Сделай Сам Свою Работу на 5

Лабораторно-практическое занятие № 2





Диалог как технология личностно-ориентированного обучения

Цель:Формировать умение моделировать диалоговые ситуации на уроке.

Порядок выполнения работы:

Краткое теоретическое обоснование:

Для личностно ориентированного образования характерна установка на личности (и учителя, и ученика), на максимальную реализацию личностных потребностей и возможностей, на самостоятельность и на самовыражение. Идет создание педагогических условий для проявления и развития личностных возможностей ученика. Для личностно ориентированного образования характерны субъект-субъектные отношения между учителем и учеником.

Ведущая педагогическая технология личностно-ориентированного обучения – диалог. Диалог предполагает выбор объекта, познание и объяснение которого допускает соприкосновение двух или более несовпадающих, но равноправных сторон. Процесс и результат учебного диалога являются непредсказуемыми для обеих сторон педагогического взаимодействия (и для учителя, и для ученика). В процессе диалога рождаются новые смыслы. Процесс диалога завершается итоговой рефлексией или саморефлексией.



Пример диалоговой ситуации на уроке литературы: Представьте себе, что Вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы Вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на Ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях. (Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2001. – С.13)

 

Практические задания:

1. На уроке музыки в общеобразовательной школе, в восьмом классе, Вы предложили детям прослушать Allegro из «Маленькой ночной серенады» В.А. Моцарта сначала в исполнении симфонического оркестра, а затем – в исполнении ансамбля «Swingle singers». Какие вопросы диалогового характера Вы могли бы задать после прослушивания своим ученикам?

 

2. На уроке «Основы православной культуры» (см.: А.В. Бородина. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – М., 2005) дети рассматривают репродукцию картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Учитель говорит о том, что здесь иносказательно, в былинно-сказочном жанре выражена проблема выбора жизненного пути. Вот перед русским богатырём придорожный камень на распутье дорог. Куда идти?



 

Как пряму ехати –

Живу не бывати.

Направу ехати –

Женату быти,

Налево – богату быти.

Что выберет богатырь? Почему?

Какой из этих вопросов является диалоговым? Как может развиваться диалог?

 

3. Смоделируйте диалоговую ситуацию на уроке музыки. Как может развиваться диалог? Может ли это развитие быть неожиданным для учителя?

Литература:

1. Библер В.С. Школа диалога культур // Сов. педагогика. – 1988. – № 11.

2. Дорошенко С.И. Диалоговые и проблемные сиутации на уроках музыки // Искусство в школе. – 2008. - № 4. – С. 6-8.

3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.

4. От школы монолога - к школе диалога: К освоению идеи диалога в обучении / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир, ВГПУ, 1996. (можно взять в электронном виде на кафедре).

5. Селеменев С.В., Ткаченко А.А. Школа «диалога культур»: что это? // Школьные технологии. – 1996. - № 3.

6. Богомолова Л.И. Диалог как историко-педагогический феномен. – Владимир: ВГПУ, 2005.

7. Богомолова Л.И. Диалог как принцип и прием обучения: история и современность // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Часть 1 / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С.478-483.

8. Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. – 2002. - № 4. – С.27-33.

9. Кирсанова Л.А. К вопросу о диалогическом характере монологического изложения // Диалог продолжается … - Владимир: ВГПУ, 1995. – С.86-88.

10. Курганов С.Ю Учебный диалог // Школьные технологии. – 2002. - № 1. – С.218-223.

11. Селеменев С.В. Диалог культур: заметки на полях: Опыт средней школы № 175 г. Новосибирска // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С.118-128.



12. Семенов Е.Е.Актуализировать диалог в преподавании // Математика в школе. – 1999. - № 2. – С.21-24.


Лабораторная работа № 3

Методы обучения. Приемы обучения. (2 ч.)[1]

Задачи: - формировать понятия «метод обучения» и «прием обучения»;

- определить место и функции метода обучения в составе дидактической системы;

- раскрыть теоретическое и практическое значение классификации методов обучения

по характеру познавательной деятельности школьников (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер);

- формировать умения проектировать каждый из общедидактических методов обучения

через сочетания соответствующих приемов обучения;

- формировать умение моделировать ситуации урока с использованием каждого из

общедидактических методов обучения;

 

Опорные теоретические понятия:метод обучения

общедидактический метод обучения

приём обучения

структура метода обучения

характер познавательной деятельности школьников

информационно-рецептивный метод обучения

репродуктивный метод обучения

проблемное изложение

частично-поисковый (эвристический) метод обучения

исследовательский метод обучения

проектирование метода обучения

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие метода обучения и приема обучения. Их взаимосвязь. Место метода обучения в составе дидактической системы.

2. Анализ имеющихся классификаций методов обучения.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников (И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин). Значение этой классификации для практики организации обучения.

4. Технология проектирования методов обучения через сочетания соответствующих приемов обучения.

 

 

Практические задания

1. Используя материалы Приложения 1, докажите, что приемы обучения, отнесенные к различным классам, направлены на реализацию педагогических возможностей (целей) соответствующих методов обучения.

2. Приведите примеры

3. Используя материалы Приложения 2, определите педагогические возможности приемов обучения из методики В.Ф.Шаталова и характер познавательной деятельности учащихся, организуемой с их помощью.

4. Разработайте и проведите в студенческой аудитории изучение какой-либо школьной темы (по профилю будущей специальности):

- информационно-рецептивным методом обучения, реализующимся в форме целостного объяснения учителя;

- методом проблемного изложения, реализующимся в форме проблемного объяснения.

5. Разработайте и проведите в студенческой аудитории изучение какой-либо школьной темы (по профилю будущей специальности):

- информационно-рецептивным методом обучения, реализующимся в форме объяснительно-иллюстративной беседы;

- частично-поисковым методом обучения, реализующимся в форме эвристической беседы.

6. На основе просмотренных видеоматериалов уроков выделите использованные учителем методы обучения и проанализируйте их педагогические возможности.

 

 

Литература

1. Осмоловская И.М. Дидактика: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008.

2. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

3. Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

4. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.

5. Селиверстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения: Учебное пособие. Изд. 2-е. – Владимир: ВГГУ, 2008.

6. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., 1979.

7. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М., 1980.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Приемы обучения, соответствующие информационно-иллюстративному методу:

-интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

-порционное изложение учителем готового знания;

-повторное более краткое предъявление учащимся готового знания;

-сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

-демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

-предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

-предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

-инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем по работе с текстом учебника и т.п.);

-намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

Приемы обучения, соответствующие репродуктивному методу:

-задание учащимся на индивидуальное внешнеречевое проговаривание известных правил, определений, необходимых в процессе решения задач:

-задание учащимся на проговаривание «про себя» используемых правил, определений в процессе решения задач;

-задание на составление кратких пояснений к ходу решения задачи;

-задание учащимся на воспроизведение наизусть ( правила, закона т.д.);

-задание учащимся на заполнение таблиц, схем и т.п. вслед за учителем;

-задание учащимся на раскодирование алгоритма;

-организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

-задание учащимся на описание какого-либо объекта по известному образцу;

-задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.п.;

-наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия;

-побуждение учащихся к выполнению задания путем предъявления зрительного образа (картины, чертежа, кинофильма), доступно содержащего способ выполнения.

Приемы обучения, соответствующие методу проблемного изложения:

-контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

-предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

-раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблемы;

-обсуждение учителем возможных следствий, сделанных из неверных предположений;

-членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

-фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задачи;

-интригующее описание учителем изучаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

-установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

-риторические вопросы учителя в ходе изложения;

-постановка учителем в ходе изложения вопросов, вызывающих у учащихся чувство ожидания;

-предъявление учащимся конфликтного примера.

Приемы обучения, соответствующие частично-поисковому методу обучения:

-включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

-задание учащимся на поиск «скрытых» узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

-задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной;

-наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

-задание учащимся на поиск ошибки в рассуждениях, требующих оригинальности мысли;

-организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

-задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

-показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей учеником;

-задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

-демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

-задание учащимся на подбор фактов в соответствии с заданной учителем логикой доказательства;

-выделение цветов части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Приемы обучения, адекватные исследовательскому методу обучения:

-задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;

-задания учащимся с не сформулированным вопросом;

-задания с избыточными данными;

-задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

-задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

-задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;

-задание учащимся на определение степени достоверности полученных ими результатов;

-задание учащимся на вычленение механизма протекания явления;

-вопросы учащимся «на мгновенную догадку», « на соображение»;

-задание учащимся на краткое изложение принципиальной сути изученного самостоятельного вопроса.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.