|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Основным источником, обогащающим детей представлениями об окружающем мире, является организуемое учителем наблюдение. Начиная с I класса ребёнок путём наблюдений приучается вычленять характерные признаки и свойства предметов, выявлять причину изменений в природе, Так, например, учащиеся I класса могут понять, что таяние снега, появление зелёного покрова — явления, связанные с наступлением тёплых весенних дней. Показывая природу такой, какова она на самом деле, школа воспитывает в детях правильное понимание природных явлений.
Чтобы составить чёткое и ясное представление об объектах живой и неживой природы, умственно отсталому ребёнку необходимо не только видеть, но в той или иной форме воспроизвести изучаемый им предмет.
Преподавание естествознания связывается с рисованием, лепкой, изготовлением коллекций, плакатов и даёт вследствие этого богатейшие возможности для развития навыков ручного труда.
Проводя экскурсии в природу, на которых учащиеся непосредственно знакомятся с растениями и животными своего края, знакомя их с литературными произведениями о родной природе, организуя просмотр научно-популярных кинофильмов, учитель создаёт в воображении детей картины неисчерпаемых богатств нашей великой страны, в сознании учащихся крепнет гордость своей Родиной, растёт любовь к ней.
Изучая природу, ребёнок наблюдает разнообразные ландшафты, яркую или нежную окраску растущих растений, пёстрый узор окраски насекомых, птиц, их полёт, сильные и ловкие движения. Природа пробуждает чувство красоты, понимание её, воспитывает эстетическое чувство.
Помимо общих задач обучения и воспитания, перед учителем-дефектологом стоит и особая задача: работа над компенсацией дефекта ребёнка.
Современная советская олигофренопедагогика, опираясь на учение академика И. П. Павлова и мичуринскую биологию, развивает оптимистические взгляды на компенсаторные возможности ребёнка, перенёсшего мозговое заболеване. Но для этого необходимо создать соответственные условия. Правильно организованные занятия по естествознанию дают богатейшие возможности.
Умственноотсталые дети, как и все дети, проявляют интерес к природе. Учитель использует этот интерес в учебной работе. Организует ли учитель изучение развития насекомого или сезонного изменения в природе, он ставит ученика в положение наблюдателя, заставляет напрячь и сосредоточить внимание на наблюдении определённого процесса—создаются условия для упражнения и развития познавательной способности детей. Явления в природе протекают в стройной последовательности, всегда имеют свою причину и следствие. На основании собственных наблюдений за явлениями природы (организуемых и направляемых педагогом) школьники приобретают возможность ответить
на вопрос почему? А это является начальным звеном, ведущим к умению рассказать, делать простейшие выводы. Например, почему весной деревья становятся зелёными? Весной больше солнечных дней, становится теплее, почки на ветвях, согретые солнцем, лопаются, из них развиваются зелёные листочки.
Так, базируясь на конкретном и понятном материале, ученики, связывая два-три природных явления, начинают устанавливать причинные связи. Формирование правильных представлений и понятий о предметах и явлениях реального мира является основой развития мышления и речи.
Изучение природы учитель использует и для развития умения учащихся самостоятельно работать. Уже в I классе можно дать небольшое индивидуальное задание: уход за комнатным растением, наблюдение за тем, как передвигается галка, ворона, воробей и др.; во II и III классах — вырастить овощное растение, собрать материал для монтажа какого-либо плаката и др.
Сообщение знаний по теме «Охрана здоровья», увязанное с развитием санитарно-гигиенических навыков, и одновременная связь предмета естествознания с работой по сельскохозяйственному и ручному труду укрепляет физически ослабленный организм умственноотсталого ребёнка.
ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ
Содержание предметных уроков
Первые представления и понятия по естествознанию даются учащимся на предметных уроках в I, II и III классах. Предметные уроки — это уроки по развитию речи, но осуществляемые при некоторых особых условиях. На предметном уроке непосредственно изучается предмет природы: живое растение, живое животное, натуральные ископаемые (песок, глина, торф и т. д.). Первоначальные сведения по естествознанию непосредственно связаны с уроками русского языка, с объяснительным чтением. Конкретные представления учащихся о предметах и явлениях природы обеспечивают впоследствии подлинную сознательность чтения статей учебника по естествознанию.
Содержанием предметных уроков-в I, II и III классах являются растения, животные, неживая природа, строение тела человека.
В течение трёх лет обучения умственноотсталый ребёнок обогащается знаниями о природе. Год от года преподносимый материал в процессе обучения расширяется и углубляется. Материал каждого предыдущего класса является как бы базой к восприятию нового материала в последующем классе.
Поэтому работа учителя в I классе должна быть особенно продуманной и чёткой. В I классе в основном идёт уточнение «собственных» сведений детей о природе, но наряду с этим
школьники приобретают и новые знания. Так, все дети знакомы; с морковью, свёклой, но они не знают, что это овощи. Каждый ребёнок много раз играл с кошкой и собакой, смотрел на них, ощущал под руками шерсть, но только в школе он узнаёт, что-кошка или собака — это домашние животные. В школе он учится видеть существенные признаки отдельного животного или определённой группы животных (например, травоядные, хищные и пр.).
Возможно, что и названия некоторых деревьев тоже знакомы детям. Используя эти знания, учитель обращает внимание школьников на строение дерева: у каждого дерева есть корень, толстый и прочный ствол и ветки, на ветках листья.
Учитель организует познавательную деятельность школьников. I класса, направляет их внимание на те изменения, которые происходят в природе в связи со сменой времён года. Под руководством преподавателя учащиеся привыкают наблюдать погоду, отмечая в календаре природы при помощи условных знаков солнечные и пасмурные дни, включают в свою обиходную-речь новые слова: ясно, пасмурно и др. Например, весной, уточняя представления детей о граче и скворце, педагог даёт понятие «перелётные птицы». К концу первого учебного года круг элементарных представлений об окружающих предметах и явлениях природы не только уточняется, но и значительно расширяется. Соответственно увеличивается и словарь учащихся.
Во II и III классах естествоведческий материал сообщается, учащимся также в связи с сезонными изменениями. Новый материал органически связывается со старым, даётся на основе повторения и закрепления уже знакомого.
Так, осенью учащиеся II класса ведут наблюдения за изменениями в природе, их внимание обращается на увядание трав, отлёт птиц, отмечается не только самый факт листопада, а и его начало и конец — впервые фиксируется время.
В I классе весной школьники ознакомились с перелётными птицами, осенью во II классе в начале учебного года эти знания закрепляются. В III классе эта тема снова повторяется путём новых наблюдений для расширения объёма знаний учащихся.
Во II классе увеличиваются виды деревьев, с которыми знакомятся дети, и в то же время они узнают, что на ветках де-.ревьев есть почки, из них развиваются листики, что «носики» на клёне, жёлуди на дубе — это плоды дерева. Во II и III классах, продолжая работу с овощами, учащиеся узнают, какие органы у разных растений употребляются в пищу, например: у репы и свёклы — корень, у лука — листья и стебель, у помидора и: тыквы — плоды и т. д.
Изменяется и форма работы: школьники сами выращивают овощи и сами делают заключения на основании собственной работы и наблюдений. Дети знакомятся и с семенами растений (свёклы, моркови, гороха и др.). Приобретаются навыки по производству сельскохозяйственных работ. В III классе учащиеся знакомятся и с хвойными деревьями (сосна, ель), с кустарниками (малина, смородина и др.), с растениями поля (пшеница или рожь). Рассматривая все эти растения^ находят у них общее— корень, стебель (ствол), листья, цветки, — учащиеся подводятся к обобщающему понятию «растения».
Работа на пришкольном участке и изучение растений в классе подводят учащихся к пониманию того, что урожай зависит от человека, что хозяином природы является человек.
Во II классе учащиеся, расширяя scboh знания о животных, приобретают новые понятия «дикие животные» (ёж, белка), «домашние птицы» (куры, утки, гуси). В III классе эти понятия закрепляются. Прибавляются и новые — «зимующие птицы», «рыбы».
Все перечисленные понятия о растениях, животных и предметах неживой природы, полученные детьми в младших классах, дают учащимся необходимую подготовку к усвоению систематизированного курса естествознания в старших классах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|