Примеры расчета зубчатых передач
Пример 1.Рассчитать цилиндрическую прямозубую передачу привода ленточного транспортера.
Схема привода
Исходные данные.
Усилие на ленте транспортера P=8 кН.
Скорость ленты транспортера V=2 м/с.
Диаметр барабана D=400 мм.
Передаточное число цепной передачи uц=2.5.
Срок службы передачи L = 5 лет.
Коэффициент использования передачи:
в течение года Kг =0.9
в течение суток Kс =0.6.
Продолжительность включения ПВ%=25%.
Режим работы легкий.
Тип привода нереверсивный.
Цепная передача закрытая.
1. Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода.
1.1. Выбор электродвигателя
Требуемая мощность электродвигателя
Pтр= ,
где - общий коэффициент полезного действия привода:
= =0.98•0.96•0.993=0.913,
здесь - КПД зубчатой передачи, - КПД цепной передачи, - КПД одной пары подшипников качения, согласно табл.12 примем =0.98, =0.96, =0.99.
Тогда Pтр= =17.53 кВт.
По требуемой мощности из табл.11 выбираем асинхронный электродвигатель 4А180М6 с ближайшей большей стандартной мощностью Pэ=18.5 кВт, синхронной частотой вращения nс=1000 об/мин и скольжением S=2.7%.
1.2. Частота вращения вала двигателя
n1= nс• (1- )=1000 • (1- )=973 об/мин.
1.3. Требуемая частота вращения барабана
nб= = =95.49 об/мин.
1.4. Общее передаточное число привода
uo= = =10.18.
1.5. Передаточное число зубчатой передачи
u’= = =4.072.
Передаточное число цилиндрической зубчатой передачи редуктора рекомендуется выбирать из диапазона 2.5<u<5. Если это ограничение не выполняется, следует изменить синхронную скорость двигателя и повторить расчет. Если выполняется, то полученное значение u’ округляют до ближайшего стандартного из табл.3. Принимаем u=4.
1.6. Частоты вращения валов (индекс соответствует номеру вала на схеме привода)
n1=973 об/мин,
n2= = =243.25 об/мин,
n3= = =97.3 об/мин.
1.7. Мощности, передаваемые валами.
P1=Pтр=17.53 кВт,
P2=P1 =17.53•0.98•0.99 =17.008 кВт,
P3=P2 =17.008•0.96•0.99=16.164 кВт.
1.8.Крутящие моменты, передаваемые валами.
Крутящий момент на валу определяется по формуле Ti=9550 . Тогда
T1=9550 =172.05 Н•м,
T2=9550 =667.73 Н•м,
T3=9550 =1586.49 Н•м.
Расчет зубчатой передачи
2.1. Выбор материалов зубчатых колес
Определяем размеры характерных сечений заготовок по формулам ( 1 ), принимая, что при передаточном числе зубчатой передачи u > 2.5 шестерня изготавливается в виде вал-шестерни. Тогда
Dm1=24• = 24• =84.1 мм,
Sm2= 1.2• = 1.2• • = 21.02 мм.
Диаметр заготовки для колеса равен dк = u•Dm1=4•84.1=336.4 мм.
Выбираем для колеса и шестерни сталь 40Х, термообработка улучшение, твердость поверхности зуба шестерни 269…302 НВ, Dm=125 мм > Dm1,
твердость поверхности зуба колеса 235…262 НВ, Sm=125 мм > Sm2.
Определяем средние значения твердости поверхности зуба шестерни и колеса
НВ1= 0.5•(НВ1min+ НВ1max)= 0.5•(269+302)=285.5,
НВ2= 0.5•(НВ2min+ НВ2max)= 0.5•(235+262)=248.5.
2.2. Определение допускаемых напряжений
2.2.1. Допускаемые контактные напряжения
HPj= .
Для определения пределов контактной выносливости используем формулы из табл.5:
sHlim1= 2 НВ1 + 70=2•285.5+70=641 МПа,
sHlim2= 2 НВ2 + 70=2•248.5+70=567 МПа.
Коэффициенты безопасности SH1=1.1, SH2=1.1 (табл.5). Коэффициенты долговечности равны
КHLj = 1.
Базовые числа циклов при действии контактных напряжений NHO1=23.5•106, NHO2 =16.8•106 (табл.4).
Эквивалентные числа циклов напряжений определим по формуле
NHE j= h•NΣj, ,
где коэффициент эквивалентности для легкого режима работы h=0.125 (табл.6).
Суммарное число циклов нагружения равно
NSj = 60•nj•c•th ,
где с=1, суммарное время работы передачи th=L•365•24•KГ•КС•ПВ,
здесь ПВ=0.01•ПВ%=0.01•25=0.25. В результате расчетов получим
th=5•365•24•0.9•0.6•0.25=5913 ч,
NS1 = 60•973•5913=3.45•108, NS2 = 60•243.25•5913=0.863•108,
NHE1= 0.125•3.45•108=43.1•106, NHE2= 0.125•0.863•108=10.8•106 .
Поскольку NHE1> NHO1, принимаем КHL1=1.
КHL2 = =1.077.
Определим допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса
HP1= =582.73 МПа, HP2= =555.15 МПа, sHPj min= HP2.
Допускаемые контактные напряжения для прямозубой передачи
HP=sHPj min =555.1 МПа.
2.2.2. Допускаемые напряжения изгиба
.
Для определения величин, входящих в эту формулу, используем данные из табл.7:
Пределы изгибной выносливости зубьев:
sF lim1=1.75 НВ1=1.75•285.5=499.62 МПа,
sF lim2=1.75 НВ2=1.75•248.5=434.88 МПа.
Коэффициенты безопасности при изгибе: SF1=1.7, SF2=1.7. Коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки, для нереверсивного привода: KFС1=1, KFС2=1.
Коэффициенты долговечности, определим по формуле
КFLj = 1,
где qj - показатель степени кривой усталости q1=6, q2=6 (табл.6), NFO = 4•106 – базовое число циклов при изгибе.
Эквивалентное число циклов напряжений при изгибе NFE j= Fj•NΣj,, коэффициенты эквивалентности для легкого режима работы F1=0.038, F2=0.038 (табл. 6).
NFE1=0.038•3.45•108=13.11•106,
NFE2=0.038•0.863•108=3.278•106
Поскольку NFE1> NFO, принимаем КFL1=1.
КFL2 = =1.034.
Определим допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса:
= =293.89 МПа, = =264.51 МПа.
2.3. Проектный расчет передачи
2.3.1. Межосевое расстояние передачи определим по формуле
= •(u + 1) ,
где = 450 для прямозубых передач.
Коэффициент ширины зубчатого венца для прямозубых передач принимаем =0.315 (ряд на с.1). На этапе проектного расчета задаемся значением коэффициента контактной нагрузки КН=1.2. Тогда
=450•(4+1) =182.28 мм.
Полученное межосевое расстояние округлим до ближайшего большего стандартного значения (табл.2): =200 мм.
2.3.2. Модуль, числа зубьев колес и коэффициенты смещения
Рекомендуемый диапазон для выбора модуля
m= =(0.01…0.02)•200=2…4 мм.
Из полученного диапазона выберем стандартный модуль по табл.1: m=2.5 мм. Суммарное число зубьев передачи:
Z = = =160.
Число зубьев шестерни:
Z1= = =32.
Число зубьев колеса: Z2= Z - Z1=160-32=128.
Фактическое передаточное число: uф= = =4.
При u 4.5 отличие фактического передаточного числа от номинального должно быть не больше 2.5%.
u=100 =100 =0.
Учитывая, что Z1> 17, принимем коэффициенты смещения x1=0, x2=0.
2.3.3. Ширина зубчатых венцов и диаметры колес
Ширину зубчатого венца колеса определим по формуле:
bw2= =0.315•200=63 мм.
Округлим bw2 до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров на с.6:
bw2=63 мм. Ширину зубчатого венца шестерни bw1 принимают на 2…5 мм больше чем bw2. Примем bw1=67 мм. Определим диаметры окружностей зубчатых колес:
делительные окружности dj=mZj,
d1=2.5•32=80 мм, d2=2.5•128=320 мм,
окружности вершин зубьев daj = dj+2 m (1+xj),
da1 =80+2•2.5=85 мм, da2 =320+2•2.5=325 мм,
окружности впадин зубьев dfj = dj-2 m (1.25- xj),
df1 =80-2•2.5•1.25=73.75 мм, df2 =320-2•2.5•1.25=313.75 мм.
2.3.4. Окружная скорость в зацеплении и степень точности передачи
V= = =4.076 м/с.
Для полученной скорости назначим степень точности передачи nст=8 (табл.8).
2.4. Проверочный расчет передачи
2.4.1. Проверка контактной прочности зубьев
Для проверочного расчета зубьев на контактную прочность используем формулу
= ,
где Z = 9600 для прямозубых передач.
Коэффициент контактной нагрузки определим по формуле КН = KHα KHβ КНV,
где KHα - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями,
KHβ – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,
КНV – динамический коэффициент.
Коэффициент KHα найдем по формуле: KHα =1+A•(nст-5)•К ,
где А=0.06 для прямозубых передач, К - коэффициент, учитывающий приработку зубьев. Если НВ2 350, то К равен:
К =0.002•НВ2 + 0.036•(V-9) =0.002•248.5+0.036• (4.076-9)=0.32.
Тогда KHα =1+0.06•(8-5)•0.32=1.058.
Коэффициент KHβ определим по формуле: KHβ = 1+ (K -1) К ,
где K - коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы. Найдем коэффициент ширины венца по диаметру :
=0.5 (u + 1)=0.5•0.315• (4+1)=0.787.
По значению методом интерполяции из табл. 9 определим K =1.03, тогда
KHβ = 1+ (1.03-1) •0.32=1.01,
Коэффициент КНV=1.196 определим методом интерполяции по табл.10.
Окончательно найдем КН и :
КН = 1.058•1.01•1.196=1.278.
= =501.3 МПа.
Поскольку < HP, выполним расчет недогрузки по контактным напряжениям
=100 =100 =9.7%<15%.
2.4.2. Проверка изгибной прочности зубьев
Для определения напряжения изгиба в зубе шестерни используем формулу:
.
Коэффициент формы зуба при xj=0 равен YFj=3.47+ , ZV1=32, ZV2=128,
YF1=3.47+ =3.883, YF2=3.47+ =3.573.
Коэффициент нагрузки при изгибе найдем по формуле: KF = KFα KFβ KFV.
Для определения составляющих коэффициентов используем следующие зависимости: KFα =1 для прямозубых передач, KFβ = 0.18+0.82 K , KFV = 1+1.5•(KHV-1) при НВ2 <350. В результате получим
KFβ = 0.18+0.82•1.03=1.025,
KFV = 1+1.5•(1.196-1)=1.294,
KF =1•1.025•1.294=1.326.
Тогда =3.883 =132.2 МПа < .
Напряжение изгиба в зубьях колеса равно:
= =129.4 МПа < .
2.5. Силы в зубчатой передаче
Окружная сила Ft= = =4301.3 Н.
Распорная сила Fr= Ft•tg2 =4301.3•0.364=1565.5 Н.
Пример 2.Рассчитать цилиндрическую косозубую передачу привода ленточного транспортера.
Исходные данные взять из примера 1.
1. Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода.
См. пример 1.
Расчет зубчатой передачи
2.1. Выбор материалов зубчатых колес
Определяем размеры характерных сечений заготовок по формулам ( 1 ), принимая, что при передаточном числе зубчатой передачи u > 2.5 шестерня изготавливается в виде вал-шестерни. Тогда
Dm1=20• = 20• =70.1 мм,
Sm2= 1.2• = 1.2• • = 21.02 мм.
Диаметр заготовки для колеса равен dк = u•Dm1=4•70.1=286.4 мм.
Выбираем для шестерни сталь 40ХН, термообработка улучшение с последующей закалкой ТВЧ, твердость поверхности зуба шестерни 48…53 НRC, Dm=200 мм > Dm1,
Выбираем для колеса сталь 45, термообработка улучшение, твердость поверхности
зуба колеса 235…262 НВ, Sm=80 мм > Sm2.
Определяем средние значения твердости поверхности зуба шестерни и колеса
НRC1= 0.5•(НRC1min+ НRC1max)= 0.5•(48+53)=50.5,
НВ2= 0.5•(НВ2min+ НВ2max)= 0.5•(235+262)=248.5.
2.2. Определение допускаемых напряжений
2.2.1. Допускаемые контактные напряжения
HPj= .
Для определения пределов контактной выносливости используем формулы из табл.5:
sHlim1= 17 HRC1 + 200==17•50.5+200=1058.5 МПа.
sHlim2= 2 НВ2 + 70=2•248.5+70=567 МПа.
Коэффициенты безопасности SH1=1.2, SH2=1.1 (табл.5). Коэффициенты долговечности равны
КHLj = 1.
Базовые числа циклов при действии контактных напряжений NHO1=86.9•106, NHO2 =16.8•106 (табл.4).
Эквивалентные числа циклов напряжений определим по формуле
NHE j= h•NΣj, ,
где коэффициент эквивалентности для легкого режима работы h=0.125 (табл.6).
Суммарное число циклов нагружения равно
NSj = 60•nj•c•th ,
где с=1, суммарное время работы передачи th=L•365•24•KГ•КС•ПВ,
здесь ПВ=0.01•ПВ%=0.01•25=0.25. В результате расчетов получим
th=5•365•24•0.9•0.6•0.25=5913 ч,
NS1 = 60•973•5913=3.45•108, NS2 = 60•243.25•5913=0.863•108,
NHE1= 0.125•3.45•108=43.1•106, NHE2= 0.125•0.863•108=10.8•106 .
Вычислим коэффициенты долговечности
КHL1 = =1.124, КHL2 = =1.076.
Определим допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса
HP1= =991.46 МПа, HP2= =554.8 МПа, sHPj min= HP2.
Допускаемые контактные напряжения для косозубой передачи
sHP=0.45 (sHP1+sHP2) 1.23•sHP2,
sHP=0.45 (991.46+554.8)=695.81 МПа, s =1.23•sHPj min=682.4 МПа.
Учитывая, что sНР>1.23•sHP2, окончательно принимаем sHP=682.4 МПа.
2.2.2. Допускаемые напряжения изгиба
.
Для определения величин, входящих в эту формулу, используем данные из табл.7:
Пределы изгибной выносливости зубьев:
sF lim1=600 МПа,
sF lim2=1.75 НВ2=1.75•248.5=434.88 МПа.
Коэффициенты безопасности при изгибе: SF1=1.7, SF2=1.7. Коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки для нереверсивного привода: KFС1=1, KFС2=1.
Коэффициенты долговечности, определим по формуле
КFLj = 1,
где qj - показатель степени кривой усталости q1=9, q2=6 (табл.6), NFO = 4•106 – базовое число циклов при изгибе.
Эквивалентное число циклов напряжений при изгибе NFE j= Fj•NΣj,, коэффициенты эквивалентности для легкого режима работы F1=0.016, F2=0.038 (табл. 6).
NFE1=0.016•3.45•108=5.52•106,
NFE2=0.038•0.863•108=3.278•106
Поскольку NFE1> NFO, принимаем КFL1=1.
КFL2 = =1.034.
Определим допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса:
= =352.9 МПа, = =264.51 МПа.
2.3. Проектный расчет передачи
2.3.1. Межосевое расстояние передачи определим по формуле
= •(u + 1) ,
где = 410 для косозубых передач.
Коэффициент ширины зубчатого венца для косозубых передач принимаем =0.4 (ряд на с.1). На этапе проектного расчета задаемся значением коэффициента контактной нагрузки КН=1.2. Тогда
=410•(4+1) =133.65 мм.
Полученное межосевое расстояние округлим до ближайшего большего стандартного значения (табл.2): =140 мм.
2.3.2. Модуль, числа зубьев колес и коэффициенты смещения
Рекомендуемый диапазон для выбора модуля mn= .
mn=(0.01…0.02)•140=1.4…2.8 мм.
Из полученного диапазона выберем стандартный модуль mn=2 мм по табл.1, учитывая, что для силовых передач модуль меньше 2 мм применять не рекомендуется.
Суммарное число зубьев передачи:
Z = = =136.94,
Полученное значение Z округляем до ближайшего целого числа Z =137 и определяем делительный угол наклона зуба по формуле:
= arccos =arccos = .
Число зубьев шестерни:
Z1= = =27.4.
Округлим полученное значение до ближайшего целого числа Z1=27.
Число зубьев колеса: Z2= Z - Z1=137-27=110.
Фактическое передаточное число: uф= = =4.074.
При u 4.5 отличие фактического передаточного числа от номинального должно быть не больше 2.5%.
u=100 =100 =1.85%<2.5%.
Если Z1> 17, то принимают коэффициенты смещения x1=0, x2=0.
2.3.3. Ширина зубчатых венцов и диаметры колес
Ширину зубчатого венца колеса определим по формуле
bw2= =0.4•140=56 мм.
Округлим bw2 до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров на с.6: bw2=56 мм. Ширину зубчатого венца шестерни bw1 принимают на 2…5 мм больше чем bw2. Примем bw1=60 мм.
Определим диаметры окружностей зубчатых колес:
делительные окружности dj= ,
d1= =55.182 мм, d2= =224.817 мм,
окружности вершин зубьев daj = dj+2 m (1+xj),
da1 =55.182+2•2=59.182 мм, da2 =224.817+2•2=228.817 мм,
окружности впадин зубьев dfj = dj-2 m (1.25- xj),
df1 =55.182-2•2•1.25=50.182 мм, df2 =224.817-2•2•1.25=219.817 мм,
2.3.4. Окружная скорость в зацеплении и степень точности передачи
V= = =2.811 м/с.
Для полученной скорости назначим степень точности передачи nст=8 (табл.8), учитывая, что nст=9 для закрытых зубчатых передач применять не рекомендуется.
2.4. Проверочный расчет передачи
2.4.1. Проверка контактной прочности зубьев
Для проверочного расчета зубьев на контактную прочность используем формулу
= ,
где Z = 8400 для косозубых передач.
Коэффициент контактной нагрузки определим по формуле КН = KHα KHβ КНV,
где KHα - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями,
KHβ – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,
КНV – динамический коэффициент.
Коэффициент KHα найдем по формуле: KHα =1+A•(nст-5)•К ,
где А=0.15 для косозубых передач, К - коэффициент, учитывающий приработку зубьев. Если НВ2 350, то К равен:
К =0.002•НВ2 + 0.036•(V-9) =0.002•248.5+0.036• (2.811-9)=0.274.
Тогда KHα =1+0.15•(8-5)•0.274=1.123.
Коэффициент KHβ определим по формуле: KHβ = 1+ (K -1) К ,
где K - коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы. Найдем коэффициент ширины венца по диаметру :
=0.5 (u + 1)=0.5•0.4• (4+1)=1.0.
По значению методом интерполяции определим K =1.04 из табл. 9, тогда
KHβ = 1+ (1.04-1) •0.274=1.011,
Коэффициент КНV=1.056 определим методом интерполяции по табл.10.
Окончательно найдем КН и :
КН = 1.123•1.011•1.056=1.199,
= =652.09 МПа.
Поскольку < HP, выполняем расчет недогрузки по контактным напряжениям
=100 =100 =4.44%<15%.
2.4.2. Проверка изгибной прочности зубьев
Для определения напряжения изгиба в зубе шестерни используем формулу:
.
Коэффициент формы зуба при xj=0 равен:
YFj=3.47+ , где ZVj= - эквивалентное число зубьев:
ZV1= =28.81, ZV2= =117.38,
YF1=3.47+ =3.93, YF2=3.47+ =3.58.
Коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба на его прочность, для косозубых передач. Коэффициент нагрузки при изгибе определим по формуле:
KF = KFα KFβ KFV.
Для определения составляющих коэффициентов используем следующие зависимости:
KFα =1+0.15•(nст-5), KFβ = 0.18+0.82 K , KFV = 1+1.5•(KHV-1) при НВ2 <350.
В результате получим
KFα =1+0.15•(nст-5)=1+0.15• (8-5)=1.45, KFβ = 0.18+0.82•1.04=1.033,
KFV = 1+1.5•(1.056-1)=1.084, KF =1.45•1.033•1.084=1.62.
Тогда =3.93•0.52• =172.03 МПа < .
Напряжение изгиба в зубьях колеса равно:
= =167.9 МПа < .
2.5. Силы в зубчатой передаче
Окружная сила Ft= = =6236 Н.
Распорная сила Fr= Ft• =6236• =2319 Н.
Осевая сила Fа= Ft•tg =6236•tg =1312 Н.
Список литературы
1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. 496 с.
2. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин. М.: Илекса, 1999. 392 с.
3. Иосилевич Г.Б. Детали машин М.: Машиностроение, 1988. 367 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|