Й учебный вопрос. Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
АО «Университет КАЗГЮУ»
Военная кафедра
Экземпляров_____
Экземпляр№_____
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник военной кафедры
АО «Университет КАЗГЮУ»
Полковник запаса А.Ибраев
«____» ______________ 2016г.
Методическая разработка
По курсу: «Основы военной психологии и педагогики»
Программа 2011г.
Тема №6. «Работа офицера-воспитателя по оказанию психологической помощи и сохранению психологического здоровья военнослужащих».
Рассмотрена на заседании военной кафедры АО «Университет КАЗГЮУ»
Протокол №_____от «______»_________201__ года.
Уточнена: «______»_________201__ года.
«______»_________201__ года.
Г. Астана – 2016
Тема №6. «Работа офицера-воспитателя по оказанию психологической помощи и сохранению психологического здоровья военнослужащих».
Время:2 часа
Метод: лекция
Место: учебная аудитория
Учебные вопросы:
1) Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей (ИПО) военнослужащих.
2) Психопрофилактика суицидального поведения военнослужащих.
3) Психологическая реабилитация военнослужащих и профилактика негативных психологических последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности.
Учебные и воспитательные цели:
1.Изучить со студентами сущность и основные понятия нервно-психической устойчивости воинов.
2. Учить студентов методам выявления военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и ознакомить их с основными принципами психореабилитационной работы.
3.Разъяснить систему работы должностных лиц попсихологической реабилитации военнослужащих и профилактике негативных последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности.
4. Формировать у будущих офицеров профессиональные навыки и психолого-педагогическое мастерство.
Материальное обеспечение:интерактивное оборудование, слайды.
Литература:
1) Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе»;
2) Приказ МО РК от 28.11.2010 г. №926 «Об утверждении структуры и направлении деятельности психологической работы в ВС РК»;
3) Приказ МО РК от 06.09.2010 г. №623 «О мерах по предупреждению суицидальных проявлений в Вооруженных Силах РК»;
4) Приказ МО РК от 31.01.2013 г. №9 «Об организации работы по профилактике суицидальных происшествий и отклоняющегося поведения среди военнослужащих Вооруженных Сил РК»;
5) Психологическая работа в части. В.М. Бирюков, Алматы 2000 г., глава 14;
6) Методические рекомендации, Алматы 2000 г., стр. 8-20;
7) Общая и юридическая психология, ч.1, М. Еникеев, 1996 г.;
8) Психолого-педагогические основы деятельности командира;
9) Личность в деятельности и общении, Алматы, 1995 г.;
10) Психология личности, А. Асмолов , 1990 г.;
11) Атлас схем по военной психологии и педагогике, В.А.Тимошенков, военная кафедра «Университет КАЗГЮУ», 2015 г.
Учебные вопросы и примерное распределение времени:
№ п/п
| Вопросы занятия
| Время (мин)
|
| Вводная часть
Принять доклад командира взвода. Проверить наличие студентов, их внешний вид, материальное обеспечение занятия.
Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия.
|
|
| Основная часть:
4) Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей (ИПО) военнослужащих.
5) Психопрофилактика суицидального поведения военнослужащих.
6) Психологическая реабилитация военнослужащих и профилактика негативных психологических последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности.
|
|
| Заключительная часть
Напоминаю тему, учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия, отмечаю активность студентов, дисциплину в аудитории.
Отвечаю на вопросы.
Даю задание на самоподготовку.
|
|
Введение
Психически здоровые лица, годные к военной службе без ограничения, составляют абсолютное большинство воинского контингента, которые призываются и проходят службу в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Республики Казахстан.
Но, как говорилось ранее, человек – это сложное биосоциальное существо. Его психика может дать сбой в определенных экстремальных условиях армейской действительности или в боевой обстановке, тем самым нанести невосполнимый ущерб выполнению поставленных задач.
Поэтому, задачи по своевременному распознаванию психических расстройств у военнослужащих, сохранению и укреплению психического здоровья личного состава, проведение комплекса мер по психогигиене и психопрофилактике в армейских условиях имеют колоссальное значение.
й учебный вопрос. Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
Под нормой психического здоровья военнослужащего понимается совокупность определённых возможностей организма, позволяющих успешно выполнять ему военно-профессиональную деятельность.
Это неотъемлемая часть здоровья человека, куда входят духовная и соматическая составляющие. Норма психического здоровья тесно связана с уровнем духовного развития и соматическим состоянием военнослужащего на конкретном этапе воинской службы, с особенностями выполнения своих профессиональных задач в условиях мирного и военного времени.
Как уже говорилось выше, большинство военнослужащих – это психически адекватные люди. Но, несмотря на принимаемые меры по отбору в армию здоровых людей, у определенной части военнослужащих в процессе прохождения воинской службы выявляются признаки нервно-психической неустойчивости (НПН).
Что означает нервно-психическая неустойчивость личности?
Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимаютсятакие состояния психической деятельности, которые характеризуются склонностью к срыву оптимального функционирования и адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения вследствие слабости адаптационных и компенсаторных механизмов организма.
Слабость этих механизмов является основой НПН и возникает при неблагоприятном взаимодействии организма с внешними причинными факторами при наличии определенных внутренних и внешних причинных условий. Исходя из этого, нервно-психическая неустойчивость является сложным психическим состоянием личности, обуславливающим ее неадекватное реагирование и нарушение взаимодействия с окружающей средой (нарушение социального взаимодействия) и различные формы отклоняющегося поведения.
Достаточно часто у этого контингента наблюдаются неустойчивость настроения, а также склонность к депрессивным или эксплозивным (взрывчатым) аффективным реакциям. В качестве других клинических проявлений НПН выступают слезливость, состояния пониженного настроения.
Военнослужащих с признаками НПН можно условно разделить на 4 типа:
I тип – «инфантильные воины», с выраженными признаками НПН вследствие слабости адаптации их к условиям военной службы. Для них характерны: психическая незрелость личности, «детские» особенности поведения, обидчивость, несамостоятельность, повышенное романтическое представление жизни, слабое физическое развитие и т.п.
II тип– условно названы «изоляционисты»,военнослужащие которые по различным причинам являются изгоями в воинском коллективе. Данная категория военнослужащих в силу различных причин (заикание, энурез, снохождение и т.п.) может стать объектом насмешек и издевательств со стороны сослуживцев. Пример: «Спрайт – не дай себе засохнуть». У таких военнослужащих, как правило, занижена самооценка, что потенциально может спровоцировать дальнейшую самоизоляцию в коллективе, обострение психосоматических расстройств.
III тип - условно названы «конфликтники». Данная категория лиц с признаками НПН выявляется в первые месяцы службы. У них наблюдаются такие личностные особенности поведения, как то: раздражительность, вспыльчивость, снижение порога критичности и самокритичности, неврозы, гнев, агрессия, аффективные реакции по незначительному поводу.
IV тип –- «вечно больные». Эти военнослужащие имеют четкую программу на болезнь (для того, чтобы выжить, необходимо заболеть). Многократные госпитализации в лечебные учреждения, постоянные жалобы на здоровье, мнительность, суицидальные угрозы, проглатывания инородных тел и т.п. Им присущи полиморфность, мозаичность личности, системность психосоматических расстройств.
В чем причина проявления нервно-психической неустойчивости у определенной категории военнослужащих?
Как правило, состояние НПН военнослужащего отражает тот отрицательный психологический климат, в котором он находился до призыва на военную службу.
Это – отягощение наследственности психическими заболеваниями, конфликтные взаимоотношения между родителями или их асоциальный образ жизни, неправильные методы воспитания в семье (школе) или так называемая «педагогическая запущенность», перенесенные тяжелые травмы мозга и инфекционные болезни, злоупотребление алкогольными и наркотическими веществами, воздействие других факторов, которые повлияли на формирование психики личности.
В чем проблемность (опасность) наличия в воинском коллективе военнослужащих с ярко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости?
Во-первых, наличие военнослужащих НПН затрудняет процесс их адаптации к военной службе, выполнение ими своих обязанностей, а также ставит под сомнение выполнение боевых задач военнослужащими.
Во-вторых, неадекватные поступки военнослужащих НПН зачастую являются причинами тяжелых происшествий и преступлений в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Республики Казахстан, таких как, самовольные оставления части, суициды, массовые расстрелы сослуживцев. (Привожу пример в отношении военнослужащего ПС КНБ рядового В.Челаха.
В конце мая 2012 года на пограничной заставе «Аркан-Керген» произошла страшная трагедия. На заставе был расстрелян пограничный наряд в количестве 14 военнослужащих и убит местный егерь. Вскоре правоохранительными органами был задержан в горах единственно выживший пограничник рядовой В. Челах, который первоначально признался в совершении преступления, но затем после общения с адвокатом отказался от своих показаний. После этого случая в обществе началась массовое обсуждение этого чрезвычайного события, мнения людей разделились: «виновен» или «не виновен» рядовой В. Челах.)
В соответствии с требованиями руководящих документов главная роль в организации и проведений психопрофилактических мероприятий принадлежит командирам, органам воспитательных структур, войсковым психологам и медицинским работникам.
Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих определены приказами и директивами Министра обороны, начальника генерального штаба РК, главнокомандующими видов и родов войск, региональных командований.
В приказе Министра обороны РК от 28.11.2010 года №926 «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической работы» изложен порядок организации и содержание работы поэтапно, начиная от областных Департаментов по делам обороны до войсковых психологов бригадного звена по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и выявлению лиц с НПН.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|