Сделай Сам Свою Работу на 5

Повторите теоретический материал.





Методические указания и рекомендации к лабораторным работам

по дисциплине «Педагогика» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование

Профили подготовки: «Музыка» и

«Дополнительное музыкальное образование (в области эстрадного пения)»

 

 

Владимир – 2014

 

Содержание

1. Педагогические технологии. Традиционное обучение. Развивающее обучение и его технологии. (4 ч.)  
2. Диалог как технология личностно-ориентированного обучения. (2 ч.)  
3. Методы обучения. Приемы обучения. (2 ч.)  
4. Индивидуализация и дифференциация в обучении. Профильное обучение. (2 ч.)  
5. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. (2 ч.)    

 

Лабораторная работа № 1

Педагогические технологии. Традиционное обучение. Развивающее обучение и его технологии. (4 ч.)

Цель:Формировать практические умения моделирования и проведения урока в логике традиционной системы обучения. Формировать умение выделять развивающий потенциал учебной задачи, пользоваться методами и приемами развивающего обучения.



Порядок выполнения работы:

Повторите теоретический материал.

Традиционное (гербартианское) обучение основано на субъект-объектных отношениях между учителем и учеником. В нем учитель – активный субъект, а ученик – достаточно пассивный объект учебной деятельности. Учитель ставит цель, предъявляет необходимое для усвоения содержание, оценивает деятельность ученика. Ученик же должен принять цель, поставленную учителем, выполнить его задания, в основном репродуктивного характера (запомнить, воспроизвести по образцу, проделать работу по заранее заданному алгоритму или правилу), получить оценку.

Технология традиционного обучения базируется в основном на репродуктивных методах (объяснительно-иллюстративном и репродуктивном).

Пример такого обучения: учитель рассказывает детям, что такое романс, иллюстрирует свой рассказ музыкальными примерами. Дети должны ответить на вопросы. Ответы на вопросы содержатся в сообщении учителя (детям надо запомнить и воспроизвести, что говорил учитель).



 

Развивающее обучение базируется на психологической концепции Л.С. Выготского. Л.С. Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: первый – зона актуального развития; второй – зона ближайшего развития. Первый характеризует уже достигнутый ребенком уровень развития. Второй обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого. Предположим, что два ребенка одного возраста самостоятельно решают задачи одного и того же класса. Это означает, что уровень их актуального развития примерно одинаков. Например, он соответствует семилетнему возрасту. Но если предложить им решать более сложные задачи в сотрудничестве со взрослым, то может оказаться, что один из детей при малейшей помощи решает задачи на девять лет, а другой – на семь с половиной. Значит, у них разные зоны ближайшего развития.

Целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее обучение использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы, находящиеся в стадии становления.

Для развивающего обучения характерны субъект-субъектные отношения между учителем и учениками.

Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися процесса учения; принцип работы над развитием всех учащихся; необходимость деловых доброжелательных отношений в процессе обучения.

 

Практическое задание:



Прочитайте текст из учебника по музыке для учащихся третьих классов общеобразовательной школы (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). Расскажите «учащимся» (своей группе) о романсе так, чтобы они запомнили самое главное. Пользуйтесь интонационным выделением, записью на доске, иллюстрациями. Задайте «учащимся» вопросы репродуктивного характера. Поставьте оценки.

 

Романс – так называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее – в сопровождении фортепиано.

В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе.

Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной мелодией.

 

 

Образовательная задача этого фрагмента урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ваши вопросы репродуктивного характера:

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

 

Слова, которые необходимо записать на доске или на плакате:

__________________________________________________________________

 

Критерии оценки учебной работы учеников:

__________________________________________________________________

 

Практические задания:

1. Определите типы развивающих учебных задач. Здесь есть задача, не имеющая решения; задача с недостающими данными; задача на различение понятийной (теоретической) и житейской логики; задача с несформулированным вопросом; задание, различающее ориентацию на задачу и на действие учителя; задача с излишними данными.

 

А) Учитель говорит: «В слове «кот» три слога: К – О – Т. Кто со мной согласен?

___________________________________________________________

 

Б) Правда, что «корова» и «теленок» - родственные слова?

___________________________________________________________

 

В) Сколько … в слове «пять»? (Ответы детей: 1,2,3,4).

___________________________________________________________

На какие вопросы отвечали дети?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

Г) Придумайте слово, в котором четыре звука, один из них согласный, и один слог.

___________________________________________________________

 

Д) В слове шесть звуков. Сколько в нем слогов?

___________________________________________________________

 

 

2. Составьте задачи с недостающими и с избыточными данными.

 

Для развивающего обучения характерно использование продуктивных методов обучения: метода проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского методов. Активизировать работу учащихся можно с помощью создания проблемной ситуации. Учитель создает проблемную ситуацию, организует размышления над проблемой и ее формулировкой, организует поиск гипотезы. Ученики формулируют проблему, выдвигают гипотезы. Организуется проверка гипотезы, анализируются результаты, полученные знания применяются в последующей деятельности. Проблемная ситуация имеет однозначное, известное учителю решение.

Примером проблемной ситуации может служить фрагмент урока в 1 классе (по программе Д.Б. Кабалевского):

Вершиной урока должно стать звучание песни А. Островского «Пусть всегда будет солнце». Вопрос учителя: «Что это – песня, или марш, или танец?» - неминуемо вызовет в классе «творческий конфликт», спор (такого рода «конфликты»-споры очень развивают слух и мышление ребят, поэтому учитель не должен избегать их, но, напротив, поощрять их возникновение). Лишь после того, как ребята придут к определенному выводу, что это и песня, и марш (то есть песня-марш, или маршевая песня), учитель должен сказать о том, что «киты» часто встречаются вместе, образуя то песни-марши, то песни-танцы, то танцы-марши (или марши-танцы) и даже песни-танцы-марши.

Практическое задание: смоделируйте проблемную ситуацию на уроке хореографии или театра.

Контрольные вопросы:

1. Формирование традиционной системы обучения (XVII – XIX вв.). Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.

2. Формирование системы развивающего обучения. Л.С. Выготский.

3. Принципы Л.В. Занкова.

4. Какова модель педагогического взаимодействия в традиционной и в развивающей системе?

5. Как осуществляется целеполагание в традиционной и в развивающей системе?

6. Какие элементы содержания образования преимущественно осваиваются в традиционной и в развивающей системе?

7. Как осуществляется оценивающая деятельность?

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. – М., 1991. – С.374-390. (или см. в: Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Часть 1 / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С.193-201).

2. Занков Л.В. Принципы экспериментальной дидактической системы // Хрестоматия. Часть 1 / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С.332-341.

3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995, № 1. (или см. в: Хрестоматия. Часть 1 / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С.235-255).

4. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? // Хрестоматия. Часть 1 / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С.295-311.

5. Селивёрстова Е.Н. От школы знания к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения: Учебное пособие. – Владимир: ВГГУ, 2008.

6. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов средних и высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.А.Смирнова. 7-е изд. – М.: Академия, 2008.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.