Сделай Сам Свою Работу на 5

Й учебный вопрос. Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.





АО «Университет КАЗГЮУ»

Военная кафедра

Экземпляров_____

Экземпляр№_____

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник военной кафедры

АО «Университет КАЗГЮУ»

Полковник запаса А.Ибраев

«____» ______________ 2016г.

Методическая разработка

По курсу: «Основы военной психологии и педагогики»

Программа 2011г.

Тема №6. «Работа офицера-воспитателя по оказанию психологической помощи и сохранению психологического здоровья военнослужащих».

 

 

Рассмотрена на заседании военной кафедры АО «Университет КАЗГЮУ»

Протокол №_____от «______»_________201__ года.

Уточнена: «______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

Г. Астана – 2016

Тема №6. «Работа офицера-воспитателя по оказанию психологической помощи и сохранению психологического здоровья военнослужащих».

Время:2 часа

Метод: лекция

Место: учебная аудитория

Учебные вопросы:

1) Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей (ИПО) военнослужащих.

2) Психопрофилактика суицидального поведения военнослужащих.

3) Психологическая реабилитация военнослужащих и профилактика негативных психологических последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности.



Учебные и воспитательные цели:

1.Изучить со студентами сущность и основные понятия нервно-психической устойчивости воинов.

2. Учить студентов методам выявления военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и ознакомить их с основными принципами психореабилитационной работы.

3.Разъяснить систему работы должностных лиц попсихологической реабилитации военнослужащих и профилактике негативных последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности.

4. Формировать у будущих офицеров профессиональные навыки и психолого-педагогическое мастерство.

Материальное обеспечение:интерактивное оборудование, слайды.

Литература:

1) Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе»;

2) Приказ МО РК от 28.11.2010 г. №926 «Об утверждении структуры и направлении деятельности психологической работы в ВС РК»;

3) Приказ МО РК от 06.09.2010 г. №623 «О мерах по предупреждению суицидальных проявлений в Вооруженных Силах РК»;



4) Приказ МО РК от 31.01.2013 г. №9 «Об организации работы по профилактике суицидальных происшествий и отклоняющегося поведения среди военнослужащих Вооруженных Сил РК»;

5) Психологическая работа в части. В.М. Бирюков, Алматы 2000 г., глава 14;

6) Методические рекомендации, Алматы 2000 г., стр. 8-20;

7) Общая и юридическая психология, ч.1, М. Еникеев, 1996 г.;

8) Психолого-педагогические основы деятельности командира;

9) Личность в деятельности и общении, Алматы, 1995 г.;

10) Психология личности, А. Асмолов , 1990 г.;

11) Атлас схем по военной психологии и педагогике, В.А.Тимошенков, военная кафедра «Университет КАЗГЮУ», 2015 г.

Учебные вопросы и примерное распределение времени:

№ п/п Вопросы занятия Время (мин)
Вводная часть Принять доклад командира взвода. Проверить наличие студентов, их внешний вид, материальное обеспечение занятия. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия.
Основная часть:   4) Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей (ИПО) военнослужащих. 5) Психопрофилактика суицидального поведения военнослужащих. 6) Психологическая реабилитация военнослужащих и профилактика негативных психологических последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности.  
           

 

       
Заключительная часть Напоминаю тему, учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия, отмечаю активность студентов, дисциплину в аудитории. Отвечаю на вопросы. Даю задание на самоподготовку.  

 



Введение

Психически здоровые лица, годные к военной службе без ограничения, составляют абсолютное большинство воинского контингента, которые призываются и проходят службу в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Республики Казахстан.

Но, как говорилось ранее, человек – это сложное биосоциальное существо. Его психика может дать сбой в определенных экстремальных условиях армейской действительности или в боевой обстановке, тем самым нанести невосполнимый ущерб выполнению поставленных задач.

Поэтому, задачи по своевременному распознаванию психических расстройств у военнослужащих, сохранению и укреплению психического здоровья личного состава, проведение комплекса мер по психогигиене и психопрофилактике в армейских условиях имеют колоссальное значение.

 

й учебный вопрос. Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

Под нормой психического здоровья военнослужащего понимается совокупность определённых возможностей организма, позволяющих успешно выполнять ему военно-профессиональную деятельность.

Это неотъемлемая часть здоровья человека, куда входят духовная и соматическая составляющие. Норма психического здоровья тесно связана с уровнем духовного развития и соматическим состоянием военнослужащего на конкретном этапе воинской службы, с особенностями выполнения своих профессиональных задач в условиях мирного и военного времени.

Как уже говорилось выше, большинство военнослужащих – это психически адекватные люди. Но, несмотря на принимаемые меры по отбору в армию здоровых людей, у определенной части военнослужащих в процессе прохождения воинской службы выявляются признаки нервно-психической неустойчивости (НПН).

Что означает нервно-психическая неустойчивость личности?

Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимаютсятакие состояния психической деятельности, которые характеризуются склонностью к срыву оптимального функционирования и адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения вследствие слабости адаптационных и компенсаторных механизмов организма.

Слабость этих механизмов является основой НПН и возникает при неблагоприятном взаимодействии организма с внешними причинными факторами при наличии определенных внутренних и внешних причинных условий. Исходя из этого, нервно-психическая неустойчивость является сложным психическим состоянием личности, обуславливающим ее неадекватное реагирование и нарушение взаимодействия с окружающей средой (нарушение социального взаимодействия) и различные формы отклоняющегося поведения.

Достаточно часто у этого контингента наблюдаются неустойчивость настроения, а также склонность к депрессивным или эксплозивным (взрывчатым) аффективным реакциям. В качестве других клинических проявлений НПН выступают слезливость, состояния пониженного настроения.

Военнослужащих с признаками НПН можно условно разделить на 4 типа:

I тип«инфантильные воины», с выраженными признаками НПН вследствие слабости адаптации их к условиям военной службы. Для них характерны: психическая незрелость личности, «детские» особенности поведения, обидчивость, несамостоятельность, повышенное романтическое представление жизни, слабое физическое развитие и т.п.

II тип– условно названы «изоляционисты»,военнослужащие которые по различным причинам являются изгоями в воинском коллективе. Данная категория военнослужащих в силу различных причин (заикание, энурез, снохождение и т.п.) может стать объектом насмешек и издевательств со стороны сослуживцев. Пример: «Спрайт – не дай себе засохнуть». У таких военнослужащих, как правило, занижена самооценка, что потенциально может спровоцировать дальнейшую самоизоляцию в коллективе, обострение психосоматических расстройств.

III тип - условно названы «конфликтники». Данная категория лиц с признаками НПН выявляется в первые месяцы службы. У них наблюдаются такие личностные особенности поведения, как то: раздражительность, вспыльчивость, снижение порога критичности и самокритичности, неврозы, гнев, агрессия, аффективные реакции по незначительному поводу.

IV тип- «вечно больные». Эти военнослужащие имеют четкую программу на болезнь (для того, чтобы выжить, необходимо заболеть). Многократные госпитализации в лечебные учреждения, постоянные жалобы на здоровье, мнительность, суицидальные угрозы, проглатывания инородных тел и т.п. Им присущи полиморфность, мозаичность личности, системность психосоматических расстройств.

В чем причина проявления нервно-психической неустойчивости у определенной категории военнослужащих?

Как правило, состояние НПН военнослужащего отражает тот отрицательный психологический климат, в котором он находился до призыва на военную службу.

Это – отягощение наследственности психическими заболеваниями, конфликтные взаимоотношения между родителями или их асоциальный образ жизни, неправильные методы воспитания в семье (школе) или так называемая «педагогическая запущенность», перенесенные тяжелые травмы мозга и инфекционные болезни, злоупотребление алкогольными и наркотическими веществами, воздействие других факторов, которые повлияли на формирование психики личности.

В чем проблемность (опасность) наличия в воинском коллективе военнослужащих с ярко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости?

Во-первых, наличие военнослужащих НПН затрудняет процесс их адаптации к военной службе, выполнение ими своих обязанностей, а также ставит под сомнение выполнение боевых задач военнослужащими.

Во-вторых, неадекватные поступки военнослужащих НПН зачастую являются причинами тяжелых происшествий и преступлений в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Республики Казахстан, таких как, самовольные оставления части, суициды, массовые расстрелы сослуживцев. (Привожу пример в отношении военнослужащего ПС КНБ рядового В.Челаха.

В конце мая 2012 года на пограничной заставе «Аркан-Керген» произошла страшная трагедия. На заставе был расстрелян пограничный наряд в количестве 14 военнослужащих и убит местный егерь. Вскоре правоохранительными органами был задержан в горах единственно выживший пограничник рядовой В. Челах, который первоначально признался в совершении преступления, но затем после общения с адвокатом отказался от своих показаний. После этого случая в обществе началась массовое обсуждение этого чрезвычайного события, мнения людей разделились: «виновен» или «не виновен» рядовой В. Челах.)

В соответствии с требованиями руководящих документов главная роль в организации и проведений психопрофилактических мероприятий принадлежит командирам, органам воспитательных структур, войсковым психологам и медицинским работникам.

Система работы должностных лиц по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих определены приказами и директивами Министра обороны, начальника генерального штаба РК, главнокомандующими видов и родов войск, региональных командований.

В приказе Министра обороны РК от 28.11.2010 года №926 «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической работы» изложен порядок организации и содержание работы поэтапно, начиная от областных Департаментов по делам обороны до войсковых психологов бригадного звена по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и выявлению лиц с НПН.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.