Сделай Сам Свою Работу на 5

Программа семинарских занятий





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет

Кафедра новейшей отечественной истории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«История исторической науки. Историография

Историография истории России (часть 2)

Для специальности 020700 – История.

Квалификация – историк, преподаватель истории

Курс ……………………………………………… 4

Семестр …………………………………………. 8

Всего аудиторных часов ………………………. 32

Лекции, час …………………………………….. 16

Cеминарские занятия, час …………………… 16

Самостоятельная работа ………………………29

Контрольная работа………………………….. 11,2

Реферат……………………………………………17

Экзамен (семестр) ……………………………… 11,2

Г. Ижевск

2012


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта ГОС – 2000, утвержденного 17 марта 2000 года.

Составитель программы

К.и.н., доцент кафедры новейшей

Отечественной истории Бармина Н.Н.



Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

новейшей отечественной истории « » мая 2012 г.

Зав. кафедрой ______________________________________/ Ефремова Т.Н./

Согласован с методической комиссией факультета

« » июня 2012 г.

Председатель МК _________________________________/ Мельникова О.М./

Согласовано с библиотекой УдГУ___________________ /Бесклинская Л.П./

 

 

Требования государственного образовательного стандарт (ГОС)

По специальности 020700 – история

Выпускник по специальности «история» должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

– способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и специальной деятельности;

– знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

– умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в его профессиональной деятельности;

– способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;



– способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изучаемых им наук;

– владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере;

– обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации, владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач;

– способен формировать собственные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.

 

ОПД.Ф.04 «История исторической науки. Историография»

Курс входит в число общепрофессиональных дисциплин. Курс адресован студентам 4 курса дневной и заочной формы обучения по специальности «история».

 

Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего образования:

ОПД.Ф.04 История исторической науки. Историография:

Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.



Цели курса

 

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен

иметь представление:

- об основных этапах развития отечественной исторической науки в 20 веке (с 1917 г. по настоящее время), об основных научных школах и исторических концепциях, вкладе отдельных исследователей в разработку актуальной исторической проблематики,

- о месте и значении исторической науки в системе гуманитарного знания на разных этапах развития российского государства, механизмах влияния государства и общества на развитие исторической науки,

- об аспектах влияния исторической науки на духовную и политическую жизнь российского социума в двадцатом столетии.

должен знать:

- основные закономерности развития системы исторических знаний,

- механизмы, принципы организации исторической науки и исторического образования,

- пути и направления дальнейшего развития исторических исследований, круг актуальных проблем исторического познания, эвристическое значение множественных историко-философских концепций.

должен уметь:

- делать самостоятельные обобщения при работе с историческими исследованиями, выявлять специфику исторических воззрений различных авторов, особенности методологии различных научных школ и направлений,

- планировать собственную исследовательскую деятельность с учетом историографической специфики, понимать степень разработанности конкретных исторических проблем, природу исторических дискуссий, познавательные возможности исторической науки в изучении исторической конкретики,

- пользоваться историографическими источниками с учетом их специфики и четко представлять границу между историческим и историографическим источником,

- формулировать собственную точку зрения на историческую фактологию, прогнозировать перспективы исторических исследований в конкретной области, обосновывать свои суждения и выводы, в том числе и с точки зрения их научной новизны и актуальности.

должен владеть навыками:

- самостоятельной исследовательской работы (в рамках подготовки докладов, рефератов, научных сообщений, курсовых и дипломных работ), предусматривающих историографическую составляющую,

- поиска и обработки историографической информации, необходимой для полного усвоения и понимания исторического материала.

3.2. Учебно-тематический план курса «Историография истории России» (часть 2)

Распределение часов по темам курса и видам занятий

  Тема Лекции Семинары
1. Предмет историографии истории России в ХХ в. Периодизации истории отечественной исторической науки в ХХ в.    
2. Состояние российской исторической науки после революции 1917 г. Становление марксистской историографии (1917 – сер.30-х гг.).  
3. Советская историография периода сталинизма: историческая наука в сер.30-х – сер.50-х гг.  
4. Развитие советской историографии в период «оттепели» (сер. 50-х – сер. 60-х гг.).  
5. Историческая наука в СССР в сер.60-х – сер.80-х гг.: основные тенденции развития.      
6. Развитие исторической науки в СССР в эпоху «перестройки» (1985-1991 гг.).  
7. Российская историография на рубеже XXI века: тенденции и перспективы развития.    
  Всего:

Содержание курса лекционных занятий.

 

Тема 1. Предмет историографии истории России в ХХ в. Периодизации истории отечественной исторической науки в ХХ в.

Состояние исторической науки в России в начале ХХ в. Октябрьская революция 1917 г. и историческая наука. Особенности советского периода отечественной историографии. Принципы и критерии периодизации истории отечественной исторической науки в ХХ в. Дискуссия о критериях периодизации исторической науки в СССР в начале 1960-х гг. Специфика современных принципов историографической периодизации. Историография как самостоятельная научная дисциплина в СССР. Становление. Особенности развития. Современное состояние историографических исследований.

 

Тема 2. Состояние российской исторической науки после революции 1917 г. Становление марксистской историографии (1917 – сер.30-х гг.).

Историческая наука в России после революции 1917 г. Особенности проблематики. «Кризис» исторической науки. Судьба историков «старой» школы. Становление марксистского направления в отечественной историографии. Марксизм в исторических исследованиях дореволюционного периода. Первые исследования по истории Октябрьской революции 1917 г., истории гражданской войны, истории строительства социализма в РСФСР, СССР. Проблема преподавания истории в средней и высшей школе. Механизмы формирования кадров историков-марксистов. Истпарт. Институт красной профессуры. Историческая наука и идеология на первом этапе развития отечественной историографии в постреволюционный период. Роль теоретического наследия классиков марксизма в формировании новой исторической методологии. М.Н.Покровский и его историческая концепция. «Школа Покровского». Становление официальной историографической концепции: идеологические кампании второй половины 20-х гг., дискуссии в исторической науке на рубеже 20-х – 30-х гг. Письмо Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция». Унификация и стандартизация исторических исследований, введение планового начала в историографии. Усиление вне-научного вмешательства в исторические исследования. «Академическое» дело.

Тема 3. Советская историография периода сталинизма: историческая наука в условиях идеологического прессинга (сер.30-х – сер.50-х гг.).

Особенности состояния исторической науки в СССР к сер. 30-х гг. Восстановление преподавания истории в средней школе, подготовка преподавательских кадров, разработка новых учебников и учебных пособий по истории. Изменения в тематике исторических исследований во второй половине 30-х гг. Особенности изучения проблем дореволюционной отечественной истории во второй половине 30-х гг. Состояние исторических исследований по проблемам истории РСДРП-РКП(б)-ВКП(б). Зарождение сталинизма, его влияние на исторические исследований. Предпосылки появления «Краткого курса истории ВКП(б)», его содержание и концепция, влияние на тенденции развития исторической науки в СССР. Изучение проблематики революционного и освободительного движения в России, истории строительства социализма во второй половине 30-х гг. Особенности развития отечественной исторической науки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Советская историография в первой послевоенное десятилетие: тенденции и противоречия развития. Основные направления исследований дореволюционной истории России. Новации и традиции в изучении советского периода отечественной истории в послевоенный период. Дискуссии в исторической науке. Итоги второго периода развития советской историографии. Русская историческая наука в эмиграции.

Тема 4. Развитие советской историографии в период «оттепели» (сер. 50-х – сер. 60-х гг.).

Состояние исторических исследований в СССР к сер. 50-х гг.: трудности, проблемы, противоречия, состояние научного сообщества. Объективные и субъективные предпосылки перемен в исторической науке. Процесс ресталинизации. Роль ХХ съезда КПСС. Критика культа личности Сталина: историографическая концепция, ее противоречивость и незавершенность. Влияние «оттепели» на изменение тематики и методологии исторических исследований в СССР. Новые тенденции в исследованиях дореволюционного периода российской истории. Обновление исторических исследований по советскому периоду отечественной истории. Изменения в изучении истории революции, истории гражданской войны, истории КПСС.

Новое поколение историков-шестидесятников, их вклад в развитие историографии. Итоги развития историографии в СССР в период «оттепели».

 

Тема 5. Историческая наука в СССР в сер.60-х – сер.80-х гг.: основные тенденции развития.

Историческая наука в СССР к сер.60-х гг.: система подготовки кадров, научные центры, «школы», инфраструктура исторических исследований. Тематика исследований. Методология и методика исторических исследований в СССР в период «застоя». Механизмы административного и идеологического давления на историческую науку. Основные направления исследований по проблематике Древнерусского государства и общества. Изучение проблем истории русских земель в период раздробленности. Исследования по истории возникновения Русского Централизованного государства. История России в 16-17 вв. в историографии сер.60-х – сер. 80-х гг. Петровские реформы в советской историографии периода «застоя». Проблематика исследований по истории России 18-19 вв. Изучение истории общественной мысли, освободительного и революционного движения в советской историографии эпохи «застоя». Исследования по истории Октябрьской революции, гражданской войне, «военному коммунизму», новой экономической политике, индустриализации и коллективизации в СССР. Изучение истории Великой Отечественной войны в период «застоя». Роль и место вспомогательных исторических дисциплин, междисциплинарные исследования. Проблемы и противоречия развития советской историографии в период «застоя».

Тема 6. Обновление исторической науки в СССР в эпоху «перестройки» (1985-1991 гг.).

Состояние советской историографии к сер.80-х гг. Объективные и субъективные предпосылки обновления в исторической науке. «Перестройка», «гласность», «демократизация», их влияние на рост общественного интереса к истории, расширение и видоизменение тематики исторических исследований, заполнение «белых пятен» истории СССР. Изменение форм исторических исследований. Внедрение новых исследовательских методов и приемов. Обновление методологический базы, расширение источниковой и историографической базы исторических исследований во второй половине 80-х гг. Активизация контактов с мировой исторической наукой. Плюрализм в исторических исследованиях. Проблема альтернативности исторического процесса.

Тема 7. Российская историография на рубеже XXI века: тенденции и перспективы развития.

 

Проблема современного «кризиса» исторической науки в России. Поиск новых исторических методологий. Внедрение в исследовательскую практику цивилизационного и модернизационного подхода. Доминирующая тематика исторических исследований. Особенности современного состояния отечественной исторической науки: успехи, проблемы, перспективы. Изучение вопросов дореволюционной отечественной истории на современном этапе. Советский этап исторического развития в современной отечественной историографии. Дискуссии в современной исторической науке. Новые формы исследований, механизмы сотрудничества в исторической науке.

 

Программа семинарских занятий

 

Тема 1. Отечественная историческая наука в 20-е гг.

1. Состояние отечественной историографии после 1917 г. Тематика, проблемы методологии, основные направления развития.

2. Марксизм и историческая наука в Советской России в 20-е гг. Политика советской власти в отношении исторической науки. Формирование марксистского направления в историографии.

3. М.Н.Покровский, его историческая школа. Судьба историков школы Покровского.

4. Историки “старой” школы в 1917- кон.20-х гг. Дело С.Ф.Платонова.

 

 

Литература.

 

 

1. Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука. М.,1968.

2. Брачев В.С. Русский историк С.Ф.Платонов. Спб., 1995.

3. Брачев В.С. Травля русских историков. Спб., 2003.

4. Городецкий Е.Н. Покровский и проблемы истории Октября. // История и историки: Историографический ежегодник за 1976 г. М.,1979.

5. Иванов В.Н. Апофеоз профессора с пикой.// Народное образование. 1990. № 1. С.127-138.

6. Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки. М.,1968.

7. Ильин В.Н. Апофеоз профессора с пикой. // Народное образование. 1990. № 1. С.127-138.

8. Нечкина М.В. Вопрос о М.Н.Покровском в постановлениях партии и правительства 1934-1938 гг..// Исторические записки. М.,1990. Т.118. С.233-247.

9. Очерки истории исторической науки в СССР. Т.IV. М.,1966.

10. Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов. Вып. 1-2. М.,1930.

11. Покровский М.Н. Ленин и история. // Там же. С. 46-58.

12. Покровский М.Н. Ленин и Маркс как историки. // Покровский М.Н. Избранные произведения. Т.4. М.,1967. С.21-27.

13. Покровский М.Н. Ленинизм и русская история.// Там же. С.28-45.

14. Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом очерке.// Покровский М.Н. Избранные произведения. Т.3. М.,1967.

15. Против исторической концепции М.Н.Покровского. М.,1939. Ч.1,2.

16. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М.,1990. С.88-111.

17. Соколов О.Д. М.Н.Покровский и советская историческая наука. М.,1970.

18. Чернобаев А.А. «Профессор с пикой» или Три жизни историка М.Н.Покровского. М., 1992.

19. Чернобаев А.А. М.Н.Покровский - историк Великого Октября: Историографический очерк. // Вопросы истории КПСС. 1989. № 11.

20. Чернобаев А.А. М.Н.Покровский - ученый и революционер.// Вопросы истории. 1988. № 8. С.3-23.

21. Шмидт С.О. Сергей Федорович Платонов и «Дело Платонова». // Советская историография. М., 1996.

22. Энтин Дж. Спор о М.Н.Покровском продолжается.// Вопросы истории. 1989. № № 5. С.154-159.

 

 

Тема 2. «История ВКП(б).Краткий курс» и его влияние на развитие исторической науки в СССР в сер.30-х – сер.50-х гг.

 

1. Тенденции сталинизации в исторической науке СССР в первой половине 30-х гг. Предпосылки формирования официального курса истории ВКП(б).

2. «История ВКП(б). Краткий курс.»: подготовка и издание, особенности структуры и содержания, историографическая концепция.

3. Историческая наука в СССР в сер.30-х – сер.50-х гг.: проблематика, методология, тенденции развития, роль идеологии.

 

 

Литература:

1. История ВКП(б).Краткий курс. М.,1938. (или любое другое издание)

2. Троцкий Л.Д. Сталинская школа фальсификаций. М.,1989.

3. Алаторцева А.И. Советская историческая наука на переломе 20-х – 30-х гг.// История и сталинизм. М.,1991. С. 248-283.

4. Дунаевский В.А. О письме Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» и его воздействии на науку и судьбы людей. // История и сталинизм. М.,1991. С.238-297.

5. Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» - энциклопедия культа личности Сталина. // Вопросы истории КПСС. 1988. № 11.

6. Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» - энциклопедия и идеология сталинизма и постсталинизма: 1938-1988 гг. // Советская историография. М.,1996. С.240-273.

7. Суровая драма народа. М.,1989.

8. Медведев Р. Сталин и «Краткий курс истории ВКП(б)». // История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Репринтное издание. М., 2004.

Тема 3. Историческая наука в СССР в сер.50-х – сер.80-х гг.

1. ХХ съезд КПСС и его влияние на развитие исторической науки в СССР.

2. «Оттепель» в исторической науке: основная проблематика и тенденции развития исторических исследований в сер.50-х – сер.60-х гг. Формы и методы десталинизации в исторических исследованиях.

3. Историческая наука в эпоху «застоя»:тенденции развития, тематика, внедрение новых методов исследования.

4. Изучение проблем дореволюционного периода отечественной истории в сер.50-х – сер. 80-х гг.

5. Исследование проблем истории советского общества в период сер.50-х – сер. 80-х гг.

 

 

Литература:

 

1. О культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.

2. Осмыслить культ Сталина. М., 1990.

3. Стариков Н.В. Эпоха «оттепели» и этапы эволюции сталинизма: вопросы историографии. // Советская историография. М.,1996. С.316-348.

4. Советская историческая наука от ХХ к XXII съезду КПСС. Сб.ст. В 2 ч. М.,1962.

5. Советская историография Киевской Руси. Л., 1978.

6. Черепнин Л.В. Изучение в СССР проблем отечественной истории периода феодализма. // Вопросы истории. 1962. № 1.

7. Советская историография классовой борьбы и революционного движения в России. В 2 ч. Л.,1967.

8. Тарновский К.Н. Советская историография российского империализма. М., 1964.

9. Тарновский К.Н. Социально-экономическая история России начала ХХ в. Советская историография. М.,1990.

10. Советская историография Февральской буржуазно-демократической революции. М.,1979.

11. Городецкий Е.Н. Историографические и источниковедческие проблемы Великого Октября. 1930-1960 гг. М.,1982.

12. Наумов В.П. Летопись героической борьбы: Советская историография гражданской войны и империалистической интервенции в СССР. М.,1972.

13. Очерки по историографии советского общества./ Отв. Ред. П.А.Жилин. М.,1965.

14. Очерки по историографии советского общества. / Отв. ред. М.Е.Найденов. М.,1967.

 

 

Тема 4. Обновление исторической науки в СССР в 1985-1991 гг.

1. Состояние советской историографии к середине 80-х гг. Объективные и субъективные предпосылки обновления исторической науки в СССР.

2. Дискуссии о путях становления и развития советского общества во второй половине 80-х гг. Проблема «белых пятен» в истории.

3. Новации в изучении проблем дореволюционной отечественной истории.

4. Состояние и проблемы методологии исторической науки в период «перестройки» (1985-1991 гг).

Литература.

1. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М., 1992.

2. История и историки. М., 1990.

3. Волобуев О.В., Кулешев С.В. Очищение: История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989.

4. Гражданская война в России: «Круглый стол». //Отечественная история. 1993. № 3. С.102-115

5. Вторая мировая война – истоки и причины: «Круглый стол».// Вопросы истории. 1989. № 6. С.3-32.

6. «Круглый стол»: Изучение истории Великого Октября. Итоги и перспективы. // Вопросы истории. 1987. № 6. С.51-72.

7. «Круглый стол»: Историческая наука в условиях перестройки. // Вопросы истории. 1988. № 3. С.3-57.

8. «Круглый стол»: Советский Союз в 20-е гг. // Вопросы истории. 1988. №9. С.3-58.

9. «Круглый стол»: Советский Союз в 30-е гг. // Вопросы истории. 1988. № 12. С.3-30.

10. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории. // Вопросы философии. 1990. № 11. С.31-43.

11. Октябрь 1917: великое событие века или социальная катастрофа. Сб. ст. / Под ред. П.В.Волобуева. М., 1991.

12. Кризис исторической науки или наука в условиях общественного кризиса: отечественная историография второй половины 80 – начала 90-х гг. // Советская историография. М., 1996. С.447-488.

13. Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука в преддверии третьего тысячелетия. Тюмень, 1999.

14. Историческое значение нэпа. Сб. ст. М.,1990.

15. Историки отвечают на вопросы. Вып. 1,2. М.,1989,1990.

16. Историки спорят. М., 1989.

Тема 5. Основные тенденции развития отечественной историографии на современном этапе.

1. Проблема методологического кризиса в отечественной исторической науке в 90-е гг. Поиск новых методологических оснований в отечественной историографии.

2. Актуальная проблематика исторических исследований на современном этапе отечественной историографии.

3. Российская историография и мировая историческая наука: формы и методы сотрудничества.

4. Перспективы развития российской исторической науки.

 

 

Литература.

1. Россия в XX веке. Судьбы исторической науки. М.,1996.

2. Россия в XX веке. Историки мира спорят. М.,1994

3. Россия в XX веке. Взгляд зарубежных историков. М.,1996.

4. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М.,1997

5. Гражданская война в России. Перекресток мнений. М.,1996.

6. Городецкий Г. Миф «Ледокола». Накануне войны. М.,1995

7. Суворов В. Ледокол (любое издание)

8. Суворов В. День М. (любое издание)

9. Современная историография и полемика вокруг книги В.Суворова «Ледокол».// Советская историография. М., 1996. С.488-522.

10. Игрицкий Ю.П. Общественные трансформации в СССР после 1985 г.: взгляды и концепции. М., 1998.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.