Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема словообразовательного разбора





аПоставить слово из текста в начальную форму (как это сделать см. ниже). Т.е. НЕ УЧИТЫВАЕМ при анализе ОКОНЧАНИЯ и ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СУФФИКСЫ.

бПопытаться разобрать слово по составу. Отбрасываем окончание (если есть), видоизменяя слово, находим корень. Затем ищем знакомые приставки перед корнем и суффиксы после него.

вНайти производящее слово - ближайшее по форме мотивирующее слово с близким значением. Определить, какими морфемами производное слово отличается от производящего. На этой основе выяснить способ словообразования.

Способы словообразования

В контексте вопроса В1 вас должны волновать только ЧЕТЫРЕ морфологических способа словообразования: приставочный, суффиксальный, бессуффиксный и приставочно-суффиксальный. Существуют также другие способы: сложение (ПАР-о-ВОЗ), переход в другую часть речи (мороженое - прилагательное, ставшее существительным) и т.д., но о них вас, слава Богу, не спросят. Итак...

Приставочный способ

Самый простой для анализа способ словообразования. Пример: за-нес-л-а ←от нести. Добавилась приставка за-. Напоминаю, что, хотя в слове за-нес-л-а очевидно наличие суффикса -л-, однако нельзя считать, что оно образовано приставочно-суффиксальным способом! Если вы не знаете почему, начинайте читать страницу с начала: вы явно что-то недопоняли!



Приставки хорошо известны. Надо только убедиться, что это приставка, а не часть корня (см. примеры выше). Чаще всего таким способом образуются глаголы (раз-давить) и прилагательные (не-нужный), но это могут быть и существительные (при-город), местоимения (ни-кто), наречия (кое-как).

Остальные три способа имеют дело с суффиксами. Главный ключ к успеху - узнаваемость суффиксов. Поэтому советую ознакомиться со списком наиболее частотных суффиксов русского языка.

Суффиксальный способ

Обращаю ваше внимание, что этот способ в задании В1 встречается чаще всего. Производящее и производное слово отличаются суффиксом. Процесс может осложняться тем, что один суффикс заменяется на другой. Это один из возможных дополнительных процессов (усечение производящей основы): рез-к-а ←от реза-ть, раздел-ыва-ть ←от раздела-ть.



Например, если вам попалось слово излишествами, то его надо разобрать так. Ищем начальную форму - излишество. Это существительное образовано от прилагательного "излишний". Способ словообразования суффиксальный. Дополнительный процесс - усечение производящей основы, т.е. отсечение суффикса -н-. А то, что исчезает и окончание "-ий", для нас не важно, т.к. это формообразующий элемент. Все это вам проговаривать для себя не обязательно, вы просто должны быть готовы, что может быть одновременно исчезновение одного суффикса и появление другого.

Также надо не забывать о возможном чередовании гласных и согласных в корне. Например, глагол сов. вида КОС-ну-ться образован ←от глагола несов. вида КАС-а-ть-ся суффиксальным способом.

Пожалуйста, не забывайте о том, что существует множество ФОРМОобразующих суффиксов. Научитесь их узнавать. Когда вы их видите, то должны сначала привести слово к начальной форме, а потом уже анализировать. Иначе вы скажете, например, что глагол ходи-л образован от глагола ходи-ть суффиксальным способом. А на самом деле ходил - это и есть глагол ходить, только в форме прошедшего времени, что выражено формообразующим суффиксом -л-. То есть на вопрос: "Каков способ словообразования у слова ходила?" - вы должны ответить: "Никакой! Это форма глагола ходить, который является непроизводным".

Перечислю основные формообразующие суффиксы и ситуации их применения:

  • Глагольные суффиксы прошедшего времени -л- или -Ø- (нулевой суффикс). Ходи-л =(форма) ходи-ть, нес-Ø = нес-ти.
  • Суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий: -е, -ее, -ей, -ше... Суффиксы превосходной степени прилагательных: -айш, -ейш. Громч-е = громк-ий (+чередование ч/к). Умн-ейш-ий = умн-ый.
  • Формообразующим также является -ть/-ти (суффикс инфинитива). В некоторых школьных учебниках этот суффикс называют окончанием.
  • Многочисленные суффиксы причастий и деепричастий*: -ущ, -вш, -нн, -енн; -а, -я, -вши... Опозда-вш-ий = (форма) опозда-ть.

*С причастиями и деепричастиями есть один нюанс. Как бы вы определили часть речи слова забывший? Если вам довелось учиться по учебникам В.В.Бабайцевой, то там причастия и деепричастия рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. Но и в школах, в которых учат по другим учебникам, это слово, скорее всего, было бы определено как причастие. Однако с позиций заданий В1 забывший - это глагол, поскольку такой части речи, как причастие, не существует. Для нас важен практический аспект этих разногласий. Как было только что сказано, суффиксы причастий и деепричастий являются формообразующими. Это один из многочисленных примеров того, что противоречия разных учебников и сама традиция "школьного" разбора способны приводить к ошибкам на ЕГЭ, а также пример того, что этот печальный факт напрочь игнорируется составителями тестов и институтом ФИПИ, который их утверждает. Запомните: в контексте задания В1 причастие и деепричастие - это ФОРМЫ ГЛАГОЛА (что бы вам на эту тему ни говорили в школе). Поэтому нельзя сказать, что слово забывший образовано суффиксальным способом от слова забыть. Забывший - это и есть слово забыть, только оно стоит в форме причастия прошедшего времени мужского рода в именительном падеже, что выражено формообразующим суффиксом -вш- и окончанием -ий. К сожалению, готовясь к ЕГЭ, не всегда можно полагаться на свой учебник и даже на здравый смысл.



Хочу обратить ваше внимание, что возвратный суффикс глаголов -сь/-ся НЕ считается формообразующим. Это надо учитывать при поисках не только суффиксального, но и приставочно-суффиксального способа словообразования. Так например, слово разбушеваться образовано приставочно-суффиксальным способом (приставка раз- и суффикс -ся).

Хорошо, если вы будете знать самые распространенные суффиксы. Но не увлекайтесь! Иногда фрагмент слова может лишь казаться суффиксом. Например, школьники иногда разбирают слово ключик так: клю-чик, где -чик- - это суффикс. Да что там школьники, даже авторы школьных учебников иногда выдают подобные перлы. Например, все тот же искрометный учебник под редакцией Бабайцевой шокировал филологическую общественность, предложив разбирать по составу слово искусство таким образом: ис-кус-ств-о. Не забывайте, что узнать знакомый суффикс мало - надо сравнить слово с "соседями" по словообразовательной цепочке. Еще один пример того, что нельзя бездумно полагаться на свой учебник.

Бессуффиксный способ

Обратите внимание, что в разных учебниках используются разные термины. "Бессуффиксным" этот способ называется только в одном из трех школьных комплексов - учебнике под редакцией Бархударова и Крючкова. Также в пособиях встречаются термины "нулевая суффиксация", "бессуффиксальный" и "безаффиксный" способ. Есть непроверенная информация, что все эти термины заложены в компьютер, но лучше не рисковать, а писать именно "бессуффиксный". Обратите внимание: два С и два Ф! Опять же, компьютер, возможно, простит неправильное написание, но лучше не искушать судьбу.

Этот способ очень простой. Пример: сущ. бег образовано от глагола беж-а-ть путем отсечения суффикса -а- (инфинитивный суффикс -ть не учитывается). В этом примере мы также видим чередование г/ж.

Бессуффиксный способ словообразования можно определить на основании алгоритма. Как это сделать см. в блоге: Алгоритмы к заданиям В1 и В3

Если необходимо найти бессуфиксальный способ, то следует искать существительные! Почему-то иногда пытаются найти такие слова среди глагольных форм. Это совершенно непродуктивно. Например, один из участников форума, которому на ЕГЭ надо было найти бессуффиксный способ, выбрал слово "погиб", а его учителя потом почему-то поддержали его в этом заблуждении. Между тем, погиб - это форма глагола погибнуть, который образован от глагола гибнуть приставочным способом (см. обсуждение этой темы на форуме). Можно даже не вдаваться во все эти рассуждения - просто запомните, что бессуффиксным способом образованы только существительные. Примите это за аксиому.

Тот факт, что бессуффиксным способом образуются только существительные, нигде в школьной программе не зафиксирован. Теоретически можно было бы предположить, что и другие части речи могут образовываться по такой модели. Однако, вы упростите себе жизнь, если не будете искать ничего, кроме существительных. Например слово рад ("Я очень рад") очень хочется произвести из слова радость бессуффиксным способом. Но словарь рисует обратную связь: рад > радость, рад > радовать.

Короче, говоря, запомните, что бессуффиксным способом образуются существительные от глаголов или прилагательных. Только не забывайте, что гораздо чаще существительные являются непроизводными. Например, слово стол никак нельзя произвести из слова столовый, поскольку в нем превалирует предметное значение. А вот слово ширь получилось бессуффиксным способом из прилагательного широкий: в нем явно преобладает значение признака. То есть производными являются только те существительные, которые имеют нехарактерное для них значение дейсвтия или признака.

Некоторые не совсем верно понимают суть бессуффиксного способа, полагая, что суффикс раньше был, но потом он отвалился (по типу шир-ок-ий > ширь). Совсем не обязательно! Например, слово синь образовано от прилагательного син-ий, в котором суффикса и так отродясь не было. Эту модель тоже относят к бессуффиксному типу. Таким образом, не важно, был ли суффикс в производящем слове, главное, чтобы его не было с производном.

Но основная сложность заключается в том, чтобы понять, что значение признака или действия превалирует. В оценке неизбежен элемент субъективности. Например, в словаре существительное польза считается непроизводным, а от него образовано прилагательное полезный. Но такая последовательность совершенно не очевидна! Кто-то может решить, что значение признака в этих словах является основным. В этом случае порядок связи был бы обратным, а слово польза оказалось бы образовано бессуффиксным способом.

Но это редкий случай. Обычно, если возникают сомнения, то их лучше трактовать в пользу бессуффиксного способа словообразования.

Приставочно-суффиксальный способ

Большинство образованных таким способом слов, которые вы сможете найти в тексте, - это наречия, имеющие приставку и суффикс (типа поблизости).

Однако не расслабляйтесь раньше времени. На практике это самый сложный способ для анализа. Задача осложняется целым рядом факторов. Сначала, как обычно, вы ставите слово в начальную форму, "очищая" его от формообразующих суффиксов. Затем необходимо убедиться, что приставка и суффикс "настоящие", то есть они не являются частью корня. Затем надо правильно найти производящее слово (ближайшего "предка") - это самое трудное. И наконец, - убедиться, что у этого предка нет ни приставки, ни суффикса, которые есть у производного слова.

Этот способ относительно редкий. Чаще слово развивается, поочередно прибавляя приставки или суффиксы. Особенно редко таким способом бывают образованы существительные. Классический пример - под-окон-ник. Слова "оконник" не существует, поэтому здесь одновременно присоединились и приставка и суффикс.

Если вам предлагают найти в тексте слово, образованное приствочно-суффиксальным способом, то нередко им оказывается наречие (как наречие по-близ-ост-и в разобранном нами примере). Но не спешите всегда делать выбор в пользу наречий. Убедитесь сначала, что у них есть приставка и суффикс. Для этого надо изменять слово. Например, слово намедни по виду похоже, но было бы ошибкой предположить у него приставку на- и суффикс -и. Это слово является непроизводным.

Осторожно, неморфологические "осложнения"

Как уже было сказано, задание В1 касается только МОРФОЛОГИЧЕСКИХ способов словообразвоания. Беда в том, что при поиске нужного слова в тексте вас могут сбивать другие способы. Их нельзя просто игнорировать.

Супплетивные формы

Часто в русском языке происходит образование форм слова от другой основы (это так называемый супплетивизм). Анализировать такие слова нужно только в пределах гнезда однокренных слов. Совершенно очевидно, что слова ходить, шел, идти - являются формой одного и того же слова. Однако с точки зрения словообразования это РАЗНЫЕ СЛОВА! Поэтому, например, не следует пытаться связать слова положить и класть, усматривая в этом приставочный способ словообразования (положить, отложить и под. - непрозиводные слова, поскольку нет слова "ложить"). Чередоваться в корне может одна буква (угрожать/угроза). Но если "чередуется" весь корень, то это уже не чередование, а супплетивные формы. Анализировать их надо отдельно друг от друга.

Сложение

Другой неморфологический способ словообразования - сложение (типа паровоз). Если такое слово попалось в начальной форме, можно его игнорировать в тексте. Но от таких слов могут образовываться другие - уже морфологическим путем. Например, слово "паровозный" образовано суффиксальным способом.

На что обратить внимание (читать только отличникам, остальным попить квасу)

Самая большая странность составителей тестовых заданий B1 заключается в том, что они считают глаголы совершенного и несовершенного вида разными словами. Это очень спорный момент: скорее, это разные формы одного слова. Так или иначе, вам придется решать непростой вопрос, какой из глаголов видовой пары является "предком". Никакого алгоритма решения этой головоломки не существует, во всяком случае, эта информация нигде не раскрывается. Эксперты ФИПИ просто ориентируются на словообразовательный словарь. А в словаре прослеживается приоритет (т.е. тенденция к "старшинству") глаголов совершенного вида. Наиболее последовательно эта тенденция прослеживается в отношении глаголов с суффиксом -ивы/-ева, хотя и там есть исключения.

Типичная модель выглядит так: за-ДЕРЖ-ива-ть (несов. вид с приставкой) ←от за-ДЕРЖ-а-ть (сов. вид с приставкой) ←от ДЕРЖ-а-ть (инфинитив). Таким образом:

  • за-ДЕРЖ-ива-ть образовано ←от за-ДЕРЖ-а-ть. Способ - суффиксальный.
  • за-ДЕРЖ-а-ть ←от ДЕРЖ-а-ть. Способ - приставочный.

В целом же иерархические отношения между глаголами видовой пары определяются только соображениями дизайна словарной статьи. Авторы словаря просто не приводят альтернативные иерархические связи, стремясь избежать дублирования словообразовательных цепочек, разнонаправленности связей или их "кольцевания". При этом совершенный и несовершенный вид может несколько раз чередоваться, как в примере со словом касаться:

  • Согласно словарю Тихонова, КОС-ну-ться (сов. вид) образован ←от КАС-а-ть-ся (несов. вид).
  • Но в том же "гнезде" представлена и обратная связь (!): при-КАС-а-ться (несов. вид) образован ←от при-КОС-ну-ть-ся (сов. вид)

 

Беда в том, что при анализе любого куска текста встречаются глаголы, а у любого глагола есть характеристика по виду. И, как мы только что видели, глаголы несов. вида далеко не всегда являются производными от глаголов сов. вида.

К сожалению, в этих условиях выполнение задания В1 во многом превращается в гадание на кофейной гуще. Я не стану грузить вас лишней информацией (кому интересно, почитайте на эту тему мой блог). С практической точки зрения я могу дать несколько советов:

  • Если вам попался глагол с приставкой и суффиксом -ива/-ыва, считайте, что производящим (первичным) является глагол совершенного вида. В остальных случаях, разбирая глаголы, полагайтесь на интуицию.
  • Помните что модель происхождения бесприставочных глаголов несов. вида от глаголов сов. вида по частотности является превалирующей. Проще говоря, совершенный вид чаще бывает старшим "родственником".
  • Если есть сомнения, не ограничивайтесь поиском ближайшего "предка", а попытайтесь восстановить всю цепочку вплоть до исходного непроизводного инфинитива. При этом используйте три модели:
  1. Инфинитив сов. вида (начало цепочки) > инфинитив несов. вида. Пример: одеть > одевать. Такая связь бывает достаточно очевидна.
  2. Инфинитив несов. вида > приставочный глагол сов. вида > приставочный несов. вида. Пример: жить > прожить > проживать.
  3. Инфинитив несов. вида > инфинитив сов. вида > приставочный сов. вида > приставочный несов. вида. Пример: касаться > коснуться > прикоснуться > прикасаться.

Честно признаюсь, что есть и другие модели, но они встречаются реже (например, ходить > хаживать - оба несов. вида). Не забывайте, что всегда надо "танцевать от печки". Т.е. если вам попалось слово забы-вш-его, то вы сначала должны отбросить окончание и формообразующий суффикс причастия -вш- и потом анализировать начальную форму этого глагола: забыть. А ее, кстати, и анализировать нечего, поскольку она является непроизводной, будучи не связана по смыслу с глаголом быть. Короче, запаситесь словарем и изучайте возможные цепочки. И тогда, может быть, проскочите мимо многочисленных ловушек, расставленных для вас кровожадным и ненасытным осьминогом ФИПИ.

Как пользоваться словарем

Любое изучение теории не поможет вам полноценно подготовиться к выполнению задания В1. Вашим лучшим помощником станет Школьный словообразовательный словарь под ред. Тихонова, который можно купить меньше, чем за 200 рублей. Акцентирую ваше внимание, что вам нужна именно эта книга, поскольку существуют упрощенные школьные словари, в которых дается только морфемное членение слова, но не отражено так называемое словообразовательное "гнездо". Это гнездо должно выглядеть так:

Как работать с этим словарем? Если у вас возникает непонимание, почему в тренировочном задании для какого-то слова выбран (или не выбран) определенный способ словообразования, найдите это слово в словаре. Только помните, что надо отбросить приставку и вернуться к начальному непроизводному слову. Например слово вылечивать бесполезно искать на букву "в", его надо искать в гнезде слова "лечить". На примере словарной статьи вы можете проследить типичные модели словообразования. Как например здесь: вылечивание - суф.сп. ←от вылечивать - суф. сп. ←от вылечить - прист. сп. ←от лечить.

Тяжелый случай

Анализ результатов ЕГЭ 2011 года показал, что самым сложным для учеников стало слово ЗАМЕНА (доля правильных ответов всего 18%). Если вы внимательно прочитали эту страницу сайта, то без труда определите способ словообразования. Главное - помнить правило про ближайшего "предка", а также не забывать, что окончания мы не учитываем. Проверьте себя. Чтобы узнать правильный ответ, наведите мышь сюда.

Бессуффиксный от заменить!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.