Сделай Сам Свою Работу на 5

Позитивные последствия земельной реформы.





ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В МИРЕ

Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности включает три самостоятельных сегмента:

«Неофициальная» («неформальная, «некриминальная», «серая») экономика не запрещенные законом легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место, не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов. Она возможна практически во всех отраслях экономики.

«Подпольная» («нелегальная», «криминальная», «черная») экономика — это в основном все запрещенные законом виды экономической деятельности. К нелегальным относятся экономические агенты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (например, производством оружия или наркотиков, контрабандой), а также не имеющие права заниматься осуществляемым видом деятельности (например, врачи, практикующие без лицензии); часто сюда относят рэкет, бандитизм, воровство.

«Фиктивная» экономика — экономика взяточничества и всякого рода мошенничества, связанного с получением и передачей денег; сюда же относится и деятельность, направленная на получение необоснованных выгод и льгот экономическими агентами на основе организованных коррупционных связей.



Последние два сегмента отличаются от первого тем, что они не создают, а только перераспределяют ВВП, Поэтому их нередко объединяют в один.

Для оценки масштабов теневой экономики разработано несколько подходов. Монетаристский подход исходит из допущения, что в неформальной экономике оплата и расчеты ведутся наличными - Поэтому главное внимание уделяется соотношению между объемами наличных денег и банковскими вкладами до востребования, удельному весу банкнот с высоким номиналом в общем объеме денежного обращения, а также сдвигам в доле наличных денег в обращении.

Подход «Палермо» («итальянский метод») основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также у отдельных лиц. Так, авторы подготовленного в 1997 г. российскими и западными экономистами доклада о неформальной экономике в России исходили в своей оценке не из показателя уровня производства в стране, а из объемов потребления.



Объем теневой экономики действительно различаются в страновом разрезе очень существенно.

Сначала о России. К 1997 году Госкомстат России оценивал объем теневого сектора экономики страны в 20-23% ВВП. Эксперты же говорили о 45-
50% ВВП. МВД России давало оценку 35-42% ВВП. С последней оценкой соглашались эксперты Гарвардского института проблем международного развития и «Чейз Манхэттен Бэнк». В любом случае все эти цифры значительно превосходят уровень 1990-1991гг. – 10-11% ВВП.

Если сравнивать показатель по России с аналогичными по ряду других стран, то выясняется: он значительно выше, чем в наиболее развитых странах, но ниже, чем в ряде развивающихся, в частности, латиноамериканских стран.

По оценкам Контрольной группы по борьбе с легализацией незаконно приобретенных денежных средств (Великобритания), доля теневой экономики в
Германии составляет 9% ВВП, в США – 10% ВВП, в Италии, Греции, Испании –
25% ВВП. В самой же Великобритании этот показатель оценивается на уровне 7%
ВВП. 1

Что касается экономики ряда латиноамериканских стран (Колумбия и др.), то специалисты склонны оценивать долю теневого сектора в их экономики
70% ВВП.2

Не менее интересной представляется картина теневой экономики в отраслевом разрезе. По данным Госкомстата России, в 1997 году «в тени» было сосредоточено 11% промышленного производства, 9% транспортных потоков и коммуникаций, 63% торговых операций.

Теневые формы хозяйственной деятельности существуют в той или иной степени при любой структуре форм собственности. На масштабы и динамику теневой экономики определяющее влияние оказывают следующие факторы: тяжесть налогообложения; размеры получаемого дохода; масштабы безработицы; общее состояние экономики; роль и величина ограничений для бизнеса; эффективность институтов государственной власти. Распространенность теневого сектора в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения, исходящих от государства ограничений хозяйственной деятельности, а также возможностей его подавлять теневую экономику. Эта экономика распространение в периоды кризисов и депрессий, снижения реальных доходов населения и роста безработицы, при увеличении налогового бремени и государственных запретов или ограничений, налагаемых на бизнес, а также при ослаблении государственного аппарата.



 

РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА: ПОЗИТИВНЫЕ Т НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ

Военная реформа и ее суть. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры.

Документ. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось "вписать" отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.

Позитивные последствия военной реформы. Государство увеличивало ассигнования, как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России.

При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.

Негативные последствия военной реформы. В связи с усилением российской армии государь мог ввязаться в Мировую войну. При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды, лишь через определенный период мирного поступательного развития России.

Земельная реформа и ее суть. Одна из ключевых проблем российской истории начала XX века - неэффективность крестьянского хозяйства, сдавливаемого архаичными нормами общинного уклада жизни. Решение этого вопроса П.А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Для реализации этой задачи правительством был инициирован целый комплекс мер. Одно из принципиальных направлений аграрной реформы - переселенческая политика. Правительство было вынуждено решать проблему перенаселенности деревни. Избыточность рук в деревне порождала очевидный земельный голод. Соответственно, вставала необходимость направить крестьянские массы в те регионы, которые остро нуждались в заселении - Сибирь и Северный Кавказ. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавала в их собственность государственные, удельные и кабинетские земли.

Позитивные последствия земельной реформы.

Результаты впечатляющи. За 1907-1913 гг. было подано 706 792 ходатайства об укреплении своих наделов в собственность. Всего был утвержден 235 351 проект. К 1914 г. землеустроительные работы были проведены на территории общей площадью

25 млн. дес. К 1915 г. из земельных фондов Крестьянского банка было продано крестьянам 3738 тыс дес. В 1906-1914 гг. 3 772 151 человек переселились за Урал. Из них около 70% закрепились в Сибири. За годы реформ расходы на агрономическую помощь населению выросли почти в четыре раза, потребление сельскохозяйственных машин на десятину посева - в три раза. Государством были произведены масштабные ирригационные работы в Сибири, в Средней Азии, на Кавказе. Иными словами, в сфере сельского хозяйства произошли "тектонические" сдвиги, которые затронули большинство населения России.Будучи полноценным владельцем своего земельного участка, крестьянин мог брать ссуды в Крестьянском банке, (открытым П.А Столыпиным) отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда.

Столыпинская реформа дала мощный толчок развитию различных форм крестьянской кооперации. Крестьяне кооперировались для болеее выгодного сбыта продукции, организации ее переработки, совместного приобретения машин, создания коллективных мелиоративных, агрономических и др.служб .

Негативные последствия земельной реформы. Обычный надел был разделен на множество полос, между которыми пролегали значительные расстояния. Это заметно затрудняло земледельческие работы. Таким образом, перед правительством вставала проблема землеустройства, которое сводило бы воедино полосы одного надела. В итоге возникал бы отруб или хутор (если бы от общины обособлялся не только земельный надел, но и усадьба с хозяйственными постройками).Крепнущие крестьянские хозяйства, производя все больше товарной продукции, превращаются в серьезных крупных помещечьих конкурентов. Уже на раннем этапе преобразований, шло расслоение крестьянской массы, формирование - зажиточных хозяев и сельских пролетариев. В руках одних концентрировались значительные средства, другие теряли последнее, разорялись. К негативным последствиям реформы относят снижение интереса у крестьян к общественным делам, падение из-за расселения по хуторам посещаемости церквей, снижение религиозности и, большие сложности для посещения крестьянскими детьми школ.

 

Реформа местного управления и самоуправления и ее суть. Петр Аркадьевич Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности. Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени..

Позитивные последствия реформы местного управления и самоуправления. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать "своей" для общества.

Реформа образования, науки и культуры, ее суть. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений.

Позитивные последствия реформы образования, науки и культуры. . По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т.д. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей" было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

Реформа о правах и свободах граждан, ее суть. К началу XX века Правительство предполагало расширить права и всех граждан России вне зависимости от сословий. Таким образом, в Российской империи предполагалась последовательная реализация принципа гражданского равноправия, которое бы способствовало формированию единой нации, цементирующей все государственное устройство страны.

Документ реформы. 5 октября 1906 г. был издан указ, даровавший гражданское равноправие большинству населения России.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.