Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности культовой практики харизматических общин





 

В харизматических церквях нет канонизированного богослужения, но можно отметить формирование некоторых устойчивых форм культовой деятельности, как то прославление, исповедь, проповедь, свидетельства, которые представляют собой рассказы членов церкви или тех, кто намеревается стать таковыми, о «чудесах», связанных с силой веры: исцелениях, избавлениях от опасностей, неприятностей и т. п. Это подтверждает наблюдение религиоведов, что, несмотря на сущностную установку на постоянную модернизацию, харизматические церкви сегодня переживают период институализации. Это проявляется и в характере богослужений, в которых мы обнаруживаем все больше устойчивых форм, тогда как повышенная экзальтированность, свойственная харизматическим собраниям на более ранних этапах как обязательный и непреложный атрибут религиозных переживаний каждого и проявляющаяся в «Дарах Св. Духа» – говорении на языках, «святом смехе», «паденияхв духе» и т. п., становится все более данью традиции и достоянием лишь отдельных членов общины, нуждающихся в сильных эмоциональных переживаниях.

Начинается собрание всегда с прославления. В приоритетах и принципах служения церкви указано, что «Мы верим, что вся жизнь церкви должна прославлять Иисуса Христа – ее Искупителя, Основателя и единственного Главу».



В ходе самого собрания прославление – это своеобразное прославление Христа, выражающееся в пении различных текстов, довольно простых и понятных по содержанию, посвященных теме взаимоотношений человека с Христом. Музыка при этом звучит ритмичная – поневоле начинаешь пританцовывать.

Что касается музыкального оформления, то используются мотивы, характерные для поп-музыки. В некоторых церквях для прославления используются роковые композиции, рок-оперы собственного сочинения. К музыкальному прославлению харизматические церкви относятся очень серьезно, замечая, что оно позволяет воспроизвести здесь, на земле, атмосферу небес. Все это получает и вероучительное обоснование: «Дьявол панически боится поющего христианина» (Мартин Лютер). Музыка, как послание от Бога, это Провозглашение с благодарением и хвалой Имени Бога, Его характера и Его Слова. Это сила, данная Богом, чтобы мы жили в победе. Музыка – это духовная сила, используя ее, мы имеем возможность влиять на духовный мир, изменять физические обстоятельства, меняться самим в соответствии с волей Бога для нас. Каждый человек, который воздает хвалу Богу, переживает Его присутствие и одерживает победу, потому что провозглашает то, во что верит».



Приветствуется эмоциональное отношение к этому: петь, пританцовывать, прихлопывать в ладоши, размахивать руками под ритмичную музыку и простой текст, который, как правило, транслируется на экране и, таким образом, нет необходимости его заучивать – все для комфорта верующих. Ведущего группы прославления довольно трудно со стороны отличить от диджея. Все выглядит очень современно, скорее даже молодежно. Сам пастор, или его помощник, и подбадривают присутствующих, используя молодежный сленг: «Ты классно славишь Господа!», что, безусловно, привлекает молодежную аудиторию. Наши опросы подтверждают, что молодые люди нередко приводят на собрания своих друзей, пообещав им «классное» времяпрепровождение, необычные, с точки зрения привычного, впечатления. Р. Лункин также отмечает, что «неопятидесятники» заняли определенную нишу в обществе, использовав в своей проповеди элементы массовой культуры, прежде всего молодежной. Пасторы намеренно используют в своих обращениях к присутствующим на собраниях, в проповеди выражения из повседневной речи для простоты понимания и создания непринужденной атмосферы; нередко звучат шутки, смех. Также часто приводят примеры из собственной жизни или жизни своих близких. Несомненно, такие примеры обладают особой убедительностью.



Обращает на себя внимание свободная атмосфера на собраниях. Так, дети, играющие или занимающиеся посторонними делами, не вызывают нареканий, их родителям не делают назидательных замечаний, что, как правило, происходит в традиционных церквях. Можно выйти на неопределенное время, вновь зайти, разрешается сидеть. Безусловно, все это делает комфортным пребывание на таких собраниях, хотя, очевидно, не способствует установлению торжественной обстановки, характерной для богослужений в традиционных религиях. В силу этого собрание, на наш взгляд, не производит на верующего впечатление особого таинства, связанного с присутствием и действием Бога, как это происходит, например, во время литургии в православном храме. Но, очевидно, что собрания харизматов удовлетворяют другие потребности, можно сказать, более «земные» – потребность в группе, в сообществе единомышленников, в общении, потребность в реализации своих творческих способностей, например участвуя в группе прославления. Если сравнивать харизматические собрания с другими видами групповой деятельности, то они скорее напоминают собрание клуба по интересам. А в тех случаях, когда они собирают огромные аудитории, это больше похоже на массовое шоу с оригинальными номерами, вроде «говорения на языках» или «святого смеха», «падения в духе». Но и мероприятия такого характера имеют свою аудиторию, в основном молодежную или среди тех, кто испытывает дефицит общения, и тем самым обеспечивают рост членов церквей. Кроме того, такие черты жизни харизматических церквей, как приоритет личного религиозного опыта, проповедь необходимости «рождения свыше», что представляется как нечто необычное, чудесное, меняющее жизнь к лучшему, высокая степень эмоциональности богослужений являются серьезным фактором привлечения новых членов, ищущих интенсивных религиозных переживаний.

Эмоциональные переживания, связанные с ощущением близости Бога и действием Святого Духа, вообще занимают важное место в культовой практике харизматов. Но следует принять во внимание точку зрения представителей самих харизматическихцерквей, по мнению которых именно такие формы и есть проявление подлинного религиозного чувства, а их эмоциональные собрания отражают живую жизнь церкви.

Затем следуют молитвы за нужды: они бывают весьма подробные: за страну, за экономику страны, за семьи присутствующих, за преодоление трудностей, проблем с начальством и т. п. Довольно часто можно наблюдать, как пастор предлагает всем помолиться о благополучном разрешении конкретной проблемы кого-то из прихожан. Это позволяет сделать следующий вывод: приветствуются личные обращения верующих к пастору с просьбой об общинной молитве о его личных нуждах. Создается благоприятное впечатление, что в общине существуют тесные неформальные межличностные связи, имеет место неравнодушное отношение к последователям, и это позволяет каждому чувствовать себя членом единого сообщества.

Очевидно, что самая важная часть собрания – проповедь пастора. Это основа богослужения в харизматических церквях. Любая проповедь, по словам пасторов, это всегда проповедь духовно-нравственных принципов христианской жизни. Принцип модернизации проявляется и в характере, и в содержании проповеди. Одна из целей последней – адаптировать «старое доброе» евангелие в современном обществе, обеспечить взаимодействие старого и нового.

Проповедь в современных харизматических церквях соединяет в себе два вектора: богоцентрический – о значении Христа, и антропоцентрический, уделяющий внимание осмыслению места и роли христианина в современном мире. Проповедь может быть посвящена самым разным темам: толкованию Св. Писания, вопросам нравственности, празднику (что касается религиозных праздников, то и здесь среди харизматических церквей нет единства о количестве событий, признаваемых праздниками). Время от времени проповедник требует у аудитории согласия со своими словами, произнося фразы типа: «Вы со мной?», «Аллилуйя?», «Аминь, аминь» и т. п. По содержанию проповеди, эти фразы с точки зрения воздействия, безусловно, тождественны воздействию фраз типа: «Это именно так!», «Это истина!», «Можете не сомневаться!» Произносимые же директивным безапелляционным тоном они оказывают принудительное воздействие. Собственно, никто не предлагает обсуждать или дискутировать, нужно просто усвоить. Проповедь произносится на фоне спокойной музыки. Нередко говорящий приводит какие-то шутки, даже вспоминает анекдоты. В проповеди всегда звучит призыв привести еще одного человека в церковь.

Впрочем, в основном темы проповеди обычные: любовь, грех (как кровоточащая рана), ожидание Второго пришествия, приятие Христа в себя, спасение в церкви как в ковчеге, праведники будут избавлены от дней гнева Божьего, как от цунами. Все сказанное подкрепляется и иллюстрируется рассказами проповедника о содержании посещавших его видений от Бога, которые свидетельствуют о непосредственном восприятии им слов Бога, что в очередной раз как бы подтверждает наличие харизмы у пастора.

Далее пастор призывает исповедоваться в грехах всех желающих. Выстраивается небольшая очередь посередине зала, где пастор исповедует у всех на глазах. После признания в каком-либо грехе следуют обещания пастора молиться за грешника. Никаких конкретных рекомендаций не дается. Само то, что человек вышел на исповедь, называется большим шагом к исправлению.

Очевидно, что в харизматических церквях имеет место смещение акцента с богослужения на активизацию деятельности в обществе. Причем это характерно для каждой отдельной церкви, что отличает харизматические церкви от общин традиционных церквей.

Харизматическое движение в протестантизме России, несмотря на относительную новизну, неоднозначность оценок среди религиозных деятелей, религиоведов и средств массовой информации, имея свои яркие отличительные черты, не просто сформировалось и стало узнаваемым, но на сегодняшний день занимает обширную нишу на конфессиональном пространстве нашей страны. Согласно своему пониманию христианской веры и богослужебной практики, харизматы имеют вполне определенные мотивы для активной общественной деятельности. Для них жизнь, угодная Богу, – это всестороннее развитие человека, включающее служение церкви и обществу. Творческая и профессиональная деятельность считается служением Богу и приравнивается к работе в больницах или тюрьмах.

Другими словами, разные виды церковной деятельности, а также профессиональная, экономическая, социально-благотворительная работа в обществе становятся в один ряд и считаются служением Богу.

 

Список использованной литературы

 

1. Куропаткина О.В. Бенни Хинн - "зеркало" неохаризматизма. // Альманах современной науки и образования. Выпуск № 7-2 / 2007. С. 89-92.

2. Куропаткина О.В. Концепция исцеления в неохаризматизме. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Выпуск № 3 / том 1 / 2009. С. 71-82.

3. Пронина Т.С. Принцип модернизации как фактор роста в церквях харизматического направления: на примере Тамбовского региона. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск № 9 / том 101 / 2011. С 269-279.

4. Скоробогатова И.В. Феномен «харизматизма» в христианстве: история и современность. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Вып. 2.— СПб.: Изд-во РХГА, 2010. - С. 21-32.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.