Й учебный вопрос: Психопрофилактика суицидального поведения военнослужащих.
Феномен суицида (самоубийства или попытки самоубийства) всегда был и до настоящего времени является объектом глубоких психологических исследований. Что заставляет человека лишать себя жизни? Какие существуют для этого причины? Эти вопросы всегда интересовали ученых всего мира.
Факты суицида имеют место среди всех слоев населения, всех возрастов, во всех странах мира, независимо от его экономической мощи и социального благополучия. Суицидальные явления наносит существенный вред экономике, морали, психическому здоровью народа.
Армия – это сколок общества, поэтому случаи самоубийства происходят, к сожалению, и в армейской среде. Факты суицидов среди военнослужащих не только подрывают боевую готовность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, но и наносят огромный вред имиджу армии в глазах общественности.
Исходя из этого, задача психологической службы состоит в том, чтобы исследовать причинно-следственные связи такого психологического явления, как суицид, и рассмотреть вопросы психопрофилактической работы суицидального поведения военнослужащих.
Военные психологи суицид чаще всего связывают с тяжелым психологическим кризисом личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние человека, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба и такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую индивид считает невыносимой.
Такой психологический кризис может возникнуть внезапно, ситуативно (под влиянием сильного психотравмирующего фактора, например в состоянии аффекта). Но чаще всего, внутренняя душевная напряженность у человека накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Под влиянием этих негативных эмоции человек теряет веру в себя, озабоченное состояние переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью, возникает внутренний конфликт «непринятие самого себя», «самоотрицание», затем появляется устойчивое ощущение «потеря смысла жизни».
В психологии есть такое понятие, как «фрустрация». Буквально этот термин означает переживание расстройства планов, уничтожение замыслов, крушение надежд. В широком смысле слова, фрустрация – это эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающемся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.
В своей жизни каждый человек, так или иначе, переживает фрустрационное состояние и, как правило, психически уравновешенный индивид благополучно выбирается из такого состояния. Другое дело, люди с НПН. Применительно к ним, фрустрация может вызвать дезадаптацию личности, снижение самооценки, а затем перейти к различным психопатическим явлениям: безразличие, депрессия, агрессия, ригидность и т.п.
Очевидно, что вне зависимости от того, идет ли речь о законченном суициде или о незавершенной попытке, основной практический и теоретический интерес представляет период жизни и службы военнослужащего, предшествующий суицидальному акту. Этот период времени – предсуицид, характеризуется особым психическим состоянием личности, которое обуславливает повышенную вероятность суицидального действия.
В предсуициде выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная, которые, в свою очередь обладают различной степенью выраженности внутренних и внешних форм суицидального поведения.
Предиспозиционная фаза отличается исключительной эмоциональной напряженностью для суициданта. В этом периоде у него отмечается фиксация внимания на непреодолимых трудностях в службе, на мыслях об отсутствии выходов из возникших проблем.
Попав в конфликтную ситуацию, такие люди в большинстве случаев начинают писать тревожные, панические письма домой, военнослужащие срочной службы просят родителей (родственников) организовать ему отпуск, настойчиво обращаются к командирам с просьбами о помощи, госпитализации, прекращения уголовного дела и т.п.
Характерной особенностью этого периода является повышенная потребность у военнослужащего к установлению с кем-либо неформального (т.н. эмпатического) контакта, эмоциональной поддержки («поиск опоры»), настойчивого желания поделиться своими проблемами, переживаниями, тревогами.
При невозможности установления глубокого контакта и если ему не была оказана помощь и поддержка, происходит прогрессирующее углубление дезадаптации. При этом возникает одно из самых болезненных и часто наблюдаемых переживаний у суицидантов – переживание одиночества, отверженности и изоляции в коллективе.
Зачастую, военнослужащие на этом этапе углубляются в размышления о смысле жизни, неоднозначности человеческого существования. Жизнь воспринимается только ретроспективно, без радостного будущего. Утеря смысла жизни является центральным звеном в суицидальном поведении.
На фоне подобного рода психического состояния появляются суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа суицида
Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.
Характерными особенностями поведения военнослужащих в этой фазе являются: замкнутость, аутичность, стремление к уединению, вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему миру. Человек как бы отделен психологическим барьером от других людей, полностью поглощен своим «Я», своими мучительными переживаниями.
Суицидальные тенденции в этой фазе в одних случаях развиваются стремительно, а в других медленно, с периодами усиления и ослабления.
В суицидальной фазе нередко у военнослужащих отмечались особенности поведения, обусловленные аффективным сужением сознания. Суицидант в это время может находиться в депрессивном состоянии (60 % от общего числа), однако эту закономерность можно обнаружить не всегда. Решающую роль в этом играют различные обстоятельства: глубина переживаемого конфликта, содержание фрустрирующего события и, наконец, психологический склад самой личности.
В ряде случаев перед попыткой совершения самоубийства суицидант оставляет предсмертную записку (примерно, каждый пятый) в котором звучат идеи самообвинения, просьбы о прощении, реже обвинения в адрес конкретных лиц.
В случае неудавшейся попытки самоубийства в постсуицидальном периоде может наблюдаться сохранение суицидальные мыслей и намерений. Вероятность попытки повторного суицида довольна велика. Считается, что у прибегавших к суицидальной попытке риск завершенного суицида в течение года увеличивается в 100 раз. Поэтому в войсках, военнослужащий совершивший попытку суицида, как правило, направляется на обследование в специализированные лечебные заведения.
Мы рассмотрели процесс развития суицидального поведения, которое может быть названо условно «истинным».
Но в войсках немало случаев суицидальных действий, которые могут быть отнесены к аффективным и демонстративно-шантажным. Личностный смысл таких демонстративно-шантажных попыток состоит в том, чтобы оказать психологическое давление на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать жалость, сочувствие, избавиться от наказания и т.п.). В этих случаях военнослужащий понимает, что его действия не должны повлечь смертельный исход и для этого он предпринимает определенные меры предосторожности.
В основе любого суицидального поведения, независимо от типологического своеобразия, лежит конфликт.
Все множество конфликтов, лежащих в основе суицидального поведения военнослужащих, может быть классифицировано следующим образом:
1) Конфликты, обусловленные спецификой воинской деятельности (индивидуально адаптационные, межличностные в коллективе с сослуживцами, служебные со своими начальниками).
2) Конфликты лично-семейного характера (неразделенная любовь, измена девушки или жены, развод, смерть близких, болезнь, половая несостоятельность).
3) Конфликты, связанные с антисоциальным поведением военнослужащего (опасения уголовной ответственности, боязнь позора).
4) Конфликты, обусловленные состояние здоровья военнослужащего (психические заболевания, хронические соматические заболевания, физические недостатки).
5) Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.
6) Другие конфликты.
Суицидоопасная ситуация включает в себя, как правило, взаимодействие конфликтов различных типов. Начавшийся как внешний, конфликт может приобрести внутренний характер и наоборот. Надо понимать, что далеко не всякий конфликт ведет к суициду военнослужащего.
Выявление и определение риска возможного суицида – задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидантом, с какого момента и при каких условиях военнослужащий может быть включен в «группу риска», не имеют однозначного ответа.
На индивидуально-личностном уровне факторами и признаками, определяющими суицидальный риск, являются:
1) условия семейного воспитания (отверженность в детстве, тяжелая семейная обстановка, асоциальный образ жизни, случаи самоубийства или их попытки со стороны родителей или близких родственников);
2) совершение суицидальных попыток;
3) открытые высказывания или косвенные намеки на возможность суицидальных действий;
4) целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, утаивание патронов после стрельб и т.п.);
5) нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в воинском коллективе, стремление к уединению;
6) резко изменившийся стереотип поведения (несвойственная замкнутость у ранее подвижных, общительных военнослужащих и, наоборот, возбужденное поведение у малоподвижных и молчаливых);
7) внезапное проявление несвойственных ранее военнослужащему фактов откровенности, щедрости (раздача личных вещей, обмундирования).
Эффективность предупреждения зависит, прежде всего, от своевременности выявления потенциальных самоубийц. Профилактическая работа представляет комплекс мер, объединяющий мероприятия социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера.
К таким мерам следует отнести:
1) правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизни и службы военнослужащих, их быта и досуга;
2) создание в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки, предупреждение неуставных взаимоотношений между военнослужащими;
3) обеспечение социальной защищенности военнослужащих, соблюдение их конституционных прав;
4) выявление среди военнослужащих групп высокого суицидального риска;
5) умение должностных лиц распознавать потенциальных суицидантов. Ранние признаки суицидального поведения должны знать все должностные лица, имеющие отношение к обучению и воспитанию личного состава;
6) профессионализм войсковых психологов и организация адекватной психологической помощи военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.
В Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан действуют различные нормативные акты, направленные на предупреждение суицида среди личного состава.
На сегодняшний день действующим нормативным актом является приказ МО РК от 06.09.2010 года № 623 «О мерах по предупреждению суицидальных проявлений в Вооруженных Силах Республики Казахстан».
В этом приказе определены конкретные задачи:
1) Начальникам Департаментов по делам обороны (УДО, ОДО) по организации работы психологов в период приписки и отбора призывников на воинскую службу.
2) Главнокомандующим видами, командующим родами войск, региональных командований по выявлению и профилактике суицидальных проявлений среди военнослужащих непосредственно в частях.
3) Командирам частей и их заместителям, начальникам медицинских служб, психологам, сержантам частей по выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости и организации с ними психопрофилактической психореабилитационной работы.
4) Командирам частей и подразделений по профилактике нарушений семейных норм и отношений, оказание помощи при решении семейных и бытовых проблем.
5) Заместителям командиров частей и подразделений по воспитательной и социально-правовой работе по проведению еженедельных занятий по психологическому просвещению и организации психологического тестирования.
6) Сержантам, офицерам воспитательных структур по созданию негативного отношения подчиненных к суициду как действию, противоречащему общественной морали казахстанского общества.
7) Начальникам Департамента воспитательной и социально-правовой работы и Главного военно-медицинского управления по психопрофилактической работе с определением конкретных мероприятий по предупреждению суицидов, изданию ежегодных обзоров, разработке рекомендации психологам, проведении учебно-методических сборов с командирами частей.
Вывод по третьему вопросу: Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|