II.I. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности
Профилактика в социальной работе – это научно-обоснованное и своевременное предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психических, социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутреннего потенциала.
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей.
Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка” или “система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний”
Приведённое выше определение понятия профилактика позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс: выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем; уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы; предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий; сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни; содействие в достижении поставленных целей, раскрытие внутренних потенциалов и творческих способностей[12,с.528].
Профилактика делинквентного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений.
Среди основных направлений профилактики делинквентного поведения особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость[13,с.159].
Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.
Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Условиями успешности профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком.
В работе с развивающейся личностью предлагается выделить следующие уровни профилактической работы: первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков. Она включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.
Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем.
В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам.
Как показывают исследования, несовершеннолетние правонарушители имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга несовершеннолетних является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.
В своей работе социальный работник использует различные методы и формы работы с несовершеннолетними правонарушителями. Рассмотрим психолого-педагогические методы.
K психолого-педагогическим методамотносятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа интервью и другие.
Самым распространенным методом в социальной работе является метод наблюдения, который дает возможность наблюдать за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, со сверстниками, за его трудом.
Непременное условие успеха беседы – учет возраста, его индивидуальных особенностей, задатков и способностей[10,с.101].
Метод анкетирования помогает узнать интересы и особенности несовершеннолетнего, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Составляя анкету, необходимо проанализировать ее содержание и форму, главные вопросы расширить дополнительными, которые помогут подростку раскрыть главное. Анкетирование может быть закрытым,при котором предполагается несколько ответов. Один из ответов является ожидаемым. При открытоманкетировании богатая информация собирается за счет обилия вопросов.
Метод интервьюдает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме.
Также в практике используются различные виды тестирования. Чаще всего к этому методу обращаются, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие.
В социальной работе используются различные формы: индивидуальная, групповая, массовая.
Социальная работа с личностьюпредполагаеторганизацию кратковременных или длительных контактов, доверительного и продуктивного общения. При этом основное назначение специалиста — помочь человеку, его семье понять обстоятельства, ситуацию, в которой они оказались, мобилизовать внутренние ресурсы, понять свою роль в совместных действиях, стимулировать и/или организовать при необходимости активные действия по преодолению проблемы.
При работе с группойспециалист может либо выделять типичное, общее для этого объединения людей, либо использовать обратный процесс — формировать группу на основе общих проблем и интересов[11,с.240].
В свою очередь социальная работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних должна выполнить следующий ряд задач: формирование законопослушного поведение подростков; устранение причин и условий совершения правонарушений, которые способствуют развитию подростков и подготовке их к сознательной жизни в быстро изменяющихся жизненных ситуациях.
Вся работа специалиста социальной работы выстроена по определенной технологии. Социальная же технология существует лишь в рамках социума и ее суть – построение человеческих отношений в любой его сфере. Социальная технология разделяется на базовые и частные, где базовые – направлены на гармонию индивидуального, личного и общественного; на развитие творческих способностей и активности. Частные направлены на социальной конструирование, урегулирование отношений и операций, оптимизацию социального взаимодействия на разных уровнях. Социальная технология должна учитывать все объективные и субъективные условия и спроектировать оптимальное развитие социального процесса.
Социальная технология закреплена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[2], «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1] и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[3].
К настоящему моменту в российском законодательстве подготовлены предпосылки для появления системной общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Можно утверждать, что профилактика как технология является неотъемлемым элементом в социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями. Так же частью социальной работы являются методы, без которых невозможно добиться поставленной цели, т.к. они являются средствами социальной профилактики социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Работа с такими несовершеннолетними должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|