Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие о тексте. Задачи стилистики текста





Одно из направлений стилистики. Предмет изучения: целый текст. Изучает закономерности организации текста как речевого произведения в зависимости от целей, задачей общения, содержания и функционально-стилевой принадлежности.

Основы стилистики текста были заложены в работе Виноградова, Ларина, Винокура, Бахтина.

В качестве особого направления оформились лишь в последнее десятилетие.. связана с развитием лингвистики текста.

Лингвистика текста изучает структуру текста и текстуальные единицы (занимается грамматикой текста). Стилистика текста изучает стилистическую значимость языковой единицы в конкретном тексте или типе текстов, роль этих единиц в создании стилевой специфике текста, выражение его содержания, таким образом, функциональный аспект предполагает единство формы и содержания.

Один из разделов функциональной стилистики.

Текст – это объединенное смысловой связью последовательность языковых единиц.

Основные свойства: связность, целостность, завершенность.

В современной лингвистики распространено 3 понимания термина «текст»:

-единица высшего уровня языковой системы



-единица речи, результат речевой деятельности

-единица общения, обладающая смысловой завершенностью

В функциональной стилистике текст соотносится с его экстралингвистической основой. При этом обращается внимание на коммуникативную целесообразность использования ресурсов языка в той или иной сфере, ситуации общения.

Такой подход предполагает:

-текст осуществляет взаимодействие между автором и адресатом

-всегда отражает авторский замысел

-представляет речевую систему, свойственную данной сфере общения

-всегда ориентирован на адресата речи

Типология текста:

В основе лежат лингвистические и экстралингвистические факторы. Наиболее распространенной классификацией является классификация по жанрово-стилистической принадлежности.

-художественные

-научные

-деловые

-публицистические

-разговорные (вопросы является дискуссионным)

Возможна дифференциация по характеру построения речи:

-от 1 лица

-от 2 лица

-от 3 лица

По количеству участников коммуникации:



-монолог

-диалог

-полилог

Дифференциация по функционально-смысловому назначению:

-описание

-повествование

-рассуждение

Функционально-смысловые типы речи

Описание служит для описания природы, внешности; главное не действие, а сами явления, их свойства и качества, основную смысловую нагрузку несут прилагательные и существительные и те части речи, которые способствуют описанию. Глагольные формы используются для характеристики предмета. Характерно номинативные предложения и эллиптичные конструкции. Особой разновидностью описания является характеристика, тип речи для изображения качеств человека и предмета.

В художественной, публицистической и научной речи.

Повествование изображает последовательности ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Каждое последующее предложение описывает какой-то этап действия в развитии сюжета. Большую роль играют видовременные отношения. Основную нагрузку несут глаголы и глагольные формы совершенного вида (предельное действие). Используется конкретная лексика. Ход событий акцентируется с помощью обстоятельств образа действия.

Художественная речь.

Рассуждение – это тип текста, который соответствует форме абстрактного мышления. Придает речи аргументированный характер. Преобладают лексические и грамматические средства, которые позволяют описать причинно-следственные связи. Представляет собой цепь предложений, которые связаны логической связью.

Распространены в научной сфере.

 

Обязанности редактора.

Печатное слово должно быть грамотным, красиво сложенным в предложения и, конечно же, чему-то учить своего читателя. Ни одно уважающее себя издание, будь то газета, журнал или Интернет-сайт не могут позволить себе публиковать тексты бездарные, написанные серым, скучным языком или с ошибками. Вот для этого - недопущения к опубликованию некачественных статей или исправления мелких недочётов - необходим редактор. Он «наводит глянец» на тексты, шлифует их, устраняет шероховатости, неточности, подгоняет их под стилистику печатного издания.



Профессия редактор родилась тогда, когда появились писатели, журналисты, вернее, когда эти профессии получили массовый и повсеместный характер. Без редакторской твёрдой руки печатные издания выходили разношёрстными, каждый раз перекраиваясь по-новому.

Поэтому был необходим человек, который следил бы за содержанием и управлял всеми материалами. Этим человеком стал редактор.

В первую очередь редактор работает с текстами, приводя их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к публикациям определенного жанра. Это касается исправления речевых недочетов (кому же приятно читать книгу или статью, содержащую опусы типа «Подъезжая к станции, с него слетела шляпа»), переформулирования неясных или сложных для восприятия фраз.
Редактор отвечает за приведение, текста в соответствие с жанром издания. Так, к примеру, научная статья, параграф школьного учебника и статья в популярном журнале, посвященные одному и тому же вопросу (например, причинам начала Великой Отечественной войны), будут написаны абсолютно по-разному.

Одна из важнейших задач редактора - привести текст в соответствие с тем, кому он адресован и для чего будет использоваться. Кроме того, он должен проследить, чтобы стиль был единообразным: странно и нелепо выглядят тексты, в которых один абзац будто бы выписан из научной диссертации, а соседний с ним больше напоминает желтую прессу.

Помимо редактирования текстов, в ряде случаев редакторы выполняют и дополнительные функции, по сути являющиеся управленческими. Так, они рассматривают поступившие в издательство материалы и принимают обоснованные решения: принять их в печать, отклонить, или же вернуть авторам на доработку.

Ищут и привлекают к работе новых авторов. Координируют работу других специалистов, участвующих в подготовке издания (распределяют работу между корректорами и верстальщиками, ищут художников для оформления произведений, размещают заказы в типографиях и т. п.).

Определяют общую политику изданий: какого рода материалы в них включать, в расчете на каких читателей. Впрочем, это касается, прежде всего, тех специалистов, которые уже сделали карьеру на редакторском поприще, достигли определенных профессиональных высот (например, получили должность главного редактора журнала). В небольших издательствах редакторы нередко исполняют также функции корректора - ликвидируют опечатки, грамматические ошибки и дефекты набора в готовящихся к печати текстах.

Основные должностные обязанности редактора таковы:

  • составление плана работ по определенным срокам (день, неделя, месяц, год);
  • поддержание концепции издания, отбор контента;
  • составление анонсов и пресс-релизов;
  • подготовка рекламных акций издания;
  • контроль верстки и печати издания (если это печатное СМИ);
  • сбор и анализ информации о работе конкурентов.

В некоторых компаниях редактор занимается:

  • подбором журналистов, авторов, копирайтеров;
  • мониторингом читательской или зрительской аудитории;
  • работой с письмами читателей;
  • переводом текстов иностранных изданий;
  • самостоятельным написанием материалов и статей.

 

Список литературы

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Голуб И.Б. Риторика: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001.

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международн.отношения, 1993.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974.

7. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: Московская международная школа переводчиков, 1994.

8. Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. – М.: Дрофа, 1995.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.