Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы ударения по закрепленности-незакрепленности за определенным слогом слова





↓ ↓

Фиксированное, связанное, одноместное Нефиксированное, свободное, разноместное

Закрепленное за определенным слогом слова Не закрепленное за определенным слогом слова

Чешский, латышский, эстонский, финский языки – первый слог; польский, грузинский - предпоследний; армянский, тюркские – последний слог Украинский, белорусский, болгарский, английский, немецкий, русский языки – любой слог

3. В зависимости от способности-неспособности передвигаться при слово– и формообразовании ударение делится на подвижное и неподвижное.

Подвижное ударение – это ударение, перемещающееся с одного слога на другой, с одной морфемы на другую и даже с одного слова на другое при слово- и формообразовании.

Неподвижное ударение – это ударение, сохраняющееся на одном и том же слоге при слово – и формообразовании.

Типы ударения по способности-неспособности перемещения при слово- и формообразовании

↓ ↓

Подвижное Неподвижное

Перемещающееся при слово – и формообразовании Не перемещающееся при слово– и формообразовании

Русский язык – меньшая часть слов (около 4%) Русский язык – большая часть слов (около 96%)



Ударение в современном русском литературном языке преимущественно неподвижное, например: кни′га, кни′ги, кни′ге, кни′жный, кни′жник. Слов с подвижным ударением мало, но они являются наиболее употребительными, например: рýки, руки′, ручнóй, рукомóйник, рукоприклáдство, нá руки. Необходимо различать подвижность-неподвижность ударения с точки зрения словообразования и формо-образования.

4. По наличию-отсутствию нормированности ударение может быть нормированным и ненормированным. Ударение в русском языке является нормированным для большинства слов. Это значит, что в данном слове ударение закреплено за определенным слогом, что является обязательным для всех говорящих на языке и отражено в орфоэпических словарях, представляющих современные произносительные нормы.

Ненормированным является ударение в словах с вариантным, двояким ударением, не несущим различительной функции (литературные варианты ударения также отражены в орфоэпических словарях), например: бéло-белó, пóлно-полнó, глубокó-глубóко, крýжится–кружи′тся, творóг-твóрог, баржá-бáржа, зáлитый-зали′тый.



5. Необходимо различать нормативность и ненормативность. Нормативность – это правильность, соответствие языковой норме. Ненормативность – это неправильность, отступление от языковой нормы, которое может объясняться влиянием профессионального, диалектного, просторечного, разговорного, народно-поэтического, устаревшего произношения, а также быть индивидуальным орфоэпическим отклонением.

Занимаясь современным русским литературным языком, необходимо рассматривать преимущественно нормативные явления, в том числе и свя-занные с ударением. На это направлена и профессиональная деятельность учителя начальных классов в школе. Но важно также знать причины, которые могут вызывать ошибки, чтобы прогнозировать лингвистические трудности и преодолевать их.

Признаки словесного ударения современного русского литературного языка
По способу выделения ударного слога По закрепленности-незакрепленности за определенным слогом По способности-неспособности перемещения при слово- и формообразовании По наличию-отсутствию нормированности и нормативности
Динамическое, силовое, экспираторное Нефиксированное, свободное, разноместное Неподвижное Нормированное, нормативное
Квантитативное, количественное, долготное Подвижное

Типы ударений во фразе в русском языке

 



Необходимо различать фразовое и логическое ударение. Фразовое ударение приходится на конец фразы, его функция – обозначение границ фразы.

Логическое ударение – это смещенное фразовое ударение; оно может падать на любое фонетическое слово фразы, его функция – выделение логического центра фразы.

Во фразе может быть или логическое, или фразовое ударение, но только одно из них. Логическое ударение сильнее фразового.

Типы ударений во фразе Местоположение Функция Примеры
Фразовое ударение Конец фразы (последнее фонетическое слово) Обозначение границ фразы Сегодня мы едем в Волгогрáд.
Логическое ударение Любое место фразы (любое фонетическое слово, в том числе и последнее) Выделение логического центра фразы Сегóдня мы едем в Волгоград (а не завтра). Сегодня мы′ едем в Волгоград (а не вы). Сегодня мы éдем в Волгоград (а не летим). Сегодня мы едем в Волгогрáд (а не в Ригу)

Определение интонации

 

Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому.

Образование звуков и интонации - это единый артикуляционно-акустический процесс. Интонация и звуки состоят из одних и тех же акустических компонентов: основного тона, тембра, интенсивности и длительности звучания. Одни качества и изменения этих компонентов существенны для звуков, другие - для интонации.

Основной тон и его обертоны образуются в результате колебания голосовых связок. Различные соотношения обертонов, усиливающихся или ослабляющихся в результате изменений резонирующей ротовой полости, образуют тембр звуков.

 

Интонация характеризуется количественными изменениями основного тона: чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон и наоборот. При этом направление движения основного тона может быть ровным: -, нисходящим: (ㅿ), восходящим: (ㅾ), нисходяще-восходящим: (ㅽ), восходяще-нисходящим: (ㅼ). Из всех компонентов интонации изменения основного тона (в дальнейшем изложении просто "тона") наиболее существенны для выражения и восприятия различий по цели высказывания и субъективного отношения говорящего к высказываемому. Для интонации существенно, что степень отчетливости тембра ударного гласного может быть большей и меньшей: увеличение отчетливости - обязательное условие усиления словесного ударения; это усиление является одним из средств смыслового выделения слова. Тембр звуков может меняться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, например, при гневе, радости, страхе. Эти тембровые оттенки являются свойством эмоциональной интонации и в "Грамматике" не рассматриваются.

Напряженность артикулирующих органов может быть различной. От этого зависит амплитуда колебания голосовых связок и соответственно интенсивность звуков. Чем больше амплитуда, тем больше интенсивность и наоборот. Количественные изменения интенсивности разных звуков, и в первую очередь гласных, являются свойством интонации и в сочетании с тоном звуков влияют на их громкость при восприятии. Увеличение интенсивности у звуков с одинаковой высотой тона усиливает их громкость; с другой стороны, при равной интенсивности звук с большей высотой тона воспринимается как более громкий.

Время звучания, т. е. длительность произнесения звуков, различается в зависимости от их качества и от их положения в слове по отношению к ударению.

Однако изменение длительности произнесения любого звука, слога, слова, предложения может быть связано и с темпом речи, который характеризуется количеством звуков, произнесенных в единицу времени: чем больше количество звуков, тем быстрее темп речи и меньше длительность звучания слога, слова, предложения. Эти количественные изменения длительности являются свойством интонации.

Таким образом, для интонации существенны те количественные изменения акустических компонентов, которые не затрагивают фонемные характеристики звуков во всем многообразии их позиционных видоизменений и могут распространяться на разный звуковой состав высказываний.

Различные соотношения количественных изменений акустических компонентов составляют основу интонационных противопоставлений, которые используются как средство выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

Итак, интонация - это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

ИК-1 выражает завершенность мысли в обычном предложении, некое сообщение, факт и дополнительная информация: Здесь живут мои родители. И сестра здесь живёт. В каждом предложении есть главное слово – оно считается ударным. Предударная часть предложения (то, что до ударного слова) произносится на средней высоте голоса. В ударной и заударной частях происходит спокойное понижение высоты голоса (тона). Ударный гласный в центре ИК значительно длительнее предударных и послеударных, он произносится протяжно, плавно: Сегодня хооолодно.

ИК-2: вопросительные предложения с вопросительными словами кто, где, почему, сколько, что: Что это? Где вы были. Нисходящий тон: плавный спуск тона от начала предложения к концу. Центр ИК-2 находится или на вопросительном слове, или на любом другом слове, в зависимости от цели высказывания: Где книга? Где книиига? Этот центр интонационно выделяется.

ИК-3: вопросительное предложение без вопросительного слова: Это ваааша книга? Вы люююбите плавать? Интонационный центр в ИК-3 находится на слове, которое несет основную смысловую нагрузку. Предударная часть ИК-3 произносится на среднем тоне. Ударная часть начинается с более высокой точки по сравнению с предударной. В пределах слога тон продолжает повышаться и, достигнув вершины, резко падает. На заударной части происходит понижение тона ниже среднего. Главная трудность ИК-3 – повышение тона в пределах одного слога. ИК-3 употребляется не только в вопросительных предложениях. В простых диалогах ИК-3 используется при выражении: незавершённости Антон и Аааанаа танцуют; сопоставления: Я читаааю, а он считает; перечисления: Антооон, Натаааша, Зоооя, Саааша поют.

ИК-4: сопостовительные вопросы: Его сестра приехала. А женааа? Тон падает в перелах ударного слоа (приехала) Ровное повышение тона происходит на конечном слоге (женааа). Если ударение падает не на конечный слог, тон повышается, на предпоследнем: Вход здесь. А выыыход? ИК-4 используется в официальных сообщениях.

ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов Эта конструкция часто оформляет восклицания: Какая погода! Великолепно! Когда эта фигура реализуется внутри одного слова, то восходящий тон приходится на первый слог, а нисходящий на ударный: Чудееесно! Если ударным является первый слог, то фигура реализуется на одном гласном, а ровная часть тона отсутствует: Умница. ИК-5 наиболее ярко проявляется при выражении качественной и количественной оценки: Как он плавает! (тон поднялся, подержался и плавно спустился)

ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов. Эта конструкция используется в оценочных восклицаниях: Какой вееечер тёплый! (тон поднялся и остался на верху) ИК-6 проявляется в оценочных предложениях: Мороз сегодня!

ИК-7: сочетание восходящего тона с гортанной смычкой. Эта конструкция используется в экспрессивных оценках: Хорошо! /(как будто в конце запнулись) Где / он отдыхал! (т.е. он нигде не отдыхал) Когда / это будет (т.е. будет не скоро).

· ИК-1: нисходящий тон на гласном центра; используется при выражении завершённости повествовательногопредложения;

· ИК-2: нисходящий тон в сочетании с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра;реализуется в вопросах с вопросительными словами;

· ИК-3: восходящий тон с последующим падением; типична для вопросов без вопросительных слов ( Вы былив театре?);

· ИК-4: нисходяще-восходящий тон; используется в сопоставительных вопросах (Я иду. А Вы?);

· ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (имеется два центра: на гласном первого центратон повышается, на гласном второго центра — понижается); используется для выражения и усиления оценкив предложениях с местоименными словами (Какой сегодня день!)

· ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов; сфера использования данной конструкции включает какоценочные восклицания (Какой вечер тёплый!), так и выражение недоумения (Какие у них обычаи?);

· ИК-7: сочетание восходящего тона со смычкой голосовых связок в конце артикуляции гласного центра, чтоотличает ИК-­7 от ИК­-3; данная конструкция служит выражению экспрессивной оценки (Какой он отличник!'Он не отличник').

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.