Тема №7 Органы юстиции Российской Федерации
Цель лекции: показать особенности и систему Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотреть основные задачи, функции и направления деятельности Министерства юстиции РФ, перечислить полномочия министерства юстиции по отношению к адвокатуре, нотариату, органам ЗАГСа и судебно-экспертным учреждениям, охарактеризовать Федеральные службы юстиции Российской Федерации.
Ключевые слова:юридическая экспертиза, государственный учет, Федеральная служба исполнения наказания, судебный пристав.
Вопросы:
1. Министерство юстиции РФ и система его органов
2. Основные задачи Министерства юстиции, функции и основные направления деятельности
3. Полномочия министерства юстиции по отношению к адвокатуре, нотариату, органам ЗАГСа и судебно-экспертным учреждениям
4. Федеральные службы юстиции
1. В соответствии с Положением Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России контролирует и координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы.
2. Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, выполняющих задачи в установленной сфере деятельности.
Минюст России осуществляет следующие основные полномочия:
вносит Президенту и в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозируемые показатели деятельности министерства;
обобщает практику применения законодательства России и разрабатывает предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, вносимых на рассмотрение Президента и Правительства России, участвует в организации работы по систематизации законодательства и подготовки Свода законов Российской Федерации;
-осуществляет юридическую экспертизу и государственный учет нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований;
проводит государственную регистрацию актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан или имеющих межведомственный характер;
-обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб и контроль за соответствием принимаемых ими решений законодательству Российской Федерации;
-представляет предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации и международных соглашений о правовой помощи;
-организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов. Осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы.
Минюст России осуществляет и иные функции, если они предусмотрены федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. Минюст России возглавляет министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность Президентом по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Количество заместителей министра устанавливается Президентом Российской Федерации (в настоящее время — два| заместителя).
Общая численность сотрудников центрального аппарата 547 единиц.
Министр юстиции осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью министерства; распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает Положения о структурных подразделениях, структуру и штаты центрального аппарата; назначает и освобождает от должности работником центрального аппарата и в установленном порядке руководителей территориальных органов юстиции; согласовывает решения руководителей подведомственных федеральных служб о создании реорганизации и ликвидации территориальных органов этих служб; присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции; подписывает международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.
Система органов Министерства юстиции РФ включает:
1) Минюст России — центральный аппарат;
2) управления Минюста России по федеральным округам;
3) органы Минюста России в субъектах Российской Федерации;
4) федеральные и региональные учреждения юстиции
Центральный аппарат Минюста России состоит из 9 департаментов:
— государственной политики в сфере юстиции;
— конституционного законодательства и законодательства о безопасности;
— экономического законодательства;
— бюджетного законодательства;
— гражданского и социального законодательства;
— управления и государственной службы;
— правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб;
— организации, координации и контроля;
— международного права и сотрудничества;
— ресурсного обеспечения.
В состав каждого департамента входят отделы по конкретным направлениям деятельности соответствующего департамента.
В Министерстве юстиции РФ образуется коллегия в составе Председателя — министра юстиции РФ, заместителей министра (по должности), руководителей подведомственных федеральных служб, а также других лиц. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению министра юстиции.
Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются приказами и указаниями министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр реализует свое решение и о возникших разногласиях информирует Президента или Правительство Российской Федерации. Такая процедура обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности органов юстиции имеет еще и то значение, что Министерство юстиции РФ вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
При Министерстве юстиции состоит Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия, а также образуются научно-консультативные советы, состав которых и положения о них утверждаются министром.
Управления Министерства юстиции РФ по федеральному округу являются окружными территориальными органами Министерства юстиции РФ, основные задачи которых включают организацию работы и контроль за деятельностью органов и учреждений юстиции на территории округа по вопросам, отнесенным к ведению Министерства юстиции РФ. В их число, в частности, входит исполнение обязательств министерства по международным договорам о правовой помощи; контроль за выполнением соглашений между Министерством юстиции РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в сфере юстиции; оказание содействия в обеспечении деятельности судебно-экспертных учреждений; контроль за исполнением актов по вопросам помилования; контроль за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью территориальных органов юстиции и ряд других.
Положением определены должностные права и обязанности руководителей управления, их участие в работе полномочного представителя Президента РФ в округе. Предусматривается создание совета при управлении — консультативного органа, действующего в рамках упомянутого Положения.
Федеральные территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации включают министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) юстиции в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в автономных округах и автономной области.
Органы юстиции в субъектах Российской Федерации реализуют государственную политику в сфере юстиции, координируют деятельность федеральных специализированных учреждений юстиции РФ на территории соответствующего субъекта Федерации, взаимодействуют с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, которые по соглашению с Министерством юстиции могут передавать им осуществление своих полномочий.
Территориальные органы создаются Министерством юстиции РФ, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции назначаются и освобождаются от должности министром юстиции.
Руководители органов юстиции в субъектах Российской Федерации принимают и увольняют работников аппарата, распределяют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направлениями деятельности (функциями) Министерства юстиции РФ.
3. Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции РФ претерпели существенные изменения. Отпала функция организационного руководства судами, изменилось содержание полномочий по обеспечению судебной деятельности. В сферу деятельности министерства, в соответствии с упомянутой Концепцией, были включены дополнительные полномочия, связанные с его участием в обеспечении правотворческой деятельности органов государственной власти, контролем за движением собственности, новыми подходами к функционированию системы исполнения уголовных наказаний и с решением ряда других вопросов.
Остановимся подробнее на основных функциях Министерства юстиции Российской Федерации.
Обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции РФ: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов Российской Федерации; учет и систематизацию действующего законодательства.
1. В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации.
Координационная функция осуществляется Министерством юстиции РФ в двух формах: в тех случаях, когда подготовка проекта правового акта поручена Министерству юстиции с участием других ведомств и когда проект готовится другими ведомствами, а Министерство юстиции РФ принимает участие в его подготовке. Так, например, в соответствии с графиком подготовки правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001 г. должны быть подготовлены 46 проектов различных правовых актов, и в работе над каждым из них в той или иной форме предусматривалось участие Министерства юстиции РФ.
Для осуществления этой координационной функции Министерство юстиции РФ наделено правом запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти, привлекать для разработки проектов и их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе, а также работников федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, Министерство юстиции РФ имеет полномочия по собственной инициативе вносить на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам собственной компетенции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции.
2. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам — еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной власти регионов.
3. Государственный учет и систематизация действующего законодательства — функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции РФ, но и правовую информацию Президента, Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти.
В этих целях на базе общеправового классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ. Учет ведется на магнитных и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответствующей отрасли законодательства и путем внесения необходимых поправок и уточнений поддерживается в контрольном состоянии. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», в редакции от 19 июня 2003 г. и принятого в его развитие Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных актов субъектов Российской Федерации на Министерство юстиции РФ возложена обязанность ведения этого регистра в целях обеспечения контроля за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также для получения гражданами и органами власти необходимой правовой информации.
В соответствии с установленным порядком высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязано в 7-дневный срок после принятия соответствующего правового акта законодательным или исполнительным органом власти направить копию этого акта в Министерство юстиции РФ через соответствующий территориальный орган юстиции, для его оценки и последующего включения в соответствующий раздел федерального регистра. К этому участку работы Министерства юстиции относится также подготовка к официальному изданию кодифицированных актов (кодексов), участие в работе по созданию Свода законов Российской Федерации, а также осуществление обмена правовой информацией с иностранными государствами.
Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется Министерством юстиции РФ в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.
Сейчас эта функция Министерства юстиции РФ значительно расширена. В соответствии с Указом Президента от 20 марта 2001 г. под контроль Министерства юстиции РФ отнесены подлежащие регистрации нормативные правовые акты Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации.
Становление и развитие учреждений судебной экспертизы связано с упомянутой Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции, принятой в октябре 1996 г., в соответствии I которой осуществляются меры по материальному, кадровому и правовому обеспечению ее деятельности, в том числе по повышению оплаты труда, развитию научных исследований, укреплению материально-технической базы экспертных учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в редакции от 30 декабря 2001 г. лаборатории судебной экспертизы проводят для судов, органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов криминалистические, тра-сологические, баллистические, почерковедческие и многие другие виды экспертиз.
Приказом Министерства юстиции РФ от 20 декабря 2002 г. утверждена Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Этим документом регламентируются вопросы, связанные с требованиями профессиональной подготовки экспертов; их права, обязанности и ответственность; процедура производства экспертных исследований, включая повторные и комиссионные экспертизы; полномочия руководителей судебно-экспертных учреждений. Приказом Министерства юстиции РФ от 23 декабря 2004 г. утверждено Положение об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, порядок создания и деятельности Центральной экспертно-квалификационной комиссии.
Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции Российской Федерации включают и решение вопросов, связанных с разработкой политики государственного регулирования и нормотворчества в сфере деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб.
4. Органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, или, как их еще называют, пенитенциарные органы, были переданы в систему Министерства юстиции РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г., изданного во исполнение Федерального закона от 21 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы».
На Министерство юстиции РФ было возложено обеспечение исполнения уголовных наказаний; содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей; их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Система пенитенциарных учреждений возглавлялась соответствующим Главным управлением Министерства юстиции, которое обеспечивало выполнение законодательства по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы и вносило руководству министерства предложения о создании, ликвидации, реорганизации соответствующих учреждений и по другим направлениям своей деятельности, В результате проведения административной реформы в системе Министерства юстиции РФ была образована Федеральная служба исполнения наказаний.
Основные задачи ФСИН России:
1. Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных и контроль за поведением условно осужденных и осужденных, к которым судом предоставлена отсрочка.
2. Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей.
3. Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы.
4. Охрана и конвоирование содержащихся под стражей по установленным маршрутам, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции.
5. Создание осужденным и содержащимся под стражей условий содержания, соответствующих нормам международного права.
6. Организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.
ФСИН России управляет соответствующими территориальными органами системы и осуществляет свою деятельность непосредственно.
ФСИН России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; Законом РФ от 21 июля 1993 г, (в редакции от 22 августа 2004 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», другими федеральными законами; Уголовно-исполнительным кодексом РФ, принятым 8 января 1997 г., актами Президента и Правительства РФ; международными договорами Российской Федерации; актами Минюста России.
Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет следующие полномочия:
Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в учреждениях уголовно-исполнительной системы и безопасность лиц, находящихся на ее территории; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений суда; исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере своей деятельности; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.
Осуществляет: направление осужденных к месту отбывания и их размещение; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; меры по обеспечению сотрудников оружием, специальными средствами и охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей; реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности и обеспечение мобилизационной подготовки; координацию деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных ФСИН России.
Принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы и экспертизе законопроектов и иных актов, относящихся к сфере деятельности ФСИН России.
Организует: общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных; выполнение заказов, размещенных на предприятиях системы на поставку товаров и продукции для государственных нужд; оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы; кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России и ее территориальных органов.
ФСИН России создает, ликвидирует и реорганизует учреждения, исполняющие наказания, и выполняет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены законодательными актами, актами Президента и Правительства Российской Федерации.
ФСИН России не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, установленных законами, актами Президента и Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. в ФСИН России вводится должность директора Службы, шесть го заместителей, в том числе одного первого, а также 17 управлений центрального аппарата со штатной численностью сотрудников 655 единиц. Директор ФСИН России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Правительства.
Директор ФСИН России осуществляет на основе единоначалия руководство деятельности Службы, распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц по решению вопросов, относящихся к компетенции ФСИН России.
Вносит (представляет) Министру юстиции РФ предложения;
— о назначении на должность заместителей директора и руководителей территориальных органов ФСИН России;
— по формированию проекта федерального бюджета и по структуре и штатной численности центрального аппарата для последующего представления Президенту РФ;
— о создании, реорганизации и ликвидации учреждений уголовно-исполнительной системы для представления в Правительстве РФ;
— о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в установленной сфере деятельности;
— по проектам нормативных правовых актов и совершенствованию законодательства, в сфере уголовно-исполнительной деятельности;
— о ежегодном плане и основных показателях деятельности и предложения по другим вопросам, решения которых отнесены к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации.
Осуществляя деятельность по руководству системой ФСИН России, директор: утверждает штатное расписание центрально го аппарата и территориальных органов в пределах выделенных ассигнований; издает в пределах своих полномочий индивидуальные правовые акты по вопросам службы: утверждает планы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; положения об экспертных, консультативных и совещательных органах; осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Уголовно-исполнительная система включает:
1) Федеральную службу исполнения наказаний;
2) территориальные органы ФСИН;
3) учреждения, исполняющие наказания.
В систему по решению Правительства могут входить организации, предприятия и учреждения, обеспечивающие ее деятельность.
ФСИН России (центральный аппарат) включает:
Руководство (директора службы), при котором состоят секретариат, контрольно-инспекторское управление, главная бухгалтерия;
Управления (их 17), которыми курируют 7 заместителей директора, в их числе:
— оперативное, безопасности и специального учета, социальной, воспитательной и психологической работы;
— управление охраны, конвоирования и спецперевозок, инженерно-технического обеспечения и вооружения;
— организация предварительного заключения и тюрем, исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;
— кадров и профессионального образования, управление по работе с личным составом;
— финансово-экономическое, контрольно-ревизионное и управление ресурсного обеспечения;
— правовое управление, медицинского обеспечения и трудовой адаптации осужденных.
Ряд подразделений непосредственно подчинены ФСИН России. В их числе: управление оперативно-технических мероприятий, оперативно-розыскное бюро; специальный следственный изолятор № 1, отдел по охране ГНЦ им. Сербского, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации, ряд межрегиональных учебных центров, научно-исследовательский институт, центральный узел связи, подразделения медицинского, торгового, жилищно-коммунального обслуживания и ряд других.
Территориальные органы управления ФСИН России создаются на территориях субъектов Российской Федерации и осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями по конвоированию. Структуру и штатное расписание территориальных органов утверждает директор ФСИН России, он же вносит предложения министру юстиции РФ о назначении и освобождении от должности руководителей территориальных органов ФСИН России.
Учреждения, исполняющие наказание, определены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ст. 16) и включают:
уголовно-исполнительные инспекции для исполнения наказания в виде обязательных работ по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией;
исправительные центры — специальные учреждения ФСИН России для отбывания наказания осужденных к ограничению свободы; учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы: исправительные колонии общего, строгого и особого режима; колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебно-исправительные учреждения, а также тюрьмы.
На территории деятельности учреждений, исполняющих наказание, могут создаваться следственные изоляторы для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ регламентировал правовые положения осужденных, режим и условие отбывания наказания, привлечение к труду и профессиональной подготовке отбывающих наказание, особенности исполнения наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних и ряд других вопросов.
Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» регламентирует основные вопросы, связанные с организацией и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений, исполняющих наказание; права, обязанности и ответственность сотрудников этих учреждений, целевые применения мер воздействия, включая и использование спецсредств и оружия, а также меры правовой и социальной защиты сотрудников службы.
Законом установлено, что контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Президент и Правительство РФ, законодательные органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Непосредственный контроль возложен на ФСИН России. Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры осуществляют надзор за исполнением наказания на соответствующей территории Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердившим Положение о ней, подведомственная Министерству юстиции РФ Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
Основными задачами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) является:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) организация принудительного исполнения судебных актов удов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ;
3) управление территориальными органами ФССП России.
Правовую основу деятельности ФССП России составляют Конституция РФ, федеральные законы, в том числе ФЗ от 21 июля 1997 г. (в редакции от 22 августа 2004 г.) «О судебных приставах»; ФЗ от 21 июля 1997 г. (в редакции от 22 августа 2004 г.) «Об исполнительном производстве», акты Президента и Правительства РФ, международные договоры, акты Минюста России.
Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные ей территориальные органы и наделена следующими полномочиями:
применяет меры принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа, в результате проведенной оценки и учета и арестованного имущества;
организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества, розыск должника (гражданина или организации), участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов государства в делах о банкротстве, а также в исполнении решений комиссии по трудовым спорам;
проводит анализ деятельности территориальных органов, создает и ведет банки данных о возбуждении исполнительного производства;
организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам об административных правонарушениях;
осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов и функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы;
разрабатывает меры по кадровому обеспечению, правовой и социальной защите работников ФССП России;
участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества;
ФССП России осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право: получать от органов государственной власти, местного самоуправления документы и иные материалы, привлекать для выработки решении специалистов и ученых, в том числе и на договорной основе образовывать совещательные и контрольные органы, заключать гражданско-правовые договоры.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. Федеральную службу судебных приставов возглавляет директор — Главный судебный пристав Российской Федерации, назначенный Президентом РФ. Директор ФССП России имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ. В центральном аппарате ФССП образовано 9 управлений по основным направлениям деятельности, установлена предельная численность центрального аппарата в количестве 215 единиц и общая численность работников территориальных органов, включая судебных приставов и приставов-исполнителей, — 44 831 единица. Директор ФССП России:
— распределяет обязанности между заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц ФССП, организует работу центрального аппарата;
— вносит (представляет) министру юстиции РФ предложения:
а) о предельной численности и фонде оплаты труда работников, о назначении на должность заместителей директора и руководителей территориальных органов — главных судебных приставов субъектов Российской Федерации;
б) о формировании проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата и территориальных органов;
в) проекты положений о ФССП России о территориальных органах;
г) предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в центральной сфере деятельности;
д) ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана.
Осуществляя руководство системой, директор ФССП:
утверждает структуру, штатное расписание и смету расходов на содержание работников ФССП, положения о структурных подразделениях центрального аппарата, о совещательных и консультативных органах, состав центральной аттестационной комиссии ФССП России;
назначает на должность по согласованию с министром юстиции РФ заместителей руководителей территориальных органов, решает вопросы о прохождении федеральной государственной службы и осуществлении трудовой деятельности в ФССП России;
принимает по согласованию с Министерством юстиции РФ решение о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов ФССП.
Система ФССП России включает:
1) ФССП России — центральный аппарат;
2) главные управления (управления), отделы в субъектах РФ;
3) районные, межрайонные и специализированные отделы — структурные подразделения территориальных органов ФССП.
Как упоминалось, в центральном аппарате ФССП России образованы 9 управлений по основным направлениям работы: обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных актов, организационное, кадровое, материально-техническое обеспечение и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|