Сделай Сам Свою Работу на 5

Орфографические упражнения.





Орфографические упражнения решают вопрос о формировании орфографического навыка. Прежде всего, ученики должны научиться узнавать изученные орфографические явления и соотносить их с правилами, уметь применять данное правило к разнообразным частным случаям, которые могут встретиться во время письма.

В методике известны следующие основные типы орфографических упражнений, классифицируемых по характеру познавательной деятельности учащихся.

1.Аналитические упражнения. К ним относятся: грамматико-орфографический разбор, аналитическое списывание, т.е. списывание с предварительным или последующим разбором; выборочное списывание; обучающий (предупредительный и объяснительный) диктант, выборочный диктант.

2.Синтетические упражнения. Это текстуальное обучающее и контрольное списывание; письмо по памяти; свободный диктант; ответы на вопросы; восстановление деформированного текста; подбор однокоренных слов; письмо по опорным словам; словообразовательная и словарно-орфографическая работа; составление словосочетаний и предложений; изложения и сочинения.

3.Аналитико-синтетические упражнения. К ним относятся грамматико-орфографический разбор, сопровождаемый доказательствами и объяснениями, списыванием или комментированным письмом, той или иной работой по развитию речи. Это грамматико-орфографические задачи; вставка пропущенных букв; изменение форм данного в тексте слова; списывание или диктант, сопровождаемый подчеркиванием; упражнения с использованием сопоставлений и классификации.



В школьной практике наиболее часто встречаются упражнения, при которых анализ сопровождается синтезом. Речь идет лишь о преимущественном использовании анализа и синтеза, на чем и основано деление упражнений на аналитические и синтетические.

По характеру анализаторов (органов чувств), упражнения различаются:

1.Упражнения, основанные на зрительных восприятиях (списывания).

2.Упражнения, основанные на слуховых восприятиях (деление слов на слоги, орфографическое проговаривание).

3.Упражнения, основанные на различного рода представлениях (некоторые виды диктантов, грамматико-орфографические задачи, творческие работы).



При рассмотрении этих упражнений надо учитывать, что восприятия и представления часто бывают сложными. К зрительным и слуховым элементам присоединяется произнесение слов и их написание, чувственное восприятие сопровождается осмыслением. Кроме того, и списывание, и диктанты могут быть разного типа. Например, когда используется осложненное списывание (списывание со вставкой пропущенных букв), то зрительного восприятия изучаемой орфограммы нет, но зрительно воспринимается весь текст; поэтому при такой работе данная орфограмма не закрепляется с помощью списывания. При выполнении упражнений, основанных на представлении, ученик не видит и не слышит того, что ему предстоит писать, но в его сознании возникают образы орфограмм (более или менее ясные), которыми он пользуется, причем характер этих образов зависит от особенностей памяти пишущего, от характера орфограмм и от методов, при помощи которых он изучал их.

В процессе обучения следует использовать упражнения, основанные на разных восприятиях и представлениях (зрительных, слуховых, кинестетических), на разных мыслительных операциях (анализ, синтез, классификация). Но выбор упражнения зависит от характера орфограммы.

Упражнения можно классифицировать и с точки зрения степени самостоятельности. Существуют различные варианты одного и того же вида работы в зависимости от степени самостоятельности ученика при работе: разные виды списывания, диктанты, изложения и сочинения. Здесь выбор зависит от этапа работы над орфограммой.

На первом этапе (первичное закрепление) для разбора берется готовый материал; под руководством учителя отыскивается изучаемая орфограмма, соотносится с определенной грамматической категорией и формой; учащиеся списывают слова, подчеркивают нужную орфограмму. Ученик решает в это время лишь орфографические задачи



На втором этапе необходимо развивать умение узнавать орфограмму в тексте: дается готовый текст, дети из него выбирают нужные орфограммы, учатся применять правило, обосновывать написание.

На третьем этапе развивается умение находить в тексте слова на изучаемое правило, причем в текст включаются слова на ранее изученные правила. Дети сами находят нужные орфограммы.

Особенность четвертого этапа – развитие умения применять изученные правила в самостоятельных работах: в контрольных работах, свободных диктантах, изложениях и сочинениях. Это начало автоматизации орфографического навыка; детям приходится думать не только об орфографии, но и о содержании, построении предложений и т.д. Развивается умение проверять написанное.

На пятом этапе систематизируются знания при повторении изученного по данной теме, совершенствуются умения проверять написанное, самостоятельно исправлять ошибки.

В школьной практике на всех этапах изучения той или иной орфограммы широко используются диктанты. Диктант определяется как «специальное орфографическое упражнение; опирается на слуховую и речедвигательную орфографическую память; в процессе восприятия диктуемого пишущий, прежде чем написать, мысленно определяет фонемный состав, который запоминает и воспроизводит в виде букв» (М.Р. Львов). Диктанты классифицируют по разным основаниям.

По назначению различают диктанты контрольные (проверочные) и обучающие. По структуре диктуемого текста – состоящие из слов и словосочетаний; из отдельных предложений; из связного текста. По восприятию учащимися диктуемого – слуховой, зрительный, зрительно-слуховой. По характеру записи диктуемого – без изменения текста, с изменением текста (выборочный, свободный, творческий, графический). По особенностям организации объяснения написанного – предупредительный, объяснительный, комментируемый, «проверяю себя».

Наиболее часто в практике начальной школы используются следующие виды диктантов:

1.Предупредительный диктант. Это вид слухового диктанта, цель которого – предупреждение ошибок путем объяснения орфограмм до записи теста, слова. Его рекомендуется проводить на ранних стадиях закрепления орфографического материала.

2.Объяснительный диктант. Этот вид слухового диктанта состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм.

3.Выборочный диктант. Этот слуховой или зрительный диктант предполагает запись не всего диктуемого текста, а только тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы на изучаемое правило. Развивает внимание, а также умение обнаруживать изучаемые орфограммы.

4.Самодиктант (письмо по памяти). Текст, предназначенный для письма, воспринимается учениками зрительно, запоминается, иногда анализируется, затем записывается по памяти.

5.Свободный диктант. Этот вид диктанта близок к изложению. Текст читается учителем, проводится небольшая беседа, затем учитель читает часть текста, ученики записывают, что запомнили и т.д.

6.Контрольный (проверочный) диктант. Этот диктант проводится в конце изучения темы, раздела; в конце четверти или полугодия. Сначала учитель читает текст полностью, затем читает предложение, которое ученики слушают, после этого учитель читает предложение по частям, ученики записывают, затем предложение читается полностью для проверки. После записи всего диктанта, учитель еще раз читает текст целиком. Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными заданиями в виде грамматического разбора и т.п.

Учитель использует тот или иной вид диктанта в зависимости от содержания изучаемой темы и времени ее изучения.

Изложения и сочинения как виды орфографических упражнений характеризуются четко выраженной направленностью на развитие речи. Проводятся на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда дети овладели правилом и умеют его применять.

Как уже отмечалось, при отборе необходимого комплекса упражнений для работы по орфографии на том или ином уроке, следует учитывать особенности изучаемой орфограммы, этап ее изучения, подготовленность учащихся.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.