Сделай Сам Свою Работу на 5

Зал русской и украинской живописи 19 в.





Прижизненные портреты поэта выполнены в период, отмеченный в истории России Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов – важнейшими историческими событиями, которые повлияли и на развитие общественной жизни страны, и на искусство, в частности, на искусство портрета. Это период качественно нового становления и развития портретной живописи и графики, представленной именами таких мастеров как О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов. Мощное движение романтизма с его интересом к внутреннему миру человека во многом определило доминирующее положение портрета в изобразительном искусстве.

С именем поэта связали свое творчество Кипренский, Тропинин, Айвазовский, Репин, Нестеров, Перов, Суриков, Бенуа.

 

 

Тропинин В. А.

В 1827 году в Москве написал портрет Пушкина. «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднёс мне его в виде сюрприза с разными фарсами», - вспоминал в 1868 году в письме М.П. Погодину друг поэта С.А. Соболевский».

Кипренский О.А.

Пушкин мог видеть Кипренского ещё в свои лицейские годы: в 1813 году тот приезжал в Царское Село, где рисовал и писал акварелью портреты товарища Пушкина.



Из всех художников, изображавших Пушкина, Кипренский был наиболее близок поэту по натуре как личность романтическая, артистическая. Кипренский вызвал своим творением у Пушкина дружески благодарственный отклик.

 

Ге Н.Н.

Первым, самым значительным ретроспективным изображением Пушкина явилась картина Н.Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском». Интересно, что для своих картин Ге всегда выбирал драматические трагедийные сюжеты, момент, когда должна была решиться или только что решилась судьба героев. Волею художника зритель оказывается в положении судьи и вместе с ним должен решать проблемы человеческой совести, предательства, подвига. Лишь пушкинский сюжет явился исключением.

Репин И.Е.


Айвазовский пригласил И.Е. Репина написать фигуру Пушкина в картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем». Позднее, в беседе с К.И. Чуковским, Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский…И я удостоился намалевать там фигурку».



Начиная с 1897 года более двадцати лет работал И.Е. Репин над холстом «Пушкин на берегу Невы». «Такой страстью полно было это в высшей степени подвижное лицо и всё это было заключено в строгой раме врождённого благородства и гениального ума. Огонь больших глаз - вот где горел светильник его таланта, изящный лоб, оформленный работой гения, - вот присутствие того высшего разума, который руководил им, открывая миру божественные идеи…. И вот я, посредственный художник, дерзнул изобразить этого гения!..»

 

Совсем иначе обстояло дело с картиной «Пушкин на экзамене 8 января 1815 г.» Репин начал работу над ней в день получения заказа Пушкинского лицейского общества (1910 г.). Перед Репиным стояла задача изобразить один из самых знаменательных моментов жизни Пушкина - первое публичное признание его таланта. «Лицо и вся фигура мальчика Пушкина на моей картине составляет радость моей жизни. Никогда мне ещё не удавалось ни одно лицо, так живо, так сильно и с таким несомненным сходством, как это – героя ребёнка. Время оправдало Репина. До сих пор его произведение - одна из самых популярных биографических картин о Пушкине.

Коровин К.


Зима. Вся Москва покрылась пушистым снегом. Белым-бело. На Садовой улице в сумерках горят уличные фонари, уходя вдаль. Свет их освещает ветви деревьев, покрытых густым инеем. ... В освещенных окнах чувствуется какой-то тихий покой. И будто там уютно и счастливо...

... еду с Тверской из Английского клуба, где ужинал в компании с Александром Александровичем Пушкиным, сыном Александра Сергеевича, великого поэта. Александр Александрович, одетый в заштатную генеральскую форму, был скромный человек. Говорил про отца своего, которого он помнил смутно, так как был мал, но помнил его ласки и его панталоны в клетку, и его красноватый сюртук с большим воротником. Помнил мать в широких платьях, помнил, что кто-то говорил, кажется, отец, что любит зиму и Москву. Помнил переднюю в доме, отца и мать, когда они приезжали с картонками, раздевались в передней и ему подарили игрушку-петушка, который пищал.
— Да вот в Москве,—сказал Александр Александрович,—знают отца, читают. И в Петербурге тоже. А то и не знают вовсе...




— Да что вы?—удивился я.


— Да, да,—сказал Александр Александрович Пушкин.—Уверяю вас— не знают. И студенты не знают. Спросите у любого из них: читали?—Мало. Ну «Капитанскую дочку» знают, нравится. А другое—не знают.
— Знать трудно, конечно, но я как-то не слыхал... все знают Пушкина. Александр Александрович как-то наклонил голову, опустил глаза, и на больших белках его глаз был синеватый оттенок Востока.
— А в вашем образе, в лице, в глазах, есть черты Африки,—говорю я ему.
Он посмотрел на меня, улыбнувшись добрыми и прекрасными глазами, и сказал мне:
— Ну, это нет! Я вот какой африканец: так люблю Москву за то, что в ней настоящая зима, все покроется инеем и такой зачарованный покой. В Петербурге у нас не то. Я терпеть не могу жары. Я бывал и в Италии, и на Ривьере, бывало—жду не дождусь, когда опять приеду в суровую Россию. Вот тоже—не люблю я пальмы эти. Не знаю, отчего это их ставят все всюду в ресторанах? Неужели елка, березка хуже пальмы? Нет, лучше. Я когда читаю про тропические леса—меня берет ужас. Эти лианы!.. Нет, наш русский лес лучше... Вот я остановился здесь у дальних родственников. Кот там—таких русских серых котов больше нигде нет. Какой друг дома! Там лежанка, сядешь погреться—он ко мне всегда придет, мурлычет. Есть ли в Африке коты?—спросил Александр Александрович.
Как-то, помню, в библиотеке Английского клуба, где он любил бывать, я увидел его. Он вынимал из высокого стеклянного шкафа старые французские книги и перелистывал их. В его образе, в голове, когда он читал страницы книги, было что-то другое: лицо его было внимательно и задумчиво-кротко. В лице был какой-то дервиш и что-то тихое, благородное и робкое. И образ великого отца его вставал передо мной.
Как-то, помню, сказал мне Александр Александрович, что отец его, конечно, много наговорил на себя. Писал о любви—это опасно! А сам он, как я слышал в своей молодости, сам он был сговорчивый и скромный. Странно то: восемнадцатилетним юношей он написал стихотворение «Прелестнице». Надо удивляться, как это можно думать так в восемнадцать лет!
Не привлечешь питомца музы ; Ты на предательскую грудь...
Ведь это так глубоко, такое постижение в такие годы... Возвращаясь на извозчике из Английского клуба к себе в мастерскую на
Долгоруковскую улицу, я все думал о Пушкине, и мне казалось, что много
было непонимания, которое тушило огонь души его. Моя потерянная младость...
Как много в словах этих, в смысле их, тяжкого, глубокого горя... Странно. Что-то есть, вот-вот около... Около жизни. Юность... но есть рядом, тут, около скорбь... Отсутствие счастья... что-то мешает тайне прекрасного, какое-то непонимание. В печали тайной гаснет непонятый мой верный идеал... (Этот самый Пушкин).

 

Литература:

 

Берестовская Д.С. Творческий мир Пушкина и искусство / Д.С. Берестовская //Культура народов Причерноморья: научный журнал / Крымский Научный Центр Национальной Академии Украины и Министерства Украины по делам науки и технологии, Межвузовский Центр «Крым» Симферопольского Государственного университета, Кафедра украинской и зарубежной культуры СГУ, Крымский институт экономики и хозяйственного права. – Вып.: 5: Я лиру посвятил народу своему..: 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина посвящается. - 1998. – декабрь. – С. 19 – 33.

 

Новиков А. Музы среди людей: публицистические очерки / А. Новиков; оформл. Л. Яценко. – Л.: Детская литература, 1979. – 190 с.

 

Перцов П. Третьяковская галлерея. Историко – художественный обзор собрания / П.Перцов. – М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1922. – 95 с.

 

А.С. Пушкин в изобразительном искусстве: альбом / авт. ст. и сост. Э. Гальперина; оформл. худож. С. Пожарского. - М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961.

Черкашина Л. Подарок Айвазовского // Мир музея. – 2002. - № 6. – С. 52 – 54.

Дружба Айвазовского и Н. Гончаровой-Ланской, внешнее сходство Айвазовского и Пушкина.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.