Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 2. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований (4 часа)





Учебно-методический комплекс

Психолингвистика

По специальности

030300 – «Психология»

Присваиваемая квалификация (академическая степень)

бакалавр

Форма обучения

очная

Челябинск 2011 г.

 

Содержание

1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата ....
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………  
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………  
1.3.2. Лекции …………………………………………………..………..
1.3.3. Практические занятия/семинары……………………………...…
1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………...
1.4. Список литературы ……………………………………………..……..
1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………...
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……
3. Методические рекомендации студенту ………………………..………..
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………  
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Главная цель курса — познакомить студентов с методологической, теоретической и экспериментальной базами психолингвистических исследований; с основными понятиями и сведениями о предмете и статусе психолингвистики, дать представление об основных проблемах, решаемых в рамках психолингвистики.

1. Задачи дисциплины.

· Дать представление об этапах становления зарубежной и отечественной психолингвистики.

· Познакомить студентов с объектной и предметной областями психолингвистики.

· Познакомить с тенденциями развития современной психолингвистики.



· Показать возможности использования теоретических посылок психолингвистики для решения практических задач.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Дв.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 030300 – «Психология».

 

Курс связан с дисциплиной русский язык и культура речи, общая психология.

Для успешного освоения курса должны быть сформированы следующие компетенции:

· иметь представление о современных принципах анализа высших психических функций,

· знать специфику функциональных систем и речевой функциональной системы,

· знать о теории динамической локализации высших психических функций.

Программа курса построена по модульной системе

В курсе выделено несколько разделов / тем:

1. Развитие психолингвистики как научной дисциплины.

2. Основы психолингвистической теории.

3. Основы теории речевой деятельности.

4. Язык как основное средство осуществления речевой деятельности.

5. Психолингвистические модели порождения и восприятия речи.

6. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе.

7. Особенности экспериментальных исследований в психолингвистике.

Курс имеет практическую часть в виде апробации экспериментальных методик.

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению 030300 – «Психология»:



а) общекультурных (ОК):

· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;

· владение культурой научного мышления, обобщением, анализом, и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

б): профессиональных (ПК)

научно-исследовательская деятельность:

· способность и готовность к выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14);

педагогическая деятельность:

· способность и готовностью к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· знать вопросы, касающиеся причин появления и развития науки психолингвистики и бихевиоризма; фамилия и основные исследования ведущих ученых в этой области; основы детского речепорождения и речетворчества, а также особенности соотнесения речи с психическими процессами;

· уметь проводить анкетирование, лингвистический и ассоциативный эксперимент и анализировать их результаты, а также делать описание языковой личности, обрабатывать тексты, включающие имплицитные смыслы.

· владетьсистемой взаимосвязанных методов психолингвистики; навыками анализа психолингвистических фактов; элементарными способами проведения психолингвистических экспериментов; основными инструментами диагностики речевого поведения человека.

Для успешного изучения курса студенту необходимо иметь представление о современных принципах анализа высших психических функций; знать специфику функциональных систем и речевой функциональной системы; знать о теории динамической локализации высших психических функций (усвоить учебные курсы «Общая психология», «Русский язык и культура речи», «Основы нейропсихологии»).

Курс «Психолингвистика» включает в себя лекционные занятия (18 час.)

Курс имеет практическую часть в видепрактических занятий (18 час.)

Технология обучения ориентирована насовременные методики обучения навыкам анализа порождения и восприятия высказывания.

· Технология обучения ориентирована на современные концепции психолингвистики.

· В курсе используются современные методики обучения психолингвистике.

· Используются лексикографические источники и наиболее значимые Интернет-ресурсы русской зоны.

· Активно применяется метод тестирования, работы в группах, метод взаимоконтроля.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощьюконтрольных заданий и экзамена.

Психолингвистика (psycholinguistics) – самостоятельное научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникла для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно. Основная цель курса –познакомить студентов с методологической, теоретической и экспериментальной базами психолингвистических исследований; с основными понятиями и сведениями о предмете и статусе психолингвистики, дать представление об основных проблемах, решаемых в рамках психолингвистики.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы

общий объем часов – 108, в том числе:

- лекции – 18 час;

- .практические занятия – 18

- самостоятельная работа – 72

Форма контроля – зачет.

Семестр 3.

 

Общее содержание курса

№№ Пп Наименование тем Виды учебных занятий (лекции, практ., лаборат) Кол.часов (Объем)
1. Психолингвистика как научная дисциплина. Лекция, практ. 2/2
2. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований Лекция, практ. 4/4
3. Языковое сознание / Языковая личность Лекция, практ 2/2
4. Основы теории речевой деятельности Лекция, практ 2/2
5. Язык и мышление Лекция, практ 2/2
6. Человек и знак Лекция, практ 2/2
7. Психолингвистические модели порождения и восприятия речи Лекция, практ 2/2
8. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе Лекция, практ 2/2
  Итого:   18/18

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ОБЪЕМ ЗАНЯТИЙ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

№№ Пп Наименование тем Виды учебных занятий (лекции, практ., лаборат) Кол.часов (Объем) Самост. работа Формы текущего контроля
1. Психолингвистика как научная дисциплина. Лекция, практ. 2/2 -
2. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований Лекция, практ. 4/4 эксперимент
3. Языковое сознание / Языковая личность Лекция, практ 2/2 к/р
4. Основы теории речевой деятельности Лекция, практ 2/2 к/р
5. Язык и мышление Лекция, практ 2/2 к/р
6. Человек и знак Лекция, практ 2/2 тест
7. Психолингвистические модели порождения и восприятия речи Лекция, практ 2/2 к/р
8. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе Лекция, практ 2/2 опрос
  Итого:   18/18  

 

 

ЛЕКЦИИ

Лекция 1. Психолингвистика как научная дисциплина (2 часа).

Психолингвистика как междисциплинарная наука. Объект и предмет психолингвистики, её статус в системе наук. Определение психолингвистики. Внешние и внутренние причины возникновения психолингвистики. Различные подходы к периодизации развития психолингвистики и классификация ее ведущих направлений. Развитие психолингвистических исследований. Влияние психолингвистических исследований на становление новой научной парадигмы в современной лингвистике. Разделы психолингвистики.

Лекция 2. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований (4 часа)

Развитие психолингвистических исследований. Современное состояние психолингвистики: основные тенденции развития и проблемы. Психолингвистика как экспериментальная наука. Метод и методология. Общие методы. Общенаучные методы. Наблюдение. Интроспекция. Описание. Эксперимент. Психофизиологические методики. Экспериментальные методы в психолингвистике. Свободный ассоциативный эксперимент. Метод семантического шкалирования. Метод семантического дифференциала Ч.Осгуда. Метод семантического интеграла В.И.Батова и Ю.А.Сорокина. Вероятностное прогнозирование. Индексирование текста. Косвенные методики. Лингвистические эксперименты. Формирующий и обучающий эксперименты. Психологические и физиологические методы психолингвистического исследования. Исследования детской речи. Патология речи. Основные проблемы и основные направления исследования речи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.