Сделай Сам Свою Работу на 5

Суффиксы имен существительных.





Суффикс -ан- (-ян-) образует имена существительные со значением:

· части тела, характеризующейся интенсивным внешним признаком ( пузан, лобан, губан);

· лица, склонного к тому, что названо исходным словом ( интриган, политикан, критикан, грубиян);

· названия животного (орлан);

· явления, характеризующегося отношением к тому, что названо исходным словом ( буран)

Суффикс -анин (-янин) образует существительные со значением лица по месту жительства (горожанин, селянин).

Суффикс -ени[j-э] (-ни[j-э]) образует существительные со значением действия ( цветени[j-э], формировани[j-э], спасени[j-э]).

Суффикс -ет-(-от-) образует имена существительные со значением:

· отвлеченного признака ( быстрота, доброта, нищета);

· совокупности лиц ( беднота, пехота);

· действия с общим значением шума (грохот, топот).

 

Суффикс -еств-(-ств-) образует существительные со значением:

· союза, объединения лиц, которые названы в исходном слове (братство, начальство, юношество, землячество);

· со значением учреждения (посольство, представительство);

· отвлеченного признака (лукавство, богатство, изящество, супружество );

· лица, наделенного признаком, названным исходным словом (божество, ничтожество, высочество).



Суффикс -есть (-ость) образует существительные со значением отвлеченного признака или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).

Суффикс -ец образует существительные со значением:

· лица по принадлежности к стране, территории, городу, где оно проживает или откуда происходит (испанец, новгородец, горец);

· лица, характеризующегося каким-либо свойством (мудрец, глупец, упрямец);

· предмета или явления, характеризующегося признаком или действием, названным словами, от которых они образованы (резец, рубец, холодец).

Суффикс ц может выступать как суффикс субъективной оценки.

Суффикс -ик (-ник) образует существительные, обозначающие:

· лицо по свойству или признаку, которые определяют его отношение к предмету, занятию (целинник, химик, очник)

· предмет, предназначенный для чего-либо (чайник, приемник, бумажник);

· предмет, обозначающий книгу или сочинение (задачник, справочник);

· пространство или территорию, покрытые чем-то или содержащие что-то (ельник, малинник).



Суффикс -ик может выступать как суффикс субъективной оценки.

Суффикс -льщик (-льщиц-) образует существительные со значением лица по роду деятельности, занятию или действию ( бурильщик, точильщик, чистильщик).

Суффикс -тель (-итель) образует существительные со значением:

· лица, принадлежащего к той или иной профессии, занимающегося той или иной деятельностью (учитель, искатель, воспитатель, спасатель);

· предмета (орудия, приспособления, машины), который производит действие (двигатель, выключатель, глушитель).

Суффикс -ун образует существительные со значением:

· лица по действию, характерному для него (бегун, крикун);

· животных по характерному для них признаку (грызун, скакун).

Суффикс -чик (-щик, -чиц-) образует существительные со значением:

· лица по роду деятельности (бетонщик, переводчик, жестянщик, буфетчик);

· предмета (машины, механизма, приспособления), который производит действия ( погрузчик, буксировщик).

Суффиксы субъективной оценки.

В русском языке есть суффиксы субъективной оценки, которые образуют не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской.

Суффиксы существительных: еньк-(дороженька), -оньк-(березонька), -онк-(книжонка), -енк-(лошаденка), -ц-(зеркальце), -ашк-(старикашка), -ин-(домина), -ищ-(голосище), -ец(братец, морозец), -ик(билетик, букетик), -чик (моторчик, карманчик), -ок (дружок, снежок), -иц-(водица, лужица), -к-(головка, ночка), -инк-(пылинка, росинка), -очк-(звездочка, мордочка), -ушк-(дедушка),



-юшк-(волюшко), -ышк-(солнышко), -ишк-(домишко),

-очек (листочек), -ечко (семечко), -ушек (воробушек), -ышек (колышек).

Суффиксы прилагательных: -еньк- (добренький), -оньк-(легонький), -ехоньк- (смирнехонький), -оханьк- (горькоханький), -ешеньк- (скорешенький), -ошеньк- (легошенький)

Суффиксы наречий: -онько (легонько), -енько (давненько), -енечко (хорошенечко), -онечко (тихонечко) и др.

Пишем сочинение

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога

А. И. Тихонова: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Текст из варианта № 1108. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2011 год

(1)Жил в нашей деревне Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему.

(3)Здесь, возле его одинокого домишки, я в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку...

(4)Музыка эта как будто пригвоздила меня к месту. (5)Я замер и стал вслушиваться. (6)Мне казалось, что и не музыка это, а ключ течѐт из-под горы. (7)Кто-то, казалось, припал к воде губами, пьѐт, пьѐт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. (8)Но скрипка сама потушила этот жар.

(9)На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (10)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

(11)О чём же это рассказывала мне музыка? (12)На что она жаловалась? (13)На кого гневалась? (14)Почему так тревожно и горько мне? (15)Почему жалко самого себя?

(16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом она обозначала столику стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.

(24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

– (25)Сыграйте, дяденька, ещё.

– (26)Что тебе, мальчик, сыграть?

– (27)Что хотите, дяденька.

(28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. (29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.

(30)Прошло немалое время, пока я узнал музыку. (31)Та же самая была она, и в то же время совсем другая. (32)Мягче, добрее.

(33)Я так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.

– (34)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого.

– (35)Вася думал вслух, не переставая играть.

– (36)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, – он ещё не сирота. (37)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине... (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний привет.

(41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но всѐ равно она оборвалась.

(50)Тишь. (51)Темень. (52)Грусть.

– (53)Спасибо вам, дяденька, – прошептал я. (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил:

– (55)За что?

– (56)Я не знаю, за что...

(57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (59)Мне ничего сейчас не страшно! (60)В эти минуты не было вокруг меня зла.

(61)Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось.

(По В. Астафьеву) *

*Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушѐл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжѐлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.

Работаем с черновиком

Планработы Рабочиезаписи
I. Вступление I.Смыслвысказываниярусскогофилолога А. И. Тихонова: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». Корень несёт в себе главное: лексическое значение слова. Приставка и суффикс служат для образования новых слов, они также могут придавать слову субъективную оценку.
II. Основная часть. II.Примеры из текста: 1. Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домишко ( предл. № 3), избушка (№ 18), столик (№ 21), палочка (« 23), тихонько (№ 24), штырёчки (№28), тонюсенький (№ 44), дяденька (№53). Это соответсвует настроению текста. 2. Вслушиваться – предложение 5, не просто слушать, приставка В- придаёт значение усиления действия, суффикс –ИВА- - постоянное действие, постфикс –СЯ - внутреннее состояние субъекта, настроение, переживание 3.Приоткрыл – предложение 24, приставка при- обозначает неполноту действия, суффикс –Л указывает на то, что глагол употреблён в прошедшем времени
III. Заключение III. Несомненно, главное лексическое значение слова заключено в корне, но не случайно приставку и суффикс называют значимыми частями слова. Они придают слову дополнительные значения. Следовательно, абсолютно прав А. И. Тихонов, утверждая: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».  

Сочинение

Строительным материалом для слова могут быть приставки и суффиксы. Присоединяясь к корню, они могут образовывать новые слова, могут обладать возможностями давать словам субъективную оценку. Об этом говорит лингвист

А. И. Тихонов, отмечая, что «смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». В этом легко убедиться, анализируя любой текст, в том числе и отрывок из произведения В. П. Астафьева.

Обратимся к предложению № 5. В нём есть слово «вслушиваться». Не случайно автор употребляет именно этот глагол: приставка В- в данном случае придаёт значение усиления действия, а суффикс –ИВА- указывает его повторяемость, постоянство, постфикс –СЯ – на внутреннее состояние героев, на их настроение, переживание.

В тексте много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домишко ( предл. № 3), избушка (№ 18), столик (№ 21), палочка (« 23), тихонько (№ 24), штырёчки (№28), тонюсенький (№ 44), дяденька (№53). Эти слова соответствуют нежному, лиричному настроению, которое возникло под влиянием музыки.

Несомненно, главное лексическое значение слова заключено в корне, но не случайно приставку и суффикс называют значимыми частями слова. Эти морфемы образуют новые слова, могут придавать экспрессивные значения. Следовательно, абсолютно прав А. И. Тихонов, утверждая: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».

 

Сочинение 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.