Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация работы над орфографическим правилом.





Обучение орфографии.

Понятия «орфография», «орфограмма», «орфографические умения», «орфографический навык».

Изучение орфографии и на этой основе формирование орфографических навыков – одна из важнейших задач уроков русского языка. Поэтому работе по орфографии в школе должно отводиться столько времени и внимания, сколько необходимо, чтобы сформировать у детей достаточно прочную орфографическую грамотность. Сначала выясним суть понятий, которыми будем оперировать.

Орфография – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; об употреблении прописных и строчных букв; о переносе слов с одной строки на другую. Орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка. Основные темы по орфографии в начальных классах – правописание безударных гласных в корне слова; правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; правописание безударных падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов, родовых и падежных окончаний прилагательных. В основе методики обучения правописанию лежат принципы русской орфографии. Главное в обучении орфографии – уметь писать без ошибок любой текст.



Орфограмма – «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, из которых только один принят за правильный» (М.Т. Баранов). Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки.

Орфографические умения – составная часть умений по русскому языку. К собственно орфографическим относятся умения: а)обнаруживать орфограммы (орфографическая зоркость); б)соотносить орфограмму с определенным правилом; в)применять правило и писать в соответствии с ним; г)осуществлять орфографический самоконтроль. Орфографические умения формируются на основе знаний по фонетике, грамматике, словообразованию.

Орфографический навык – это автоматизированное действие, которое вырабатывается сначала как сознательное действие, а затем подвергается автоматизации. По мере обучения автоматизированные звенья орфографических действий увеличиваются. В исследованиях Дм. Ник. Богоявленского раскрыт процесс автоматизации сознательных действий при выработке орфографического навыка (Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, М., 1966). Автоматизация сознательных действий включает:



-постепенное уменьшение роли сознавания своих действий;

-свертывание умственных операций за счет обосновывающих, а затем и оперативных суждений;

-обобщение частных действий в более крупные и расширение в связи с этим границ переноса;

-усовершенствование приемов выполнения действий;

-отбор более рациональных способов решения орфографических задач;

-появление автоматизированных действий, при которых уч-ся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений.

Однако и на этом уровне письма в орфографическом навыке остаются до конца не автоматизированные элементы, которые связаны с пониманием строя языка.

Например, на начальном этапе формирования навыка правописания падежных окончаний имен существительных учащиеся осознанно выполняют ряд операций:

1)устанавливают связь слов в предложении и находят словосочетание, в которое входит имя существительное с безударным окончанием;

2)ставят вопрос к имени существительному и узнают падеж;

3) определяют склонение имени существительного, узнают род и окончание в начальной форме;

4) учитывая падеж и склонение, узнают безударное окончание.

Постепенно происходит обобщение частных операций в более крупные. Так, указанные первые две операции сливаются в одну, третья тоже свертывается за счет обосновывающих и только четвертая остается для третьеклассников ведущей при написании безударных падежных окончаний имен существительных.



Цель обучения – максимальная автоматизация письма. Орфографический навык – это своего рода речевой навык. Грамотное письмо – особая речевая деятельность; каждый акт письма – сложное действие, в основе которого лежит наша речь; каждое написание так или иначе отражает строй языка. Значит, говоря, о психофизиологической природе орфографического навыка, мы должны иметь в виду не только зрительные и рукодвигательные ощущения и представления, но и слуховые и речедвигательные. Пишущий всегда идет от слышимого слова и его произношения. Если ученик хорошо слышит слово, различает в нем основные звуки, правильно произносит их, то это в значительной мере обеспечивает правильный графический образ слова. Собственное произнесение слова учеником помогает пишущему, а именно: проясняет звуко-буквенный состав слова, регулирует процесс записи, содействует самопроверке написанного. Можно сказать, что чем правильнее говорят ученики, тем грамотнее они пишут, и, наоборот, чем орфографически грамотнее ученик, тем он лучше разбирается в произношении.

Орфографический навык – это сложный навык; он формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых умениях и навыках, таких, как:

-навык письма (автоматизированное начертание букв);

-умение анализировать слово с фонетической стороны (целенаправленный звуко-буквенный и слоговой анализ);

-умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

-умение подвести орфограмму под определенное правило.

Для выработки орфографического навыка важное значение имеет формирование у школьников орфографической зоркости, т.е. умения видеть орфограмму. Этому способствует знание примет (опознавательных признаков) орфограмм. Термин «опознавательные признаки орфограмм» введен Н.Н. Алгазиной для обозначения условий выбора конкретной орфограммы. Приметы (опознавательные признаки) орфограммы – это звуковые, буквенные, морфологические и лексические ориентиры, по которым учащиеся легко обнаруживают орфограммы. Например: положение согласной на конце слова «дуб» подсказывает ученикам наличие орфограммы – буквы «б» на месте звука «п» на конце слова.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1)расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием. Этот признак срабатывает, когда уч-ся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение (списывание, анализ написанного). В процессе письма под диктовку этот признак не срабатывает.

2) «опасные звуки», дающие наибольшее количество несовпадений (о-а, и-е, пары по звонкости-глухости, жи-ши, чк-чн и т.д.); в памяти накапливается набор таких звуков и звукосочетаний (буквосочетаний), которые представляют собой орфограммы и могут привести к ошибке.

3)Морфемы, сочетания морфем. Выделяя морфему, школьник целенаправленно ищет орфограмму, т.к. знает, какие орфограммы могут быть в корне, приставке, суффиксе или окончании.

На основе опознавательных признаков у уч-ся формируется алгоритм орфографических действий.

Работа над первой группой – это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие речевого слуха. Работа над второй группой признаков направлена на запоминание (развивается внимание). Третья группа признаков приучает использовать грамматические знания.

Для успешного формирования орфографической зоркости уже в начальных классах следует выделять опознавательные признаки орфограмм. Свободное оперирование этими признаками возможно только тогда, когда у детей достаточно развито умение слышать звучащее слово. Поэтому развитый фонематический слух – основа орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость формируется в результате применения специальной методики. Ее развитие начинается с различения в словах написаний по произношению и написаний по правилам. Развивает орфографическую зоркость работа, направленная на обучение учащихся самоконтролю, орфографический разбор, диктант «Проверяю себя».

 

Организация работы над орфографическим правилом.

Орфографическое правило – это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы (М.Т. Баранов).

Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие.

В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Например: «Частица НЕ с глаголом пишется отдельно», «ЖИ – ШИ пиши с И».

В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Например: «Чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное, где эта гласная стояла бы под ударением».

Ознакомление с орфографическим правилом складывается из следующих элементов:

1.Восприятие слов с изучаемой орфограммой. Восприятие происходит в заранее написанных на доске словах. При этом орфограмма подчеркивается и обозначается часть слова, в которой она находится.

2.Ознакомление с условиями выбора правописной нормы и опознавательным признаком орфограмм данного типа. Для ознакомления с условиями выбора чаще всего используется беседа. Например, на доске записано такое предложение: «Первый ле… и первый сне… очень радовали всех. (В. Фетисов). Учитель спрашивает: «Какие буквы пропущены? Почему? Какие слова являются проверочными? Почему?»

3.Запоминание и воспроизведение нового орфографического правила. Формулировка правила производится учителем или создается учащимися. Затем составленное орфографическое правило сравнивается с формулировкой учебника с целью выяснить, все ли условия отражены, удачна ли последовательность перечислений условий выбора в правиле, из скольких частей состоит новое орфографическое правило. С целью запоминания и воспроизведения правила ученики читают его по учебнику про себя. Воспроизводится оно всеми учащимися про себя и двумя-тремя – вслух по вопросам учителя. Так создаются условия для применения правила на практике.

4.Обучение применению на практике нового орфографического правила на практике. Обучение применять правило на практике формируется на основе выполнения упражнений.

Одно из условий формирования орфографического навыка является сопоставление правил, регулирующих написание одних и тех же морфем. Так, сопоставляются три правила, «управляющих» написанием корня (правописание гласных в корне, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных). Общими являются сами действия, связанные с подбором однокоренных слов или изменением формы слова. Есть общее и в тех действиях, которые выполняют уч-ся при написании падежных окончаний существительных и прилагательных. Так, исходное действие является одинаковым: нужно найти в предложении словосочетание и поставить вопрос к существительному (или прилагательному) с безударным окончанием. Сопоставление правил, в процессе которого выясняются одинаковые действия или операции, подводит уч-ся к овладению общими методами решения орфографических задач.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.