Сделай Сам Свою Работу на 5

РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ 6 глава





Колебания внимания - периодическое кратковременное непроиз­вольное ослабление и усиление сосредоточенности. Так, прислуши­

ваясь к слишком слабому, едва слышному тиканью часов, мы то за­мечаем звук, то перестаем его замечать. Абсолютного внимания не существует. Оно нарушается каждые 8-10 секунд. Колебания внима­ния легко прослеживаются при восприятии так называемых двойс­твенных изображений. Если в течение нескольких минут смотреть на изображение усеченной пирамиды (рис. 26 а), она может казать­ся то обращенной вершиной к нам, как бы выступающей вперед, то обращенной вершиной от нас, как бы уходящей вглубь. А на рис. 26 б можно видеть то кролика, то утку. Кратковременные колебания вни­мания обычно не замечаются и не оказывают существенного влия­ния на характер и продуктивность деятельности.

Переключаемость внимания - это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действия). Переключение может быть обусловлено требованиями

деятельности, либо необходимостью включения в новую деятель­ность, либо в целях отдыха.

Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве или параллельно выполнять несколь­ко различных действий (слушать, писать, думать, наблюдать и т.п.). Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий успешности многих видов современного труда. Возмож­ность распределения внимания зависит от сложности совмещаемых деятельностей, их видов (например, моторной и умственной). Ос­новным условием успешности распределения внимания является ав­томатизация по крайней мере одного из одновременно осуществля­емых видов деятельностей.



Объем внимания - число объектов или отдельных элементов сти­мула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. Объем внимания современного человека - 5-9 ед. Между концентрацией внимания и объемом существует обратная зависимость: увеличение объема воспринимаемых элементов при­водит к уменьшению степени концентрации внимания и наобо­рот.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ Факторы привлечения внимания

1-я группа факторов связана с характером раздражителя. Это



факторы силы, новизны, необычности, контраст, внезапность. На­пример, скорее замечается движущийся объект, нежели статич­ный.

2-я группа факторов связана с соотношением характера раз­дражителя и потребностей человека. Привлекает внимание то, что значимо для человека, его деятельности и личности. Имеют зна­чение особенности личности (опыт, эмоциональное состояние, ус­тановки и пр.).

3-я группа факторов связана с особенностями организации де­ятельности субъекта. Внимание всегда привлечено к действию, на­правленному на определенную цель. Поэтому для привлечения вни­мания важны: понимание цели, организация деятельности и усло­вия ее протекания.

РАЗВИТИЕ

В раннем детстве внимание ребенка носит диффузный, неустой­чивый характер. Однако ребенок рано может проявлять внимание в

течение более или менее значительного времени (повторять мани­пуляции с предметом 20-40 раз). На протяжении дошкольного воз­раста и к началу школьного ребенок еще слабо владеет своим вни­манием. Следующим приобретением в развитии внимания являют­ся его произвольность и интеллектуализация, переключение с чувс­твенного содержания на мыслительные связи.

Отсюда растут объем внимания, устойчивость, концентрация. Развитие внимания тесно связано с общим интеллектуальным раз­витием, развитием воли и личности ребенка в целом.

Механизмы управления вниманием складываются до школы, но требуют формирования определенных умений: 1) умения прини­мать инструкцию взрослого; 2) удерживать инструкцию на протяже­нии всего задания; 3) владеть навыками самоконтроля (способность находить новые свойства в обычных объектах, в чем гении далеко превосходят обычных людей).



Л.С. Выготский выделял две линии развития внимания ребенка: линию непроизвольного (натурального) и произвольного (высшей формы) внимания.

Непроизвольное внимание развивается под влиянием развития нервной системы, продолжается всю жизнь, но имеет «приглушен­ные», «замедленные» проявления. .

Произвольное внимание развивается в направлении изменения самих приемов работы, возникает под влиянием взрослых и связано с переживанием усилий.

НАРУШЕНИЯ

Рассеянность мнимая - это результат чрезмерного углубления в ра­боту, когда человек ничего не замечает вокруг себя.

Рассеянность- расстройство внимания. Нарушение способнос­ти сосредотачивать внимание на избранном объекте на длительное время, при этом страдают концентрация внимания, его устойчи­вость, перераспределение. Характерна для невротических состоя­ний и утомления.

Отвлекаемостъ внимания - нарушение внимания, его устойчивос­ти. Характерно быстрое переключение внимания в связи с появле­нием новых внешних раздражителей или при возникновении случай­ных ассоциаций. Наблюдается при маниакальных и гипоманиакаль-ных состояниях, а также у людей с поверхностным, легким отноше­нием к окружающему, воспитанным в процессе неправильного вос­питания.

Способность к отвлечению (с легкостью) обычно относят к де­тям, которые легко увлекаются другой задачей или даже другой мыс­лью, далекими от тех, которыми занимаются. Это возрастные осо­бенности внимания детей.

Сужение внимания - слишком маленький объем внимания (2-3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.

Слабость распределения внимания - нарушение при многих психи­ческих заболеваниях и состояниях.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Поскольку внимание обладает различными независимыми друг от друга свойствами и зависит от многих личностных факторов, а также от обучения и воспитания, то люди могут значительно отли­чаться по отдельным свойствам внимания, образуя индивидуальные типы: 1) широкое и узкое внимание (в зависимости от объема); 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро или медленно переклю­чаемое; 4) концентрированное или флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальное

Остановимся на одном из многих экспериментальных исследова­ний внимания, описанных Р. Вудвортсом. Исследовался объем вни­мания. Испытуемым предъявляли черные точки на белом фоне на короткий промежуток времени (37-100 миллисек). Испытуемых просили сосчитать точки. Среднее значение для взрослого челове­ка получилось примерно от 6 до 11. В дальнейшем это число уточня­лось и стало в промежутке от 5 до 9.

Диагностическое

В психологии используются многочисленные диагностические методы для выявления уровня развития внимания. Наиболее попу­лярными являются:

- корректурные пробы (например, тест Бурдона - Рудика) для изу­чения свойств внимания;

- сложение чисел с переключением (Э. Крепелин);

- красно-черные таблицы Шульте;

- кольца Ландольта;

- перепутанные линии и др.

ТЕМА 9 • ПАМЯТЬ

ПОНЯТИЕ

Определение памяти может быть различным.

Память- 1) психический процесс отражения предметов и яв­лений окружающего мира, которые действовали ранее на орга­ны чувств. В отличие от ощущений и восприятий память отражает лишь то, что ранее ощущалось и воспринималось (отдельные свой­ства и целостные образы предметов и явлений окружающего мира); 2) совокупность процессов запоминания, сохранения, забывания и последующего воспроизведения следов прошлого опыта; 3) в когни­тивной психологии под памятью понимается способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении; 4) память можно рассматривать и как деятельность, имеющую свои цели, мотивы и способы действий. Эту деятельность называют мнемической (от греч. Мнемозина - богиня памяти и всех муз).

Мгишическая деятельность- это деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

ФУНКЦИИ

Память выполняет две основные функции: отражательную и ре­гулятивную.

1. Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъ­екта, но и опыт прошлых поколений.

2. Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы пси­хики. Благодаря памяти человек способен накапливать информа­цию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. Без памяти человек превратился бы в живой автомат, способный реагировать лишь на стимулы, действующие в данный момент.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, по сходству, но контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь.

Степень прочности образования связей обуславливается характе­ром подкрепления (П.К. Анохин). Современная наука (в том числе генетика и молекулярная физиология) выдвигает ряд гипотез о ме­ханизмах памяти: 1) механизмом памяти являются самовозобновля­ющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели; 2) механизм па­мяти связывают с важной ролью в образовании следов памяти нук­леиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты - РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая ак­тивность при кодировании (запоминании) и воспроизведении раз­ная и что кратковременная и долговременная память реализуются разными мозговыми структурами.

В отечественной психологии при изучении механизмов па­мяти подчеркивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).

ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Одной из первых психологических теорий памяти была ассоци­ативная теория (Г. Эббингауз и др.). В основе этой теории лежит понятие ассоциации, то есть связи между отдельными психически­ми образованиями (по смежности, сходству, контрасту). Например, увидев птицу - можно вспомнить самолет, по лицу можно вспомнить всего человека и т.д. В рамках этой теории память понималась как единое целое образование, несмотря на множественность ее видов, так как они отличаются только прочностью ассоциаций. Поэтому эта трактовка памяти носит название монистической.

Другая трактовка памяти была разработана в психологии сознания (У. Джеймс).

Память здесь двойственная (первичная и вторичная). Первич­ная память состоит из впечатлений, непосредственно присутству­ющих в сознании, ее содержание быстро стирается (кратковремен­ная). Содержание вторичной памяти - это наши постоянные зна­ния (долговременная память). Эту трактовку называют множест­венной.

В настоящее время существуют теории, продолжающие ту и дру­гую трактовки. Идея существования двух видов памяти широко ис­пользуется в когнитивной психологии.

В гештальтпсихологии предметом изучения памяти стала целост­ная организация предметов и явлений - гештальт, а процессы памя­ти определяются формированием этого гештальта. Особенно под­черкивались значение структурирования материала, доведение его

до целого, организации материала в систему при запоминании и воспроизведении.

Взгляды бихевиористов на проблемы памяти отличались от ассо-ционизма лишь тем, что они подчеркивали значение подкрепления при запоминании материала.

Психоанализ вскрыл ряд законов, связанных с мотивацией и под­сознательными процессами памяти. Установлено, что легче воспро­изводятся события, имеющие положительную эмоциональную ок­раску, а негативные события быстрее забываются.

В начале XX в. возникает смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер и др.). Было доказано, что на первый план при запомина­нии и воспроизведении выдвигается смысловое содержание мате­риала. Поэтому человек легче запоминает смысл материала, чем до­словное его содержание.

Память являлась предметом изучения многих отечественных пси­хологов: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зин-ченко, А.А. Смирнов и др.

Развитие информационно-кибернетической теории памяти связа­но с развитием кибернетики, вычислительной техники и програм­мирования. Эта теория позволяет моделировать на ЭВМ процес­сы памяти и более глубоко проникать в тайны человеческой памя­ти.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ

1. По особенностям запоминаемого материала:

- моторная,

- эмоциональная,

- образная,

- словесно-логическая.

2. По продолжительности сохранения следов:

- мгновенная (иконическая),

- кратковременная,

- оперативная,

- долговременная.

3. По характеру активности:

- непроизвольная,

- произвольная.

4. По использованию вспомогательных средств:

- непосредственная,

- опосредованная.

5. По способу запоминания:

- механическая,

- логическая.

6. По происхождению:

- генетическая,

- приобретенная.

Память моторная (двигательная) - запоминание, сохранение и при необходимости воспроизведение различных движений, их ко­ординации и последовательности с достаточной точностью. Мотор­ная память в значительной мере является автоматизированной. Эта память особенно необходима танцорам, спортсменам, хирургам, а также всем людям в процессе обучения движениям.

Память эмоциональная ~ память на переживания, эмоции и чувс­тва.

Память образная - память на различные сенсорно-перцептивные образы (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятель­ные).

Память зрительная - сохранение и воспроизведение зрительных образов. Может быть наиболее выраженной по сравнению с други­ми видами памяти.

Память слуховая - это запоминание и точное воспроизведение разнообразных слуховых образов (звуков, музыки, шумов, и т.п.).

Память генетическая - память, обусловленная генотипом, пере­даваемая из поколения в поколение. Это память на биологические события, происходившие в течение веков эволюции биологичес­кого вида. Память здесь используется в метафорическом смысле для обозначения генетически закодированной склонности к опре­деленным видам поведения и образцам действия, которые являют­ся рудиментами эволюционно важных изменений вида. Страх па­дения и рефлекторные реакции на падающие предметы являются примерами, отражающими эволюционную адаптивную реакцию, которая должна быть у любого успешно развивающегося вида при­матов с высоким коэффициентом массы тела по отношению к по­верхности. Генетическую память часто называют биологической памятью.

Память словесно-логическая - запоминание и воспроизведение мыслей. Оно построено на причинно-следственной связи между за­поминаемыми элементами.

Память мгновенная (иконическая) - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то

ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. За это время мозг решает, нужна ли эта информа­ция и передавать ли ее в кратковременную память. Эту память еще называют сенсорной, следовой.

Память кратковременная - память, рассчитанная на хранение ин­формации в течение небольшого промежутка времени, от несколь­ких до десятков секунд (примерно 20 сек.), до тех пор пока содержа­щаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. Сюда поступает информация, которая по­лучила минимальную обработку или интерпретацию, и поэтому она ограничена в объеме, она способна вмещать около семи «единиц» (хотя, если интерпретация материала была достаточно полной, эти единицы могут содержать много информации (7+2 единицы). Если информация большего объема, то мозг почти бессознательно груп­пирует ее в блоки и сохраняет их не более 9. При чрезмерно боль­шом объеме информации некоторая ее часть не попадает в долго­временную. Считается, что материал удерживается в кратковремен­ной памяти посредством повторения, и, если такое повторение бу­дет прервано, материал имеет период полураспада, возможно не бо­лее 10 или 15 секунд.

Память оперативная - вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Это своего рода «рабочая смесь» долговременной и кратковременной памяти. Так, при умножении чисел, например 15 и 23

мы умножаем 5 на 3, получаем 15 и при этом 5 пишем, а 1 запо­минаем. Эта единица сохраняется до тех пор (доли секунды), пока не прибавим ее к произведению (1x3) и получим 13. Номер телефона ремонтной фирмы мы будем помнить до тех пор, пока не дозвонимся. Таким образом, оперативная память удерживает информацию до окончания действия, длитель­ность которого может быть различным.

Память долговременная - память, которая удерживает информа­цию длительное время. Эта память рассчитана не только на длитель­ное хранение, но и на многократное воспроизведение при условии ее сохранения. Для сохранения в долговременной памяти материал обычно хорошо обработан и интегрирован в общие знания, храня­щиеся в памяти человека. Долговременная память не ограничена ни по времени хранения, ни по объему. Долговременная память функ­

ционирует в двух видах: с сознательным доступом и закрытая (ин­формацию можно извлечь из памяти только специальными метода­ми, например под гипнозом).

Однако в науке такое восстановление еще вызывает сомнения.

Память непроизвольная - запоминание и сохранение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны челове­ка, без постановки им перед собой специальной мнемической зада­чи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Запоминаемый материал фиксируется в памяти вне участия произ­вольного внимания.

Память произвольная - запоминание и сохранение с постановкой специальной мнемической задачи (цели) и где сам процесс запоми­нания или воспроизведения требует волевых усилий. Процесс запо­минания осуществляется целенаправленно, при участии активного внимания.

Память непосредственная (натуральная) - память без использова­ния средств. Этот вид памяти свойствен и человеку, й животным. Развитую форму этого вида памяти называют эйдетической.

Память эйдетическая (греч. eidos - вид, образ) - способность удер­живать образы виденных предметов достаточно длительное время исключительно ярко и четко. Эйдетики продолжают «видеть» пред­ставление визуального стимула некоторое время после того, как он удален. Эйдетизм чаще наблюдается у детей и подростков, чем у взрослых (1 из 100 - у детей, 1 из 1000 и даже из 1000 000 000 - у взрослых). Нередко встречается у художников и у примитивных на­родов.

Память опосредованная - память с использованием средств (слов, знаков, движений, предметов и т.д.). Изучалась в отечественной пси­хологии Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым.

Память механическая - это запоминание без осознания логичес­кой связи между различными частями воспринимаемого материа­ла. Оно происходит исключительно благодаря повторению, лишен­ному осознания смысла материала или других операций, подобно организации, логическому выводу или использованию мнемоники и т.д.

Память логическая - запоминание, основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными частями матери­ала. Исследования видного отечественного психолога А.А. Смирно­ва показали, что логическая память во много раз продуктивнее ме­ханической.

Память «вечная», или третичная, - способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию, которая сохраняется на про­тяжении всей оставшейся жизни.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Процессы памяти

Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запо­минание, сохранение, забывание, воспроизведение.

Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информа­ции с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого ма­териала (его объема, логичности, интересности и др.), характера деятельности с этим материалом (от смысловой обработки, навы­ков и умений деятельности и др.) и особенностей личности запоми­нающего (мотивов, установок, характера и др.). Экспериментально установлено, что лучше запоминаются края ряда, нежели середи­на («Закон края»). В исследованиях Б.В. Зейгарник показано, что лучше запоминаются незавершенные действия (см. Эффект Зей­гарник).

Сохранение- процесс удержания и переработки информации, консервация.

Не все, что прошло этап запоминания, хранится. Для сохране­ния информации в долговременной памяти нужна организация ма­териала, укладка (классификация, удобное пространственное рас­положение, ассоциативные связи и пр.). Полезно использовать раз­личные таблицы и схемы. В процессе укладки целесообразно припо­минание. Лучше уложишь - больше сохранишь. Сохраняется гораз­до больше, чем осознается. Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Объем сохраня­емой информации велик (10 бит информации, для сравнения - таб­лица умножения составляет 1,5 бита). Объем человеческой памяти выше объема памяти современных ЭВМ на несколько порядков, но воспроизвести его можно только в специальных условиях. Обычно человек использует лишь 10% этого объема.

Забывание- процесс, заключающийся в невозможности воспро­изведения ранее запечатленной информации. Этот процесс выпол­няет защитную функцию, дает памяти отдых. Забывание происхо­дит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чем больше времени с на­чала запоминания, тем меньше забывается.

Забывается обычно то, что не нужно, не значимо, и часть нужной информации.

На качество запоминания влияют различные факторы: модаль­ность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоциональное состояние человека (шок, стресс), информация до и после запоминания (см. Проактивное и ретроактивное торможе­ние). 3. Фрейд показал, что травмирующие события забываются че­ловеком как защитный акт. Он утверждал, что в основе этого факта лежит мотив нежелания помнить.

Интерференция - мешать, помеха, тормоз.

Ретро - составная часть слова, обозначающая позади во времени или в пространстве.

Проактивное торможение (интерференция) - забывание новой ин­формации под влиянием старой (ранее заученной). Если вам меняют номер телефона, то старый номер мешает вам запомнить новый.

Ретроактивное торможение (интерференция) - забывание старой информации из-за поступающей новой. Например, запоминание учителем фамилий новых учеников мешает вспомнить фамилии ста­рых.

Воспроизведение- процесс извлечения информации, хранящей­ся в памяти. В процессе воспроизведения происходит восстановле­ние первоначальной информации, основанное только на частичном припоминании основного материала, путем реконструкции прошло­го опыта. Для извлечения информации из кратковременной памя­ти мозг перебирает всю кратковременную память, пока не найдет­ся нужная. Это происходит доли секунды. Для извлечения информа­ции из долговременной памяти необходимо найти «ключ» к кодиро­ванию (песня, запись, место и т.д.). Извлечение информации может быть на разных уровнях:

-узнавание (при повторном восприятии). Знакомые объекты уз­наются быстрее;

- воспоминание (при отсутствии объекта);

- припоминание (активная форма воспроизведения, требующая усилий).

Воспроизведение имеет ряд особенностей: осуществляется на ос­нове той информационной структуры, в которой запоминалось. Поэ­тому преподаватель сразу определяет, по какому учебнику студент го­товился к экзаменам; воспроизводится меньше, чем сохраняется (на­водящий вопрос преподавателя может помочь студенту вспомнить нужную информацию; воспроизведение субъективно. Поэтому студен­ту кажется, что он материал правильно запомнил, а на самом деле он ошибается; воспроизведение улучшается на 2-3-й день (см. Реминис­ценция); воспроизведение может быть очень точным (см. Эйдетизм).

Узнавание- сознание того, что воспринимаемые в данный мо­мент предмет или явление воспринимались в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в резуль­тате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющи­мися в памяти. Узнавание оказывается нарушенным при ряде пато­психологических феноменов - ложные опознания, «уже виденное», «никогда не виденное» и др.

Реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее восприня­того, казавшегося забытым.

Представление- наглядный образ предмета представления, воз­никший на основе припоминания или же продуктивного воображе­ния на основе имевших место ощущений и восприятия.

Закономерности

Памяти объем - это важнейшая интегральная характеристика па­мяти, которая характеризует возможности запоминания и сохране­

ния информации. Объем памяти - это число единиц, немедленно воспроизводимых после предъявления.

Эффект Б.В. Зейгарник (1927) - лучшее воспроизведение в памя­ти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свиде­тельствует о роли личностно-мотивационного компонента в струк­туре мнемической деятельности.

При получении задания у человека появляется потребность (ква­зипотребность по К. Леви) выполнить его. Эта потребность в про­цессе выполнения задания усиливается. Эффект лучшего воспроиз­ведения незавершенных действий не обнаруживается у больных с выраженными эмоционально-волевыми изменениями.

Эффект генерации- люди лучше запоминают то, что делают и придумывают. Собственные идеи сохраняются в сознании без уси­лий, непроизвольно.

Приемы улучшения памяти

В психологии изучены многообразные приемы улучшения памя­ти. Все известные приемы запоминания можно свести к шести.

1. Управление вниманием. Поскольку возможности кратковре­менной памяти ограничены временем и объемом, то важно научить­ся концентрировать внимание на нужной информации и выделять в ней только существенное.

2. Структурирование информации. Это сортировка материала, логическая обработка (выделение существенного и второстепенно­го, идей и фактов), структурирование и переструктурирование тек­стов, составление планов, тезисов, кодирование и составление клас­сификаций.

3. Рациональное повторение. Использование метода опор­ных слов, ОВОД (О - основные мысли, В - внимательное чтение, О - обзор, Д - доводка), распределенного во времени повторения и пр.

4. Использование семантических приемов. Это использование ассоциаций, «окрахимов» (сокращения типа ТАТ, КОТ и т.д.), связы­вание многих предметов с числами, нотами и т.д. Целесообразно ис­пользовать «метод мест», то есть запоминание информации вместе с местом запоминания (метод Цицерона).

5. Целенаправленное воображение.

6. Мнемотехника.

Мнемотехника (мнемоника - греч. mnemonika- искусство запо­минания). Система приемов, которые способствуют лучшему запо-

минанию информации и позволяют увеличить объем информации, запоминаемой с первого предъявления.

Мнемоника впервые была разработана древнеримскими и древ­негреческими ораторами, профессия которых предполагала огром­ные нагрузки на память.

РАЗВИТИЕ

Развитие памяти начинается в первые месяцы жизни ребенка и проявляется в условных рефлексах (прекращение плача, когда в ком­нату входит мама). К полугоду ребенок начинает узнавать предметы. Затем увеличивается и круг узнаваемых предметов, и длительность сохранения образов памяти. Значительно позже появляется воспро­изведение. Развитие памяти идет от непроизвольной к произволь­ной, от механической к логической, от непосредственной к опосре­дованной. Огромное значение в развитии памяти играет обучение и воспитание, так как само по себе развитие памяти не происходит. Раз­витие памяти тесно связано с овладением человеком приемами умс­твенной деятельности и рациональными способами запоминания.

Выделяют (Г. Эббингауз) три фазы онтогенеза памяти: 1) про­гресс - до 25 лет; 2) стабилизация - 25-50 лет; 3) инволюция и рег­ресс - с 50 лет. Развитие памяти идет не равномерно, скачкообраз­но. Критические периоды - 2-5 лет и 11-13 лет.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальные различия памяти - это различия: 1) в продуктив­ности заучивания, то есть в скорости, прочности, точности и объ­ему запоминания. И здесь наблюдается широкое разнообразие. Са­мый высокий уровень продуктивности памяти - эйдетизм (см. Эйде­тизм, Память феноменальная); 2) по преобладающему типу памяти: зрительная, слуховая, двигательная и комбинированная. Чистые ти­пы встречаются редко. Тип памяти зависит не только от природных особенностей человека, но и от его опыта, воспитания и обучения.

Память феноменальная - способность к воспроизведению огром­ного (может быть, неограниченного) объема информации. Сущест­вуют легенды об уникальных возможностях памяти Юлия Цезаря, Наполеона, Моцарта, математика Гаусса, шахматиста Алехина и т.д. Выдающимися мнемическими способностями обладал С.Д. Шер-шевский, о котором написал А.Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». У Шершевского отсутствовали ограничения в объеме запоминания и во времени хранения. Например, он с пер-100 вого предъявления запомнил длинную строфу «Божественной коме­дии» Данте на незнакомом ему итальянском языке, которую легко повторил при неожиданной проверке... через 15 лет.

НАРУШЕНИЯ

Амнезия - нарушение памяти, возникающее при различных ло­кальных поражениях мозга; охватывает периоды от нескольких ми­нут до нескольких лет.

Выделяют также формы функционального нарушения памяти: амнезия постгипнотическая и амнезия защитная.

Памяти нарушения - различного рода амнезии (расстройства па­мяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспро­изводить информацию) и парамезии (обманы памяти, нарушение хронологии, «присвоение» чужих мыслей и действий себе).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.