Сделай Сам Свою Работу на 5

Одно слово с тремя ловушками





Пример

Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?

План подготовки

Чтобы правильно выполнить задание, вы должны уметь две вещи: 1) Разобрать слово по составу. 2) Найти слово, от которого оно образовано. Обе эти задачи весьма нетривиальны, особенно вторая. Очень важно понимать, что наличие в слове, например, приставки и суффикса, вовсе не является гарантией того, что оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Но об этом чуть позже.

Разбор по составу

Я не буду досконально объяснять, как разбирать слово на морфемы, - это заняло бы много времени. Но несколько полезных советов все же дам.

  • Окончания и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании,поэтому при определении способа словообразования они не учитываются. Анализировать следует начальную форму слова. Такие морфемы отвечают не за словообразование, а за словоизменение, то есть изменение формы слова. Окончание изменяет слово по четырем признакам: род, число, лицо, падеж (хотя бы по одному из них). Слово под-пис-а-л-и-сь образовано приставочным способом, поскольку формообразующие суффиксы -л-, -сь и окончание -и- мы не учитываем, а рассматриваем начальную форму подписать (в которой уже присутствует суффикс -а-). Если вы поняли этот абзац, то ваши шансы улучшились на 50%. Имеющий уши - да услышит!
  • Говоря о делении слова по составу и о словообразовании мы не анализируем его этимологию (от чего слово образовалось исторически), а рассматриваем его строго в рамках современного русского языка (принцип синхронности). Например, нельзя производить слово столица от слова стол, хотя исторически связь между этими словами была.
  • Нет необходимости досконально разбирать слово по составу. Вы должны определить его основу (для этого надо отбросить окончания и формообразующие суффиксы типа возвратного -ся/сь в глаголах, -ее сравнительной степени прилагательных и др.), а затем найти основу производного слова. Калач-ик-омкалач. В слове "калачиком" основа "калачик-" (окончание отбросили). Выяснили, что оно образовалось от слова "калач". Чем они отличаются? Суффиксом -ик-. Значит способ словообразования суффиксальный. Схему разбора подробнее обсудим чуть позже.
  • Важно найти корень, поскольку мы знаем, что перед ним бывают приставки, а после него - суффиксы и окончания.Корень - это общая неделимая (!) часть родственных (!) слов. Прошу обратить внимание на это, казалось бы, банальное определение. В нем важно каждое слово. В слове ЧЕРН-ик-а корень черн-, суффикс -ик-, а в слове БРУКСНИК-а корень брусник-. Почему? Потому что к слову брусника в современном языке нельзя нельзя подобрать родственное слово без фрагмента -ик- (с учетом чередования к/ч). Это к вопросу о неделимости. Что касается родственных слов, то приведу другой пример: в существительном РАБОЧ-ий корень рабоч-, поскольку связь со словом раб утрачена. Корень может являться полноценным словом: СЛОН. Но многие корни невозможны без дополнительных морфем: БИ-ть - корень би- без суффиксов не встречается. Могут быть даже слова без корня, но это большая редкость: вы-ну-ть (вы- приставка, -ну- и -ть - суффиксы).
  • Найдя корень, вы легко найдете все остальное. Иногда суффиксов бывает несколько. Формообразующие суффиксы встречаются и после окончания (-ся/-сь), но, как уже было замечено, в словообразовании они не участвуют, так что их следует игнорировать. Чтобы найти все морфемы, надо подбирать родственные слова с тем, чтобы суффиксы и приставки "отваливались" по одному. Например, в слове ДЕРЕВ-янн-ый суффикс -янн-, а в слове рас-СТРЕЛ-я-нн-ый два суффикса: -я- и -нн- (ср. рас-СТРЕЛ-я-вш-ий).

На разборе слова нужно набить руку. Особенно важно изучить, какие бывают суффиксы, чтобы их легко узнавать. Проще всего это сделать с помощью словообразовательного словаря, который также незаменим для изучения словообразовательных цепочек.







Разбираем пример

Давайте немного разомнемся и проанализируем предложенный пример. При этом обозначим ключевые принципы разбора.

В данном случае мы имеем дело с наиболее проблемным вариантом: вас просят найти слово в куске текста (если повезет, спросят, каким способом образовано конкретное слово). К тому же речь идет о самом сложном для понимания приставочно-суффиксальном способе. Первым делом, необходимо подчеркнуть или лучше выписать в черновик все слова, которые, на ваш взгляд, имеют приставку и суффикс. Не уверены, все равно выписывайте - потом разберетесь. У вас может получиться внушительный список. В данном случае - восемь слов: задерживались, находились, поблизости, известен, разрешить, отлучки, почему, открытки.

Мы знаем, что есть только одно слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. На этой стадии многие сдаются и решают задание методом тыка. Но шанс один из восьми - это та еще русская рулетка! Первым делом давайте отсеем из этого мега-списка слова, в которых нам померещились приставки, а на деле они являются частью корня.

А приставка ли это?

Слово НАХОДИЛИСЬ отбрасываем. Оно не может быть образовано от слова "ходить", поскольку имеет совсем другой смысл. Поиск и хождение - это разные вещи. И здесь заметьте для себя важнейший момент: производное слово должно быть мотивировано производящим не только на структурном, но и на смысловом уровне - это принцип мотивированности (к нему мы еще вернемся).Так что "на" - не приставка, а часть корня: НАХОД-и-ть.

Дальше рассмотрим слово ИЗВЕСТЕН, с которым ситуация гораздо сложнее. Связано ли оно со словом весть? Без словаря решить этот вопрос крайне трудно. Вроде бы, смысл тот же: известный - это тот, о котором разнесли некую весть. Но в словаре считается, что слово "известный" - непроизводное, (хотя в том же словаре от слова весть выводится слово известие). То есть в слове из-ВЕСТ-иj-э есть приставка "из", а в слове ИЗВЕСТ-н-ый это часть корня. Таким образом, слова известие и известный по смыслу никак друг с другом не связаны! Казалось бы, есть шанс попасть в ловушку. Но в данном случае мы "проскочим". Даже если ошибочно предположить, что прилагательное известный (в краткой форме известен) произведено от слова известие, то это все равно не приставочно-суффиксальный способ, поскольку в обоих словах уже есть фрагмент "из-". Так что при любом раскладе это будет суффиксальный способ. Это иллюстрирует еще один важный принцип разбора: для определения способа словообразования необходимо найти непосредственно производящее слово, а не идти в самое начало цепочки, где расположено исходное непроизводное слово.

Теперь избавимся от слова РАЗРЕШИТЬ: решать и разрешать - это разные слова. Это еще одна жестокая засада. Здесь так и хочется выделить знакомую приставку "раз". Ан нет, это часть корня: РАЗРЕШ-и-ить. Не забывайте всегда сопоставлять значение производного слова из текста с предполагаемым производящим словом. Иногда значения кажутся близкими, но это может быть иллюзией.

Дальше у нас наречие ПОЧЕМУ, которое вообще не изменяется и никак не связано со словом чем (Т.П. от что). В топку его!

Одно слово с тремя ловушками

Иногда при поиске старших "родственников" бывает обратная ситуация. Например, слово ЗАДЕРЖИВАЛИСЬ, на первый взгляд, не имеет отношения к слову держать. Но если вы откроете словарь, то увидите, что это не так: авторы словаря рисуют цепочку ДЕРЖ-а-ть → за-ДЕРЖ-а-ть. Никакого четкого алгоритма здесь нет - надо самому оценивать, насколько значения близки и полагаться на интуицию. Это одна из зон риска в задании В1.

Но с этим словом есть и другие сложности. Нельзя сказать, что слово задерживались произведено от слова задерживали или задерживал. Дело в том, что все эти слова - суть ФОРМЫ глагола задерживать (в самом начале страницы я уже говорил, что окончания и формообразующие суффиксы при анализе не учитываются). Именно к этому слову и надо искать "предка". Таким образом, при определении способа словообразования необходимо анализировать начальную форму слова, отбрасывая все окончания и формообразующие суффиксы (позже объясню получше).

Теперь осталось понять, от чего же нам производить злополучное слово задерживать? Может быть от слова "держать"? Тогда это будет приставочно-суффиксальный способ. Ни в коем случае! И здесь мы добрались до одной из главных ловушек, в которую ежегодно попадаются десятки тысяч экзаменуемых. Запомните, что с точки зрения составителей тестов, глаголы несовершенного вида, имеющие "видовые" суффиксы -ыва/-ива обычно образованы от глаголов совершенного вида. Правда, бывают варианты, когда оба глагола несовершенного вида (хаживать ←от ходить). Вообще "первичность" совершенного вида вовсе не является универсальной, и четких правил здесь нет. Но пока примите это как данность: глагол за-ДЕРЖ-ива-ть образован от глагола за-ДЕРЖ-а-ть. Вы спросите: "И что же это за странный способ словообразования, если отвалился один суффикс (-а-) и одновременно на его место присобачился другой (-ива-)". Это такая своеобразная суффиксация: производящая основа может укорачиваться, и в данном случае она укоротилась как раз на суффикс -а-, место которого занял суффикс -ива-. В итоге этого получасового анализа, задерживались мы отбрасываем, как недостойное высокого звания слова, образованного приставочно-суффиксальным способом.

Возможно, вы также захотите избавиться от слова ОТЛУЧКИ, сказав, что, раз оно не встречается без "от-" (нет слова лучка), то это тоже часть корня. Тем более, со словом "луч" связи нет. Но приставка здесь все-таки имеется. Напоминаю, что многие корни являются "связанными", то есть они не встречаются без дополнительных морфем. Это относится не только к суффиксам, но и к приставкам. Так что в слове от-ЛУЧ-к-и "от-" - это как раз приставка. Заметьте, что есть слово раз-ЛУЧ-и-ть, где приставка другая. В слове от-КРЫ-т-к-и тоже есть приставка: оно явно имеет связь со словом от-КРЫ-ва-ть (ср. "за-крывать"). Но оба эти слова мы тоже отметаем, поскольку они образованы от слов, в которых уже есть приставка. от-ЛУЧ-к-и - это форма слова отлуч-к-а ←от слова отлуч-и-ть, значит образовано суффиксальным способом. Открытки - форма существительного откры-т-к-а ←от слова откры-ть - тоже суффиксальный способ.

Вот оно!

И вот долгожданный момент: осталось одно слово ПОБЛИЗОСТИ. Надеюсь, вы понимаете, что оно образовано от слова БЛИЗ-ость. Значит приставка по- у нас имеется. Сердцебиение учащается... Теперь самое важное не проскочить мимо морфемы на конце слова по-БЛИЗ-ость-и. Если вы решите, что - это окончание (как в Р.П. существительного БЛИЗ-ост-и), то плакал ваш балл за это задание. Окончания служат для изменения формы слова (ходил/ходил-а, слон/слон-у, близость/близост-и). А здесь у нас наречие - неизменяемая часть речи. Поэтому - это не окончание, а суффикс. Приз в студию! Мы нашли наше заветное слово по-БЛИЗ-ость-и, которое образовано приставочно-суффиксальным способом от слова БЛИЗ-ость.

На этом наш анализ закончен. Искомое слово - поблизости. Сколько времени у вас займет подобный анализ на ЕГЭ, я не знаю. Но это вопрос не ко мне. А теперь на основе разобранного примера резюмируем принципы анализа.

Основные принципы словообразовательного анализа

01Принцип синхронности (анализируем слово только в рамках современного языка, не вдаваясь в этимологию).

02Принцип мотивированности (производное и производящее слово близки по смыслу, а дополнительный оттенок значения мотивирован отличием морфемного состава).

03Принцип непосредственной связи (нельзя перескакивать через звенья цепочки, необходимо найти ближайшего "предка").

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.