Сделай Сам Свою Работу на 5

Ассимиляция. Диссимиляция. Оглушение конечных звонких согласных звуков





Фонетические процессы

 

Звуки речи произносятся в потоке связной речи; за счет принципа экономии артикуляционных затрат возможны два тина фонетических процессов: комбинаторные и спонтанные.

Комбинаторные фонетические процессы связаны с влиянием соседних звуков, когда рекурсия предшествующего звука взаимодействует с экскурсией последующего.

Спонтанные фонетические процессы связаны с влиянием общих условий произношения: влиянием начала и конца слова, характера слога, позиции но отношению к ударению.

Комбинаторные изменения обусловлены фонетическими процессами аккомодации (рассмотренной в системе гласных), ассимиляции, диссимиляции, диэрезы (пропуска), эпентезы (вставки), гаплологии (поглощения) и др. Спонтанные изменения обусловлены фонетическими процессами протезы, оглушения звонких согласных в конце слова, редукции (рассмотренной в системе гласных) и др.

Позиционные изменения звонких и глухих согласных

Звуки Изменяются В позиции Примеры
Звонкие согласные оглушаются на конце слова, перед глухим согласным Дубы – ду[п], низы – ни[с]кий
Глухие согласные озвончаются перед звонким согласным Молотить – моло[д]ба, просить – про[з’]ба

Позиционные изменения твердых и мягких согласных



Звуки Изменяются В позиции Примеры
Твердые согласные смягчаются перед мягкими губными, зубными и [ј] [д’в’]ерь,[с’н’]ег,[в’ју’]га

Фонетические процессы

Из фонетических процессов, характерных для согласных, необходимо особо выделить ассимиляцию и диссимиляцию.

Ассимиляция – это уподобление согласных. Диссимиляция – расподобление. Ассимиляция соответствует уже упомянутому принципу экономии артикуляционных затрат, сглаживает контрасты, диссимиляция же противоречит этому принципу, увеличивает контрасты, чтобы снять неудобную речевому аппарату монотонность артикуляции.

Ассимиляция широко используется в фонетической системе русского литературного языка, диссимиляция же обычно встречается в ненормированной речи (просторечие, диалекты, детская речь). Ассимиляция, как и диссимиляция, характеризуется следующими признаками:



 

1) отстояние (контактная, если взаимодействующие звуки находятся рядом, и дистактная, если взаимодействующие звуки разделены другими; для русского языка характерны только контактные ассимиляция и диссимиляция);

2) направление (прогрессивная, если предшествующий звук влияет на последующий, и регрессивная, если последующий звук влияет на предшествующий; для русского языка характерны только регрессивные ассимиляция и диссимиляция);

3) результат (полная ассимиляция, если один звук полностью уподобляет себе другой, вызывая себе подобный, и частичная ассимиляция, если один звук лишь частично, но некоторым признакам уподобляет себе другой, вызывая более близкий, но не тождественный себе звук; полная диссимиляция, если взаимодействовали тождественные звуки, частичная диссимиляция, если взаимодействовали нетождественные звуки);

4) тип (способ образования, место образования, глухость-звонкость, твердость-мягкость).

Например, отдать – [Λда’т’]:[тд] > [дд] – ассимиляция контактная, регрессивная, полная, по звонкости; мягкий – [м’а’хк’иi]: [гк’]>[к’к’] –ассимиляция контактная, регрессивная, полная, но глухости и мягкости, [к’к’]>[х’к’] – диссимиляция контактная, регрессивная, полная, по способу образования.

Ассимиляция соответствует принципу экономии артикуляционных затрат и широко используется в современном русском литературном языке.

Диссимиляция противоречит принципу экономии артикуляционных затрат и в современном русском литературном языке встречается довольно редко. Диссимиляции подвергаются взрывные заднеязычные перед взрывными заднеязычными. Диссимиляция шире распространена в ненормированной речи: диалектах, просторечии, детской речи.



Казалось бы, сосуществование и фонетической системе языка противоположных фонетических процессов – ассимиляции и диссимиляции, основывающихся на различных тенденциях, на различном отношении к принципу экономии артикуляционных затрат, невозможно: ведь ассимиляция уменьшает артикуляционные затраты, а диссимиляция их увеличивает.

Но и ассимиляция, и диссимиляция обеспечивают облегчение произношения: ассимиляция сглаживает контрасты артикуляции соседних звуков, а диссимиляция снимает монотонность повторения одинаковой артикуляции. В таком случае полная ассимиляция должна быть устранена как противоречащая принципу снятия монотонности, тем не менее полная ассимиляция характерна для фонетической системы современного русского литературного языка.

Но и здесь нет противоречия: полная ассимиляция, соответствующая принципу экономии артикуляционных затрат, но противоречащая принципу снятия монотонности артикуляции, приводит к последующему стяжению согласных (изменению двух одинаковых согласных в один, долгий) с возможной утратой долготы согласного или без утраты долготы, например: отделить – [Λд’элът’] : [тд’]>[д’д’] – ассимиляция контактная, регрессивная, полная, по звонкости и мягкости; [д’д’]>[д’] – стяжение согласных.

Полная ассимиляция может быть снята и диссимиляцией, например: легкий [л’ох’киi] : [гк’]>[к’к’] – ассимиляция контактная, регрессивная, полная по глухости и мягкости; [к’к’]>[х’к’] – диссимиляция контактная, регрессивная, полная, по способу образования.

Таким образом, принцип снятия монотонности оказывается более важным для фонетической системы современного русского литературного языка, чем принцип экономии артикуляционных затрат.

В диалектах русского языка ассимиляция связана не только с согласными, но и с гласными. Так, например, взрывной согласный [д] перед носовым [н] испытывает контактную, регрессивную, полную ассимиляцию по способу образования: медный – [м’энъi.]:[дн]>[нн] с дальнейшим стяжением согласных: [нн]>[н]; переднеязычные мягкие ассимилятивно смягчают последующие твердые заднеязычные: Манька – [ма’н’к’ъ]:[н’к]>[н’к’] – ассимиляция контактная, прогрессивная, частичная, по мягкости; ассимилятивное аканье, при котором гласный первого предударного слога ассимилятивно обусловлен качеством ударного гласного, тоже связано с принципом уподобления.

Диссимиляция была достаточно широко представлена в исторической фонетике русского языка, причем она была дистактной и касалась плавных согласных [р], [л]: феврарь > февраль, велблюд > верблюд. Подобные факты встречаются и в современном просторечии: коридор > колпдор, секретарь > секлетаръ, прорубь > пролубь. И в то же время находим примеры ассимиляции плавных; лаборатория > лаболагпория.

Диалектным является и диссимилятивное аканье, характерное для западных говоров русского языка, при котором гласный первого предударного слога диссимилятивно обусловлен качеством ударного гласного по подъему: если в ударной позиции гласный нижнего подъема, то в первом предударном – ненижнего; если в ударной позиции гласный ненижнего подъема, то в первом предударном – нижнего.

В позиции конца слова звонкие согласные оглушаются. Например, рады – [ра’ды], рад – [ра’т]. Сонорные согласные (кроме [ј(i)]) в позиции после глухих согласных в конце слова частично утрачивают голос, что обозначается крышечкой под согласными. Например, о вопле – [во’пл’ь], вопль – [во’пл’], смотра – [смо’тръ], смотр – [смо’тр], космы – [ко’смы], косм – [ко’см]; копны – [ко’пны], копн – [ко’пн].

Кроме фонетических процессов: редукции, аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, оглушения конечного звонкого согласного, стяжения согласных, сокращения долготы согласного, в современном русском языке наблюдаются и другие, реже встречаемые фонетические процессы, которые имеют ассимилятивную или диссимилятивную основу: диэреза (пропуск), гаплология (поглощение), эпентеза (вставка), протеза (добавление), метатеза (перестановка).

Фонетические процессы На основе Встречаются Примеры
Диэреза (пропуск) ассимилятивной утрата согласного в группах согласных здн, стн, лнц, рдц, вств [пра•з’н’ик], [л’эс’н’ицъ], [с’эрцъ], [здра•ствуi], [со•нцъ]
утрата [ј] между гласными в северных говорах [быва•iьт] > [быват]
диссимилятивной утрата смычки в аффрикатах [ч’н]>[шн] [ч’т]>[щт] что [што•], скучно [ску•шнъ], конечно [кλн’э•шнъ]
Гаплология (поглощение слова ему подобным) диссимилятивной утрата одного из двух рядом стоящих одинаковых или подобных слогов морфофонология > морфонология, знаменоносец > знаменосец, минералология > минералогия, трагикокомедия > трагикомедия, стипепендия > стипендия
Эпентеза (вставка) диссимилятивной вставка [в], [γ], [ј], [т], [д] между гласными при зиянии в окончаниях прилагательных мужского рода ед.ч. родительного падежа; встречается также в просторечии, в детской речи в иностранных словах [зло•въ], [до•бръвъ], [дурнλво•], [шп’ијо•н], [ф’ијалкъ], [ндра•ф], [стра•м], [кλка•въ], [испан’иiь], [ита•л’иiь], [л’иэво•нт’иi], [лър’иво•н], [ра•д’ивъ]
Протеза (добавление) диссимилятивной добавление [в], [γ], [ј], [и] к началу слова в современном русском языке, в говорах, в просторечии; имело место и в истории языка вострый, навострить, гострый – [γ], восемь, гусеница – [γ]>[г], это – [јэ•], ильгов вместо льгов, ильвовна вместо львовна, шила вместо шла
Метатеза (перестановка) ассимилятивной и диссимилятивной в заимствованных словах футляр (нем. futtleral), тарелка (польск. talerz, нем. teller, фрол (лат. flor)
при переходе слова из литературного языка в диалекты ведмедь вместо медведь, ралёк вместо ларек
в детской речи при усвоении речи взрослых лошадка > ласатка > салатка скамейка > камейка > макейка

Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - М., 2003 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.