Тема №3 Принципы организации судов и осуществления правосудия.
Цель лекции: Дать понятие и охарактеризовать принципы правосудия, осветить основные признаки правосудия.
Ключевые слова: закон, правовые органы, судебные органы.
Вопросы:
1. Принципы правосудия: понятие и признаки.
2. Основные принципы правосудия.
Термин «правосудие» определяется в русском языке как деятельность правовых, судебных органов, т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае — суда) о правах, обязанностях и ответственности кого-либо на основе применения закона, в конечном итоге как способ реализации судебной власти.
Наиболее существенные стороны правоохранительной деятельности суда осуществляются именно путем правосудия, которое является главным содержанием судебной власти, ее основной функцией. Обращаясь к судебной сфере в целом, отметим, что именно с проблемами правового регулирования правосудия связана детальная законодательная регламентация.
Конституция Российской Федерации определила формы судопроизводства, в которых осуществляется правосудие (ст. 118); утвердила главную задачу правосудия — обеспечивать права и свободы человека (ст. 18); установила право граждан участвовать в отправлении правосудия (п.4.5 ст. 32).
Конституционные нормы получили дальнейшую детализацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах о судоустройстве, судебной системе, статусе судей, о военных, арбитражных судах и других. Особое место в регламентации правосудия занимает процессуальное законодательство. В Уголовно- процессуальном, Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах Российской Федерации систематизированы нормы, регламентирующие деятельность судов при осуществлении правосудия, права, обязанности и ответственность всех участников судебного процесса.
Особая роль правосудия ставит вопрос о его соотношении с судебной властью в целом. Доминируют два различных подхода. В одном случае с правосудием отождествляются все функции судебной власти, в другом — только судопроизводство по уголовным, гражданским (арбитражным) делам. Представляется, что оба подхода нуждаются в определенной корректировке.
Такие функции судебной власти, как исполнение судебных решений и приговоров по гражданским и уголовным делам; контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц государственной власти, включая и обоснованность применения мер процессуального принуждения (аресты, обыски, опись имущества и др.) в ходе предварительного расследования; принятие решений о допустимости применения некоторых мер оперативно-розыскного характера; участие в формировании судейского корпуса, не могут, строго говоря, быть отнесены к правосудию.
В соответствии с действующим законодательством исполнение судебных актов по гражданским, уголовным делам и в некоторых других случаях возложено на судебных приставов-исполнителей, которые входят в систему Министерства юстиции РФ, т.е. органов исполнительной власти. Отнесение их деятельности к правосудию противоречит принципу разделения и самостоятельного функционирования органов судебной и исполнительной власти.
С учетом особенностей судебной процедуры, существенно отличающейся от правосудия по рассмотрению уголовных, гражданских, арбитражных дел, не могут быть отнесены к правосудию контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе в ходе предварительного расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организационные меры по формированию судейского корпуса.
С другой стороны, недопустимо исключать из правосудия рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на Закон «О судоустройстве РСФСР», который относит к правосудию только рассмотрение гражданских и уголовных дел. Заметим, что в том же Законе о судоустройстве устанавливается, что в случаях, предусмотренных законодательством, районный суд (судья) рассматривает и дела об административных правонарушениях (ст. 25), что соответствует конституционной норме, включающей в сферу деятельности суда административное судопроизводство.
Добавим, что участие суда в административном судопроизводстве из года в год растет. В настоящее время в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях судебное разбирательство проводится по значительному числу правонарушений, затрагивающих многие важные стороны государственной и общественной жизни: нарушения избирательного законодательства, посягательства на порядок управления, нарушение режимов пограничной зоны, континентального шельфа и многие другие.
Реализуя полномочия по разбирательству дел об административных правонарушениях, суд (судья) вправе применять строгие меры воздействия (в ряде случаев превышающие меры уголовного наказания): штраф в сумме до 5 тыс. рублей минимальных размеров оплаты труда, например, за нарушения режима континентального шельфа; конфискацию орудий охоты и лова, включая и морское судно, административный арест. Тенденция расширения административного правосудия находит свое воплощение в подготовленных законодательных предложениях о создании подсистемы административных судов страны.
Содержательную сторону правосудия, применительно к основным направлениям судопроизводства, можно кратко охарактеризовать следующим образом.
Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение цел о соответствии Конституции федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции.
Гражданское судопроизводство включает правосудие по спорам о нарушении личных и имущественных прав граждан и прав юридических лиц. Суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства рассматривают также заявления граждан о нарушении их прав и свобод. Арбитражные суды разрешают экономические и иные споры между юридическими лицами, а также сдельные вопросы по заявлениям физических лиц — предпринимателей.
Административное судопроизводство связано с решениями (судя по проступкам, посягающим на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если всякого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом об административной ответственности и по своему характеру не влекут уголовного наказания.
Уголовное судопроизводство — это рассмотрение дел о готовящихся или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой уголовного наказания.
Обобщая изложенное, можно указать на характерные признаки правосудия как способа реализации судебной власти, обеспечивающего государственную правоохранительную деятельность и его отличие от функций других государственных органов:
правосудие осуществляется только судом и лишь установленными законами способами, т.е. путем разрешения в судебных заседаниях гражданских (арбитражных), уголовных дел и материалов об административных правонарушениях;
каждая форма осуществления правосудия регулируется соответствующими законодательными актами, обеспечивающими соблюдение демократических основ (принципов) и предоставляющими его участникам необходимые гарантии защиты прав и отстаивания своих интересов.
Таким образом, правосудие — это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.
Законами определено, что деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступности и иных правонарушений и имеет задачу ограждения от всяких посягательств:
закрепленных в Конституции общественного и государственного строя Российской Федерации, ее политической, экономической и социальной систем;
социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и закрепленных Конституцией и законами;
прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, их объединений и общественных организаций.
2. Понятие и система принципов. Принципы правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции Российской Федерации, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия (гл. 7 Конституции РФ).
Закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы правосудия находят свое отражение и развитие в федеральных законах, регулирующих деятельность суда с учетом специфики сферы судопроизводства и национальных особенностей российской правовой системы, а также общепризнанных норм международного права и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Таким образом, конституционные основы (принципы) правосудия — это закрепленные в Конституции и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы Российской Федерации.
Принципы правосудия имеют ту особенность, что содержащиеся в них положения обязательны для исполнения не только судьями и другими участниками процесса, но и не могут не учитываться законодателями, для которых они служат ориентирами в их законотворческой деятельности.
Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе Научных исследований, сводятся в определенную систему. Входящие в систему принципы правосудия можно относить к принципам судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.) и принципам судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное). Однако, учитывая их тесную связь и взаимозависимость, свойственную организации деятельности суда, принципы правосудия, связанные с судоустройством и судопроизводством, рассматриваются как принципы правосудия в целом.
Принцип законности правосудия. Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции Российской Федерации (п.2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.
При рассмотрении правовых основ деятельности правоохранительных органов были системно изложены соответствующие группы законов и других нормативных правовых актов, регулирующих функцию правоохраны. Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности.
Во-первых, правосудие осуществляется на основе Конституции и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов. Конституционное требование гласит: суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч.2, ст. 120). Подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, акты других органов государственной власти) применяются в пределах, установленных законами, и если они им не противоречат.
Это положение нашло развитие в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Суд, разрешая дело, применяет Конституцию в качестве акта прямого действия, в частности:
а) когда закрепленные конституционной нормой положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина, и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует'.
Во-вторых, при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54 Конституции РФ).
Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права, и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников. По уголовному делу суды, принимая решение (приговор), руководствуются нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, и никакие другие законы и подзаконные акты не могут быть применены. По гражданскому (арбитражному) делу, кроме норм Гражданского кодекса Российской Федерации, суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.
В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права. Здесь следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка. С другой — именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге вынести законное и обоснованное решение.
Принцип законности правосудия — универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать определять отдельные стороны других принципов правосудия, о которых пойдет речь дальше.
Осуществление правосудия только судом. Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в статье 118 Конституции Российской Федерации. Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия. Так, в статье 8 Уголовно-процессуального кодекса РФ записано: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда...»
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, верховными судами республик в Составе Российской Федерации, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения (Москвы и Санкт Петербурга), судами автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов — окружными, апелляционными и судами субъектов Российской Федерации. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Упомянутый Федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т.е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена. Правосудие будет осуществляться по общим процедурам, установленным для федеральных судов общей юрисдикции. Таким образом, речь идет о создании еще одной группы судов общей юрисдикции, входящих в единую судебную систему судов Российской Федерации.
Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам)1.
Функционирование системы судебного контроля является важной составляющей обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в «Бюллетене Верховного Суда РФ» и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ».
Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаях правосудие осуществлялось только судом. Так, в совместном постановлении Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» распределены полномочия по рассмотрению дел в этой сфере между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.
Доступность судебной защиты. Принцип законности правосудия базируется на основополагающем положении Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Его реальное воплощение в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
Среди других способов защиты прав и свобод человека и гражданина судебная защита является одним из наиболее результативных, поэтому обязанность государства обеспечивать доступность судебной защиты является не просто одним из принципов правосудия, но и залогом его эффективной деятельности. Права и свободы человека и гражданина, как указано в статье 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как известно, кроме судебной, существует и защита прав граждан в административно-правовом порядке. Однако в силу особенностей организации и деятельности административных органов (ведомственный подход, строгая соподчиненность внутренних структур) жалобы на неправильные решения нижнего звена не всегда находят правильное разрешение в вышестоящих органах. И в этих случаях только доступность обращения за защитой в суд дает возможность гражданам восстановить нарушенное право.
Важно подчеркнуть, что возможность обращения в суд в подобных случаях не может быть сужена или ограничена. Это обстоятельство было предметом специального рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем постановлении от 5 февраля 1993 г. указал, что исключение возможности судебной проверки административных решений представляет собой существенное ограничение прав граждан, что недопустимо в демократическом обществе и противоречит статье 33 Конституции Российской Федерации.
Судебная защита имеет существенное преимущество перед административным порядком обжалования. Суд не связан с интересами конкретного ведомства, рассматривает вопрос гласно, решает объективно с учетом проверки всех доводов «за» и «против», с личным участием заинтересованных сторон, в том числе и обратившейся за защитой своих прав.
Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция употребляет термин «каждый». Таким образом, судебная защита доступна как гражданам России, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Имевшиеся некоторое время тому назад ограничения для обращения в суд за защитой своих прав военнослужащих сняты. За защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители (ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации).
Подчеркнем, что доступность судебной защиты подкрепляется обязанностью суда принять обращение к рассмотрению, отказ возможен только в случаях, прямо предусмотренных законом. В этой связи возникает вопрос о подсудности дел тому или иному суду. Законодательство придерживается общего правила, отвечающего международным стандартам: уголовное дело должно рассматриваться там, где совершено преступление; гражданское — по месту возникновения спора.
Судебная защита осуществляется судом в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Сложившаяся система законодательства обеспечивает доступность судебной защиты граждан от посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также на защиту от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).
Особого внимания заслуживает доступность судебной защиты в сфере уголовного судопроизводства, где рассматриваются дела, связанные с посягательством на жизнь, здоровье, имущество и другие важные интересы человека. Отметим двуединую задачу суда: с одной стороны — обеспечение права граждан на защиту от действий уголовных элементов, с другой — обеспечение законных прав лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства.
В соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства по делам частного обвинения суд сам полномочен провести разбирательство и принять решение, по другим - дело направляется для производства предварительного следствия или дознания (ст. 141, 318 УПК РФ).
В тех случаях, когда суд по заявлению обратившегося к нему гражданина установит, что прокурор, следователь или орган дознания необоснованно отказали в возбуждении уголовного дела, суд вправе отменить это решение и направить дело на новое рассмотрение прокурору. Право судебного обжалования распространяется и на решения о прекращении дела в досудебных стадиях уголовного процесса: право проверять законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей и, в случае наличия к тому оснований, изменять меру пресечения — освобождать из-под стражи, а также оценивать и принимать решение о законности обыска и описи (ареста) имущества органами предварительного расследования (ст. 125 УПК РФ).
Широко используется доступность судебной защиты и в гражданском судопроизводстве в соответствии с общим правилом, устанавливающим, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемых законом интересов (ст. 3 ГПК РФ). В порядке гражданского судопроизводства защищаются имущественные права и интересы граждан, политические (избирательные) права, семейные, трудовые, жилищные, а также рассматриваются дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу или въезд в Российскую Федерацию и др.
Конституция РФ, закрепившая принцип доступности судебной защиты, дает основание для использования в этой сфере международных правовых стандартов. Как предусмотрено частью 3 ст. 46, каждый вправе, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Ратификация Российской Федерацией 30 марта 1998 г. европейской «Конвенции о защите прав человека и основных свобод»1 открывает возможность гражданам России обращаться в Европейский Суд по правам человека в случае ущемления их прав решениями государственных инстанций.
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Конституция Российской Федерации (г. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. 69 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном иконе. Таким образом, судам предоставлена возможность пришивать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Равенство перед законом включает двоякий подход к проблеме. Во-первых, означает одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам. Не допускается изъятие или исключение из требований закона каких-либо положений ввиду социальных, имущественных, национальных и иных различий сторон при решении вопроса о привлечении или освобождении от уголовной ответственности, признании или отказе в признании исковых требований в гражданском процессе.
Во-вторых, принцип равенства перед законом относится и к законотворческой деятельности, диктуя необходимость исключить возможность установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией Российской Федерации.
Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать спои интересы независимо от социальных, имущественных и других различий, о чем уже шла речь при рассмотрении принципа доступности правосудия. Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.
Известно, что действующее законодательство предусматривало особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения дел в отношении военнослужащих, а также некоторой категории должностных лиц.
В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияли на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам для всех судов, поскольку военные суды — часть судов общей юрисдикции, и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты Федерального Собрания, по представлению Генерального прокурора Российской Федерации (ст. 98 Конституции Российской Федерации).
Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации носит более ограниченный характер. Неприкосновенность не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не связанные с осуществлением их депутатских полномочий шла речь при рассмотрении принципа доступности правосудия.
Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.
Известно, что действующее законодательство предусматривало особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения дел в отношении военнослужащих, а также некоторой категории должностных лиц.
В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияли на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам для всех судов, поскольку военные суды — часть судов общей юрисдикции, и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты Федерального Собрания, по представлению Генерального прокурора Российской Федерации (ст. 98 Конституции Российской Федерации). Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации носит более ограниченный характер. Неприкосновенность не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не связанные с осуществлением их депутатских полномочий. Депутаты, члены выборных органов и выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны, арестованы и преданы суду без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Оценивая приведенные нормы законов, отметим, что они касаются лиц, выполняющих особые государственные обязанности. Кроме того, речь идет о досудебной стадии уголовного процесса, какой-либо особый порядок при рассмотрении дела в суде не применяется, правосудие осуществляется в точном соответствии с принципом равенства всех перед судом и законом.
В заключение отметим, что одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее вред их правам и интересам (ст. 136 УК РФ).
Принцип участия граждан в отправлении правосудия. Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей — в арбитражных судах.
Присяжные заседатели — граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом. Составление списков присяжных заседателей производится на основании представления руководителя суда областного звена руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы суда.
Краевая, областная администрация дает соответствующее поручение исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований с указанием числа граждан, которые должны быть включены в список от данной территории.
Отбор ведется на основе списков избирателей методом случайной выборки. Из числа отобранных исключаются лица: не достигшие возраста 25 лет; имеющие неснятую или непогашенную судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их заявлению могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения их служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании (ч.7 ст. 326 УПК РФ).
Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году на десять рабочих дней, а по истечении указанного срока — на все время рассмотрения дела. Присяжному заседателю за время исполнения его обязанностей выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада соответствующего судьи, но не менее среднего заработка по месту его основной работы, компенсируются транспортные и командировочные расходы. За присяжным заседателем сохраняются все гарантии и льготы по месту его работы.
Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила разбирательства дела судом первой инстанции с участием присяжных заседателей, включая отбор скамьи присяжных, особенности судебного следствия, права и обязанности присяжных регулируются процессуальным законодательством (раздел XII, ст. 324-353 УПК РФ).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|