Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии

 

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные и инновационные технологии обучения:

· Лекции

· Семинарские занятия

· Творческие задания

 

 

Лекции являются одним из основных видов организации учебных занятий по курсу историографии. Целью лекций является формирование у студентов базовых представлений об основных этапах истории исторической науки в СССР и РФ, приоритетной проблематике исследований, ведущих научных школах. Курс лекций ориентирует студента на самостоятельную работу и подготовку к семинарам. Студентам рекомендуется сочетать прослушивание лекций с самостоятельным освоением материалов учебников и учебных пособий, дополнять полученные знания самостоятельной работой со справочной литературой. В ходе лекции студентам следует вести конспективные записи, отражая ключевые положения лекции и рекомендации преподавателя по самостоятельной работе.

Преподавателю следует учитывать специфику читаемого курса: большое количество имен, дат, названий. Оптимальным решением является разработка раздаточных материалов для лекций, формирование рабочих тетрадей, при невозможности этого – использование визуальных методов (компьютерные презентации, работа с доской). Рекомендуется иллюстрировать лекционный материал цитатами из трудов отечественных историков.

 

Семинарские занятия дополняют и развивают лекционный курс. Студенты заранее получают планы семинарских занятий, что позволяет планировать процесс подготовки к семинарам, специфика курса историографии предполагает большое число индивидуальных заданий для студентов в устной (доклады) и письменной (контрольные работы, рефераты) форме.

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.



Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме контрольной работы и реферата.

Оценочные средства по дисциплине.

 

Текущий контроль проводится в форме проверки качества конспектов к семинарам, письменных творческих заданий, устных докладов, выступлений на семинарах и участию в дискуссионных обсуждениях.

 

Итоговый контроль знаний студентов по курсу «История исторической науки. Историография. Часть 2. Историография истории России в XX веке» осуществляется в форме устного экзамена по вопросам.

 

Критерии оценки ответа на экзамене:

 

· Оценкой «удовлетворительно» оценивается ответ, демонстрирующий наличие у студента общих представлений об особенностях развития исторической науки в СССР и РФ в соответствующий период, принципов периодизации, используемых в историографии, приоритетных направлений исторических исследований, характерных для изучаемого периода.

· Оценкой «хорошо» оценивается ответ студента, свидетельствующий о глубоком знании основных проблем и тенденций в развитии отечественной исторической науке, о способности сформулировать основные проблемы исторических исследований, перечислить наиболее значимые научные школы, показать знание наиболее существенных исторических исследований изучаемого периода.

· Оценкой «отлично» оценивается ответ студента, демонстрируюший полное и глубокое знание материала курса, умение самостоятельно анализировать историческую литературу, знакомого с содержанием работ основных исследователей, способного сформулировать собственное суждение о прочитанных исторических трудах.

Экзаменационные вопросы для студентов дневной формы обучения.

1. Состояние отечественной исторической науки в период 1917 - середины 1920-х гг. Тематика и проблемы методологии.

2. Система подготовки кадров историков в СССР в 1917 - кон. 1920-х гг.

3. Новые учебные пособия по истории СССР. Проблема преподавания истории в средней и высшей школе.1917-сер. 30-х гг.

4. Изучение истории Древней Руси (IX - XV вв.) в советской историографии 1917- сер. 30-х гг.

5. Проблемы Русского государства XVI - XVIII вв. в отечественной исторической науке 1917 - сер. 30-х гг.

6. Исследование проблем экономической и социальной истории России XIX - нач.XX вв. в историографии 1917 - сер. 1930-х гг.

7. Изучение проблем истории русской общественной мысли и освободительного движения в отечественной историографии 1917 - сер. 1930-х гг.

8. Работы по истории революции 1917 г. и гражданской войны в советской историографии 1917 - сер. 1930-х гг.

9. Историческая концепция М.Н.Покровского, ее влияние на развитие исторической науки в СССР. Судьба историков “школы Покровского”.

10. Особенности развития советской исторической науки в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Дело С.Ф.Платонова.

11. Изучение проблем истории большевизма во второй половине 1920-х - середине 1930-х гг.

12. “История ВКП(б).Краткий курс”, его концепция и

влияние на развитие исторической науки в СССР.

13. Особенности изучения проблем дореволюционной отечественной истории во второй половине 1930-х гг.

14. Изучение проблем истории революционного и освободительного движения в России в советской историографии второй половины 1930-х гг.

15. Советская историография в годы Великой Отечественной войны. Особенности развития.

16. Советская историческая наука во второй половине 1940-х - середине 1950-х гг. Тематика и проблемы методологии.

17.Изучение проблем истории СССР эпохи феодализма в 1945-1956 гг.

18. Изучение проблем истории СССР эпохи капитализма и империализма в1945-1956 гг.

19. Изучение истории советского общества в 1945-1956 гг.

20. XX съезд КПСС, его значение для развития советской исторической науки. Процесс десталинизации в исторических исследованиях: формы, основные проблемы, причины незавершенности.

21. Изучение истории Киевской Руси в советской исторической науке в 1956-сер.1960-х гг.

22. Изучение проблем Русского централизованного государства в отечественной историографии 1956-сер.1960-х гг.

23. Изучение проблем русской истории XVI-XVIII вв. в советской историографии 1956-сер.1960-х гг.

24. Изучение проблем генезиса капитализма в России в советской историографии 1956- сер. 1960-х гг.

25. История русского освободительного движения в отечественной историографии сер.1950-х - сер.1960-х гг.

26. История русской общественной мысли в советской историографии периода “оттепели”.

27. Новые подходы к изучению истории Великой Октябрьской социалистической революции в отечественной историографии 1956- сер. 1960-х гг.

28. Изучение основных проблем истории советского общества в историографии сер.1950-х -сер.1960-х гг.

29. Особенности и основные тенденции развития советской исторической науки в сер.1960-х - сер.1980-х гг. Проблема ресталинизации.

30. Особенности изучения истории Киевской Руси в советской историографии в сер.1960-х - сер.1980-х гг.

31. Изучение проблем истории Русского централизованного государства в отечественной исторической науке в сер.1960-х - сер.1980-х гг.

32. Проблемы русской истории XVI-XVIII вв. в советской историографии сер.1960-х - сер.1980-х гг.

33. Изучение проблем истории России XIX - нач. XX вв. в советской исторической науке в сер.1960-х -сер.1980-х гг.

34. Советский период отечественной истории в историографии сер.1960-х - сер.1980-х гг.

35. Состояние отечественной исторической науки во второй половине 1980-х гг. Тематика, проблемы методологии, новаторские тенденции.

36. Дискуссии о путях развития советского общества в отечественной исторической науке во второй половине 1980-х гг.

37. Проблема становления советской политической системы в исторических исследованиях второй половины 1980-х гг.

38. Особенности развития исторической науки в Российской Федерации в 1990-е гг Проблема “кризиса” исторической науки.

39. Проблема поиска новых методологических подходов к изучению отечественной истории в современной историографии.

40. Новые подходы к изучению проблем революционного и освободительного движения в России в современной историографии.

41. Дискуссионные вопросы истории Октября 1917 г. в современной российской исторической науке.

42. Изучение проблем истории Великой Отечественной войны в современной историографии.

43. Новые подходы к изучению истории советского общества в современной историографии.

44. Особенности изучения проблем дореволюционной отечественной истории в российской историографии 1990-х гг.

 

Вопросы к экзамену для студентов заочной формы обучения:

 

1. Состояние отечественной исторической науки в период 1917 - середины 1920-х гг. Тематика и проблемы методологии.

2. Изучение проблем дореволюционной отечественной истории в советской историографии 1917- сер. 1930-х гг.

3. Изучение проблем истории русской общественной мысли, революционного и освободительного движения в отечественной историографии 1917 - сер. 1930-х гг.

4. Проблематика революции 1917 г. и гражданской войны в советской историографии 1917 - сер. 1930-х гг.

5. Историческая концепция М.Н.Покровского, ее влияние на развитие исторической науки в СССР. «Школа Покровского», ее судьба.

6. Особенности развития советской исторической науки в конце 20-х - начале 1930-х гг. Дело С.Ф.Платонова.

7. Изучение проблем истории большевизма во второй половине 1920-х - середине 1930-х гг.

8. “История ВКП(б).Краткий курс”, его концепция и влияние на развитие исторической науки в СССР.

9. Особенности изучения проблем дореволюционной отечественной истории во второй половине 1930-х гг.

10. Изучение советского периода отечественной истории в советской историографии второй половины 1930-х гг.

11. Советская историография в годы Великой Отечественной войны. Особенности развития.

12. Советская историческая наука во второй половине 1940-х - середине 1950-х гг. Тематика и проблемы методологии.

13. XX съезд КПСС, его значение для развития советской исторической науки. Процесс десталинизации в исторических исследованиях: формы, основные проблемы, причины незавершенности.

14. Изучение отечественной истории дореволюционного периода в советской исторической науке в 1956-сер.1960-х гг.

15. Новые подходы к изучению истории Великой Октябрьской социалистической революции и истории советского общества в историографии 1956- сер. 1960-х гг.

16. Особенности и основные тенденции развития советской исторической науки в сер.1960-х - сер.1980-х гг. Проблема ресталинизации в исторической науке.

17. Особенности изучения проблем дореволюционной отечественной истории в сер.1960 – сер.1980-х гг.

18. Советский период отечественной истории в историографии сер.1960-х - сер.1980-х гг.

19. Состояние отечественной исторической науки во второй половине 1980-х гг. Тематика, проблемы методологии, новаторские тенденции.

20. Дискуссии о путях развития советского общества в отечественной исторической науке во второй половине 1980-х гг.

21. Особенности развития исторической науки в Российской Федерации в 1990-е гг. Проблема “кризиса” исторической науки.

 

 

Критерии оценивания контрольной работы:

 

При оценке контрольной работы выставляются оценки «зачтено» и «не зачтено».

Условиями оценки «зачтено» для контрольной работы являются следующие моменты:

· Полнота раскрытия темы

· Четкость структуры изложения материала

· Характер использованных для подготовки контрольной работы источников и литературы

· Обоснованность сделанных выводов

· Наличие самостоятельных оценок и суждений

 

Критерии оценки реферата.

 

Реферат оценивается по дифференцированной шкале.

· На «удовлетворительно» оцениваются учебно-исследовательские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 рукописных страниц формата А4); структура реферата (наличие плана, введения, основных разделов, заключения, списка литературы); количество используемых источников (как правило, не менее 2-3 статей или монографий); правильность оформления ссылок. При использовании электронных источников информации обязательна ссылка на них.

· На «хорошо» оцениваются умения и навыки, освоенные на инициативном уровне активности: во введении – умение четко и грамотно сформулировать задачи работы; в основных разделах – умение анализировать материал источников, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемой проблеме; в заключении – способность обобщить изученный материал и сделать значимые выводы.

· На «отлично» оценивается работа, выполненная на творческом уровне: в ней необходимо продемонстрировать не только навыки работы с научной литературой, но и умение самостоятельно определять и разрешать проблемные вопросы избранной темы, логически непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения. Дополнительно может быть оценено наличие в реферате иллюстраций, фотографий, схем, графиков, таблиц.

 

Методические рекомендации к написанию реферата

Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания научной проблемы. Реферат пишется на определенную тему и освещает вопросы в виде обзора научной литературы. Задача студента – показать умение работать с литературой, начиная от ее поиска и заканчивая оформлением списка использованной литературы.

Работа над рефератом включает несколько этапов:

Подготовительный этап включает в себя выявление литературы по заявленной теме. Основной этап включает чтение научной литературы, составление конспектов и выписок.

Заключительный этап включает в себя обработку сделанных записей и собственно написание текста реферата.

Оформление реферата. Объем реферата зависит от темы, количества переработанной научной литературы, составляет от 10 до 20 машинописных страниц на стандартных листах формата А 4.

Титульный лист содержит основные данные об авторе и работе. Затем идет содержание реферата с указанием страниц каждого раздела. Далее идут «Введение», основная часть, «Заключение» и список использованной литературы. Во введение должна быть указана цель работы, актуальность. В заключении подводится итог работы.

Тематика реферативных работ.

1. Марксистская историография в России до 1917 г.

2. Древнейший этап истории российского государства в отечественной историографии XX века.

3. История Киевской Руси в советской историографии.

4. Современная российская историография Киевской Руси.

5. Проблемы истории русских земель XII-XIV вв. в отечественной историографии.

6. История Русского централизованного государства в трудах историков XX в.

7. История России XVI в. в советской историографии.

8. Проблематика истории XVI в. в современной российской историографии.

9. Проблемы истории России XVII-XVIII вв. в отечественной исторической науке (по выбору).

10. Проблемы социально-экономической истории России в XIX – начале XX в. в трудах советских историков. (по выбору)

11. Проблемы политической истории России в XIX –начале XX в. в трудах советских историков.(по выбору)

12. Историография истории Октябрьской революции 1917 г.

13. Историография истории гражданской войны.

14. Историографическая проблематика «военного коммунизма»

15. Историография НЭПа.

16. Проблема построения советского государства в отечественной историографии.

17. Дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны.

18. Сталинизм в отечественной историографии.

19. Актуальные проблемы отечественной науки в современной историографии (по выбору, рекомендуется с учетом собственной специализации студента)

20. Портрет и научное наследие историка (по выбору студентов)

При устном выступлении оцениваются:

· умение грамотно построить выступление,

· уложиться в обозначенный регламент,

· четко обозначить рассматриваемые проблемы и различные точки зрения, и в т. ч. свою;

· свободное владение материалом;

· восприятие выступления аудиторией (наличие вопросов, возможная дискуссия, заинтересованное обсуждение и т.д.);

· ответы на вопросы студентов и преподавателей.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов:

Общее количество баллов - 100

Количество рубежных контролей – 2 (по 30 баллов)

Текущая работа студента оценивается:

- посещение лекций 10 баллов (2 контроля)

- работа на семинарских занятиях 10 баллов (2 контроля)

- реферат 10 баллов

- контрольная работа 10 баллов

- экзамен 40 баллов

 

Цель контроля научить студентов, сопоставляя разного рода историографические источники, анализировать отдельные аспекты исследовательских проблем, привить навык составления историографических обзоров, что поможет студентам в написании курсовых работ и подготовке выпускных квалификационных работ.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература.

1. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. 2-е изд. М., 2009.

2.

Дополнительная литература.

 

1. Балашов В.А., Юрченков В.А. Историография отечественной истории. 1917 –начало 90-х гг. Саранск, 1994.

2. Барсенков А.С. Советская историческая наука в послевоенные годы: 1945-1955 гг. М., 1987.

3. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М., 1992.

4. Брачев В.С. Русский историк С.Ф.Платонов. Спб., 1995.

5. Брачев В.С. Травля русских историков. Спб., 2003.

6. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. 2-е изд. М., 2005.

7. Волобуев О.В., Кулешев С.В. Очищение: История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989.

8. История и сталинизм. М.,1991.

9. Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука в преддверии третьего тысячелетия. Тюмень, 1999.

10. Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен доя начала XX века. Тюмень, 2003.

11. Зевелев А.И. Историографическое исследование: Методологические проблемы. М., 1987.

12. Историки России. Биографии. / Составитель и ответственный редактор А.А.Чернобаев. М., 2001.

13. Историографические исследования в России: Тенденции последних лет. / Под ред. Г.А.Бордюгова. М.,1996.

14. Историческая наука в России в XX веке. // Отв. ред Г.Д.Алексеева. М., 1997.

15. Образы историографии. Сборник статей. / Научный редактор А.П.Логунов. М., 2001

16. Советская историография. / Под ред. Ю.А.Афанасьева. М.,1996.

17. Чернобаев А.А. Историки России XX века. Биобиблиографический словарь. Т.1-2. Саратов, 2005.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.