Сделай Сам Свою Работу на 5

МОУСКОШ VIIII вида г. Липецка





БЫХАНОВА Н.В.,

Учитель биологии

МОУСКОШ VIIII вида г. Липецка

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Специальная (коррекционная) школа VIII вида даёт учащимся элементарные знания о природе, растениях, животных, воде, воздухе, полезных иско­паемых и почве.

Перед учителем естествознания специальной (коррекционной) школы VIII вида стоит задача дать своим воспитанникам элементарные, но проч­ные и научно правильные знания о предметах и явлениях при­роды.

Усвоение отвлечённых понятий, связанных с приобретением
знаний, становится доступным ребёнку с нарушением интеллекта
главным образом в процессе практической работы, а потому
изучение природы необходимо связать с работой в уголке живой
природы, на пришкольном участке. Ухаживая за растениями и
животными в уголке живой природы, готовя почву к посеву, вы­ращивая растения на пришкольном участке, ставя несложные
опыты по изменению питания, водного и светового режима,
учащиеся приходят к выводу, что урожай зависит от знаний и
коллективного труда людей, что человек может преобразовать
природу.



Одновременно школьники овладевают и практическими навы­ками и умениями по сельскому хозяйству. Таким образом, зна­ния, полученные ребёнком в школе, готовят его к трудовой дея­тельности по выходе из школы.

Основными задачами преподавания естествознания являются:

1) сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой
природы (о строении и жизни растений и животных, а также об орга­низме человека и его здоровье);

2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

3) проведение через весь курс экологического воспитания (рас­смотрения окружающей природы как комплекса условий, необхо­димых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бе­режного отношения к природе;

4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания не­которых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;



5) привитие навыков, способствующих сохранению и укрепле­нию здоровья человека.

Преподавание естествознания в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся.

В процессе знакомства с живой и неживой природой не­обходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышле­ние, учить устанавливать простейшие причинно-следственные от­ношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой при­родой, влияние на нее.

Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учеб­никами, что позволит учитывать типологические и индивидуаль­ные возможности школьников со сниженным интеллектом и эф­фективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школь­ного курса естествознания.

Существует две программы обучения детей с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида: программа под редакцией Воронковой В.В. и программа под редакцией Бгажноковой И.М.

Программа Бгажноковой И.М. существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к при­роде, вопросам рационального природопользования, более широ­ко показано практическое применение естествоведческих знаний.

Программа предусматривает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении ко­торых учащиеся получили элементарную естественно-научную под­готовку.



Преемственные связи между разделами обеспечивают целост­ность биологического курса, а его содержание будет способство­вать правильному поведению в соответствии с законами приро­ды и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение природоведческого материала позволяет решать за­дачи экологического, эстетического, патриотического, физическо­го, трудового и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного и животного ми­ра должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответ­ственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью че­ловека. Школьники должны знать, что человек - часть приро­ды, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «Нежи­вая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоро­вье».

Распределение времени на изучение тем указано в программе ориентировочно, оно может быть изменено исходя из местных (региональных) условий.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опы­тов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осу­ществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдатель­ность, корригировать мышление и речь.

В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем жи­вая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и не­живые тела, получают новые знания об элементарных физичес­ких и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

В настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по месту их произрастания. Апро­бация программы показала, что такое структурирование матери­ала оказалось более доступным для понимания детьми со сни­женным интеллектом.

В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.).

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни че­ловека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Сани­тарно-гигиенические требования к их содержанию», «Уход за жи­вотными живого уголка» и др.).

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизнен­ных функций важнейших групп растительных и животных орга­низмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впер­вые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Сред­ства защиты от беременности» и т. п.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологи­ческого материала в программу включены темы, связанные с со­хранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распрост­раненными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (из­мерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять боль­ше внимания во внеурочное время.

В результате изучения естествоведческого курса учащиеся долж­ны получить общие представления о разнообразии и жизнедея­тельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Уча­щиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

ЕСТЕСТВО ср. — все, что есть; природа, натура и порядок или законы ее; сущест­во, сущность по самому происхожде­нию. Духовная жизнь чужда земного ес­тества. Человек по естеству своему при-частен плоти и духу. Естественный — природный, натуральный, неискусст­венный, самородный; непротивный за­конам природы, согласный с естествен­ным порядком, не заключающий в себе чуда. Естественные явления, все переме­ны в видимой природе. Естественная ис­тория, описание трех царств природы. Естественный порядок вещей. Естест­венно нареч., по природе своей, по зако­нам природы; просто, вольно, непри­нужденно; близко к природе, сходно с нею, о движениях и поступках челове­ка; искусно подражая природе и дейст­вительности; верно ее изображая; само собою, легко. Понятно, разумеется, ко­нечно; логически. Естествоиспыта­тель, -ница, естествослбв, естествен­ник, изучающий природу, натуралист.

В.И. Даль

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕср. — естественные науки, науки о явлениях и закономерностях природы.

БИОЛОГИЯ ж. - комплекс наук о живой природе, о закономерностях органической жизни, прил. Биологический, -ая, -ое.

С.И.Ожегов

БЫХАНОВА Н.В.,

Учитель биологии

МОУСКОШ VIIII вида г. Липецка

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.