

- Значение исследований Л.С.Выготского в возникновении и развитии психолингвистики.

- Научные идеи В. Фон Гумбольдта. Бодуэна де Куртене, Л.В.Щербы в становлении и развитии психолингвистики.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.