Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Слово как основная единица языка. Лексикология и ее разделы. Лексическая семантика. Значение слова. Многозначность. Типы лексических значений слова.





По лексикологии русского языка

План:

1. Понятие «лексикология». Разделы лексикологии.

2. Слово как единица языка. Основные свойства слова как значимой единицы языка.

3. Функции слова. Соотношение слова с понятием и предметом.

4. Системные отношения в лексике.

5. Лексическая семантика: семасиология и ономасиология.

6. Лексическое значение слова. Типы лексических значений. Свободное, синтаксически обусловленное и фразеологически связанное значение. Основное и производное значения

7. Полисемия, её виды: метафора, метонимия, синекдоха. Разновидности метафорических переносов.

 

Письменное практическое задание:

Выполните предложенные задания. При выполнении обращайтесь к толковому словарю.

Упражнение 1. Вставьте пропущенные слова.

Лексикология
Общая/ … Синхроническая/… Практическая/…
Лексическая семантика
От плана выражения к плану содержания - … аспект От плана содержания к плану выражения - … аспект
Полисемия Синонимия
Лексическое значение
Сигнификативное (обобщенное отражение объективного мира, смысл) Структурное (фиксирует место слова в системе): (синтагматическое и … Эмотивное (выражает оценку предмета) … (характеризует конкретную соотнесенность с ситуацией)

 



 

Упражнение 2. Вставьте пропущенное слово.

а) … - отрезок текста необходимый и достаточный для определения значения слова, это словесное окружение, или законченный в смысловом отношении отрезок текста, дающий возможность точно установить значение каждого входящего в него слова.

б) Чем реже в литературном языке употребляется слово, тем меньше … оно имеет. Самые … слова характеризуются наиболее высоким коэффициентом частотности.

в) … - слово, взятое в одном из его лексических значений; слово-понятие (Л.В. Щерба), слово-член (А.М. Пешковский).

г) … - внутренняя структура слова, иерархическая семантическая производность современного многозначного слова.

 

Упражнение 3. Составьте цепочку понятий в определенную структурную последовательность (схематически укажите соотношение):

а) семантика, сема, семасиология, семема, семиотика



б) значение, понятие, знак, предмет

в) лексема, лекса, семема, сема, лексико-семантический вариант, слово

 

Упражнение 4. Укажите, какими семантическими признаками (семами) отличаются/сближаются группы слов: сын и племянница, небольшой хвойный лес и большой лиственный лес, молния и быстрота, дочь и племянница, племянница и дети, роща и небольшой лиственный лес, дедушка и старик, бор и большой хвойный густой лес.

 

Для справки. Семантические признаки: дифференциальные, интегральные и ассоциативные (потенциальные).

 

Упражнение 5.Определите, какие слова состоят из следующего набора семантических признаков. Приведите свои примеры

Коровий+мужской+взрослый = …

Куриный+взрослый+женский = …

Человечий+детский+много = …

 

 

Чем отличаются по семантике слова? Определите дифференциальные признаки и семантическую структуру слов:

Гостинец – подарок; меценат - спонсор, жадный - скупой, красть – воровать, глядеть – смотреть, смешить – торопиться, бросать – кидать,

 

 

Упражнение 6. Назовите вид системных отношений (парадигматические/синтагматические). Приведите своипримеры.

Безобразный, уродливый, некрасивый; письменный стол, стол заказов, диетический стол; высокий рост, низкий рост; ромашка, роза, тюльпан; материнская ласка, проворная ласка.

Упражнение 7. Дополните оппозицию своим примером. Определите тип отношений внутри нее.

Стул: мебель =

Лингвистика: языкознание =

Сын: внук =

Часовой пояс: тропический пояс =

Жена: муж =

Гулять: слоняться =

 

Для справки. 1. Нулевая оппозиция двух эквивалентных (одинаковых по значению слов). Орфография – правописание. X (a+b+c) = Y (a+b+c). Полная замена (совпадение).



2. Привативная оппозиция включенного и включающего по значению слов. Животное – собака. X (a+b+c) = Y (a+b+c...+n). Частичная замена: X может заменить Y, но не наоборот (включение).

3. Эквиполентная оппозиция контрастирующих по определенному компоненту значения слов. Отец – мать. Частичная замена (пересечение).

4. Дизъюнктивная оппозиция слов, не совпадающих по значению (взаимоисключение), сближаются ассоциативно. Тонкий хлеб – тонкий запах.

Упражнение 8. Объясните различие внутренней формы слов подсолнух, sunflower, girasol, le tournesol, Sonnenblumenkerne, solsequia.

Для справки. Внутренняя форма слова – способ представления в языке внеязыкового содержания, имеющее национальную специфику, определяющую, как отражается в значении видение одной и той же реалии разными народами. Например, слово подорожник имеет ряд различий во внутренней форме слова в разных культурах:

подснежник – цветок, растущий под снегом и расцветающий после таяния снега. Ziebute – растение, цветы которого светятся. Ghiocel – растение, растущее подо льдом. Snowdrop – растение, форма цветка которого напоминает снежную каплю. Schneeglöckchen – снежный колокольчик.

 

Упражнение 9. Дайте характеристику лексического значения слов в словосочетаниях, представляющих лексико-семантические варианты одной лексемы. Истолкуйте значения слов. Охарактеризуйте структуру лексического значения: способ соединения значений в многозначном слове, определите виды позиций (совместимая/несовместимая, сильная/слабая) и нарисуйте топологическую схему многозначного слова.

Огни города, шквальный огонь, сгореть в огне, огонь любви; налечь на учебу, налечь на подчиненных, налечь на дверь; легкий характер, легкая ноша, легкий завтрак, легкая задача, легкий ветерок.

 

Для примера.

Добрый – многозначное слово (7 значений в словаре Ожегова)

Совместимая позиция:

- добрая душа и добрый человек – «отзывчивость»

Несовместимая позиция:

- доброе имя и добрый друг – «честный»и «близкий»

Сильная позиция:

– добрый товар, добрые глаза – «хороший» и «выражающий доброту»

Слабая позиция:

– добрый конь, доброе здоровье – «хороший» и «крепкий»

 

  1. Делающий добро, выражающий эти качества: Добрая душа.
  2. Несущий благо, добро: Добрые вести.
  3. Хороший, нравственный: Добрые дела.
  4. Дружески близкий, милый: Мой добрый друг.
  5. Хороший, отличный: Добрый товар.
  6. Безукоризненный, честный: Доброе имя.
  7. Действительно такой большой: осталось добрых 10 км.

 

Топологическая схема слова «добрый» отражает гибридный тип полисемии – радиально-цепочечную.

 

Добрый1 / добрый2 - - - добрый3 / добрый4 / добрый6 / добрый5

׀

добрый7

 

Упражнение 10. Укажите, в чем причина нарушений в следующих примерах:

Наш тренер скоропостижно ушел из клуба: ему предложили новую работу. Стоять медленно. Обширное лицо

Карие волосы и карие лошади. Очаровательный оскал и очаровательная усмешка.

 

Для справки. Закон семантического и стилистического согласования - слова регулярно сочетаются в том случае, если в их значениях есть общие (повторяющиеся) семантические и стилистические элементы (реализация валентности, сочетаемости и дистрибуции).

 

Упражнение 11. Охарактеризуйте словосочетания по следующей схеме: однозначное /многозначное слово (количество лексических значений, зафиксированных в толковом словаре); тип лексического значения: свободное, синтаксически обусловленное, фразеологически связанное; для многозначных слов: использовано в прямом или в переносном значении; для слов, использованных в переносном значении: тип переносного значения (метафора, метонимия, синекдоха).

Горячая любовь, кипучая энергия, темные люди, седая старина, сердечный привет, зерно истины, дорога к будущему, заря коммунизма, глубоко продумать, широко обсудить, поставить вопрос на голосование.

 

Упражнение 12. Определите вид переносного значения.

1) Аудитория была очень внимательна.

2) Наши школьники любят и читают Маяковского.

3) Наш класс хорошо учится.

4) «… Я три тарелки съел»

5) Фарфори бронзана столе и, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале.

6) «Вот голова, какой в России нет!»

 

Упражнение 13. Найдите мотивированные слова. Определите случаи деэтимологизации слова.

Столяр, перчатка, стрелять, бутерброд, кольцо, мешок, крыльцо, яд, жизнь, здравствуйте, ошеломить, стол, изумить, разнузданный, пиво, лапоть, печаль, шахматы, коричневый, черепаха, лягушка.

Для справки. Деэтимологизация – утрата словом внутренней формы, затемнение смысла, положенного в основу номинации.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что изучает лексикология? Перечислите и охарактеризуйте разделы лексикологии.

2. Чем отличается изучение слова в лексикологии от изучения этой единицы языка в фонетике и грамматике?

3. Какими признаками характеризуется слово как единица языка? Докажите, что черепаха, живой, Иван, под, ай являются словами.

4. Какой раздел изучает лексическое значение слова? Назовите два аспекта лексической семантики. Дайте определения и примеры.

5. Какова функция слова? Каково его соотношение с понятием и предметом (реалией)? Из чего складывается лексическое значение слова?

6. Перечислите и охарактеризуйте типы лексических значений слова.

7. Дайте определение понятия «полисемия». Какие вы знаете виды полисемии? По каким признакам они выделяются? Какую роль играет контекст в определении значения слова?

8. Что такое метафора? Охарактеризуйте разновидности метафоры.

9. Истолкуйтe значения терминов «метонимия», «синекдоха».

 

Терминологический минимум:

лексикология лексикография лексема лекса лексическое значение грамматическое значение моносемия полисемия ономасиология семасиология семантика сема семема свободное лексическое значение синтаксически обусловленное значение фразеологически связанное значение прямое лексическое значение переносное значение слова метафора метонимия синекдоха ономастика эпидигматика парадигматика синтагматика фразеология этимология мотивированное значение немотивированное значение внутренняя форма слова    

Основная литература:

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1991. – С.7-35.

2. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001. – С.131-162.

3. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. – С.8-17.

4. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова – СПб, 2001. – С. 168-214.

5. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под. ред. Е.И. Дибровой. Ч.1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. – М.: Академия, 2002.

Дополнительная литература:

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 2003. – С.8-13.

2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 2001. – С.36-62.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Часть 1. – М., любое издание. – §§ 5-7.

4. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977 и последующие издания. – Глава I.

Словари и справочники:

1. Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – Любой год издания.

2. Учебный словарь лингвистических терминов. – Сургут, 2000. – Раздел II.

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Русский язык, 2002.

Практическое занятие № 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.