Сделай Сам Свою Работу на 5

II.II. Опыт Центров социальной помощи семье и детям, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних





Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них: предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации; принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства[1].





Департамент социальной защиты населения города Москвы. Центр социальной помощи семье и детям "Косино-Ухтомский» проводят лекции, направленные на: повышение уровня правовых знаний; профилактику употребления психоактивных веществ; профилактику ВИЧ/СПИДА; формирование навыков адекватного поведения в ситуациях криминогенного характера.

Индивидуальная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: разработка плана совместных действий по преодолению трудной жизненной ситуации; Информационно-просветительская работа с родителями; беседы по вопросам педагогической культуры и воспитательской активности родителей; правовое консультирование. Клуб детско-родительских отношений «Пойми меня, мама», Дискуссионный клуб для подростков «Откровенный разговор», Патриотический клуб "От героев былых времён...", Гражданско-правовой клуб "Право на жизнь"[18].

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Капотня» г. Москвы занимается выявлением семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении. Проводит индивидуальную профилактическую работу с детьми и подростками «группы риска»: склонных к бродяжничеству и попрошайничеству; систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях и не поступающих в них; - состоящих на учете в милиции, районной комиссии по делам несовершеннолетних и на внутришкольном учете; - имеющих проблемы в отношении с родителями и со сверстниками; употребляющих наркотические вещества или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества[20].



Центр социальной помощи семье и детям г.Йошкар-Олы использует разнообразные формы и методы (занятия, игру, конкурсы, викторины, беседы) с учетом индивидуальных особенностей детей. Для развития познавательного интереса во внеучебной сфере, расширения кругозора детей в центре организована работа кружков и клубов, где они учатся шить, вышивать, готовить пищу и правильно сервировать стол, поют, танцуют, постигают основы актерского мастерства и народно – прикладного искусства. Дети занимаются в ДТЮ “Ровесник”, в кружках и клубах близлежащих домов культуры и библиотеках. В центре проводится множество праздников, организаторами которых выступают сами дети. Утренники, вечера, “День именинника”, операции “Мойдодыр”. Воспитанники центра посещают спектакли кукольного, драматического, камерного театров, концерты в филармонии, Дворце искусств, художественные музеи, планетарий, изучают природу края в пешеходных прогулках и походах.

Отделение профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних «Первомайский» г.Красноярск. Специалистами учреждения выбраны следующие пути и методы работы: погружение подростка в новую для него атмосферу жизни, ярко контрастную привычной (создание реферетной среды); установление новых позитивных личностных связей между подростком и взрослым; культивирование чувства самоценности у каждого ребенка и подростка, помощь ему в формировании положительной "Я – концепции". Пропаганда здорового образа жизни, приобретение позитивного жизненного опыта, сплочение семей и детских сообществ ведется через содействие в трудоустройстве, досуговые мероприятия и организацию совместного отдыха[19].

Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара Отделения профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних «Огонек», «Вера», «Семья», «Подросток». Отделения посещает такая категория как несовершеннолетние с девиантным поведением, в том числе: занимающихся самовольным уходом из дома; состоящих на учете в ОПДН УВД г. Сыктывкара; состоящих на учете в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД РФ по РК; амнистированных несовершеннолетних; не посещающих общеобразовательные учреждения;

При организации и проведении профилактики првонарушений среди несовершеннолетних привлекают психолога, нарколога и органы КПДН, используют такие формы как беседа, тренинги (занятия с психологом ЦППН); игры (ролевые, на свежем воздухе, интеллектуальные в шахматы, шашки, домино, спортивные – твистер, футбол, эстафеты, соревнования); экскурсии (согласно программе); видео просмотр фильмов, направленных на профилактику употребления ПАВ в рамках работы Кабинета Здорового подростка; на профилактику агрессивного и насильственного поведения в подростковой среде[17].

Подводя итог изложенному в данной главе, можно сделать вывод, что проблема профилактики девиантного поведения подростков становится все более важной для будущего России, требует самого пристального внимания и срочных мер для ее решения. Особое значение в силу негативной возрастной динамики правонарушений среди несовершеннолетних приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении несовершеннолетних.

Существуют различные технологии и программы профилактики правонарушения несовершеннолетних. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей детей и ситуации, в которой они оказались.

Все эти организации предоставляют бесплатные социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним, организуют досуг и занятость так называемым трудным подросткам, осуществляют информационно-просветительскую работу с несовершеннолетними. Они тесно взаимодействуют между собой с целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества.

 


Заключение

Ситуация с правонарушениями несовершеннолетних в настоящее время остается достаточно сложной. Несмотря на некоторое снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних, их показатели остаются достаточно высокими. Помимо этого, отмечается усиление жестокости и общественной опасности правонарушений, рост числа хорошо спланированных и организованных групповых преступлений. Обращает на себя внимание и тот факт, что преступность несовершеннолетних молодеет, возрастает участие в ней девочек-подростков.

Большинство из подростков воспитываются в неблагополучной семье. Для них характерны глубокие нарушения эмоциональной и познавательной сферы, деформация нравственных ориентаций и установок, повышенная тревожность, агрессия, отсутствие элементарных трудовых и гигиенических навыков. Интересы несовершеннолетних правонарушителей носят развлекательный характер, направлены на удовлетворение примитивных потребностей и целей.

Формированию противоправного поведения несовершеннолетних способствует множество факторов. К ним можно отнести социально-экономические, морально-этические, психолого-педагогические, биологические и другие факторы.

В силу критической ситуации, сложившейся в подростковой преступности и увеличением числа факторов, способствующих формированию данного типа поведения, все большее значение принимает система оказания социальной помощи вышеуказанной категории населения. Одним из таких видов помощи является социальная реабилитация. В связи с комплексным нарушением личности подростков-правонарушителей, затрагивающих все сферы его жизнедеятельности, процесс социальной реабилитации включает в себя множество направлений работы, таких как: педагогическое, диагностическое, психологическое, оздоровительное и другие. Организация данной деятельности должна носить системный, комплексный характер, включать в себя согласованные действия всех специалистов учреждения, направленные на достижение единой цели по ресоциализации подростка и реадаптации его к существующим условиям жизни.

Также одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые возвращаются из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательно-трудовых колоний. Успешное решение проблемы несовершеннолетних правонарушителей требует объединения усилий не только специалистов разного профиля в отдельно взятом учреждении, но и представителей всего реабилитационного пространства, занятых работой с детьми и подростками. На сегодняшний день действия данных учреждений недостаточно скоординированы, отсутствует комплексный подход в организации их деятельности, нечетко определены организационно-правовые формы их взаимодействия. Поэтому в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер по совершенствованию системы оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям на уровне отдельно взятых учреждений, на уровне управлений и министерств, на уровне законодательной власти.

Помочь несовершеннолетнему найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить преступление.


Литература

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: закон Российской Федерации №120-ФЗ от 24.06.1999 г. // СПС Консультант-плюс. – 1999

2. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации": закон Российской Федерации N 442-ФЗ от 28.12. 2013 г.// СПС Консультант-плюс. – 2013

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

4. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.: «Российское право», 1992. С. 37

5. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М.: Юрист,1966. — 336 с.

6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.: «Социальное здоровье России», 1994. С. 32.

7. Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — 276 с.

8. Выгодский, А. С. Педагогика подростков [Текст] / А. С. Выгодский. – М. : Научный мир, 2000. – 52 с.

9. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002. — 272 с.

10. Гуров, В. Н. Социальна работа [Текст] / В. Н. Гуров. – СПб: Питер, 1999. – 101 с

11. Зайнышева, И.Г Технология социальной работы[Текст]/Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр 2002. — 240 с.

12. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика[Текст]/учебник для студентов педагогических вузов/Ф.А.Мустаева.-М.:Академический прект,2003.-528 с.

13. Мельникова, Э.И. Профилактика безнадзорности детей и подростков [Текст] / Э.И. Мельникова. - М.: 2002. - 159 с.

14. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на - Дону: «Феникс», 2003. С.248.

15. Столяренко, И. Н. Социальная работа в общеобразовательном учреждении [Текст] / И. Н. Столяренко. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 205 с.

16. Тигунцева Г. Н., Третьякова Л. М. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты. Иркутск, 2002. — 288 с.

17. Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" – (http://social.dsl-komi.ru/2011-02-01-11-23-58).

18. Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям "Косино-Ухтомский" - (http://dcku.ru/index/profilaktika_beznadzornosti_nesovershennoletnikh/0

19. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» «Первомайский» город Красноярск – (http://www.pervomay24.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=4)

20. Государственное бюджетное учреждение Центр социального обслуживания «Капотня» - (http://www.kcsokapotnya.ru/branches/42-branch-prevention-and-juvenile-beznadzornosti)

21. Информационное агентство БНК – (http://www.bnkomi.ru/data/news/26188/

22. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=2318013

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.