Сделай Сам Свою Работу на 5

Левицкий Д.Г. Портрет Н.А. Львова





Материалы к экскурсии

О нет! Недаром жизнь и лира

Мне были вверены судьбой.

 

Музеон – так в Древней Греции называли храм богинь – покровительниц искусств, наук и поэзии. Художники, музыканты и поэты - «питомцы муз».

В стихах Пушкина появляются разные музы – и Мельпомена, и Талия, и Терпсихора…. Например, поэт рассказывает о том, как Татьяну возили в театр, туда,

Где Мельпомены бурной

Протяжный раздаётся вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой.

 

Можно представить каждую из этих муз: Мельпомену – музу трагедии, в «мишурной мантии»; дремлющую музу комедий Талию, и сверкающую Терпсихору – музу танца, которую во все времена встречают радостно.

 

Зал религиозного искусства

На тихих берегах Москвы

Церквей, венчанные крестами,

Сияют тихие главы

Над монастырскими стенами.

Кругом простерлись по холмам

Вовек нерубленные рощи,

Издавна почивают там

Угодника святые мощи.

 

Эти поэтические строки А.С.Пушкина – о монастыре Саввы Сторожевского, ученика Сергия Радонежского.



 

Современником поэта был художник - портретист Александр Григорьевич Варнек. Вместе с Пушкиным, Крыловым, Грибоедовым, Гнедичем, Жуковским, А. Г. Венециановым и др. он входил в число постоянных посетителей В. В. Мусина-Пушкина-Брюса.

 

На всю жизнь сохранил воспоминания о встрече с поэтом и знаменитый русский маринист Айвазовский И.К.«В сентябре 1936 года за несколько месяцев до смерти Пушкин побывал на выставке в Академии художеств. Ему представили как одного из лучших учеников её, кончавшего с золотой медалью, И.К. Айвазовского. «Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину, - вспоминал через шестьдесят лет художник. - Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере…. С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём». Пушкин неотделим был в воображении Айвазовского от «свободной стихии» моря. Художник не раз изображал Чёрное море, берега Крыма и Одессы под впечатлением стихов поэта, как их иллюстрации. Интересно одно из писем Айвазовского по поводу полученной книги стихов: «в ней так много поэзии, …что когда читаешь, в голове составляется картина. Такое же впечатление я чувствую, когда читаю Пушкина…Вчера …я тут же написал маленькую картину». Творческий метод художника - метод вдохновенной импровизации – был сходен с поэтическим творчеством. Айвазовский писал: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта… Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душою отдаюсь ей».



Известно более десяти картин Айвазовского с изображением Пушкина на берегу Чёрного моря. В 1868 году Айвазовский обращается к пушкинской теме и не оставляет её в течение тридцати лет. (Последняя картина, посвящённая Пушкину, «Прощай, свободная стихия!» была написана Айвазовским незадолго до смерти, в 1899 году.) Содержание пушкинских картин Айвазовского довольно разнообразно, однако, несмотря на различие сюжетов (Пушкин в Гурзуфе, на Ай-Петри, с Раевскими на южном берегу Крыма и т.д.), композиционно фигуре Пушкина всегда отводилось очень незначительное место. Насколько эмоционально, сильно, в движении было написано Айвазовским море, настолько же вяло и невыразительно изображался Пушкин. Художник видел свою слабость и сам пригласил И.Е. Репина написать фигуру Пушкина в картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем».

Прощай же, море! Не забуду



Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы

И блеск, и тень, и говор волн.

Необычайная музыкальность этих строк Пушкина, их прерывистый ритм были услышаны Айвазовским и воплощены им в зрительных образах.

 

 

Боголюбов А.П.

Их объединяет с поэтом имя Радищева, русского писателя, публициста. Художник приходился ему внуком. Он заботился о сохранении этого имени для русской культуры. Немало труда стоило художнику открыть музей им. Радищева в Саратове. Само имя Радищева долго оставалось под запретом из-за книги «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой тот описал угнетение крестьян, резко критиковал правосудие, административный строй. Пушкин обращался к этому произведению, когда работал над романом и монографией о Крестьянской войне под предводительством Пугачёва. Он понимал значение Радищева, и его статьи о нём сыграли немалую роль в ознакомлении русского общества с наследием Радищева.

 

Современником Пушкина был и художник Александр Осипович Орловский - один из самых популярных художников – графиков первой трети 19 века. Орловский свободно владел всевозможными приёмами рисунка, различными графическими техниками – литографией (плоская печать с камня), карандашом, пастелью, акварелью, гуашью. Известен он был и своими живописными работами. Значительное место в его творчестве принадлежало портретным работам. Также он был превосходным анималистом. Безупречный знаток лошади, он часто выбирал такие сюжеты, где мог блеснуть своим знанием лошадей, показать кровных рысаков, извозчичьих трудовых лошадок, низкорослых киргизских лошадей. В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин счёл нужным помянуть Орловского как художника близкого для него направления : «Бери свой быстрый карандаш, - рисуй, Орловский, ночь и сечу!».

«…При взгляде на этот мастерский рисунок невольно вспоминаются многочисленные рассказы современников полуанекдотического свойства о блестящем рисовальном искусстве Орловского, удивлявшего подчас своих знакомых настоящими «фокусами»: то начнёт рисунок фигуры с пальца ноги и очертит её одной непрерывной линией, то произвольные пятна чернил несколькими штрихами превратит в выразительную композицию или изображение какого-нибудь животного (подобно тому, как он превратил лужу чернил, пролитую на стол его другом, балетмейстером Дидло, в большой рисунок дикобраза).

Русь былую, удалую

Ты потомству передашь.

Ты схватил её живую

Под народный карандаш.

Так писал о нём поэт Вяземский, друг Пушкина.

 

«Он сам музейное лицо: рост и выражение суровое в чертах рыцаря средних веков»

(Пушкин об Орловском)

 

Зал парадной живописи

Риго. Пётр I

В родословной Пушкина скрестилось несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных многими именами участников важнейших событий в государственной жизни страны. В статьях и письмах Пушкин будет постоянно вспоминать о них, заметив однажды: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. Сама же пушкинская эпоха была ключевой для целого века русской истории.

«Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как её послал нам Бог». Пушкин был прирождённым историком, и значительное место в его исторических исследованиях принадлежит личности Петра.

«Автор, со стороны матери, происхождения африканского. Его прадед – Абрам Петрович Аннибал - на восьмом году своего возраста был похищен с берегов Африки и привезён в Константинополь. Российский посланник, выручив его, послал в подарок Петру Великому, который крестил его в Вильно……Елисавета, вступив на престол, осыпала его своими милостями. А.П. Аннибал умер уже в царствование Екатерины, с чином генерал-аншефа на 92-м году от рождения. Сын его, генерал-лейтенант И.А. Ганнибал, принадлежит, бесспорно, к числу отличнейших людей екатерининского века…». (Евгений Онегин. Гл.1. Примеч. к 1-му изд.)

* * *

От первого появления образа Петра в прозе «Арапа Петра Великого» до его воплощения в поэме «Полтава» Пушкин – художник выводит своего героя неустанным работником на троне, победителем грозного врага, справедливым и милостивым монархом…

* * *

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

 

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(Стансы. 1826г.)

* * *

Интересно сравнение самого Пушкина с личностью царя - преобразователя: «Иди, довершай начатое, ты, в ком поселился гений! Возведи русскую поэзию на ту степень между поэзиями всех народов, на которую Пётр Великий возвёл Россию между державами. Соверши один, что он совершил один…»(Е.А. Баратынский. 1800-1844).

Екатерина II

На рубеже двух веков, в 1799 году родился поэт. 18 век - век Екатерины II.

Петр III - муж Екатерины II - был, как считается, убит по ее приказу. Среди тех, кто во время мятежа остался верен Петру III, был Лев Александрович Пушкин - дед А.С.Пушкина по отцовской линии. Он призывал солдат оставаться верными присяге.
А.С.Пушкин в автобиографических набросках не без симпатии писал: "Лев Александрович служил в артиллерии и в 1762 году, во время возмущения, остался верен Петру III. Он был посажен в крепость и выпущен через два года".

 

Такой увидела Екатерину героиня повести «Капитанская дочка»: «На другой день утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад…Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу… Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника…Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». (Капитанская дочка. 1836).

 

Александр I

Под пристальным вниманием просвещённого монарха создавался Лицей. Он хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, которые в будущем могли бы занимать самые важные государственные должности. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил.

* * *

«…я всегда почитал и почитаю вас как лучшего из европейских нынешних властителей.., но ваш последний поступок со мною – и смело в том ссылаюсь на собственное ваше сердце – противоречит вашим правилам и просвещённому образу мыслей…»

(А.С. Пушкин. Воображаемый разговор с Александром I)

 

БлизкимдругомПушкину былНиколай Борисович Юсупов -государственный деятель, дипломат, любитель искусства, известный коллекционер и меценат. Его удивительное по красоте и богатству имение называли «подмосковный Версаль». А. С. Пушкин дважды бывал в Архангельском.

 

Поэзия А. С. Пушкина охватывает самые разные стороны жизни. И искусству отводится в ней одно из значительных мест. Музыка (будь-то народные песни или сочинения Моцарта), скульптура, живопись, драматический театр, балет – всё нашло отклик на страницах произведений Пушкина. К нему самому можно отнести строки из стихотворения «К вельможе», написанного Пушкиным после посещения поместья Юсупова Архангельское: «Влиянье красоты ты живо чувствуешь».

 

Ступив за твой порог,

Я вдруг переношусь во дни Екатерины.

Книгохранилище, кумиры и картины,

И стройные сады свидетельствуют мне,

Что благосклонствуешь ты музам в тишине…

Пушкин в раннем детстве жил с родителями в московском дворце князя, в Большом Харитоньевском переулке. Образы диковинного по-восточному сада, окружавшего дворец, отразились затем в прологе "Руслана и Людмилы". Сюда же привозит поэт свою любимую героиню Татьяну Ларину в седьмой главе "Евгения Онегина" - "в Москву на ярмарку невест":
У Харитонья в переулке


Возок пред домом у ворот


Остановился...
Татьяну поэт роднит с княжеским родом Юсуповых: ведь они приехали в гости к тетке Татьяны, княжне Алине, а в 20-е годы 19 века в Москве в Юсуповском дворце действительно жила княжна Алина - сестра Н. Б. Юсупова Александра Борисовна. Когда князь умер, поэт с горечью написал в письме: "Мой Юсупов умер".

 

Пушкин был знаком с графом Степаном Степановичем Апраксиным. Однажды он слушал в московском доме Апраксиных на Знаменке оперу Россини «Сорока – воровка», и мог видеть там фамильные портреты хозяев дома. Степана Степановича - «мужчины лет сорока, румяного и полного, в светло-зелёном мундире и со звездою» («Пиковая дама»), его красавицы – жены, «московской Венеры» и её матери - Натальи Петровны Голицыной. Наталья Петровна стала прототипом старой графини из «Пиковой дамы».

«...Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришёл к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. «Попробуй, - сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести всё вымышлено».

 

Музой, которая вдохновила поэта на сочинение «Бахчисарайского фонтана», называют Софью Станиславовну Киселёву,урождённую Потоцкую. Молодая графиня рассказала поэту легенду о крымском хане и его пленнице или жене, после смерти которой был создан знаменитый «фонтан слёз». «Я суеверно перекладывал в стихи рассказ молодой женщины», - писал Пушкин. Рядом портрет её старшей сестры Ольги Станиславовны Нарышкиной.

Сергея Дмитриевича Шереметевапо праву считают одним из выдающихся представителей прославленной фамилии. Он сделал успешную военную карьеру, проявил себя на гражданской службе и в общественной деятельности. Будучи известным историком, он всю жизнь посвятил собиранию древностей. Шереметьев сохранил верность семейным традициям благотворительности и меценатства, Вместе с женой Екатериной Павловной, урождённой княжной Вяземской, граф восстановил родовую усадьбу Вяземских Остафьево. В Остафьево часто собирались литераторы. Здесь Пушкин читал Вяземскому свои произведения, написанные в Болдине. «День, проведённый у меня Пушкиным, был для меня праздничным днём,- писал П.А.Вяземский. Сын Вяземского, Павел, вспоминал: «Я живо помню, как он (Пушкин) во время семейного чая расхаживал по комнате, не то плавая, не то как будто катаясь на коньках, и, потирая руки, декламировал». В комнате, где жил Пушкин, после его смерти сохранялось всё, что было с ним связано: письменный стол, за которым он работал, портрет В.А. Жуковского с подписью: «Победителю - ученику от побеждённого учителя…», жилет, в котором он стрелялся на дуэли, и другие вещи.

 

26 мая 1899г. в Остафьеве торжественно праздновали столетие со дня рождения А.С. Пушкина. Усадьбу открыли для широкой публики. Остафьево стало одним из первых в России музеев, связанных с именем поэта. Шереметевы выпустили открытки с видами усадьбы, комнаты с реликвиями А.С. Пушкина, аллеей «Русский Парнас» и интерьеров дома, издали пять томов «Остафьевского архива», сочинения П.П. Вяземского.

Шереметевы установили в усадебном парке памятники Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому, А.С. Пушкину, П.А. Вяземскому.

Левицкий Д.Г. Портрет Н.А. Львова

Каждая эпоха отражается в портрете. Историю 18 века в лицах запечатлел на своих картинах великий русский живописец Дмитрий Григорьевич Левицкий.

Николай Александрович Львов – «русский Леонардо да Винчи», архитектор, художник, поэт, музыкант, собиратель русских народных песен - одна из самых ярких фигур в русской культуре последней трети 18 в. Современники отзывались о нём восторженно: «Он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным вкусом (Г.Р. Державин). Вокруг Львова объединялись поэты, музыканты, художники, архитекторы – цвет русской культуры (поэт Г.Р.Державин, два крупнейших портретиста эпохи В.Л. Боровиковский и Д.Г. Левицкий и др.). Крупные, самобытные дарования, все они были новаторами в своём творчестве.

Новая культура принесла с собой повышенный и непрерывно возраставший интерес к человеку – его личности, телесной и духовной красоте. «Ум и сердце человечье были гением моим», - утверждал Державин. В той или иной степени это мог бы повторить о себе каждый, кто был духовно близок к нему и Львову.

Левицкий писал не только отдельные портреты, но и целые серии. Почти двадцать лет трудился он над изображением кавалеров владимирского ордена, учреждённого Екатериной II. Кстати, автором эскиза Владимирского ордена был Н.А. Львов. Награждённые должны были носить через правое плечо красную с чёрными полосами по краям ленту и звезду с девизом: «Польза, честь и слава». Обратите внимание на портрет Александра Михайловича Голицына, военного и дипломатического деятеля.При учреждении ордена святого Владимира Екатерина II возложила на Голицына ленту ордена в числе одиннадцати лиц, удостоенных этой награды. Среди кавалеров владимирского ордена – Иван Абрамович Ганнибал, старший из одиннадцати детей А.П.Ганнибала. Он приходился двоюродным дедом А.С. Пушкину.

 

«Как в литературе имя Пушкина, так в русской живописи имя Левицкого обозначает момент, когда ученик Запада стал сам, «как учитель его». (Перцов П. Третьяковская галлерея. Историко – художественный обзор собрания / П.Перцов. – М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1922. – С. 12)

Кисти Левицкого принадлежит и серия портретов воспитанниц Смольного института, учреждённого Екатериной II с целью воспитания людей более нравственных и более духовных. Идея оказалась очень плодотворной и нашла воплощение в создании ещё одного учебного заведения. Какого же? Обратите внимание на портрет К.Г. Разумовского, последнего гетмана Украины. Он придавал большое значение развитию культуры. В Батурине, своей резиденции, Разумовский создал итальянскую оперу, французский театр, основал Университет. С большим вниманием к развитию культуры, народного образования относился и его сын, Алексей Кириллович Разумовский, министр народного просвещения. Он открыл гимназии в Киеве, Симферополе. Он же был и основателем Лицея в Царском Селе, где учился А.С. Пушкин. Учебное заведение создавалось, чтобы подготовить «новых людей», которые смогут осуществить преобразования в России. Среди первых преподавателей лицея - самые передовые и талантливые люди. Директор Малиновский сделал всё, чтобы его питомцы прониклись самыми высокими идеями преобразований на благо России. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 г. Вспомним лирическое стихотворение поэта «19 октября» (1825 г.).

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Почти все выпускники первого лицейского набора с благодарностью вспоминали потом годы жизни и учёбы в Лицее, а день 19 октября стал для них священным.

 

Зал графики

Искусство графики включает в себя как рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и офорт). Сюда же отнесём мы и первые фотографии (дагерротипы), исполненные Винтергальтером. Немецкий живописец, он был необычайно популярен в 50-60 гг. 19 в. в России. Женские портреты ему особенно удавались. В. исполнил портрет Истоминой, знаменитой петербургской балерины, в которую когда - то был влюблён Пушкин. По окончании Лицея он жил в Петербурге, и, страстно увлекавшийся театром, не пропускал спектаклей с её участием.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина…

Пушкин с большим вниманием относился к иллюстрированию своих произведений. В своих рукописях и письмах он делал даже письменные указания и эскизы иллюстраций. Но, пожалуй, первым иллюстратором был он сам – в черновиках сказок встречаются выполненные им блестящие рисунки. При жизни поэта иллюстрации к его сказкам были созданы князем Г.Гагариным – литография к «Руслану и Людмиле», рисунок к «Сказке о царе Салтане» - «Три девицы и царь». Иллюстрации его очень понравились поэту. Гагарину принадлежат также наброски и законченные иллюстрации к «Гусару», «Утопленнику», рисунки к стихотворению «Пред испанкой благородной», «Пиковой даме». Рисунок к «Кавказскому пленнику» интересен как один из первых примеров введения в иллюстрацию зарисовок природы с натуры. Несколько лет Гагарин прожил на Кавказе. Реставратор, живописец, актёр, он на свои личные средства провёл огромную работу по восстановлению древнейших памятников культуры на Кавказе.

Ряд набросков и эскизов на темы «Бахчисарайского фонтана» исполнил в 1837 – 1840 гг. Карл Брюллов. Особенной проникновенностью и лиричностью отмечены рисунки, изображающие Марию. Известная картина на эту тему написана Брюлловым позже, в 1849 году. С Брюлловым Пушкин познакомился в 1836 году в Москве. Письма поэта к жене, воспоминания современников говорят о взаимном интересе, духовном и творческом родстве двух великих людей. Громкую славу принесла Брюллову картина «Последний день Помпеи». Известен рисунок Пушкина с изображением героев полотна Брюллова – юноши и мужчины, несущих старца. Свои впечатления от картины Пушкин выразил и стихами:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется, с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!...

 

Александр Петрович Соколов (1829– 1913) - младший сын известного мастера акварельной живописи Петра Федоровича Соколова. Соколов Петр Федорович (1791 — 1848) живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры. Его акварельные портреты для нас — окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники. Имя П.Ф.Соколова неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей невозможно представить себе портретную галерею современников поэта.

* * *

Начало 20 в. было временем интенсивного развития графики и книжной иллюстрации, и ряд выдающихся достижений в этой области также был связан с именем Пушкина.

Наиболее значительным явлением в истории иллюстрирования произведений Пушкина являются работы Александра Николаевича Бенуа.

Живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, знатоком театра, музыки и хореографии. Он явился одним из основателей объединения «Мир Искусства».

В 1918 г. Александр Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Наиболее близка таланту художника область графики, особенно иллюстрации. В течение всей своей жизни работал он над иллюстрациями к Пушкину.

Он начал с рисунков к "Пиковой даме" (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (1905; 1910). Он исполнил также две серии иллюстраций к "Капитанской дочке" и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу - рисунки к "Медному всаднику" (1903, 1905, 1916, 1922).

Своеобразный культ Пушкина вообще был чрезвычайно характерен для деятелей "Мира искусства", в первую очередь для Бенуа. Все они видели в Пушкине как бы живое "воплощение европеизма новой русской культуры".

В иллюстрациях к "Пиковой даме" более отчетливо, чем в любых других, отражаются искания художника. Полосы текста заключены в орнаментальную рамку, искусно стилизованную в духе изданий пушкинского времени. Каждая глава украшена отдельным шмуцтитулом и имеет одну страничную иллюстрацию, заставку и концовку. Все рисунки сюжетны, и каждый из них выполняет самостоятельную роль в системе иллюстрирования: шмуцтитулы представляют собой изобразительную интерпретацию эпиграфов, которыми Пушкин снабдил свою повесть, а в заставках и концовках развиты иллюстрационные мотивы.

Лучшая из книжных работ художника, его шедевр - рисунки к "Медному всаднику". Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью, имитирующих цветную гравюру на дереве. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к "Медному всаднику" "настоящим перлом в русском искусстве".

 

Михаил Александрович Врубель- выдающийся художник XIX века, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. В зале экспонируется его эскиз к декорациям «Морское чудовище».

В 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", по замыслу связанного со стихотворением Пушкина "Пророк".

 

 

Волошин М.


Эти пределы священны уж тем,

что однажды под вечер


Пушкин на них поглядел с корабля

По дороге в Гурзуф

(Коктебельские берега).

 

Матэ

Профессор гравирования Академии художеств, виртуозно владевший техникой офорта, перевёл с языка живописи на язык станковой гравюры оригинал Кипренского – портрет А.С.Пушкина.

 

Бахчисарай (к произведениям Н. К. Жаба)

Бахчисарай – по-татарски значит «дворец садов» - прежняя столица крымских ханов. 7 и 8 сентября 1820 года Пушкин и Раевские провели в Бахчисарае.

Настала ночь; покрылись тенью

Тавриды сладостной поля;

Вдали, под тихой лавров сенью

Я слышу пенье соловья;

За хором звезд луна восходит;

Она с безоблачных небес

На долы, на холмы, на лес

Сиянье томное наводит.

Покрыты белой пеленой,

Как тени лёгкие мелькая,

По улицам Бахчисарая,

Из дома в дом, одна к другой,

Простых татар спешат супруги

Делить вечерние досуги.

(«Бахчисарайский фонтан». 1824)

Зал пейзажной живописи

«Счастливое полуденное небо, прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море» (А. С. Пушкин).

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При блеске утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я:

Вы мне предстали в блеске брачном:

На небе синем и прозрачном

Сияли груды ваших гор,

Долин, деревьев, сел узор

Разостлан был передо мною.

(«Путешествие Онегина»).

Магдесян Э.Я.

Крымский художник, ученик И.К. Айвазовского. Его картина «Крымский пейзаж. У подножия Пушкинской скалы» написана к столетию со дня рождения А.С. Пушкина.

Г. Г. и Н. Г. Чернецовы

В 1837 году В.А. Жуковский заказал художникам Г.Г. и Н.Г. Чернецовым картину в память о Пушкине. Поскольку Г.Г. Чернецов в 1832 голу писал фигуру Пушкина с натуры для картины «Парад на Царицыном Лугу», а Н.Г. Чернецов несколько лет провёл в Крыму, они смогли создать совместное произведение «А.С. Пушкин в Бахчисарайском дворце». В процессе работы над картиной Н.Г. Чернецов написал «Вид Бахчисарайского дворца» по натурным наброскам и этюдам более ранних лет.

Н.Г. Чернецов в 1832 году написал для поэта картину «Дарьяльское ущелье».

 

К картине И. Н. Занковского «Горный пейзаж»

Пушкин во время пребывания на Кавказе.

«Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными». (А.С. Пушкин. Из письма брату).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.