Сделай Сам Свою Работу на 5

РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ 14 глава





Типы воспитания И ш э+в ПС А п м
«Кумир семьи» * *           *
Гиперопека * * *   * *   *
Типы воспитания И ш з+в ПС А п м
Гипоопека * * * * *   *   *
Безнадзорность * * *        
«Золушка»         *    
«Ежовые рукави­цы»   * * * * *   *
«Двойное принуж­дение»   * *         *

Примечание: В клинической психологии используется классификация: И - исте­рический характер, Ш- шизоидный, Э+В- эпилептоидный (возбудимый вариант), ПС - психостенический, А - астенический, П- паранойяльный, М - мозаичный (сме­шанный).

Характер истерический- повышенная эмоциональность и впе­чатлительность, жажда признания, аффективно-мотивационная ла­бильность и пр.

Лабильность (лат. labilis - подвижный, нестойкий). Нестабиль­ность функционирования, непостоянство, значительные колебания в амплитуде тех или иных проявлений.

Характер шизоидный - ориентация на внутренние ощущения и пе­реживания, замкнутость, нелюдимость, необщительность, неспо­собность переживать яркие эмоции и пр.



Характер эпилептоидный- эмоциональная ригидность, склон­ность застревать на каких-либо эмоциях, педантизм, склонность сле­довать нормам.

Характер психостенический- застенчивость, смущение, нереши­тельность, робость, мнительность и пр. Вариантом этого типа ха­рактера является тревожный (озабоченность критикой в свой адрес и др.).

Характер астенический - уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребнос­тях других, повышенная эмотивность и др.

Эмотивность (лат. emoveo - возбуждать) - повышенная чувстви­тельность, при которой эмоциональные реакции наступают быс­тро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными. Синоним - эмоциональность.

Характер паранойяльный - чрезмерная чувствительность к неуда­чам и отказам со стороны окружающих, подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих и др.

НАРУШЕНИЯ

К нарушениям характера относят психопатии. Чтобы отличить акцентуации характера от психопатий, П.Б. Ганнушкин выделил три критерия:



1) Характер может считаться патологическим, если он относи­тельно стабилен во времени, то есть мало меняется в течение жиз­ни. «Каков в колыбельке, таков и в могилку».

2) Тотальность проявления характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: на работе, на отдыхе, и среди знакомых и среди чужих.

3) Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывают либо он сам, либо окружающие его люди, либо и те и другие.

Психопатии могут быть разные, их названия порой совпадают с акцентуациями.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Характеры людей многообразны. Множество черт характера и огромное число их сочетаний делают характер человека неповтори­мым, уникальным. Однако характер человека может приобрести не­которые индивидуальные качества, которые воспринимаются окру­жающими как «тяжелый», «жесткий», «железный», «мягкий», «золо­той» характер.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

В динамическом подходе характер изучается на основе наблюде­ний и использования методик самоанализа.

В клиническом подходе также основными методами являются систематические наблюдения и использования методик для опреде­ления типов характеров.

Диагностические

Для исследования типов характера используются опросники К. Леонгарда, А.Е. Личко (для подростков).

Для изучения характера существует специальная методика А.И. Крупнова.

Отдельные черты характера можно выявить методом полярных профилей.

ТЕМА 22 • САМОСОЗНАНИЕ

ПОНЯТИЕ

Осознание себя как некой физической сущности, которая облада­ет формой и другими характеристиками и может становиться пред­метом самооценки и суждений других людей, сопровождает челове­ка на протяжении всей жизни. Это явление является центральным во многих научных теориях. Вместе с тем до сих пор не существует ни его универсального определения, ни единства в терминологии: самосознание, «Я», «Эго», «Я-концепция» и др.



«Я-концепция», самосознание— совокупность всех представ­лений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Р.В. Берне). В основе самосознания лежит способность человека отличать се­бя от своей собственной жизнедеятельности. Согласно современ­ным представлениям «Я-концепция» включает: 1) когнитивную, 2) оценочную и 3) поведенческую составляющие.

1. Когнитивная составляющая - это знания и представления о се­бе (о своих физических свойствах, способностях, качествах и пр.) -«Я-образ». Этот образ включает: «Я-реальное» (какой я на самом де­ле); «Я -идеальное» (каким я хотел бы быть); «Я-зеркальное» (как ме­ня воспринимают другие) или, например, у К. Хорни «Я-фантасти-ческое» (каким мог быть, если было бы возможно). Человек стре­мится приблизить реальное «Я» к идеальному. Если же преобладает фантастическое «Я», то сознание и деятельность личности дезорга­низуются и выход из невротического конфликта возможен только через осознание личностью своего реального «Я».

2. Оценочная составляющая выражает отношение человека к се­бе в целом и к своим отдельным качествам. Это отношение проявля­ется в форме непосредственной эмоциональной реакции или оце­ночного суждения. Адекватное отношение к себе выступает в форме самоуважения, гордости, требовательности к себе, совести, чувства долга и выражается в самооценке. Самооценка может быть адекват­ной (совпадающей с реальной) или неадекватной, которая в свою очередь, может быть завышенной или заниженной. Самооценка мо­жет быть устойчивой и неустойчивой. Желаемая самооценка назы­вается уровнем притязаний. Он проявляется в трудности целей, за­дач, которые человек выбирает, и повышается при успехе деятель­ности. Для полноценного самочувствия человеку необходимо само­уважение. Согласно У. Джеймсу самоуважение находится в прямой зависимости от успеха и в обратной - от уровня притязаний.

При отсутствии успеха человек вынужден снижать уровень при­тязаний.

3. Поведенческая составляющая - саморегулирование поведения личности. Адекватные когнитивная и оценочная составляющие фор­мируют и адекватное поведение. Саморегуляция поведения имеет две формы: управление конкретным поведением и планирование, которое является основой самовоспитания.

Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможнос­тей, качеств и места среди других людей.

Уровень притязаний - желаемая самооценка (К. Левин); установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности.

Я-браз- это знания и представление личности о себе, о своих фи­зических свойствах, способностях, качествах.

Я-реальное- представление о том, каким человек является сей­час.

Я-идеальное - представление о том, каким человек хочет быть.

Я-фантастическое - представление о том, каким человек мог бы быть, если это было возможно.

Я-зеркальное - представление о том, каким человека воспринима­ют другие.

ФУНКЦИИ

«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: 1) она способс­твует достижению внутренней согласованности личности, необхо­димой для психического благополучия; 2) определяет интерпрета­цию опыта и 3) является источником ожиданий по отношению к другим людям. Если что-то в поведении человека или других людей противоречит «Я-концепции», то информация об этом искажается или отвергается с помощью психологических защит или «Я-концеп­ция» «сопротивляется» изменениям, часто вопреки логике и здраво­му смыслу. Если же изменения все же происходят, то они достаточно серьезны и сопровождаются негативными переживаниями и психо­логическими проблемами.

Защиты психологические- в клинической психологии и психиат­рии - любая из ряда реакций, которые человек бессознательно ус­ваивает и использует для защиты своих внутренних психических «структур» (например, эго, я, от беспокойства, конфликта, стыда

и т. д.). Это значение доминирует в психологии и используется в ря­де составных терминов (защитные механизмы, защитная реакция, невротическая защита). Подробнее см. часть III.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

«Я-концепция» возникает и развивается под воздействием сен­сорной информации, поступающей изнутри и извне, интерпретиру­емой мозгом. Важным для формирования «Я-концепции» является объективное восприятие окружающего.

ТЕОРИИ

Исследования, связанные с «Я-концепцией имеют в зарубежной психологии 4 основных источника:

1. Основополагающие подходы У. Джеймса. Он впервые выде­лил две составляющие «Я»: Я - сознающее и Я - как объект осозна­ния). Последнее «Я» по Джеймсу включает: Я-духовное, Я-матери-альное, Я-социальное, Я-физическое. Джеймс установил также зави­симость самооценкой и успехом, которые оказывают существенное влияние на «Я-образ».

2. Исследования Кули и Мида, которые показали зависимость «Я-концепции от социального окружения. По мнению этих ученых, человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие, и он ут­рачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрица­тельное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окру­жающих.

3. Исследования Э. Эриксона, посвященные изучению процесса становления идентичности, источником которой является «культур­но значимые достижения».

4. Представления К. Роджерса, который утверждал, что лич­ностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который со­здается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группиру­ются оценочные и аффективные установки, придавая ему качества «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных мо­ментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также самого «Я».

В отечественной психологии исследованиям «Я-концепции» пос­вящены работы Т. Шибутани, А.А. Налчаджян, B.C. Агеев и др. Ис­следованию самосознания и отдельных его сторон посвящены рабо­ты В.В. Столина, И. Кона, С.Р. Пантелеева и др.

Идентичность - внутренняя непрерывность и тождественность личности (Э. Эриксон). Обладать идентичностью - значит, во-пер­вых, ощущать себя, свое бытие как личность неизменным, незави­симо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, это значит, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как еди­ное целое; в-третьих, это означает, что человек ощущает связь меж­ду собственной непрерывностью и признанием этой непрерывнос­ти другими людьми.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ

Какой-либо классификации различных видов «Я-концепции» в психологии не существует. Исследования, которые ведутся в этой области, свидетельствуют о многообразии различий «Я» у разных людей в зависимости от разнообразных причин.

Так, выделяют: фальшивое и беспомощное «Я» (Столин); вопло­щенное и невоплощенное «Я» (Ленг); эмпирическое, физическое, духовное «Я» (Джеймс) и пр.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

«Я-концепция» зависит от окружающей человека среды. Исследо­вание Куперсмита показало, например, что самооценка ребенка за­висит от взаимоотношений в семье. Так, низкая самооценка ребенка формируется в семье, где у него пытаются сформировать приспосо­бительное поведение, средняя самооценка - в семье, где родители склонны занимать покровительственную, снисходительную пози­цию, а высокая - там, где стандарты семейного поведения - подде­ржка, доверие, солидарность.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

«Я-концепция» формируется в процессе деятельности и общения с другими людьми. Каждая составляющая формируется на двух уров­нях: 1) «Я»-«другие» (по сравнению с другими людьми складывают­ся знания о себе, самооценка и поведение), 2) «Я»-«Я» (по сравне­нию с собой). Самосознание - поздний продукт развития. В первые годы жизни появляются его несовершенные формы. B.C. Мерлин выделяет 4 стадии развития самосознания: а) осознание своей тож­дественности и формирование физического «Я» (1-2 года); б) осоз­нание «Я», отделение себя от других (2-3 года), осознание идет че­рез речь и действия со взрослыми; в) осознание своих психических

свойств (хороший, плохой) в 6-7лет. Они осознают свои познава­тельные процессы (внимание, память, мышление); г) осознание со­циально-нравственных качеств (честный, смелый). В подростковом возрасте научаются оценивать себя глазами других.

ПАТОЛОГИЯ

Осознание человеком собственной личности (самосознание) яв­ляется существенным признаком психической нормы. Многие пси­хические заболевания могут нарушать процесс самопознания и при­водит к тому, что человек осознает себя не тем, кем является в ре­альности, или осознает себя множественным. Нарушение четырех признаков самосознания приводит к психической патологии (К. Яс-перс): 1) чувство деятельности; 2) осознание собственного единства в каждый момент времени; 3) осознание собственной идентичнос­ти; 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от все­го, что не является «Я».

У. Джеймс указывает на такие расстройства личности, как: 1) умст­венное помешательство, 2) раздвоение личности («Я»), 3) медиумизм.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальные особенности безусловно имеют место, но на­стоящий уровень исследований в этой области не позволяет сделать какие-либо обобщения.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

В качестве экспериментальных методов исседования самосозна­ния («Я-концепции») приведем методику изучения зависимости «Я-концепции » (в частности, самооценки) ребенка от взаимоотноше­ний с родителями, выполненную Куперсмитом.

Испытуемыми были городские мальчики 10-12 лет (1748 чел.) из благополучных семей с нормальным психическим развитием, а также их матери.

Методика исследования включала:

1) для изучения взаимоотношений матери и ребенка использова­лись: беседа (182 вопроса), опрос (по 80 пунктам);

2) для изучения отношения ребенка к семье использовался ТАТ;

3) для изучения самооценки ребенка применялся опросник (50 высказываний типа «Я горжусь своими успехами в учебе» и др.);

4) для оценки качеств ребенка был проведен опрос учителей.

Результаты исследования показали, что самооценка детей зави­сит от взаимоотношений в семье (выявлены условия формирования низкой, средней и высокой самооценки) (см. Свойства и закономер­ности).

Диагностические

Для измерения самосознания используются разнообразные ме­тодики. Подавляющее большинство методик исследования «Я-кон-цепции» основаны на самоотчетах. Это в основном тщательно про­думанные опросники.

1. Методика «Кто Я» (Куна)

2. Методика Будасси

3 Методика Дембо- Рубинштейна

4. Методика Мерхена

5. Метод Q-сортировки

4. Самооценочные шкалы

5. Роршах

6. ТАТ

7. Самоотчеты по вопросникам


ЧАСТЬ 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ

СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИИ

РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ

Высокие требования, предъявляемые современным обществом к специалистам высшего образования, предполагают существенные изменения и в методах преподавания как фундаментальных, так и специальных дисциплин. Автор теории контекстного обучения про­фессор А.А. Вербицкий утверждает, что профессиональное обуче­ние с самого начала должно осуществляться в контексте избранной профессии. Поэтому овладение спецификой и сложностью психоло­гического тезауруса для будущего психолога есть не только образо­вательная, но и профессиональная задача. Но и любой специалист в современном обществе должен быть знаком с основами научной психологии, знать и понимать психологию человека. Для этой цели необходимо прежде всего овладеть языком науки. Язык психологии специфичен, не всегда понятен и требует много усилий для усвое­ния. В процессе преподавания психологии это обстоятельство сле­дует учитывать и уделять освоению психологического тезауруса зна­чительное место, особенно для специальности «Психология», где специалист должен и мыслить на языке науки.

Принципиальное отличие психики человека от психики живот­ных - ее орудийность, знаковость. По выражению Л.С. Выготского, «если основная и общая деятельность больших полушарий у живот­ных и человека есть сигнализация, то основной и самой общей де­ятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, то есть создание и употребление знаков».

В качестве психологических орудий Л.С. Выготский выделял: язык, различные формы нумерации и исчисления, мнемотехничес-кие приспособления, алгебраическую символику, произведения ис­кусства, карты, диаграммы, чертежи, всевозможные условные зна­ки. Эти знаки выполняют особую, орудийную функцию в познава­тельной деятельности человека.

Они созданы человеком для того, чтобы воздействовать не толь­ко на других людей, но прежде всего на самого себя. Все высшие пси­хические функции по сути связаны с символической деятельностью человека. Использование различных знаковых средств познаватель­ной деятельности, как указывают многие исследователи (М.В. Гаме­зо, Е.А. Петрова, Н.Г. Салмина и др.), является непременным услови­ем ее эффективности.

Среди знаковых систем особо выделяется естественный язык. Ему принадлежит ведущая и определяющая роль в деятельности че­ловека. Эта система знаков глобально охватывает всю реальность, в которой живет человек, и связывает все остальные системы.

Через нее человек осваивает высшие психические функции и становится человеком в полном смысле этого слова.

Единицей языка является слово. Отношение субъекта к предме­ту, обозначенному словом, опосредуется через значение этого слова (А.Н. Леонтьев).

Усвоение и правильное использование слова зависит от глубоко­го понимания отношения «слово - значение». Многие трудности в обучении связаны с недостатками в понимании и употреблении зна-ково-символических средств вообще и знаков естественного языка в частности.

Психологическая наука оперирует своей специфической систе­мой понятий, многочисленными терминами, часто заимствованны­ми из других языков (латинского, греческого, английского, немец­кого), то есть она имеет свой научный тезаурус.

Тезаурус - словарь или. свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-нибудь специальной сферы, в нашем слу­чае - сферы психологической науки.

Тезаурус психологии - основа понимания и усвоения системы на­учных знаний и формирования профессионального языка и одно­временно источник многих трудностей обучения.

Наиболее часто встречаются следующие трудности.

1. Трудности, связанные с переводом термина на естественный язык. К ним относятся такие термины, как интроспекция, экстериориза-ция, интериоризация, апперцепция, депривация, филогенез, он­тогенез и т.д.

Простое введение такого слова и даже многократное его упот­ребление не избавляют от ошибок. Здесь необходима специальная работа со значением слова, его структурой и этимологией (проис­хождением слов). Например, апперцепция - латинское слово, состо-

ит из двух слов: «ал» - до и «перцепция» - восприятие, тогда «аппер­цепция «-буквально означает- до восприятия. Отсюда становится ясным, что все, что было у личности до моментв восприятия (опыт, знания, качества личности и т.п.), влияет на качество восприятия.

2. Трудности, связанные с усвоением терминов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению. К таким терминам относятся слова, включающие составные части сложных терминов, таких, как интер (между, среди, взаимный), интра (внутри), интро (движе­ние внутри или по направлению вовнутрь).

3. Трудности, связанные со схожестью научных терминов с житейскими. Так, термин чувствительность как характеристика ощущений часто интерпретируется как личностное свойство - способность к сочувс­твию, сопереживанию. И, хотя такое понимание этого слова возмож­но, но двойственность его значений должна быть ясна студентам.

Иногда ошибки возникают за счет неправильного понимания со­става слова. Например, в слове произвольный корнем слова назы­вают произвол, и смысл слова меняется.

4. Трудности, связанные с употреблением слов в специальных дисципли­нах в более узком или более широком смысле. Термин когнитивный (ког­нитивная психология, когнитивный диссонанс) - лат. cognitio - зна­ние - в когнитивном консультировании превращается только в мыш­ление.

5. Трудности, связанные с недостаточным анализом названий психоло­гических теорий и концепций. Например, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая теория К. Юнга,

6. Трудности, связанные с неточным произнесением термина или с не­правильным слуховым восприятием. Таким термином является, напри­мер, локус контроля. Если содержание этого термина (локус - мес­то, а локус контроля - место контроля) не проанализировать и не заострить внимания на произношении, то термин превращается в локус-контроль, что ведет к искажению смысла.

7. Трудности, возникающие при употреблении таких общенаучных тер­минов, как функции, механизмы и пр., и даже виды и свойства.

Безусловно, существуют и другие трудности.

Ошибки и трудности в употреблении научной терминологии го­ворят о необходимости специальной работы преподавателя в этом направлении.

Методические рекомендации по работе с психологическим те­заурусом целесообразно проводить систематически и поэтапно по каждой учебной теме.

На 1-м этапе необходимо выделить тезаурус темы. Целостное представление преподавателем тезауруса темы является предпосыл­кой дальнейшей, последовательной и систематической работы с ним, что и способствует усвоение его студентами.

2-й этап - первое введение термина. Введение нового термина тре­бует четкого и внятного произнесения преподавателем, обязатель­ной записи на доске и объяснения этимологии слова и других осо­бенностей. Если термин ранее употреблялся в одном значении, а те­перь будет употребляться в ином значении (более узком или более широком), то различия в значениях должно быть разъяснено.

На 3-м этапе, когда термин уже не новый, важно достаточно час­то его употреблять в течение занятий, время от времени возвраща­ясь к его значению («переводу»).

На 4-м этапе термин употребляется без «перевода» и достаточно часто. Необходимо добиваться, чтобы студенты научились мыслить на языке науки. Этому могут способствовать контрольные тесты на знание тезауруса, терминологические диктанты и др.

Важно обращать внимание на знание и понимание тезауруса на­уки на семинарских и практических занятиях, зачетах, экзаменах и учитывать при оценке знаний.

Мы убеждены, что специальная работа над психологической тер­минологией может существенно повысить не только культуру про­фессиональной речи студентов, но и уровень понимания и усвоения психологических знаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.