Сделай Сам Свою Работу на 5

II.I. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности





Профилактика в социальной работе – это научно-обоснованное и своевременное предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психических, социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутреннего потенциала.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей.

Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка” или “система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний”

Приведённое выше определение понятия профилактика позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс: выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем; уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы; предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий; сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни; содействие в достижении поставленных целей, раскрытие внутренних потенциалов и творческих способностей[12,с.528].



Профилактика делинквентного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений.

Среди основных направлений профилактики делинквентного поведения особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость[13,с.159].



Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Условиями успешности профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком.

В работе с развивающейся личностью предлагается выделить следующие уровни профилактической работы: первичную, вторичную и третичную профилактику.



Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков. Она включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем.

В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам.

Как показывают исследования, несовершеннолетние правонарушители имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга несовершеннолетних является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.

В своей работе социальный работник использует различные методы и формы работы с несовершеннолетними правонарушителями. Рассмотрим психолого-педагогические методы.

K психолого-педагогическим методамотносятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, бесе­да интервью и другие.

Самым распространенным методом в социальной работе является метод наблюдения, который дает возможность наблюдать за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, со сверстниками, за его трудом.

Непременное условие успеха беседы – учет возраста, его индивидуальных особенностей, задатков и способностей[10,с.101].

Метод анкетирования помогает узнать интересы и особенности несовершеннолетнего, определить пси­хологические проблемы, представить его прежние поступки. Составляя анкету, необходимо проанализировать ее содер­жание и форму, главные вопросы расширить дополнительными, которые помогут подростку раскрыть главное. Анкетирование может быть закрытым,при котором предпола­гается несколько ответов. Один из ответов является ожидаемым. При открытоманкетировании богатая информация собирается за счет обилия вопросов.

Метод интервьюдает возможность получить сведения на зара­нее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулиро­ваны. Исследование ведется в разговорной форме по одной опре­деленной теме.

Также в практике используются различные виды тестирования. Чаще всего к этому методу обращаются, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом ис­пользуются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие.

В социальной работе используются различные формы: индивидуальная, групповая, массовая.

Социальная работа с личностьюпредполагаеторганизацию кратковременных или длительных контактов, дове­рительного и продуктивного общения. При этом основное назна­чение специалиста — помочь человеку, его семье понять обстоятельства, ситуацию, в которой они оказались, мобилизовать внут­ренние ресурсы, понять свою роль в совместных действиях, сти­мулировать и/или организовать при необходимости активные дей­ствия по преодолению проблемы.

При работе с группойспециалист может либо выделять ти­пичное, общее для этого объединения людей, либо использо­вать обратный процесс — формировать группу на основе общих проблем и интересов[11,с.240].

В свою очередь социальная работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних должна выполнить следующий ряд задач: формирование законопослушного поведение подростков; устранение причин и условий совершения правонарушений, которые способствуют развитию подростков и подготовке их к сознательной жизни в быстро изменяющихся жизненных ситуациях.

Вся работа специалиста социальной работы выстроена по определенной технологии. Социальная же технология существует лишь в рамках социума и ее суть – построение человеческих отношений в любой его сфере. Социальная технология разделяется на базовые и частные, где базовые – направлены на гармонию индивидуального, личного и общественного; на развитие творческих способностей и активности. Частные направлены на социальной конструирование, урегулирование отношений и операций, оптимизацию социального взаимодействия на разных уровнях. Социальная технология должна учитывать все объективные и субъективные условия и спроектировать оптимальное развитие социального процесса.

Социальная технология закреплена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[2], «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1] и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[3].

К настоящему моменту в российском законодательстве подготовлены предпосылки для появления системной общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Можно утверждать, что профилактика как технология является неотъемлемым элементом в социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями. Так же частью социальной работы являются методы, без которых невозможно добиться поставленной цели, т.к. они являются средствами социальной профилактики социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Работа с такими несовершеннолетними должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.