|
Горизонтальный и вертикальный анализ баланса ООО «Конус»
Горизонтальный анализ баланса позволяет определить общее направление изменения финансового состояния предприятия. При этом, прежде всего, сравнивают итог баланса на конец периода с итогом на начало года. Если итог баланса растёт, то финансовое состояние оценивается положительно. Далее, определяют характер изменения отдельных статей баланса. Положительно характеризует финансовое состояние предприятия увеличение в активе баланса остатков денежных средств, финансовых вложений, нематериальных активов и запасов. К положительным характеристикам финансового состояния по пассиву относится увеличение суммы прибыли и доходов будущих периодов, к отрицательным – увеличение кредиторской задолженности.
Горизонтальный анализ позволяет проводить сравнение каждой позиции баланса на сегодняшний момент с предыдущим периодом.
Для наглядного примера проведем горизонтальный анализ баланса ООО «Конус» (табл. 3):
Таблица 3
Горизонтальный анализ баланса ООО «Конус»
Наименование статей
| На начало 2014 года
| На
конец 2014 года
| Изменения
| тыс. руб.
| тыс. руб.
| Абсолютное отклонение
| Относительное отклонение
|
|
|
|
|
| АКТИВ
|
|
|
|
| 1.Внеоборотные активы
|
|
|
|
| Нематериальные активы
|
|
| +41
| +64,06
| Результаты исследований и разработок
| -
| -
| -
|
| Основные средства
|
|
| +52
| +21,8
| Доходные вложения в материальные ценности
| -
| -
| -
| -
| Финансовые вложения
| -
| -
| -
| -
| Отложенные налоговые активы
| -
| -
| -
| -
| Прочие внеоборотные активы
| -
| -
| -
| -
| Итого по разделу 1
|
|
| +93
| +30,8
| 2. Оборотные активы
|
|
|
|
| Запасы
|
|
| -19
| -3,63
| Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
| -
| -
| -
| -
| Дебиторская задолженность
|
|
| +106
| +21,7
| Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)
| -
| -
| -
| -
| Денежные средства и денежные эквиваленты
|
|
| -47
| -6,1
| Прочие оборотные активы
| -
| -
| -
| -
| Итого по разделу 2
|
|
| +40
| +2,25
| Баланс
|
|
| +133
| +6,39
| ПАССИВ
| | | | | 3. Капитал и резервы
| | | | | Уставный капитал
|
|
|
|
| Собственные акции, выкупленные у акционеров
| -
| -
| -
| -
| Переоценка внеоборотных активов
| -
| -
| -
| -
| Добавочный капитал (без переоценки)
|
|
|
|
| Резервный капитал
|
|
|
|
| Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
|
|
| +203
| +63,44
| Итого по разделу 3
|
|
| +203
| +33,5
| 4.Долгосрочные обязательства
| | | | | Заемные средства
|
|
| +50
| +33,3
| Отложенные налоговые обязательства
|
|
|
|
| Прочие обязательства
|
|
|
|
| Итого по разделу 4
|
|
| +50
| +33,3
| 5.Краткосрочные обязательства
|
|
|
|
| Заемные средства
|
|
|
|
| Кредиторская задолженность
|
|
| -120
| -9,05
| Доходы будущих периодов
| -
| -
| -
| -
| Оценочные обязательства
| -
| -
| -
| -
| Прочие обязательства
| -
| -
| -
| -
| Итого по разделу 5
|
|
| -120
| -9,05
| Баланс
|
|
| +133
| +6,39
| Как видно из таблицы за отчетный период активы организации увеличились на 133 тыс. руб., в основном за счет увеличения внеоборотных активов на 93 тыс. руб.
Пассивы организации увеличились на 133 тыс. руб., в основном за счет капитала и резервов на 203 тыс.р. и долгосрочных обязательств на 50 тыс.руб.
Теперь рассмотрим вертикальный анализ баланса предприятия.
Вертикальный анализ баланса – это анализ структуры активов и пассивов путём расчёта удельного веса статей в валюте баланса. В принципе, он схож с горизонтальным анализом, но вертикальный более детально показывает динамику изменений удельного веса по нескольким годам.
Таблица 4
Вертикальный анализ баланса ООО «Конус»
Наименование статей
| Структура баланса на 31.12.2014 г.
%
| Структура баланса на 31.12.2013 г.
%
| Изменения в структуре
% (+, -)
|
|
|
|
| АКТИВ
|
|
|
| 1.Внеоборотные активы
|
|
|
| Нематериальные активы
| 4,74
| 3,07
| +1,67
| Результаты исследований и разработок
| -
| -
|
| Основные средства
| 13,10
| 11,44
| +1,66
| Доходные вложения в материальные ценности
| -
| -
| -
| Финансовые вложения
| -
| -
| -
| Отложенные налоговые активы
| -
| -
| -
| Прочие внеоборотные активы
| -
| -
| -
| Итого по разделу 1
| 17,84
| 14,51
| +3,33
| 2. Оборотные активы
|
|
|
| Запасы
| 22,81
| 25,18
| -2,36
| Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
| -
| -
| -
| Дебиторская задолженность
| 26,83
| 23,45
| +3,38
| Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)
| -
| -
| -
| Денежные средства и денежные эквиваленты
| 32,52
| 36,86
| -4,34
| Прочие оборотные активы
| -
| -
| -
| Итого по разделу 2
| 82,16
| 85,49
| -3,33
| Баланс
|
|
|
| ПАССИВ
| | | | 3. Капитал и резервы
| | | | Уставный капитал
| 4,51
| 4,81
| -0,29
| Собственные акции, выкупленные у акционеров
| -
| -
| -
| Переоценка внеоборотных активов
| -
| -
| -
| Добавочный капитал
| 7,81
| 8,31
| -0,5
| Резервный капитал
| 0,58
| 0,62
| -0,04
| Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
| 23,62
| 15,38
| +8,24
| Итого по разделу 3
| 36,52
| 29,12
| +7,4
| 4. Долгосрочные обязательства
| | | | Заемные средства
| 9,03
| 7,2
| +1,83
| Отложенные налоговые обязательства
| -
| -
| -
| Оценочные обязательства
| -
| -
| -
| Прочие обязательства
| -
| -
| -
| Итого по разделу 4
| 9,03
| 7,2
| +1,83
| 5. Краткосрочные обязательства
|
|
|
| Заемные средства
| -
| -
| -
| Кредиторская задолженность
| 54,45
| 63,68
| -9,23
| Доходы будущих периодов
| -
| -
| -
| Оценочные обязательства
| -
| -
| -
| Прочие обязательства
| -
| -
| -
| Итого по разделу 5
| 54,45
| 63,68
| -9,23
| Баланс
|
|
|
| Как видно из таблицы в структуре активов баланса ООО «Конус» значительная доля принадлежит оборотным активам. На конец 2013 года величина оборотных активов составила 85,49% от их общей величины, а в 2014 году величина их уменьшилась на 3,33% и составила – 82,17%.
Прослеживается тенденция уменьшения доли этого вида активов за счет уменьшения денежных средств и денежных эквивалентов на 4,34% и запасов на 2,36%, что составило на конец 2014 года – 32,52 % и 22,81% соответственно.
Доля внеоборотных активов ООО «Конус» на конец 2013 года составляла 14,51%, а к концу 2014 года она увеличилась до 17,84%. Увеличение доли этого вида актива происходит из-за роста доли в организации основных средств на 1,66 % и нематериальных активов на 1,67 %.
В составе пассивов наибольшим удельным весом обладает капитал и резервы предприятия, что благоприятно сказывается на ее финансовом состоянии. По сравнению с 2013 годом их величина увеличилась на 7,4% и составила на конец 2014 года – 36,52 %. Увеличение произошло в основном из-за роста прибыли на 8,24%.
2. Внутренняя среда ООО "Конус" совокупность элементов, имеющих отношение к фирме и ее возможностям на рынке. В микросреду входят: кадры, финансы, площади, оборудование, технология, организация труда. Анализ структуры организации и финансовое обеспечение ООО "Конус" представлено в п.1.1 и п.1.2., поэтому рассмотрим кадровое обеспечение организации.
Анализ кадрового потенциала организации:
Численность на предприятии: 50 человек. Из них более 34 только сотрудников – технический персонал: рабочие, водители и др. Остальные 16 человек занимают руководящие должности.
Возрастная структура работников ООО "Строительное управление" распределяется следующим образом. Основной состав сотрудников от 30 до 40 лет – 53%, состав сотрудников до 29 лет и 40 – 50 лет распределились равно 17% и 23%. Работники свыше 50 лет составляли 7% соответственно.
Табл. 5 Данные для анализа движения кадров ООО "Строительное управление" за 2015 г.
Наличие на 01.01.14
| Поступило за 2015г.
| Выбыло за 2015 г.
| Наличие на 01.01.5
| всего
| в том числе
| всего
| в том числе
| Собственное
желание
| Выход на
пенсию
| Несоответствие
занимаемой
должности
|
|
| -
| -
| -
|
|
| -
|
|
| | | | | | | | | | | На основе этих данных ООО "Конус" должно определить показатели, характеризующие интенсивность оборота по приему кадров и детализирующих особенности по этому обороту. Предлагаем следующие показатели:
1. Коэффициент текучести:
Кт = 5 / ((30+50)/2 = 0,08.
2. Коэффициент замещения:
Кз = (28-8) / ((30+50)/2) = 0,057.
Коэффициент текучести сравнительно низкий (0,08), что свидетельствует о заинтересованности персонала в своей работе.
3.Анализ внешней среды организации – это исследование оказывающих действие на компанию факторов для подготовки перспективного перечня, раскрывающего все существующие и предполагаемые элементы возможностей, угроз.
К компонентам внешней среды, которые оказывают влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые организация не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на организацию напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны).
Предприятие “Конус” специализируется на производстве и продажи строительных товаров. Предприятию необходимо поддерживать информационные, сырьевые, транспортные связи с внешней средой. Поэтому влияние основных факторов внешней среды имеет место.
3.1.
STEP – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании
Проведем STEP – анализ ООО "Конус". Результаты представлены в таблице
Табл. 6 STEP – анализ ООО "Конус"
Экономические факторы
| Технологические факторы
| - влияние инфляции
- динамика ставки рефинансирования;
- ставка налогообложения;
- сезонность услуг (наибольший рост строительства происходит летом)
- основные внешние издержки: энергоносители, транспорт, сырье, коммуникации
| - развитие конкурентных технологий
- высокий уровень производственной емкости
- влияние информационных технологий
- доступ к технологиям, лицензированию
- владение интеллектуальной собственностью
| Социальные факторы
| Политические факторы
| - тенденции образа жизни
- модели поведения покупателей;
- мнения и отношения потребителей;
- представления СМИ;
- демографическая ситуация
| - будущие изменения в законодательстве;
- текущее законодательстве на рынке;
- торговая политика строительной отрасли
|
Таким образом, мы видим, что экономические и технологические факторы для ООО "Конус" имеют важное значение.
3.2.Проведем SWOT -анализ факторов внешней среды исследуемой организации, который позволит определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы, исходящие от его окружения.
Построим матрицу влияния сильных и слабых сторон « SW ».
Таблица 7
Матрица определения сильных и слабых сторон
Сильное влияние
| Заметное влияние
| Умеренное влияние
| Незначительное влияние
| Слабое
| S
| 1.Низкие закупочные цены на сырье и материалы.
2.Постоянный высокий спрос
3.Высокое качество готового продукта
4.Ассортимент продукции, возможность удовлетворение индивидуальных запросов
| 1.Слабая зависимость от поставщиков.
2.Высокий уровень профессиональной подготовки руководителей.
5. Налаженная система поставок сырья, материалов и оборудования
| 1.Наличие современного оборудования.
2.Достойная заработная плата у сотрудников.
| 1.Централизованная бухгалтерия
.
| W
| 1. Качество подготовки персонала.
2. Недостаточный рыночный опыт
3. Неустойчивая финансовая база.
| 1.Неустоявшийся пока ассортимент товара.
2.Не все решения руководства проводятся в жизнь.
| 1.Периодически возникающие сбои в производственном процессе
| 1.Высокие затраты на содержание производственного цеха
2.Возможность внезапной поломки производственного оборудования.
| К сильным сторонам относятся такие внутренние факторы, как: высокое качество товара; цены, которые ниже, чем у конкурентов; наличие высокотехнологического оборудования; наличие широкого ассортимента и другие факторы, которые дают определенные преимущества в конкурентной борьбе.
К слабым сторонам относятся следующие внутренние факторы: недостаток квалифицированных специалистов, проблемы с бесперебойной работой оборудования и другие факторы, в которых конкуренты оказываются сильнее.
Построим матрицу возможностей «О».
Таблица 8
Матрица определения возможностей
Вероятность использования
| Сильное
| Заметное
| Умеренное
| Слабое
| Высокая
| 1.Рост сегментов рынка, на который ориентировано производство товаров.
2.Увеличение расходов потребителей на строительные товары
| 1.Изменение налогового законодательства в сторону уменьшения налоговых ставок.
2.Экономический рост в стране и регионе.
| 2.Появление новых технологий в области розничной торговли.
3.Подготовка кадров в системе предприятия.
| 2.Стабилизация уровня инфляции.
3.Стабильный курс рубля по отношению к основным иностранным валютам.
| Средняя
| 1.Увеличение производственных площадей.
2.Снижение закупочных цен
| 1.Выпуск учебными заведениями города специалистов, готовых к работе.
| 1.Возможность дефолта в России.
| 1.Укрепление внешнеполитического положения России.
| Низкая
| 1.Ослабление деятельности конкурентов.
| 1.Изменение политической ситуации в стране.
2.Рост уровня безработицы.
| 1.Увеличение уровня рождаемости.
2.Уменьшение банковских кредитных ставок.
.
| 1.Увеличение числа семейных пар.
2.Снижение уровня показателей преступности
| Рассмотрим возможности, которые исходят из внешней среды. К ним можно отнести благоприятную политику государства в отношении малого и среднего бизнеса, улучшение экономической ситуации в стране и регионе, положительная тенденция в изменении демографической ситуации, завоевание новых сегментов рынка и другие.
Построим матрицу угроз «Т».
Таблица 9
Матрица определения угроз
Вероятность реализации угроз
| Разрушения
| Критическое состояние
| Тяжелое состояние
| «легкие ушибы»
| Высокая
| 1.Увеличение закупочных цен.
2.Отсутствие на рынке труда квалифицированных кадров.
3.Появление более сильного конкурента.
| 1.Усиление влияния конкурентов.
2.Увеличение уровня показателей преступности.
3.Просчеты в действиях менеджеров предприятия.
| | | Средняя
| 1.Возможность потери сегмента рынка.
| 1. Удорожание закупочных цен.
2. Изменение налогового законодательства в сторону увеличения налоговых ставок.
3. Предложение конкурентами более выгодных условий работы (переманивание сотрудников).
| 1.Ухудшение демографической ситуации в городе.
| | Низкая
| 1.Нестабильная ситуация в стране.
2.Форс-мажорные обстоятельства.
| 1.Неправомерные действия конкурентов.
2.Изменение экономической ситуации в стране.
| 1.Уменьшение сегмента рынка, на который ориентированы магазины.
3. Увеличение банковских кредитных ставок.
| 1.Ослабление внешнеполитического влияния России.
| К угрозам относятся такие факторы, как появление новых конкурентов, потеря доли рынка, относительная нестабильность в политике и другие факторы, которые негативно могут сказаться на работе организации.
После окончания построения матрицы сильных и слабых сторон, матрицы возможностей и матрицы угроз, сводим полученные данные в SWOT –матрицу.
Таблица 10. SWOT –матрица
Сильные стороны
| Слабые стороны
| Низкие закупочные цены на сырье и материалы.
Постоянный высокий спрос
Высокое качество готового продукта
Ассортимент продукции, возможность удовлетворение индивидуальных запросов
| Качество подготовки персонала.
Недостаточный рыночный опыт
Неустоявшийся пока ассортимент товара.
| Возможности
| Угрозы
| Рост сегментов рынка, на который ориентировано производство товаров.
Увеличение расходов потребителей на строительные товары
| Увеличение закупочных цен.
Отсутствие на рынке труда квалифицированных кадров.
Появление более сильного конкурента.
|
Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля над важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|