Сделай Сам Свою Работу на 5

На пути к зарождению афинской демократии





Оглавление

Введение

Выбранная тема дипломного исследования, касающаяся такого вопроса, как "Феномен возникновения афинского демократического строя в Древней Греции", в наше время действительно приобретает свою актуальность. Уже в конце XVIII – первой половине XIX в. история Древней Греции приобретает большую популярность в европейской исторической науке. Еще в XIX в. такие видные историки как В. П. Бузескул[1] и Дж. Грот касались темы становления государственного строя греков, но особую значимость и актуализацию данная тема получает именно в настоящее время. Известно, что самой распространенной и приемлемой политической системой в современном мире является демократия. Такие крупнейшие государства, как США, страны Евросоюза, а также Россия опираются на демократическую форму правления. Общество все больше и больше проявляет интерес к истокам возникновения демократического строя, создателям демократии и феномену зарождения демократии в целом. Отсюда и естественный интерес к этой теме.

В истории классической Греции пристальное внимание ученых привлекает, прежде всего, афинская демократия. И в этом нет ничего удивительного. Различные ее аспекты особенно интенсивно исследовались в конце ХХ столетия, в связи с 2500-летним юбилеем реформ Клисфена, заложивших основы демократического устройства афинского полиса.



К тому же двадцатое столетие стало переломным и в археологическом изучении городов Древней Эллады. Так исследования, проведенные в Великой, материковой и малоазийской Греции, а также Киренаике сумели ясно продемонстрировать нам, что мир Греции архаического и классического периодов был довольно ярким и разнообразным. Это, в свою очередь, вызвало усиление интереса к истории греческих полисов и государственному устройству древних греков, особенно к вопросу о происхождении и становлении афинского демократического строя. С этих пор и вплоть до нашего времени появляются все новые и новые концепции и подробности становления афинской демократии, причем как в русскоязычной, так и в западной литературе. Такого рода тенденция делает актуальной настоящее дипломное исследование, посвященное теме "Феномена возникновения афинского демократического строя в Древней Греции".



Наиболее известными в XX-XXI столетиях историками, изучившие демократический строй античной Греции, стали П. Дж. Родс[2], М. Хансен, Дж. Обер, К. Моссе, из отечественных исследователей наиболее видными являются И.Е. Суриков, В.И. Исаева, А.Е. Медовичев. Проблемный подход при рассмотрении афинской демократии применили в своей работе авторы коллективной работы под редакцией Э.Д. Фролова[3].

Актуальностью настоящего исследования является раскрытие и осмысление феномена афинской демократии как уникального для своего времени явления в рамках одного полиса во всей античной истории Греции.

Цель данной работы видится в следующем: опираясь на комплексный анализ литературы и источников по истории архаической и классической Греции, выявить феномен возникновения афинской демократии, а также осмыслить возможность ее существования одновременно с олигархическими режимами других государств Античности (например, такой как Спарта).

Задачей исследования служит установление тех закономерностей, ставшие в определенных условиях, в дальнейшем, своеобразным «катализатором» процесса становления демократии в Афинах как политического режима.

Объектом данной работы является феномен возникновения афинской демократии.

Предметом – процесс становления демократии в Афинах как политического режима.

Временные рамки включают в себя архаический (VIII-VI вв. до н.э.) и классический (V-IV вв. до н.э.) периоды.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.



Глава I посвящена постепенному и поэтапному процессу зарождения афинской демократии в архаический период. В данной главе выделены основные и ключевые моменты, дана оценка, а также их влияние на последующие события или явления. Явления и события изложены в проблемном контексте.

Глава II посвящена расцвету и становлению афинской демократии. Данная глава также написана в проблемном контексте при понимании сути феномена афинской демократии, ее парадокса и «аномалии» развития афинского полиса в классический период.

Источниковедческий анализ

Методически более грамотно было бы указать, что, главным образом, были использованы такие источники, как сообщения античных авторов.

Сейчас эти источники представлены достаточно широко. Практически все произведения античных авторов, имеющие ключевое значение для данной темы, переведены на русский язык и опубликованы. При работе с этой группой источников следует учитывать: время создания произведения, происхождение автора, его политическую ориентацию, источники информации, которыми пользовался автор, наличие позднейших интерполяций в произведении и т.д.

Главными среди нарративных источников для нашей темы являются исторические произведения, охватывающие значительный промежуток времени, в которых освещены основные события античной истории того или иного периода. Сюда следует отнести в первую очередь "Историю" Фукидида и "Афинскую политию" Аристотеля.

Особую ценность представляет то, что труд Фукидида – это современная ему история, в которой он играл не последнюю роль. Фукидид, создавая свой труд, имел цель описать Пелопоннесскую войну (I.1).

Первая книга фукидидова труда – экскурс в историю (о том, как афиняне достигли своего могущества перед Пелопоннесской войной). Изложение военных событий начинается во второй книге – 431 г. до н.э., и заканчивается восьмой книгой – 411 г. до н.э.

Особо важен метод Фукидида. В начале первой книги (I.20-22), он заявляет, что не будет приукрашивать, и преувеличивать события и исключает из своего труда все мифическое и анекдотическое. Другими словами, Фукидид впервые применил метод критического анализа.

Плутарх. Родился между 46 и 51 г. н.э. и умер между 120 и 130 г. н.э. Уроженец Херонеи. Получил образование в Афинах. На родине Плутарх занимал различные государственные должности: смотрителя за постройками, архонта, беотарха, и даже пожизненного жреца Дельфийского Аполлона. Его исторические сочинения носят заглавия «Сравнительные описания». Это биографии выдающихся исторических лиц, греков и римлян, сгруппированные попарно, так что в каждой паре одна биография грека, другая – римлянина; в каждую пару выбираются такие лица, между которыми есть сходство в каком-либо отношении.

Плутарх по своему происхождению был беотийцем. Он использовал местную эпиграфику, изречения местных оракулов, а также пользовался местной беотийской историографией, которая дошла до нас только через Плутарха.

Одними из самых важных для нашей темы являются источники, которые содержат сведения о государственном устройстве античных полисов. Это «Политика» и «Афинская полития» Аристотеля.

Материалы настоящей дипломной работы могут быть использованы для преподавания школьного курса «История древнего мира», а также быть задействованы в лекциях по "Теории государства и права" и "Истории политических и правовых учений".

Глава I

На пути к зарождению афинской демократии

Становление афинской демократии, как и любые другие процессы, произошло не сразу. Этому предшествовали различные события и явления. Так какие же процессы, протекавшие в афинском полисе, способствовали зарождению демократии? Это мы и попытаемся выяснить в этой главе.

 

§1. Аристократия и демос в архаический период (VIII-VI вв. до н.э.).

 

Начало целого периода архаики (VIII-VI вв. до н.э.) было знаменовано рождением греческого полиса. Однако в это время для него еще незнакомо такое понятие, как народный суверенитет. Это знакомство произойдет позже, а именно, в классическую эпоху. К примеру, в VIII—VII вв. до н.э. широкие массы демоса еще абсолютно нигде в греческом мире не играли сколько-нибудь значительной роли в общественно-политической жизни. В сущности, крестьяне, не говоря уже о ремесленниках и торговцах (впрочем, прослойка этих последних в раннеархаических полисах должна была быть просто ничтожной), не были еще даже полноправными членами гражданского коллектива. Следует сказать и о том, что в это время греческие полисы были по своей сути аристократическими полисами. Отстранив от власти басилеев, аристократы создали вместо них своеобразные республиканские режимы. Эти режимы больше известны как олигархические, во главе которых стояли те самые aristoi, т.е. «лучшие», как они сами себя определяли. К тому же аристократам принадлежали все рычаги власти в полисах[4].

Народное собрание в таком полисе не то чтобы не существовало, но не представляло собой реального противовеса власти аристократического истеблишмента[5]. Кроме этого аристократы отличались в физическом плане от рядовых общинников (не случайно они называли себя kaloi kagathoi — «прекрасными и доблестными»). Это были, как правило, стройные, подтянутые, мускулистые, с длинными, ниспадающими на плечи волосами люди, они должны были резко выделяться в толпе на улицах греческих городов. О том, как выглядели аристократы архаической эпохи, можно составить полное представление по куросам – статуям обнаженных мужчин, дошедших от этого времени в немалом количестве. Таким образом, аристократы выступали в качестве самой развитой, самой мобильной части гражданского коллектива, обладавшей наиболее широким кругозором. Более того, они были довольно восприимчивыми ко всем новым веяниям. Не случайно во главе любых реформ, любых прогрессивных перемен и сдвигов всегда стояли в это время именно представители знатной элиты[6].

Между тем в среде знати (да и не только ее) общераспространенным явлением в это время становится стремление к богатству. Вот что на этот счет сообщает нам Аристотель: «Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главным было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой…» (Ath. Pol., 2,2. Пер. С.И. Радцига). Об этом стяжательстве как о настоящей «болезни века» неоднократно говорит в своих элегиях Солон, современник и чуткий наблюдатель происходящих событий. Материальные ценности нужны были аристократам не для накопления, а для демонстративного потребления, увеличивавшего их престиж[7]. Как верно отметила А.В. Мастыкова, анализируя смысл моды в варварских обществах эпохи Великого переселения народов, приходит к следующему умозаключению: «мода интернационального характера была изначально аристократической, т.е. отражала культуру наиболее мобильной, полиэтничной и подверженной внешним влияниям социальной группы. В этом социальном стратуме мода играла престижную роль маркера правящей группы, она подчеркивала особое положение ее носителей, их политическую и культурную ориентацию, их связи с другими престижными кланами и правящими фамилиями Европы и Азии. Аристократическая или «княжеская» мода рано или поздно начинает копироваться другими слоями населения. При этом инородное происхождение тех или иных элементов в костюме, как правило, уже не осознается»[8].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.